Если бы журнал мог издавать звуки, то эта статья начиналась бы со всем известной мелодии, автором которой является Нино Рота, легендарный итальянский композитор, лауреат премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми». Речь идет о «Вальсе Крестного отца», с которого начинается шедевр современного кинематографа, вызывающий интерес и восхищение у представителей разных поколений. В 2018 году в качестве ответа на вопрос, заданный Стивену Кингу в Твиттере о лучшем фильме, который он когда-либо смотрел, он назвал вторую часть эпической гангстерской трилогии «Крестный отец». В этом году отмечается тридцатилетие со дня выхода заключительной части этой картины, снятой по мотивам одноименного романа Марио Пьюзо легендарным американским режиссером Фрэнсисом Фордом Копполой. Она считается величайшим гангстерским фильмом по версии Американского института киноискусства, занимающей ведущие позиции в списке лучших фильмов в истории кинематографа.
Культовый фильм является обладателем трех премий «Оскар», присужденных по номинациям: «Лучший фильм года» (1973, 1975), «Лучший адаптированный сценарий» (1973, 1975) и «Лучшая мужская роль» (1973). В честь всеми любимого юбиляра в Казахстане и странах СНГ открыт официальный фан-клуб «Крестного отца», идею открытия которого предложил Грэй Фредериксон, известный и титулованный американский кинопродюсер. Появление фан-клуба объединит всех поклонников этого киношедевра, живущих в странах постсоветского пространства, сделав возможным их общение между собой и проведение всевозможных тематических мероприятий.
Один из «отцов» «Крестного отца»
Грэй Фредериксон является одним из старых соратников и друзей по цеху Фрэнсиса Форда Копполы, американского кинорежиссера, сценариста и продюсера, вместе с которым они подарили миру одну из лучших кинокартин мира. Фрэнсис Ф. Коппола шесть раз становился лауреатом премии «Оскар», одна из которых была присуждена за выдающийся продюсерский вклад в развитие кинопроизводства, три – за блестяще написанные сценарии для своих фильмов и по одной за лучшую режиссуру и лучший фильм. На его полке также красуются две «Золотые пальмовые ветви» и большое количество наград и номинаций в области кинематографа.
В «Заметках о сюжете и персонажах», которые вел Коппола, есть следующая запись: «Кадр может быть одним словом, но лучше, когда он составляет целое предложение». Под этим предложением понимаются два противоположных полюса, в которых сохраняется уникальный стиль. Беседуй режиссер как с неискушенным зрителем, так и со знатоком кино, он привел бы в качестве подтверждения своих слов фильмы Макса Офюльса и Ясудзиро Одзу. Камера последнего двигалась крайне редко, а сцены снимались японским классиком с одного красиво выстроенного ракурса, что превращало статичность камеры в преимущество. Оно заключалось в том, что все передвижения героев запечатлевались динамичными и глубокими. В итоге каждый кадр в работах Одзу гармонично вписывался в целый пласт смысла, словно кирпичик в красиво и правильно уложенной стене. Его противоположностью являлся немецкий режиссер, чья камера непрерывно двигалась по всей съемочной площадке.
Эти два разнополярных кинематографических стиля столкнулись на профессиональном поприще в самом начале карьеры Копполы. Они были привнесены кинооператорами Гордоном Уиллисом и Витторио Стораро, которые снимали «Крестного отца» и «Апокалипсис сегодня» соответственно. В «Крестном отце», снятом в чисто классическом стиле, каждый кадр тщательно продумывался и ложился ровным кирпичиком в аккуратной структуре сцен. В каждый из таких кадров нельзя уместить одновременно все задуманное, поскольку это убивает последующую расстановку кадров. По мнению Копполы, кадр, передающий простую мысль, является словом, которое описывает эту же мысль.
Вместе с Фрэнсисом Ф. Копполой Грэй Фредериксон в течение долгих лет работал над рядом проектов, наиболее известными из которых являются трилогия «Крестный отец», «Апокалипсис сегодня», «От всего сердца» и «Изгои». Грэй Фредериксон получил «Оскара» в качестве сопродюсера второй части «Крестного отца» на 47-ой церемонии вручения престижной кинопремии в 1975 году. На награду, задуманной Луисом Бартом Майером, главой американской киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer», Фредериксон был номинирован за работу над фильмом «Апокалипсис сегодня» в 1980 году. В 2007 году он стал лауреатом премии «Эмми» за документальный фильм «Мечтай о большем: жизнь и наследие Роберта Керра». За плечами Грэя Фредериксона имеется колоссальный и познавательный опыт работы над примерно сорока фильмами и проектами в качестве актера и продюсера. Из последних его работ можно отметить новый проект «Отдаленная перспектива», исполненный в форме кинематографического живого театра и срежиссированный его старым другом Фрэнсисом Ф. Копполой.
На пути к большому успеху
Грэй Фредериксон родился и вырос в «штате проворных» - в Оклахоме. Наверняка, официальный девиз «Труд все побеждает» и прозвище штата по-своему повлияли на будущего мастера продюсирования, которого назовут продюсером от Бога. Его дед был нефтяником и владел компанией по добыче и продаже природного газа. Его родители видели в юном Грэе продолжателя семейного бизнеса, но он не любил людей в деловых костюмах и не особо рвался продолжать дело предков. Молодой и темпераментный Фредериксон всегда мечтал о том, чтобы подальше уехать из родного штата, считая нефтяной бизнес скучным и неинтересным. Когда наступил подходящий момент он начал много путешествовать по Европе, поступил в Лозаннский университет, после завершения которого оказался в Вечном городе.
Если не вдаваться в подробности, то в киноиндустрии Грэй оказался случайно, хотя сразу же полюбил ее всем сердцем. Его первым фильмом стал короткий черно-белый фильм «Натика», в котором снимался Джон Берримор Младший, сын легендарной кинозвезды Джона Берримора. Это был малобюджетный фильм, но Грэй смог неплохо заработать на нем после его выхода в прокат. В течение последующих пяти-шести лет, наполненных яркими событиями и насыщенной творческой деятельностью, Грэй в основном работал с итальянскими режиссерами. Одним из таких режиссеров был Джан Луиджи Полидоро, с которым Грей работал над картиной «Американская жена». В этом фильме снимались Уго Тоньяцци, Ронда Флеминг и Джульет Прауз, которая была помолвлена с Фрэнком Синатрой и снималась в «Блюзе» с Элвисом Пресли.
В 1966 году Грэй Фредериксон снял последний из своих итальянских фильмов, который хорошо знаком многим из читателей журнала Akyl-kenes. Это фильм режиссера Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой», главную роль в котором сыграл Клинт Иствуд. Этот фильм сделал две сильные личности друзьями, а Клинт Иствуд даже предложил Грэю продюсировать фильмы с его участием. Грэй до сих пор сожалеет о том, что тогда отказал будущему оскароносцу, поскольку Фредериксону нужно было зарабатывать деньги для своих картин. Клинт Иствуд, ставший иконой вестернов, тогда сулил неплохие заработки от будущих фильмов, но денег на тот момент у него не было. Тем не менее дружить они не перестали, а вернувшись в США, Клинт познакомил Грэя с Альбертом Рудди и Питером Бартом. Последний являлся вице-президентом по продакшену в «Paramount Pictures». Американские кинокомпании тогда сильно удивлялись способности малобюджетных «спагетти-вестернов», над которыми работал Грэй Фредериксон, приносить хорошую прибыль. Кинокомпания предложила ему снять фильм «Малыш Фаусс и Большой Хэлси» в паре с режиссером Сидни Фьюри. Проделанная работа понравилась кинокомпании, а следующим шагом стала трилогия «Крестный отец». Но к этому мы вернемся чуть позже…
До «Крестного отца», в 1968 году, Грэй Фредериксон снимает фильм «Сладкоежка», сценарий для которого написали Терри Саузерн и Мэйсон Хоффенберг. Это была первая совместная работа Грэя Фредериксона и Марлона Брандо, с которым они в будущем снимут киношедевр. Помимо будущего Дона Корлеоне в этом фильме снимались Ева Олин, Ричард Бартон, французский певец Шарль Азнавур, американский боксер-профессионал Шугар Рэй Робинсон, легендарный Ринго Старр, барабанщик группы «Beatles», и многие другие известные личности. Этот фильм стал культовым для только-только зарождавшейся эпохи хиппи и был снят в качестве пародии на некоторые американские фильмы.
Впоследствии Фрэнсис Ф. Коппола предлагал Грэю Фредериксону спродюсировать фильм «Дракула» с Энтони Хопкинсом в роли Ван Хельсинга, но Грэй был вынужден отказать в связи с начавшейся работой над фильмом «Божьи коровки». Вместо него фильм, основанный на одноименном готическом романе Брэма Стокера, спродюсировали Чарльз Малвехилл, Сьюзан Финч и другие. Тем не менее, Коппола и Фредериксон работали над другими картинами и сохраняют дружбу, длящуюся более полувека.
Продолжая тему фильмов, в которых он мог бы выступить продюсером, следует вспомнить про Стивена Спилберга, предложивший Грэю поработать над фильмом «Инопланетянин» (1982). Грэю пришлось отказать ему по той же причине, по которой он ранее отказал Копполе. Причиной были те же «Божьи коровки». Правда, позже Стивен Спилберг вновь вернулся к Грэю, на этот раз предложив продюсировать «Список Шиндлера». Грэй был вынужден снова отказаться. Об этом Грэй сожалеет до сих пор, как сожалеет об отказе полноценно сотрудничать с Клинтом Иствудом.
Продюсер от Бога, как еще называют Грэя Фредериксона, много работал в последние годы, выпустив немало художественных и документальных фильмов, некоторые из которых удостаивались престижных премий. В итоге три его фильма включены в список ста лучших фильмов по версии Американского института киноискусства, а его имя включено в Зал славы Оклахомы в качестве выдающейся личности.
Как снимался «Крестный отец»
Заряженный успехом и признанием Грэй Фредериксон вместе с Альбертом Рудди начали готовиться к сложной работе над реализацией большого и исторического проекта под названием «Крестный отец». Это сейчас картина ситается шедевром и входит в сокровищницу кинематографа. Но в самом начале процессе работы над фильмом было все не так гладко. В студии чувствовалось напряжение, связанное со скандальностью Марлона Брандо и неопытностью Аль Пачино. В «Paramount Pictures» колебались между окончательным выбором в пользу Фрэнсиса Копполы или Сидни Фьюри в качестве режиссера. Во время принятия решения рассматривались другие кандидаты на роли Вито Корлеоне и Майкла Корлеоне. Сейчас это кажется невозможным, но вместо Марлона Брандо роль Крестного отца могли сыграть Эдвард Робинсон, Лоуренс Оливье и другие актеры. Во время кастинга Марлон прослушивался с набитыми под грим кусками ваты, что придавало ему более суровый вид и бульдожий оскал, и в результате выбор остановился на нем.
Работа над второй частью была уже полегче, благодаря слаженной кооперации продюсеров Фрэнсиса Копполы, Альберта Рудди и Грэя Фредериксона. К звездной когорте исполнителей главных ролей присоединился Роберт Де Ниро, сыгравший молодого Вито Корлеоне. Вновь на высоте оказался Нино Рота со своими оригинальными драматическими композициями, которые обогатили фильм.
Когда Роберт Де Ниро получил роль молодого босса мафии во второй части трилогии, он серьезно и досконально изучал исполнение роли Марлоном Брандо. На двадцать восьмом этаже Башни Трампа находился кинозал, в котором Де Ниро просмотрел записи всех сцен с участием Брандо. Так, персонаж Вито Корлеоне подарил Марлону Брандо и Роберту Де Ниро звание лауреатов премии «Оскар». Хотя Де Ниро первоначально прослушивался на роль Сонни Корлеоне, которая в итоге досталась Джеймсу Каану. При этом величайшей несправедливостью считается то, что Аль Пачино, сыгравший Майкла Корлеоне и которого называют голливудским Гамлетом, остался без награды после выхода фильма. Но и Марлон Брандо «лишился» премии, отказавшись от своего заслуженного «Оскара» в знак протеста против дискриминации коренных жителей Америки.
В итоге первая часть трилогии, вышедшая в 1972 году, побила все рекорды популярности. При бюджете в 6 млн долларов США после выхода в прокат картина принесла прибыль в более чем сорокакратном размере. Первая часть «Крестного отца» получила три «Оскара», пять «Золотых глобусов», вторая часть – шесть «Оскаров» и столько же «Золотых глобусов», а третья часть, участвовавшая в семи номинациях, не получила ни одной награды.
Олег Борецкий, известный казахстанский кинокритик, поделился своим мнением и малоизвестными фактами, связанными с трилогией «Крестный отец». 15 марта 1972 года никто не ожидал, что у этой картины будет ошеломительный успех, поскольку само произведение Марио Пьюзо, который вместе с Копполой работал над сценарием, было достаточно скромным и сложно адаптируемым под формат фильма. Но они смогли написать сценарий на основе романа и превратить его в культовый фильм, что в истории кино случалось крайне редко. Если говорить о первой части трилогии, то ее можно назвать абсолютно совершенным фильмом. Он повествует о корнях и законах чести итальянской мафии, коррупции, насилии и благородном гангстере Доне Корлеоне. Примечательно, что на протяжении всей саги слово «мафия» ни разу не произносится, хотя в свое время вовсю ходили кривотолки о том, что фильм снимался на деньги Cosa Nostra.
Коппола сумел превратить сложный гангстерский сюжет в семейную историю, чем, прежде всего, объясняется успех этого фильма. Объективной является оценка Леонарда Малтина, известного американского кинокритика, который без преувеличения назвал картину «Крестный отец» ответом 70-х на «Унесенные ветром», снятого Виктором Флемингом в 1939 году. На самом деле, эти фильмы никак не связаны друг с другом, но их объединяет мастерство режиссеров, сумевших превратить простой сюжет в целый эпос.
В этом фильме есть немало деталей, которые со временем обрастали легендами и мифами. Можно говорить об апельсинах в этом фильме, уважая любую точку зрения, имеющуюся на их счет: от простой киногеничности до символа Сицилии. Знатоки же утверждают, что появление апельсинов в кадре предрекает чью-то смерть. В самом начале фильма во время разговора между консильери Томом Хагеном и продюсером Джеком Вольцем, которые за ужином обсуждали просьбу о получении роли Джонни Фонтейном, на столе также фигурируют апельсины. Разговор ни к чему не приводит, а наутро несговорчивый Вольц обнаруживает в своей постели отрубленную голову своего любимого коня стоимостью в шестьсот тысяч долларов США. Грэй Фредериксон раскрыл секрет, что голова лошади, которая была использована в утренней сцене с главой киностудии, была настоящей. Джон Марли, игравший продюсера, не пожелавшего дать роль крестнику Дона Корлеоне, до того сильно испугался во время съемок, что отказался дальше работать. Ведь было чему испугаться, ибо все было натурально: голова истекала настоящей теплой и липкой кровью. Съемочной группе пришлось использовать двойника, чтобы доснять сцены с участием неуступчивого продюсера.
Далее идет сцена, где Вито Корлеоне покупает апельсины у уличного торговца фруктами, а спустя мгновение на него совершается покушение. В конце первой части глава семейства разыгрывает маленького внука кожурой цитруса и немного позже умирает от сердечного приступа. Уже во время встречи глав пяти семейств апельсины появляются в кадрах с Доном Страччи, Доном Татталья и Доном Барзини, которые будут убиты во время кульминационной сцены. Есть пара других сцен с апельсинами, но точку в этой трилогии опять же ставят апельсины. Умирая, Майкл Корлеоне роняет на землю апельсин, ставший в какой-то степени символом смерти.
Малоизвестным является факт, что Коппола отказывался снимать третью часть истории, хотя после второй части прошло достаточно времени. Предлагалось даже завершить трилогию, которая по своему сценарию начала отходить от первоначального сюжета. Трилогию могли завершить Мартин Скорсезе или Майкл Чимино, который незадолго до этого, в 1987 году, снял фильм «Сицилиец» по одноименному роману того же Марио Пьюзо. Но трилогию все же завершил сам Фрэнсис Форд Коппола, который одним выстрелом убил двух зайцев, поправив свое материальное положение, а заодно вовлек в съемки заключительной части свою дочь Софию. Она сыграла роль Мэри Корлеоне, сменив заболевшую Вайнону Райдер.
Также не все знают, что люди, гулявшие на свадьбе дочери Вито Корлеоне в самом начале фильма, являлись настоящими итальянцами, друзьями семьи Коломбо, которая контролировала организованную преступность в Нью-Йорке. Ленни Монтана, игравший Луку Брази, наемного убийцу, работавшего на Вито Корлеоне, в жизни являлся осужденным уголовником, убийцей и профессиональным поджигателем. По его рассказам, он брал часы с кукушкой и ставил под них свечку. Когда кукушка вылезала из домика, то она опрокидывала свечу, после падения которой загорался весь дом. В качестве другого способа он привязывал вату, смоченную в бензине, к мышиному хвосту и поджигал ее. Мышь убегала в свою норку, и все возгоралось. Грэй Фредериксон рассказал, что этого персонажа было интересно режиссировать, хотя он совершенно не умел играть. В первый же день съемок Коппола серьезно обеспокоился тем, что Ленни сильно боялся камер и не мог выучить текст. Опасаясь за свою жизнь, Фрэнсис отказался от предложения Грэя заменить поджигателя на другого актера. Фрэнсис специально вставил в фильм сцену, где подруга Майкла Корлеоне интересуется личностью устрашающего мужчины, который в это время сидел и по-настоящему заучивал свой текст перед записью сцены встречи с Доном Корлеоне. Со стороны это выглядело как волнение наемного убийцы перед встречей с Крестным отцом. Правда, после короткого диалога в кабинете Корлеоне Лука Брази до своей смерти в фильме практически не разговаривал.
В самой Италии эту картину считают итальянской кинооперой, в жанре которой снято и признано не так много фильмов. Молодому Копполе было тридцать два года, когда он снимал эту картину. Весьма гармонично и успешно сложилась его работа с композитором Нино Рота, чье имя считается гениальным в мире киномузыки. Без его шедевров нельзя представить ни одну работу Фредерико Феллини. Даже если бы Рота не писал бы музыку к фильмам Феллини (чего быть, конечно, не могло), то он вошел бы в историю благодаря своему шикарному саундтреку к фильму Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта». Безусловно, его мелодии, которые исполняются в «Крестном отце», являются шедевром.
Особая интонация и тонкие нюансы, которые обогащают и подпитывают фильм невидимой энергетикой, являются во многом заслугой признанного композитора. Значение фильма, как и его мелодии, остаются непреходящими даже спустя десятилетия. Его можно пересматривать бесконечно, поскольку в нем соединяются две очень важные человеческие ценности, которыми живут люди с начала времен. Ими являются семья и власть, которые сопровождают человека в его жизни. Фильм рассказывает о находящихся на вершине власти людях, поставивших на кон определенные человеческие ценности, но, при этом не переступающих через некоторые грани ради сохранения чести семьи.
Кшиштоф Занусси, польский режиссер, продюсер и лауреат Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», рассказывал о социологическом исследовании, которое проводили среди населения, с целью узнать у них значение слова «честь». Как выяснилось, лишь в слове «мафиози», причем в том значении, которое придается ему в Италии, содержится понятие «человек чести».
Несмотря на то, что вся начинка трилогии является итальянской, «Крестный отец» является чисто американской картиной, в которой нет отдельно взятой национальной черты. В этом фильме переплавлены многие аспекты, имевшие место в США после Второй мировой войны. Эта картина о том, как можно многое изменить в своем прошлом и о том, как сложно при этом остаться человеком. Это один из немногих фильмов в истории кино, которые можно по пальцам пересчитать, в которых условность сюжета, декораций и костюмов не столь сильно бросается в глаза. При этом картина сильна своим содержанием, смысловой нагрузкой и вечными философскими вопросами, которые не имеют однозначного ответа. Поэтому каждое новое поколение по-своему будет ими задаваться и пересматривать «Крестного отца».
Дорога, ведущая в «Город-призрак»
Этой весной легендарный Грэй Фредериксон объявил о том, что будет продюсировать фильм совместно с казахстанским режиссером Саламатом Мухаммедом-Али, который известен по своему фильму «Весь мир у наших ног».
Чтобы узнать, с чего Саламат Мухаммед-Али и его команда начинали свой путь к новому фильму и сотрудничеству с Грэем Фредериксоном, необходимо перемотать пленку на несколько лет назад. В конце 80-х прошлого столетия в Казахстане начали появляться первые видеосалоны, которые открывались на квартирах, в полуподвальных помещениях, в актовых залах и небольших заведениях. Интерес к зарубежным фильмам с одноголосым гнусавым дубляжом был запредельным. Фильмы с участием Брюса Ли, кумира всех подростков, являлись наиболее популярными в те годы. Тогда у Саламата и зародилась мечта в будущем снимать свое кино. Первые шаги к мечте были сделаны им после настоятельных требований приобрести ему видеокамеру «Panasonic-M4». Новая камера стала использоваться для семейных, школьных и свадебных съемок. Творчество всегда находилось рядом с юным Саламатом. В школьные годы он играл в популярной в Мангистауской области рок-группе «Эпоха», которую сам основал и писал для нее песни и музыку.
После получения школьного аттестата увлечение кино только усилилось. Саламат поступает в Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева и досрочно оканчивает факультет автоматизированных систем управления. Выбор на эту специализацию пал по причине желания освоить компьютерные навыки и работать независимо ни от кого. В наше время эту специальность называют «инженер IT-технологий». Полученные знания помогли в работе на местном канале «МиК ТВ», где Саламат в должности технического директора занимался компьютерной графикой и монтажом. На этот период приходится первое портфолио музыкальных клипов, социальных роликов и документальных фильмов, в которых он выступает режиссером и продюсером.
Но всего этого было мало, чтобы самостоятельно снимать кино. На алтарь достижения своей заветной детской мечты было поставлено все: небольшой прибыльный бизнес, связанный с компьютерами, зона комфорта и личная жизнь. Саламат решился на рискованный шаг, продав свой бизнес. На вырученные средства были закуплены камеры, осветительные приборы, съемочные рельсы и другое съемочное оборудование. Некоторое время он жил в Москве, осваивая азы киноиндустрии, где он познакомился с Питером Жмутским, американским независимым продюсером и сценаристом, который когда-то переехал из Алматы в США. Наш бывший соотечественник имеет солидный и многолетний опыт работы в американской киноиндустрии, выпустив в качестве режиссера, продюсера и актера двадцать пять фильмов. Его труды были высоко оценены экспертами и награждены различными кинопремиями.
В марте 2015 года Саламат Мухаммед-Али выпустил свой дебютный фильм «Весь мир у наших ног», получивший хорошие отзывы со стороны зрителей и критиков. Совмещение элементов американского блокбастера и казахстанского стиля сделало фильм по-своему оригинальным. Эта картина стала последней, в которой снимался легендарный Питер О’Тул, восьмикратный номинант на «Оскар», призер четырех «Золотых глобусов» и любимчик королевы Елизаветы II. Он известен своими ролями Приама, отца Гектора и Париса в фильме «Троя» (2004), Тиберия в фильме «Калигула» (1979), Лоуренса Аравийского в одноименном фильме и многими другими.
Кроме него, в казахстанской ленте были заняты такие американские и казахстанские актеры как Майкл Мэдсен, один из любимых актеров Квентина Тарантино, снявшийся в фильмах «Бешеные псы» (1992), «Убить Билла» (2004), « Город грехов» (2005), «Омерзительная восьмерка» (2015) и др.; Кэри-Хироюки Тагава, профессионал, запомнившийся своей блестящей игрой в фильмах «Смертельная битва» (1995), «Перл-Харбор» (2001), «Мемуары Гейши» (2005), «Хатико: самый верный друг» (2009), «Я люблю Айсулу» (2019); Боло Йен, Том Листер, Дон Уилсон, Мурат Бисенбин, Нурлан Алтаев и другие. Бюджет картины составил семь миллионов долларов США.
В этой картине, изобилующей постановочными трюками, связанных с боевыми искусствами, преобладает довольно простая сюжетная линия. Главную героиню, честную, умную и красивую девушку, которую сыграла Карлыгаш Мухамеджанова, на крупную сумму подставляет негодяй, с ролью которого прекрасно справился Арманд Ассанте. Он специально продумывает эту схему, чтобы сделать ее своей должницей и добиться ее благосклонности. Девушка отстаивает свою честь и любимого человека, в роли которого выступил российский актер Алексей Франдетти.
Изначально создатели фильма не рассматривали этот фильм в качестве коммерческого проекта. Предполагалось, что он будет выходить сугубо в отечественном прокате. Но после того, как съемки фильма завершились в 2012 году, было принято решение выводить его на мировой кинорынок. Потребовалось немало времени и усилий, чтобы договориться с дистрибьюторами, завершить монтаж и переозвучить фильм. Сложная работа дала свои плоды, когда фильм, соответствующий высоким требованиям к звуку, монтажу, цвету и качеству изображения, прошел американский контроль качества. Это позволило режиссеру и продюсеру успешно провести переговоры с дистрибьюторами, по итогам которых был подписан долгожданный контракт с американской компанией «Shoreline Entertainment» на сумму в 10 млн долларов США. Контракт предоставлял компании право распространять фильм в десятках странах мира, включая США и Китай. Сегодня фильм можно посмотреть на площадках Netflix, Amazon, Itunes и т.д.
На американском кинорынке картина получила название «Diamond cartel», а ее продюсированием занялся известный американский кинопродюсер Грэй Фредериксон. В 2016 году фильм получил главные награды Балканского кинофестиваля «АРТ Амфора» в номинациях «За лучший игровой фильм» и «Лучшая режиссерская работа». Два года спустя эта картина получила Гран-при в номинации «Лучший фильм стран Шелкового пути-2018» на Шанхайском кинофестивале «The Silk Road Cohesion Awards 2018», являющемся азиатским аналогом премии «Оскар». Казалось бы, что этого было достаточно, чтобы снимать хорошие фильмы высокого уровня, но не доставало последних штрихов. Для выхода на качественно новый уровень Саламату была необходима…
… встреча с Грэем Фредериксоном
Зимой 2016 года Саламат Мухаммед-Али, который еще во время пост-продакшена своего первого фильма работал над своей новой идеей, показал сценарий своего следующего фильма с рабочим названием «Рабы» Питеру Жмутскому. Фильм, который предлагался в формате приключенческой драмы, повествовал о молодой и талантливой певице из Казахстана, оказавшейся в интеллектуальном рабстве. В погоне за мечтой завоевать мировое признание после ряда криминальных передряг в США, она попадает к безумному богачу, пожелавшему добавить ее имя в длинный список своих интеллектуальных рабов. Девушка делает все возможное, чтобы его планам не удалось сбыться, объявив ему войну.
Сценарий до того понравился Питеру Жмутскому, что он рассказал о нем Грэю Фредериксону, пообещав при этом Саламату лично познакомить его с легендарным продюсером. Питер помог с переводом сценария на английский язык и адаптировал «Рабов» под «Украденный голос». После ознакомления с работами Саламата у человека-легенды не оставалось сомнений для сотрудничества. Между Грэем и Саламатом состоялся разговор по скайпу, который предполагал жесткий регламент в десять минут. В итоге разговор затянулся на два с половиной часа, в конце которого Грэй Фредериксон согласился спродюсировать следующий фильм Саламата.
02.02.2020 - 22.02.2022
Речь идет о новом мистическом фильме «Город-призрак. Врата в другие реальности», генеральным продюсером которого является Грэй Фредериксон, а казахстанский режиссер-постановщик Саламат Мухаммед-Али и американский актер и сорежиссер Питер Жмутский – режиссерами картины.
Он рассказывает о неразгаданных загадках нашего мира, в котором издревле существуют тайны нашего мироздания, видимые лишь для узкого круга избранных лиц. Но ключи к разгадке секретов сохранились во многих Священных писаниях и книгах. Этот фильм позволит приоткрыть занавес тайн, о которых не догадывается человечество. Помимо этого, картина ставит перед собой цель донести до людей главную мысль, заключающуюся в том, что человечество должно понимать свое великое и большое предназначение – творить добро, идти к свету и гореть любовью.
Сама идея с новым кинопроектом началась с Питера Жмутского, когда тот думал над съемками хроник, реально имевших место в Оклахоме. Данная картина опирается на реальные события, поскольку в 1999 году во время многочисленных атак торнадо загадочным образом стали исчезать люди. Во время прохождения одного из больших торнадо погибает отец главного героя, вокруг которого разворачиваются дальнейшие события. Эти события полны мистики, фантастики и паранормальных явлений, происходящих в фильме. Сюжет предполагает открытие неких дверей, служащих вратами в другие реальности. Восьмерым ловцам торнадо предстоит познавать вещи, находящиеся за гранью нашей реальности. Именно им спустя десять лет после случившейся трагедии придется разгадывать историю с исчезновениями людей, оказавшихся в аномально-таинственной зоне под названием «Город-призрак», который расположен в штате Оклахома.
В состав команды также входит солидная группа казахстанских инвесторов, которые поддержали кинопроект. Планируется, что первый фильм будет сниматься в Америке, но в дальнейшем он будет выходить в формате многосезонного сериала. Выход в прокат этого фильма запланирован на мистическую зеркальную дату – 22 февраля 2022 года. Создатели фильма используют магические цифры и нумерологические символы, чтобы с их помощью приоткрыть миру глубокий замысел и месседж фильма, заключающийся в дуализме нашей реальности. Поэтому и выбрана двойка в качестве носителя этого дуализма, в котором неразрывно сосуществуют материальное и духовное начала. Зеркальность даты отражает диалектику мироздания, в которой закон единства и борьбы противоположностей открывает для всего человечества врата в другие параллельно существующие реальности.
О кастинге
Для участия в съемках этого фильма 02.02.2020 был объявлен широкий онлайн-кастинг для всех желающих, охвативший Казахстан и все страны СНГ. В нем могут участвовать все желающие в возрасте от 18 до 40 лет любого типажа и любой национальности, владеющие русским языком. Стоимость участия в онлайн-кастинге составляет 22 доллара США. По итогам первого тура будут отобраны 222 человека в унисон дате запуска кастинга.
Этим и отличается проводимый кастинг, в котором участвует команда профессиональных кастинг-директоров, подбирающая хорошо играющих и подходящих под типаж актеров. Особенно захватывающим будет этап полуфинала, в который будут отобраны по одиннадцать парней и девушек. В рамках пятидневного финального оффлайн-кастинга, который будет проводиться в Алматы, из их числа будут выявлены две новые будущие звезды, с которыми будет работать опытная команда продюсера с мировым именем.
В рамках квоты на две русскоговорящие роли в Казахстане и странах СНГ будут отобраны парень и девушка для участия в этом крупномасштабном проекте. Этот кастинг дает возможность абсолютно всем, кто желает попробовать себя в актерском деле. Любой человек, не имеющий актерского опыта, но имеющий желание, подпадающий под образ и обладающий харизмой и навыками, сможет получить путевку в Голливуд. Так начинали многие ныне известные актеры, которые всегда с чего-то стартовали. Грэй Фредериксон всегда отдает предпочтение новичкам, как когда-то открыл дорогу в мир большого кино таким грандам, как Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Патрик Суэйзи, Том Круз, Клинт Иствуд, Роб Лоу и др.
Еще один кастинг, но уже бесплатный, был объявлен для видеоблогеров в возрасте старше четырнадцати лет**. Наиболее активные и креативные получат возможность вести видео-дневник о финальной части кастинга и поехать на съемки в США, чтобы всецело освещать весь процесс и снять фильм о фильме. За время участия в этом конкурсе люди смогут обучиться новым навыкам ведущего, научиться профессионально снимать на камеру и делать видеомонтаж, получать призы на разных этапах, стать популярными в социальных сетях и монетизировать свои аккаунты.
Динмухамед Табылды, сопродюсер фильма, президент единственного и официального фан-клуба трилогии «Крестный отец» в Казахстане и странах СНГ, сравнил символическую сумму в 22 доллара США со средним чеком, который выходит во время похода в кино. Собранные средства пойдут на проведение качественного и прозрачного отбора участников и обработки огромного массива данных создателями фильма в виде тысяч видео-визиток, фотографий, актерских анкет и портфолио. За эти деньги каждый участник получает кастинг-визу в Голливуд, в которую входит участие в кастинге и экспресс мастер-класс по актерскому искусству. Участники бонусом войдут в мировую кастинг базу World Casting Network сроком на два года и получат электронный сертификат подтверждения от создателей фильма. Обычно аналогичные услуги стоят в десятки раз дороже.
По словам Динмухамеда Табылды, уникальность онлайн-кастинга заключается в том, что в период пандемии участниками соблюдаются все меры безопасности, что делает его удобным творческим проектом. Наличие особенного творческого взгляда создателей фильма заключается в поиске интересных типажей любой национальности. Условия конкурса требуют создание оригинальной и креативной видео-визитки продолжительностью не более одной минуты, которая должна быть выложена в соцсетях.
Онлайн-кастинг позволяет выявить людей, любящих и умеющих работать с камерой. Несомненно, снимающая камера также должна любить кандидата. Даже непрофессиональная камера смартфона может определить тех, кто пробивает своей харизмой, кинематографичностью и энергетикой. Опытные специалисты на первоначальном этапе смогут определить тех, кто дружит с камерой. Далее, уже на этапе оффлайн-кастинга, который имеет свои правила и порядки, кастинг-директора по регламенту сужают отбор и останавливают свой выбор на тех, кому суждено будет сыграть одну из важных ролей в своей жизни. В совокупности весь этот процесс является отличным социальным лифтом и возможностью для талантливых и умных людей.
Во время отбора следует отбросить все мифы о заранее предрешенном исходе, поскольку такая мысль удобна для того, чтобы каждый, в случае неудачи, мог оправдать себя. Искреннюю веру в свои возможности, талант и разумный подход к делу никто не отменял. Поэтому данный проект являет собой уникальный шанс для самородков, которые могут стать звездами мирового уровня. Поскольку киноиндустрия является большим бизнесом, в нем всегда наблюдаются кадровые проблемы. Мировые режиссеры и продюсеры находятся в постоянном поиске новых и интересных лиц.
Грэй Фредериксон поставил задачу выявить талантливых и подходящих актеров для мистического казахстанско-американского фильма. Уже этой осенью он даст старт съемкам фильма, каждый этап которого будет освещаться журналом Akyl-kenes, являющимся официальным медиа-партнером этого уникального и большого кинопроекта.