11-12 ноября 2019 года в столице Казахстана проводилось V Ежегодное заседание «Astana Club», ставшего крупнейшей площадкой для обсуждения актуальных вопросов геополитики и безопасности в регионе. Одна из основных тем, которая обсуждалась международными экспертами из тридцати стран, была посвящена Большой Евразии и новой архитектуре глобального сотрудничества.
Экс-главы государств и правительств, министры, генеральные секретари международных организаций, нобелевские лауреаты и другие авторитетные специалисты в вопросах геополитики уделили внимание вопросам текущего мирового порядка, состояния дел в мировой экономике и технологической гонке, разворачивающейся в мире. Все еще актуальной остается проблема ядерного разоружения, а на Евразийском пространстве вырисовываются перспективы создания нового формата партнерства. В рамках этого мероприятия было презентовано крупное международное исследование в виде рейтинга «Топ-10 рисков для Евразии в 2020 году», подготовленного Институтом мировой экономики и политики. На Евразию, где сосредоточено 60% глобального населения, 65% мирового ВВП и 75% энергетических ресурсов, на сегодня выпадает наибольшее число всевозможных вызовов и рисков, которые необходимо четко и адекватно идентифицировать.
Журнал Akyl-kenes в течение 2019 года публиковал описание 17 Целей в области устойчивого развития ООН*, которые описывают наиболее важные проблемы человечества, призывая всех людей обратить на них внимание. В этом номере мы завершаем серию публикаций двумя последними целями, которые в какой-то степени перекликаются с тематикой «Astana Club».
Цель 16. Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях.
Для содействия в построении мирных и инклюзивных обществ необходимо решить проблемы убийств, насилия в отношении детей, торговли людьми и сексуального насилия. Только решив эти проблемы, возможно проложить путь к обеспечению доступа к правосудию для всех и эффективному созданию подотчетных учреждений на всех уровнях.
Несмотря на то, что за последние десять лет количество дел об убийствах и торговле людьми значительно сократилось, тысячи людей подвергаются большему риску умышленного убийства в Латинской Америке, странах Африки к югу от Сахары и в Азии. Нарушения прав детей в результате агрессии и сексуального насилия продолжают наблюдаться во многих странах мира, в результате безнаказанности и отсутствия данных, что серьезно усугубляет проблему.
Для решения этих проблем и построения более мирных, инклюзивных обществ необходимы более эффективные и прозрачные нормативные акты, а также всеобъемлющие, адекватные государственные ассигнования. Одним из первых шагов по защите прав личности является внедрение систем регистрации рождений и создание более независимых национальных правозащитных учреждений по всему миру.
Факты и цифры
- Судебные органы и полиция являются наиболее коррумпированными среди учреждений.
- Коррупция, взяточничество, хищения и уклонение от уплаты налогов обходятся развивающимся странам примерно в 1,26 трлн долларов США; эту сумму можно было бы использовать на то, чтобы не менее чем на шесть лет повысить уровень жизни тех, кто живет менее чем на 1,25 долларов США в день.
- Регистрация рождений была произведена для 73% детей в возрасте до пяти лет, однако только в 46% стран Африки к югу от Сахары проводится такая регистрация.
- Около 28,5 млн детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, проживают в районах, затронутых конфликтом.
- Верховенство права и развитие в значительной мере взаимосвязаны и подкрепляют друг друга, что обуславливает необходимость устойчивого развития на национальном и международном уровнях.
- Доля заключенных, содержащихся под стражей без вынесения приговора, оставалась практически неизменной за последнее десятилетие в пределах 31% от общего числа заключенных.
Задачи
- Значительно сократить распространенность всех форм насилия и уменьшить показатели смертности от этого явления во всем мире;
- Положить конец надругательствам, эксплуатации, торговле и всем формам насилия и пыток в отношении детей;
- Содействовать верховенству права на национальном и международном уровнях и обеспечить всем равный доступ к правосудию;
- К 2030 году значительно уменьшить незаконные финансовые потоки и потоки оружия, активизировать деятельность по обнаружению и возвращению похищенных активов и вести борьбу со всеми формами организованной преступности;
- Значительно сократить масштабы коррупции и взяточничества во всех их формах;
- Создать эффективные, подотчетные и прозрачные учреждения на всех уровнях;
- Обеспечить ответственное принятие решений репрезентативными органами на всех уровнях с участием всех слоев общества;
- Расширить и активизировать участие развивающихся стран в деятельности органов глобального регулирования;
- К 2030 году обеспечить наличие у всех людей законных удостоверений личности, включая свидетельства о рождении;
- Обеспечить доступ общественности к информации и защитить основные свободы в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями;
- Укрепить соответствующие национальные учреждения, в том числе благодаря международному сотрудничеству, в целях наращивания на всех уровнях, в частности в развивающихся странах, потенциала в деле предотвращения насилия и борьбы с терроризмом и преступностью;
- Поощрять и проводить в жизнь недискриминационные законы и политику в интересах устойчивого развития.
Цель 17: Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития
Успешная реализация повестки дня в области устойчивого развития невозможна без налаживания на глобальном, региональном и местном уровнях всеохватывающих партнерских отношений между правительствами, частным сектором и гражданским обществом, которые построены на принципах и ценностях, общем видении и общих целях, ориентированных на удовлетворение интересов человечества и планеты.
Для реализации целей устойчивого развития необходимо принять срочные меры по мобилизации, перенаправлению и высвобождению преобразующей силы триллионов долларов, принадлежащих частным компаниям. Необходимо осуществление долгосрочных инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций, в важнейших секторах, особенно в развивающихся странах. К их числу относятся устойчивая энергетика, инфраструктура и транспорт, а также информационно-коммуникационные технологии. Государственным сектором должно быть задано четкое направление. Для привлечения инвестиций и укрепления устойчивого развития необходимо модернизировать механизмы проверки и контроля, правовые нормы и системы стимулов, способствующие осуществлению таких инвестиций. Необходимо укрепить национальные надзорные механизмы, такие как высшие ревизионные учреждения и надзорные функции законодательных органов.
Факты и цифры
- В 2017 году объем официальной помощи в целях развития снизился на 0,6% с уровня 2016 года и составил в 146,6 млрд долларов США.
- 79% импортных товаров из развивающихся стран беспошлинно ввозятся в развитые страны.
- Долговое бремя развивающихся стран остается на неизменном уровне, составляющем около 3% экспортных поступлений.
- За последние четыре года почти в два раза возросла численность пользователей Интернета в Африке.
- 30% молодежи мира являются представителями «компьютерного поколения» и активными пользователями Интернета по крайней мере в течение пяти лет.
- Более 4 млрд человек не пользуются Интернетом, 90% из которых проживают в развивающихся странах.
Задачи
Финансы
- Усилить мобилизацию ресурсов из внутренних источников, в том числе благодаря международной поддержке развивающихся стран, с тем чтобы повысить национальные возможности по сбору налогов и других доходов;
- Обеспечить, чтобы развитые страны полностью выполнили свои обязательства по оказанию официальной помощи в целях развития (ОПР), в том числе взятое многими развитыми странами обязательство достичь целевого показателя выделения средств по линии ОПР развивающимся странам на уровне 0,7% своего валового национального дохода (ВНД) и выделения ОПР наименее развитым странам на уровне 0,15–0,2% своего ВНД; государствам, предоставляющим ОПР, предлагается рассмотреть вопрос о том, чтобы поставить перед собой цель выделять не менее 0,2% своего ВНД по линии ОПР наименее развитым странам;
- Мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы из самых разных источников для развивающихся стран;
- Оказывать развивающимся странам помощь в целях обеспечения долгосрочной приемлемости уровня их задолженности благодаря проведению скоординированной политики, направленной на поощрение, в зависимости от обстоятельств, финансирования за счет заемных средств, облегчения долгового бремени и реструктуризации задолженности, и решить проблему внешней задолженности бедных стран с крупной задолженностью, с тем чтобы облегчить их долговое бремя;
- Принять и применять режимы поощрения инвестиций в интересах наименее развитых стран.
Технологии
- Расширять сотрудничество по линии «Север-Юг» и «Юг-Юг», а также трехстороннее региональное и международное сотрудничество в областях науки, техники и инноваций, и доступа к соответствующим достижениям; активизировать обмен знаниями на взаимно согласованных условиях, в том числе благодаря улучшению координации между существующими механизмами, в частности на уровне ООН, а также с помощью глобального механизма содействия передаче технологий;
- Содействовать разработке, передаче, распространению и освоению экологически безопасных технологий, так чтобы их получали развивающиеся страны на взаимно согласованных благоприятных условиях, в том числе на льготных и преференциальных условиях;
- Обеспечить к 2017 году полномасштабное функционирование банка технологий и механизма развития науки, технологий и инноваций в интересах наименее развитых стран и расширить использование высокоэффективных технологий, в частности информационно-коммуникационных технологий.
Наращивание потенциала
- Усилить международную поддержку эффективного и целенаправленного наращивания потенциала развивающихся стран для содействия реализации национальных планов достижения всех целей в области устойчивого развития, в том числе благодаря сотрудничеству по линии «Север-Юг» и «Юг-Юг» и трехстороннему сотрудничеству.
Торговля
- Поощрять универсальную, основанную на правилах, открытую, недискриминационную и справедливую многостороннюю торговую систему в рамках ВТО, в том числе благодаря завершению переговоров по Дохинской повестке дня в области развития;
- Значительно увеличить экспорт развивающихся стран, в частности в целях удвоения доли наименее развитых стран в мировом экспорте к 2020 году;
- Обеспечить своевременное предоставление всем наименее развитым странам на долгосрочной основе беспошлинного и неквотируемого доступа на рынки в соответствии с решениями ВТО, в том числе путем обеспечения того, чтобы преференциальные правила происхождения, применяемые в отношении товаров, импортируемых из наименее развитых стран, были прозрачными и простыми и содействовали облегчению доступа на рынки.
Системные вопросы
Последовательность политики и деятельности учреждений
- Повысить глобальную макроэкономическую стабильность, в том числе посредством координации политики и обеспечения последовательности политики;
- Сделать более последовательной политику по обеспечению устойчивого развития;
- Уважать имеющееся у каждой страны пространство для стратегического маневра и ее ведущую роль в разработке и проведении в жизнь политики ликвидации нищеты и политики в области устойчивого развития.
Партнерства с участием многих заинтересованных сторон
- Укреплять Глобальное партнерство в интересах устойчивого развития, дополняемое партнерствами с участием многих заинтересованных сторон, которые мобилизуют и распространяют знания, опыт, технологии и финансовые ресурсы, с тем чтобы поддерживать достижение целей в области устойчивого развития во всех странах, особенно в развивающихся странах;
- Стимулировать и поощрять эффективное партнерство между государственными организациями, между государственным и частным секторами и между организациями гражданского общества, опираясь на опыт и стратегии использования ресурсов партнеров.
Данные, мониторинг и подотчетность
- К 2020 году усилить поддержку в целях наращивания потенциала развивающихся стран, в том числе наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств, с тем чтобы значительно повысить доступность высококачественных, актуальных и достоверных данных, дезагрегированных по уровню доходов, гендерной принадлежности, возрасту, расе, национальности, миграционному статусу, инвалидности, географическому местонахождению и другим характеристикам, значимым с учетом национальных условий;
- К 2030 году, опираясь на нынешние инициативы, разработать, в дополнение к показателю валового внутреннего продукта, и другие показатели измерения прогресса в деле обеспечения устойчивого развития и содействовать наращиванию потенциала развивающихся стран в области статистики.
* Материал подготовлен на основе информации, взятой с официального сайта ООН (www.un.org).