Произведения автора отсылают к мифологии тенгрианства, монументальности настенных росписей, традициям кочевого народа и современным процессам в обществе. Экспозиция внушительных войлочных 16 полотен и миниатюрных инсталляций — это исследование грани между искусством и декоративностью, историей и современностью. Работы, представленные на выставке, выполнены из шерсти и шелка, в технике ручного валяния. Диалог между традиционным казахским ремеслом и современным искусством- один из вопросов в этой экспозиции. Используя традиционный материал, но современные методы его обработки, автор передаёт сообщение цикличности пути, его постоянное движение и неизбежное повторение.
Произведения из войлока полны подлинной рукотворностью, собранные из кусочков, фрагментов как калейдоскоп нашего жизненного пути. Их фактура и природные свойства придают работе близость к человеческим чувствам. По словам автора, «знакомый опыт прикосновения шерсти, тепло от одеял, привычка выбирать любимый цвет ткани, все это являлось нашими повседневными ощущениям. Войлок- материал, который сохраняет тепло, защищает от суровой окружающей среды, здесь представлен в виде больших, превышающих человеческие размеры полотен, на которых изображен мир, таким, каким его каждый видит сам». Выставка создаёт визуальный опыт, где зритель может почувствовать себя маленькой частичкой огромного, разнообразного мира.
Алибай Бапанов работает в разных техниках: пишет маслом, ткёт гобелены, делает войлоки и объёмные артефакты. В этот раз он показывает зрителю композиции, созданные в технике валяния. Она привлекательна тем, что словно бы напрямую запечатлевает акт творчества. Шерсть во все времена рыхлят и широким жестом разбрасывают, сворачивают и обдают кипятком, катают и даже танцуют на ней. Из этого набора телесных движений возникал предмет быта, украшенный национальным традиционным орнаментом, отмеченным символикой звучания.
Текеметы Алибая сообщают о персональном, личностном чувствовании мира. В них замысел, рожденный интуицией, счастливо преобразуется в темпераментный или созерцательный образ мира. В создании образов зачастую участвуют лоскуты, обрывки, отрезки, оставшиеся после творческих деяний самого Алибая, его жены Сауле, его дочери Айи, талантливых художниц. Из этого «сора», самых разных очертаний, и возникает композиция.
Задача заключается в том, чтобы встроить каждый элемент туда куда надо, не меняя их конфигурацию, словно это құрақ. И это сложно. Ведь құрақ – просто нарядная вещь. Художник создает образы. Ставит акценты. И потому жизнь деталей в пространстве иная, чем в народном текемете, где царит идеальная плоскость. Поверхность войлока в композициях Алибая, пожалуй, напоминает холст живописца, работающего широкой кистью или мастихином, создающих выразительную рельефную фактуру. Разница, правда, в том, что размер мазка зависит от живописца, тогда как в распоряжении Алибая имеется уже готовая деталь. Из современного, быть может, подойдет сравнение с пазлом. Хотя там нужно лишь собрать уже готовое изображение. А здесь композиция рождается одновременно с ее изобретением. Быть может, подойдет сравнение поэзией, где может идти длительный поиск необходимого слова.
При этом даже интересного сюжета недостаточно. Желательно, чтобы между цветными пятнами и контурами возникла перекличка – и тогда родится мелодия образа. Только это может увлечь взгляд, душу, сознание зрителя.
Надо сказать, что Алибай Бапанов хорошо со всем этим справляется. В нем замечательно уживаются разнообразные составляющие творческого акта: чувство цвета, чувство ритма, чувство пространственных цезур и главное, чувство гармонии. Без всего этого не создать увлекательную картину мира, где есть место вечным мировой горе и древу жизни, проникновенному разговору с небом, счастливым путешествиям и многому другому, что волнует душу художника.
Алибай Бапанов, говорящий современно и личностно, никогда не покидает пространство казахской культуры. Все, что связано с кочевьем, бесконечно его волнует. Поэтому в экспозиции можно увидеть заботливо окутанные шерстяной оболочкой самовар и чайник, нарядные подобия войлочного шабадана и другие традиционных предметов быта. И даже изящную, хрупкую вариацию на тему священной родовой памяти «Жетi ата» – семь поколений предков. Любовь к прошлому одного талантливого человека способно оживить ушедшее, актуализировать его для конгениального зрителя.
Об авторе:
Алибай Бапанов, казахстанский художник, выпускник Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова и мастерской монументальной живописи под руководством Юрия.Королева, народного художника Российской Федерации, в то время генерального директора Третьяковской Галереи. Алибай Бапанов является профессором Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова. В 2007 году ОФ «Академия художеств Республики Казахстан» присвоил ему звание академика. С 2012 года является членом Международного альянса американского гобелена (АТА). В 2003 году за вклад в развитие изобразительного искусства, подготовку и воспитание молодых художников был награжден медалью «Ерен еңбегі үшін». В 2008 году за создание серий монументальных гобеленов и войлочных панно, за большой вклад в развитие декоративно – монументального искусства Казахстана, Алибай Бапанов удостаивается звания Лауреата независимой премии «Платиновый Тарлан».
Организаторы выставки подготовили для своих посетителей развернутую программу встреч, мастер классов, лекций и fusion-events.
Вход: свободный.
Аль-Фараби 77/8, Esentai Mall, 2 этаж.
⠀