В прошлом номере журнала Akyl-kenes был опубликован подробный аналитический материал о том, что ждет глобальную экономику после первой волны пандемии. За короткий промежуток времени тема, посвященная COVID-19, стала важной и неотъемлемой частью глобальной повестки дня. Если в начале некоторая часть населения планеты не рассматривала всерьез нарастающую вирусную угрозу, то сегодня мир находится на пороге новых реалий, с которыми связаны и новые вызовы для человечества. Нерешенные до пандемии глобальные геополитические и экологические проблемы, а также вопросы, связанные с замедлением роста мировой экономики и поиском эффективной вакцины, требуют быстрого поиска ответов на них. Сегодня стало ясно одно: пандемический кризис либо вносит раскол в общество, либо его консолидирует.
Ковидная турбулентность
Недавно IATA сообщила приятную новость о постепенном оживлении деятельности национальных авиаций по всему миру. Вслед за внутристрановыми перелетами постепенно возобновляются международные рейсы. Если в марте глобальный объем выполненных пассажирокилометров составил 700 млрд единиц, то в начале мая эта величина снизилась в четырнадцать раз! К мартовскому уровню мировая авиация вернется не раньше, чем в первом квартале 2021 года. Да и то этот вариант считается оптимистичным. Восстановление прежнего статуса-кво будет формироваться за счет постепенного роста доверия людей к окружающей их среде, поскольку вероятность заразиться вирусом вне дома сейчас является высокой. Спрос на авиаперелеты будет увеличиваться по мере того, как будет складываться эпидемиологическая обстановка в разных странах. Недостаток спроса объясняется рецессией, снижением уверенности людей, уменьшением их доходов и сокращением деловой активности. Предполагается поэтапное восстановление международных авиаперевозок. Первая фаза, выпадающая на летний сезон, включает в себя страны, в которых на стотысячное население приходится менее пятидесяти заболевших человек, а количество новых зараженных составляет менее тысячи человек. Вторая фаза приходится на второй и третий кварталы этого года. В рамках третьей фазы будут возобновляться дальние перелеты.
Несмотря на спровоцированный вирусом кризис, транспортные авиаперевозки остаются в большом спросе. Страны продолжают вести торговлю, завозится гуманитарная помощь, люди осуществляют различные заказы через Интернет. Но снижение поступления денежных средств после закрытия воздушного пространства для пассажирских перевозок привел к большому кассовому разрыву. На второй квартал 2020 года пришелся пик оттока денежных средств, поскольку практически все авиакомпании были вынуждены возвращать своим клиентам деньги за неиспользованные билеты. Отсутствие перелетов привело не только к стопроцентному падению доходов в авиационной отрасли, но и к сокращению расходов на содержание персонала и прочих ранее имевших место фиксированных расходов. По оценкам экспертов, на возмещение расходов, связанных с массовым возвращением билетов, у авиакомпаний по всему миру ушло порядка 61 млрд долларов США.
Правительства многих стран начали оказывать помощь авиаотрасли, чтобы удержать свои авиакомпании на плаву. По подсчетам Брайана Пирса, главного экономиста IATA, совокупный объем правительственной помощи по всему миру составил примерно 50 млрд долларов США в виде возвратных кредитов. Помимо этого, были выданы субсидии по зарплате в размере 35 млрд США, кредитные гарантии на сумму 12 млрд долларов США, долевое финансирование на сумму 11 млрд долларов США, субсидирование маршрутов на сумму 2 млрд долларов США, различные вливания на сумму 1 млрд долларов США, а также была предоставлена отсрочка налоговых платежей на сумму 3 млрд долларов США. Следует также учитывать прочие банковские займы, выпуск авиалиниями еврооблигаций, выручку от продаж воздушных судов и пересмотренные договоры обратной аренды.
Пробуждение авиационной отрасли начнется с тяжелого и вынужденного долгового похмелья. Если на конец 2019 года совокупные долговые обязательства мировой авиации составляли 430 млрд долларов США, то к концу 2020 года он возрастет до 550 млрд долларов США. Таким образом, весь рынок с нетерпением ждет 2021 года, когда будет наблюдаться всплеск спроса, который хоть и будет выше, чем в 2020 году, но окажется существенно ниже в сравнении с 2019 годом. Большие надежды возлагаются на крупные международные мероприятия, которые были отложены в 2020 году. Авиакомпании будут всячески стимулировать спрос, чтобы хоть как-то привлечь денежные средства для обслуживания большого долга, покрытия текущих расходов и получения маломальской прибыли.
Справедливости ради следует отметить, что COVID-19 не стал причиной финансовых проблем для всех авиакомпаний мира. Даже до объявленной пандемии многие авиакомпаний испытывали финансовые трудности. По итогам прошлого года порядка сорока ведущих авиакомпаний выходили в ноль, менее двадцати — приносили прибыль в районе 100 млн долларов США, не говоря о более ста двадцати компаниях, которые имеют убытки в размере более 2 млрд долларов США. Для выхода из сложившейся ситуации авиационной отрасли поможет совокупность факторов в виде привлечения новых инвестиций в отрасль, а также восстановления туристической отрасли и разорванных цепочек поставок.
Идеальный шторм в нефтегазовой отрасли
COVID-19 обнажил проблемы, имевшиеся в мировой нефтегазовой отрасли, которая не скрывала своих тесных связей с геополитикой. Во время пандемии, когда мир буквально на полпути остановился, произошло резкое перенасыщение рынка предложением нефти, что вылилось в падение цен на нее. Национальные бюджеты стран ОПЕК оказались под большим стрессом. В этот момент даже первоклассники поняли, что сложившаяся ситуация рано или поздно приведет к сокращению инвестиций в отрасли и пересмотру ранее заявленных планов. В этой связи операционная приостановка добычи нефти на некоторых дорогостоящих нефтяных проектах может сильно повлиять на их экономику. Особенно чувствительными к сокращению добычи окажутся проекты, где себестоимость добычи нефти является высокой. Вследствие этого по всему миру могут быть пересмотрены, отложены или отменены основные капитальные проекты.
Кризис не обошел стороной и нефтеперерабатывающие заводы, которым также грозила полная остановка. НПЗ начали испытывать слабую загруженность, что приводило к значительному уменьшению доходов и даже к убыткам. Если нефтегазовые компании еще как-то могли маневрировать, то у НПЗ нет возможности сокращать свои капитальные расходы, им сложно привлекать большие инвестиции и начинать свои «гринфилд» проекты, чтобы поправить пошатнувшийся баланс.
В результате где-то необратимого процесса многие активы в нефтегазовой отрасли потеряли свою привлекательность в глазах нефтяных компаний, что привело к реструктуризации. Многие национальные компании по всему миру начали ревизию в своем хозяйстве, чтобы в очередной раз оптимизировать недооптимизированное. Рынок резко ожил, когда на него начало выбрасываться большое количество сделок по еще вчера привлекательным, а сегодня уже стрессовым активам, которые в одночасье вдруг стали доступными. Среди энергетических компаний начал прослеживаться четкий тренд на переход к «зеленому» формату. Но все же несмотря на все имеющиеся преимущества ВИЭ, многие крупные игроки намерены продолжать затягивать транзитный период. Как ни крути, дешевая нефть может замедлить переход к ВИЭ.
Новые реалии и день сурка
COVID-19 стал своего рода неожиданным катализатором перемен, к которым человечество не оказалось готовым. Привычный уклад жизни большей части населения планеты оказался под угрозой, поскольку пандемия кардинально изменила его. Оставив спор о том какую природу имеет новоявленный вирус, можно сделать вывод, что он стал неким спусковым крючком, с помощью которого кто-то намерен снести старую конструкцию и возвести новую.
Рынок развлечений стал одним из тех немногих счастливчиков, которые смогли выжать все возможное из этой ситуации. Миллионам запертых дома людей были предложены многочисленные онлайн-ресурсы, с помощью которых «заложники» покупали все что можно купить – от игр до лекарств. В какой-то миг начало казаться, что время остановилось. Но на самом деле, оно семимильными шагами вело человечество к новым реалиям, с которыми придется иметь дело, прежде всего, современной экономической науке.
Мир начал незаметно для себя меняться задолго до вируса, когда начали устаревать парадигмы экономического конструктивизма. Вирус привел с собой новую эру в развитии экономики. Принципы, направленные на то, что надо выполнять свою работу хорошо, трансформировались в принципы, требующие, чтобы работа выполнялась лучше, чем отлично. От бизнеса теперь требуется больше дисциплины и продуманных решений. Прагматичный капитализм теперь меняется и становится более гибридным.
Поколение миллениалов быстро адаптировалось к новым реалиям, считая причиной всех экономических неурядиц неправильно работающую систему справедливого распределения богатства и ресурсов среди работающих людей. Делая ставку на результат, а не на обещания равных возможностей, каждый сам несет ответственность за свое будущее. Человечество по всему миру начало прозревать, видя изъяны в работе систем образования и здравоохранения. И то и другое начали оказывать услуги в онлайн-формате. Причем переход в новый режим, пусть и с огрехами, но все же произошел достаточно быстро. К примеру, в США телемедицина получила широкое распространение, что способствовало большему охвату населения и сравнительно более низкой стоимости обслуживания. В применении таких простых и очевидных подходов видится решение текущей проблемы. Рынок, сам того не осознавая, начал ратовать за выравнивание условий для всех участников рынка, поскольку он понимает, что оставшиеся за бортом люди просто перевернут общую для всех лодку. Проигравшими окажутся все без исключения.
Фокус на людях
Интересным является кейс американской телекоммуникационной компании Verizon, которая до 2000 года была известна миру как AT&T. При этом одно из подразделений компании называлось Bell Atlantic, сохранив в своем названии слово «Bell», с которого начиналась история этого гиганта. В 1877 году компания называлась Bell Telephone Company, а после ряда M&A компания стала именоваться Verizon Communications Inc. В период кризиса в корпорации не было уволено ни одного человека, а сотрудникам, работающим в опасных условиях, была повышена заработная плата. Почти 83% сотрудников корпорации работает дистанционно, многие из которых вовлечены в текущие проекты или в волонтерскую деятельность. Это позволяет дать людям, оказавшимся взаперти, чувство причастности к полезным делам. Руководство компании относится к своим сотрудникам так же, как политики – к своим избирателям, которым во время выборов они что-то обещали. Обратная связь со стороны сотрудников не заставила себя долго ждать. Каждые две недели они делятся информацией о своей эффективности, чтобы на ее основе выявить то, что можно улучшить в работе. Понимая важность связи, которая позволяет людям коммуницировать друг с другом, корпорация приняла верное решение не расторгать контракты с неплатежеспособными клиентами. Ведь, «стоит лишь раз оборвать связь с клиентами, ее уже не получится восстановить» в прямом и переносном смысле. Наш скрупулезный читатель может возразить, что, мол такой крупной корпорации ничего не стоит делать что-то для людей. Но ее примеру последовали и такие низкодоходные ритейлеры, как Dollar General, Walmart и Target. В рейтинге наиболее социально ориентированных компаний компания Target находится на втором месте после повышения зарплаты сотрудникам, работающим в зоне риска; предоставления оплачиваемого больничного тем, у кого обнаружились симптомы болезни; оказания всяческих мер поддержки сотрудникам, имеющих на попечении детей и пожилых людей.
И это правильно, поскольку именно внимание, оказываемое людям в период пандемии, высоко оценивается обществом. Это подтверждается результатами социального опроса более 100 000 человек американцев, проведенного компанией Just Capital. Правильное отношение, уважение и забота любой организации к своим сотрудникам ставятся во краю угла.
Во время пандемии резко трансформировалась благотворительная отрасль, которая аккумулирует гигантские суммы на своих счетах. Именно компании, которые занимаются благотворительностью, стали своего рода подушкой безопасности и спасителем, который всегда и вовремя приходит на помощь. Но в период резкого снижения доходов и сужением рынка объемы благотворительной помощи также уменьшаются. С одной стороны, определенная часть общества критикует их за то, что такие компании пользуются разного рода налоговыми и прочими привилегиями, и более того влияют на общество. В ответ на критику меценаты и доноры придерживаются транспарентности и еще больше погружаются в философию, которая гласит «делай добро, пока живой», поскольку сегодня от летального исхода уже никто не застрахован. Филантропы и социально ориентированные предприниматели призывают увеличить минимальный порог пожертвований, поскольку помощь нуждающимся может возрасти, если не сегодня, то завтра.
Именно благотворители могут бросить спасательный круг миру, который тонет в экономическом хаосе. Наблюдается активизация маргинальных слоев населения, растут иждивенческие настроения, в разных странах мира то и дела слышны различные радикальные призывы, начиная от возврата к коммунизму, заканчивая национальным изоляционизмом. Поэтому сознательные и ответственные слои населения, которые соблюдают все меры безопасности, а также меценаты не позволяют случиться самому страшному. Ведь если все пустить на самотек, то мир ждут необратимые потрясения, которые приведут к полному краху. Осмысленные и скоординированные действия должны вернуть людям уверенность и веру в хорошее будущее.
Война войной, а футбол по расписанию
17 июня 2020 года УЕФА официально утвердил формат возобновления недоигранных матчей Лиги чемпионов сезона 2019/20, которые пройдут в августе 2020 года. Александр Чеферин, президент УЕФА, озвучил это решение после видеоконференции, проведенной исполнительным комитетом. По его словам, в скором будущем болельщикам будет даже разрешено посещать стадионы. Тем временем, возобновившиеся матчи регулярных чемпионатов разных стран проходят при пустых трибунах. Он отметил, что помимо основных европейских турниров, необходимо по возможности доиграть юношеские, футзальные и женские соревнования.
УЕФА одобрил основные принципы медицинского протокола, который будет регламентировать соблюдение санитарно-гигиенического плана для защиты здоровья всех участников матчей после возобновления соревнований. Оставшиеся четвертьфинальные, полуфинальные матчи и сам финал Лиги чемпионов пройдут в формате финального турнира по принципу плей-офф на лиссабонских стадионах «Эштадиу ду Бенфика» и «Жозе Алваладе» в период с 12 по 23 августа 2020 года. Новый формат не предполагает ответных матчей, как это было ранее. Если после основного времени не будет выявлен победитель, то во всех четвертьфинальных и полуфинальных матчах будет назначено дополнительное время. Предусмотрена серия послематчевых пенальти, если ничейный счет будет зафиксирован после истечения дополнительного времени. Аналогичный регламент будет применяться к матчам и в других соревнованиях.
Недоигранными остались матчи 1/8 финала Лиги чемпионов между «Ювентусом» и «Лионом» (первый матч завершился со счетом 1:0 в пользу «Лиона»); между «Манчестером Сити» и «Реалом Мадрид» (первый матч завершился со счетом 1:2 в пользу «Манчестер Сити»); между «Баварией» и «Челси» (первый матч завершился со счетом 0:3 в пользу «Баварии»); между «Барселоной» и «Наполи» (первый матч завершился со счетом 1:1). Эти матчи состоятся 7-8 августа 2020 года на стадионах принимающей стороны или на стадионах «Драгау» в Порту и «Афонсу Энрикеш» в Гимарайнше.
Что касается матчей Лиги Европы УЕФА, то четвертьфиналы, полуфиналы и финал пройдут в формате финального турнира по принципу плей-офф в Кельне, Дуйсбурге, Дюссельдорфе и Гельзенкирхене в период с 10 по 21 августа 2020 года. Поскольку первые матчи между «Интернационале» и «Хетафе», а также «Севильей» и «Ромой» так и не состоялись 12-13 марта 2020 года, победитель в этих парах определится по итогам одной игры.
Во время последнего заседания Исполнительного комитета УЕФА были внесены ключевые поправки к регламенту клубных турниров УЕФА в сезоне 2019/20. Согласно им, клубам теперь будет можно дополнить заявку тремя игроками в список «А» до конца этого сезона. При этом, количество игроков, заявленных в список «А», по-прежнему не должно превышать двадцати пяти футболистов. Клубам не разрешено вносить новых игроков, которые оказались в их распоряжении после 3 февраля 2020 года. Во всех оставшихся матчах этого сезона клубам разрешается проводить по пять замен. В следующем сезоне максимальное число замен снова станет равным трем.