Photo by Timon Studler on Unsplash
Появлению глобальной ESG-повестки предшествовала долгая, затянувшаяся на несколько десятков лет, история социальной ответственности бизнеса. В течение всего этого времени экономисты, ученые, политики, представители частного бизнеса, сотрудники и гражданское общество пытались ответить на один очень важный вопрос: «А кому, все-таки, служат компании?». До середины ХХ века центральной была доктрина капитализма акционеров.
Люди, родившиеся в 70-80-е годы прошлого столетия, до сих пор помнят ее, как базирующуюся на одном преобладающем постулате. Он определяет миссию компании как увеличение благосостояния акционеров и извлечение максимальной прибыли. В противовес этим людям, которые именуются «старшим поколением», ныне действуют представители молодого поколении «игреков». Кстати, последним, наверняка, не понравится фраза знаменитого американского экономиста Милтона Фридмана, выдающегося американского экономиста, который звучит следующим образом: «Социальная ответственность бизнеса заключается в увеличении прибыли». Ведь именно так называлась его статья, вышедшая в газете «Нью-Йорк Таймс» в 1970 году. (QR CODE)
Айжан Хамитова
Следует учесть, что Фридман в своей статье писал о роли генерального директора корпорации как наемного сотрудника, у которого есть свои руководители в лице акционеров. При этом он единолично не распоряжается порученным ему хозяйством и управляет не своими деньгами. Его задача заключается в улучшении финансовых результатов компании, а пожертвования на благо общества остаются на усмотрение акционеров. Конечно, решение об этом будет приниматься уже после того, как будут получены дивиденды. Окажется ли этот вопрос решенным положительно всецело зависит от акционера. Социальная ответственность бизнеса по Фридману ограничивается своевременной выплатой налогов государству, чья роль и заключается в том, чтобы решать все социально значимые задачи для населения.
Переходная модель
Все же в течение последних десятилетий люди чаще стали слышать высказывания о том, что компания отнюдь не является некой бездушной экономической единицей. В идеале она должна облачиться в формат «социальной ответственности бизнеса», который имеет право на существование. Ведущие экономисты мира, потратившие немало времени на поиск ответа на этот непростой вопрос, видят решение в переходе к новой капиталистической модели. Клаус Шваб, глава и основатель Всемирного экономического форума, упоминал о государственном и капиталистическом типах капитализма. Первый тип представляет из себя экономическую систему, преобладающую преимущественно в развивающихся странах. Там главная движущая роль принадлежит государству, которое также выступает в качестве капиталиста-предпринимателя. Второй тип говорит о капитализме заинтересованных сторон.
Если вернуться к основам, то теория стейкхолдеров применительно к бизнесу начала формироваться в 1960-е годы ХХ века. Рассел Акоффор включил в группу лиц, заинтересованных в деятельности компании, поставщиков, покупателей, наемных работников, инвесторов, кредиторов, местное сообщество, правительство, а также будущие поколения. Бизнес рассматривался как система, которая влияет и сама испытывает влияние своего окружения. Об этом же писал и Эдвард Фримен, профессор кафедры бизнес-администрирования Университета штата Вирджиния, в своей книге «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон». В 80-е годы прошлого столетия он утверждал, что менеджер должен принимать во внимание и удовлетворять интересы своих стейкхолдеров.
Манифест
Окончательно роль стейкхолдеров для бизнеса была закреплена глобальным сообществом в 1973 году. На Всемирном экономическом форуме был принят Давосский манифест, также известный как «Этический кодекс для бизнес-лидеров». Он состоял из трех пунктов, в которых первые два пункта говорили о задачах бизнеса. Они заключались в «служении клиентам, акционерам, рабочим и служащим, а также обществу» и в «стремлении сбалансировать противоречивые интересы всех своих стейкхолдеров». При этом максимизации благосостояния акционеров было отдано второстепенное значение. Но и там было подчеркнуто, что выполнение этой задачи необходимо для того, чтобы «менеджмент служил своим клиентам, акционерам, работникам и обществу».
Концепция тройного критерия
Еще через несколько лет Джон Элкингтон, американский экономист и предприниматель, предложил свою концепцию в бизнесе под названием «Triple bottom line» («Тройной критерий»). Он предложил принимать во внимание финансовые, социальные и экологические показатели бизнеса.
Прибыль компании. Она являет собой привычный и знакомый всем людям показатель;
Люди. Компания должна обеспечивать справедливую заработную плату и достойные условия труда. Кроме этого, компания должна быть честной и открытой, предоставляя полную информацию о своих продуктах и услугах;
Планета. Речь идет о минимизации своего экологического следа в процесс деятельности компании.
Следуя этим критериям, компания достигает выгоды без ущерба для интересов будущих поколений. Эта риторика становится более близкой к теме устойчивого развития бизнеса и ESG-повестки, в том формате, который мы сейчас наблюдаем. Помимо перечисленных книг и публикаций, о корпоративной социальной ответственности написано немало других выдающихся работ, книг и исследований.
Неравнодушный побеждает
<Photo by Hannah Busing on Unsplash
Именно так называлось обращение Кофи Аннана, генерального секретаря ООН, которое он сделал в адрес руководителей пятидесяти крупнейших финансовых институтов мира в январе 2004 года («Who cares wins»). Основной посыл в его речи заключался в том, что отныне забота об экологии и обществе превращается в конкурентное преимущество.
В том отчете впервые прозвучало понятие «ESG»: Environmental – экологические факторы, которые определяют воздействие компании на окружающую среду; Social – социальные факторы, которые определяют социальное воздействие компании и ее взаимодействие с заинтересованными сторонами; Governance – аспекты управления, которые включают в себя практики корпоративного управления и вопросы бизнес-этики.
Но мало кто знает, что этот документ стал результатом совместной инициативы финансовых учреждений по разработке рекомендаций о том, как лучше интегрировать ESG-принципы в вопросы управления активами, в сферу брокерских и других услуг. Двадцать крупнейших финансовых организаций из девяти стран мира с совокупной стоимостью активов более 6 трлн долларов США принимали участие в подготовке этого отчета. Глобальный договор ООН руководил совместными усилиями, а правительство Швейцарии предоставило необходимое финансирование. В том обращении содержался призыв к СЕО крупнейших компаний включить ESG-принципы в свои будущие стратегии развития бизнеса.
Ключевые факторы ESG
(Нарисуйте плиз такие таблицы как ниже – текст прописываю для Вашего удобства)
Ключевые факторы
Е экологическая политика
Влияние на атмосферу
Влияние на водную среду
Влияние на землю
Обращение с отходами
Учет показателей, влияющих на окружающую среду
План по снижению негативного влияния на окружающую среду
«Зеленые» проекты в кредитном портфеле (только для банков).
S Политика в области корпоративной социальной ответственности
Оплата труда сотрудников
Социальная защищенность в профессиональное развитие сотрудников
Текучесть кадров
Охрана труда и производственная безопасность
Работа с клиентами
План по улучшению социально значимых показателей
G Деловая репутация
Стратегия развития
Эффективность Совета директоров
Деятельность исполнительных органов
Система управления рисками
Система транспарентсности информации
Защита прав собственников
Наиболее часто учитываемые компоненты ESG-факторов
Экологический | Социальный | Управление |
Выбросы парниковых газов | Труд, вознаграждение, безопасность труда, отношения с клиентами | Кодексы поведения и принципы ведения бизнеса |
Эффективность потребления, материалов, энергии и воды | Безопасность клиентов, здоровье, отношение с клиентами | Независимость Совета директоров, права акционеров, состав, структура |
Загрязнение воздуха, воды и почвы | Конфиденциальность клиентов, защита информации и персональных данных | Разнообразие и структура правления |
Восстановление ландшафтов | Права человека, разнообразие и равные возможности (гендерные права и права меньшинств) | Ответственность заинтересованных сторон |
Управление отходами (водные, твердые и опасные) | Бедность и воздействие на общество | Отчетность, прозрачность и раскрытие информации |
Биоразнообразие и использование экосистем – воздействие и зависимость | Инвестиции в человеческий капитал и общины | Права, обязанности и вознаграждение руководителей |
Инновации в области экологически чистых продуктов, услуг и технологий | Доступ к кредитам и финансовая интеграция | Борьба с коррупцией и взяточничеством |
Управление цепочками поставок |
ESG-стратегия
Некоторые компании совершают ошибку, раскрывая информацию по ESG, не имея ESG-стратегии. Кстати, она может существовать отдельно и быть интегрированной в долгосрочную стратегию компании, но всегда является ключевым показателем качества устойчивого развития бизнеса.
По данным исследования PWC, из пятидесяти опрошенных казахстанских компаний только у 19% из них имеются корпоративные ESG-практики, разработаны стратегии и приняты Советом директоров. Это исследование было презентовано компанией PWC в декабре 2021 года.
Выбор и учет ESG-факторов, которые были перечислены выше, в зависимости от специфики и отрасли ведения бизнеса при разработке стратегии компании относятся к принципиальному вопросу управления рисками бизнеса. К сожалению, как следует из некоторых исследований, больше половины сотрудников управляющего звена не знакомы с ESG-тематикой и управлением ESG-рисками. А ведь это люди, которые несут ответственность за обеспечение устойчивого роста стоимости компании в долгосрочной перспективе.
Немаловажными при разработке ESG-стратегии являются определение основных стратегических приоритетов в области устойчивого развития, выстраивание системы управления ESG-рисками и, конечно же, создание и ведение полноценной качественной коммуникации.
ESG, финансы и поколения
Уже стала привычной слуху фраза «ESG-инвестиции». Когда о них рассказывают, то часто упоминают поколение-«игрек» или миллениумов, возраст которых варьируется от двадцати до сорока лет. Это поколение стало свидетелем развала Советского Союза, застало экономические кризисы в начале 90-х ХХ века, в 2008 году и в 2014 году, а также столкнулось с пандемией 2020 года. В разной степени все это пришлось на начало или пик их экономической активности, поэтому эти люди стараются не рисковать. В инвестиционной деятельности они тщательно продумывают каждый свой шаг, диверсифицируя свои портфели.
Львиная доля миллениумов проявляет интерес к ESG-инвестициям и к компаниям, которые вносят вклад в устойчивое развитие в области экологии, социальной ответственности и корпоративного управления. К примеру, компания Workiva Inc. в 2021 году провела опрос среди тысячи индивидуальных инвесторов разных возрастов из США, Великобритании, Германии и Франции. Порядка 80% миллениумов являются более осведомленными об ESG-принципах, требующих прозрачности и достоверности данных от компаний больше, чем представители других возрастных групп. 52% из них ответило, что они с большей вероятностью будут инвестировать в компанию, которая продемонстрирует ESG-эффективность в управлении бизнесом. Как видно, прежде, чем они начнут инвестировать, им важно убедиться в том, что их моральные убеждения соответствуют ценностям компании.
С каждым днем ESG-экосистема становится все сложнее и специфичнее. Наблюдается устойчивый тренд, заключающийся в том, что инвесторы, клиенты и потребители более внимательно и требовательно относятся к вопросам устойчивого развития компаний. Они выбирают из них те, которые соответствуют ESG-критерии. При этом стремительно растут ожидания и спрос на ESG.
Разные страны находятся на разных уровнях внедрения ESG-принципов. Если в некоторых странах они внедряются на добровольной основе, то в других регионах уже вводятся обязательные элементы отчетности. Крупным игрокам и субъектам МСБ необходимо разбираться в ESG-тематике, в требованиях к ESG-отчетности, следить за изменениями в законодательстве, за результатами ESG-рейтингов своей компании, конкурентов и поставщиков, обучать, а также готовить экспертов в сфере ESG.