Photo by Holger Woizick on Unsplash
Гамбург является вторым по величине и одним из самых богатых городов Германии, расположенным на берегах реки Эльба. В вольном и ганзейском городе (Freie und Hansestadt Hamburg) находится крупнейший порт, именуемый «воротами в мир» (Tor zur Welt). Гамбург превратился в центр европейской торговли со средних веков после вступления в Ганзейский союз. В тот период город накопил огромные богатства, а люди, жившие в то время оставили богатейшее культурное и историческое наследие. Сегодня город, имеющий статус федеральной земли, пропитан морским духом и традициями Ганзы, которые прослеживаются в архитектуре, достопримечательностях и в культуре. Совокупность всего этого делает Гамбург одним из самых интересных и красивых городов Германии. Во время нахождения в портовой части города приходит понимание, почему Гамбург сравнивают с Лондоном и с северной Венецией. Расположенный в ста километрах от Балтийского и Северного морей, город граничит с землями Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония.
Журнал Akyl—kenes рассказывает о достопримечательностях Гамбурга, который также славится давней традицией в сфере медиаиндустрии. В нем представлено наибольшее количество компаний, работающих в сфере медиа-бизнеса и телекоммуникаций. Здесь находятся головные офисы и редакции еженедельных информационно-политических журналов Der Spiegel, Der Stern и газеты Die Zeit. В 1946 году в Гамбурге был выпущен первый номер влиятельной ежедневной аналитической газеты Die Welt, пользующейся популярностью в деловой среде Германии. Сейчас эта газета выпускается в Берлине. Гамбург также известен своими главными телевизионными новостями Tagesschau и Tagesthemen. В неофициальной медиа-столице Германии разместили свои офисы такие мировые компании, как Google, Facebook, Adobe Systems Engineering, Hootsuite и Yelp.
Основатели города грамотно использовали все преимущества водной артерии Эльбы. Благодаря этому Гамбург заслуженно стал северными морскими воротами Германии. Основателем города является император Карл Великий, который в 808 году построил крепость в месте слияния рек Эльба и Альстер. Со временем возле него появился населенный пункт, который положил начало истории города. В течение последующих веков Гамбург превращается в один из торговых центров Европы, что позволяет ему экономически развиваться. Существует интересное поверье, согласно которому лебеди являются символом роста и процветания города. Не зря с 1664 года городские власти законодательно защищают этих птиц, а с 1674 существует учрежденная сенатом специальная административная должность – «отец лебедей». Можно сказать, что пять веков назад была создана своеобразная первая в мире организация по защите животных. В обязанности «лебединого папы» входит забота о птицах, их лечение, спасение незадачливых пернатых, попавших в неприятную ситуацию, а также перевозка в специальный зимний пруд. В Гамбурге наступление весны знаменуется с возвращением лебедей, а не в первый день марта или в день весеннего равноденствия.
Еще одной визитной карточкой города являются многочисленные мосты, количество которых составляет более двух тысяч пятисот. Причем самым длинным мостом города длиной почти четыре километра является Köhlbrand, открытый в 1974 году. Наряду с мостами, Гамбург славится своей гаванью, историческими каналами в складском районе Шпайхерштадт (Speicherstadt, город складов), современными терминалами и контейнерными портами. Гамбургцы гордятся тем, что в их городе находится крупнейший в мире комплекс пакгаузов. С 2015 года Шпайхерштадт вместе с районом Конторхаусфиртель входит в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Однотипные кирпичные здания, построенные в неоготическом стиле, появились здесь в конце XIX века для ведения беспошлинной торговли. Сами склады были построены на дубовых сваях. Ежегодно гамбургский порт обрабатывает более восьми миллионов контейнеров, которые привозят 13 000 судов со всего мира. Морское движение не останавливается тут ни на секунду. Стрелы портовых кранов постоянно ведут погрузочно-разгрузочные работы, в огромных плавучих доках на якоре стоят корабли, медленно проплывают огромные контейнеровозы и снуют деловитые буксиры.
Photo by Holger Woizick on Unsplash
Не зря в Гамбург занимает второе место после Лондона по числу компаний, оказывающих услуги по транспортной логистике, перевозкам, страхованию грузоперевозок, поставкам морского оборудования и т.д. В районе гавани находится знаменитый рыбный рынок, входящий в число крупнейших и старейших в мире. На протяжении последних трех столетий он является излюбленным местом рыбаков и граждан, предпочитающих свежую рыбу. Рынок сохранил традицию торговать морепродуктами исключительно с пяти до десяти утра, поскольку в прошлом разрешалось работать до начала утренней церковной службы.
В районе гавани также есть Старый тоннель под Эльбой, строительство которого длилось четыре года, и было завершено в 1911 году. Причиной строительства тоннеля стал рост объема перегружаемых грузов, с которым перестал справляться грузовой порт St. Pauli. Соответственно росло количество докеров, живших на другом берегу реки и которым ежедневно нужно было попадать на работу и возвращаться обратно домой. Паромы, перевозившие людей, стали мешать движению грузовых судов и пароходов, которые приходили в порт. Эти неудобства начали создавать серьезную социальную напряженность, которая переросла в забастовку докеров 1896 года.
Рассмотрев разные варианты по решению проблемы, сенат города решил строить тоннель под руслом реки, в самом узком ее месте. В итоге протяженность тоннеля составила 426,5 м. Правда, как и в случае со складами, в 1970-е годы значение тоннеля стало уменьшаться. Сегодня оно перешло в инженерно-историческую плоскость, а тоннель из практичного способа передвижения превратился в объект национальной гордости. Он был признан историческим символом инженерно-строительного искусства Германии. Ежедневно тысячи туристов и горожан переходя тоннель, спуск в который осуществляется с помощью специальных лифтов.
Еще одной архитектурной доминантой района является Эльбская филармония (Elbphilharmonie), построенная в футуристическом стиле с впечатляющим стеклянным фасадом и волнообразной крышей. Она находится в гавани Зандторхафен, также являющейся историческим местом. В 1875 году на острове Большой Грасброок был построен Кайзершпайхер (Kaiserspeicher), самый большой портовый склад, в котором хранились различные товары: ковры, чай, кофе и специи. На большой территории прямо у воды стоят многочисленные здания из темно-красного кирпича.
Photo by Levin Kohrt on Unsplash
Изящные «венецианские» мостики, соединяющие разные берега придают этой части города достаточно романтичный колорит. Местами сохранились консоли с блоками, через которые раньше груз на канатах поднимался из трюмов прямо в помещения складов. С их противоположной стороны товары опускались на подводы и развозились дальше. Сегодня многие из них закрыты, вспоминая времена, когда деловая активность в них не останавливалась ни на минуту. Во время Второй мировой войны он получил многочисленные разрушения и был снесен в 1963 году. Вместо него тремя годами позже был построен новый портовый склад, который со временем потерял свою функциональную значимость, поскольку ныне подавляющее большинство грузов доставляется в контейнерах. На месте складов теперь размещаются конторы, рестораны, музеи и разные культурные объекты.
Сегодняшнее здание филармонии состоит из двадцати шести этажей и в нем, помимо большого и малого концертных залов, расположены отель, апартаменты, магазины и рестораны. На восьмом этаже, в пространстве между старым складом и стеклянным строением, имеется круговая смотровая площадка. Концепция нового концертного зала была основана на идее, возникшей у гамбургского архитектора Александра Жерара. Разработкой проекта занималось швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron Architekten. Изначально планировалось, что здание будет сдано в эксплуатацию в 2010 году, но в итоге из-за многочисленных задержек оно было сдано только в январе 2017 года. При этом цена строительства выросла в 3,2 раза до 789 млн евро. По задумке архитекторов Жака Херцога и Пьера де Мерона, филармония сочетает в себе элементы древнего театра в Дельфах, спортивного стадиона и палатки. Архитектурное бюро имеет большой опыт в проектировании таких стадионов, как «Птичье гнездо» в Пекине, Matmut Atlantique в Бордо и Allianz Arena в Мюнхене.
Photo by Moritz Kindler on Unsplash
Ответственным за акустику зала стал Ясухиса Тойота, японский инженер, специалист по акустике, директор компании «Нагата акустикс» и автор реализованных проектов в таких известных залах, как Дом музыки в Хельсинки, Сантор Холл в Минато, Концертный зал Уолта Диснея, Большой концертный зал в Стенфордском университете, малый зал концертного комплекса в Сириусе и др. Потрясающая акустика Большого зала достигнута за счет порядка десяти тысяч отдельных микропластин, преломляющих и отражающих звуковые волны. Архитекторская задумка предусмотрела расширение концепции террасы до самого концертного зала, что стало адаптацией знаменитой идеи «виноградника» в Берлинской филармонии. Издалека здание напоминает музыкальный корабль, плывущий на полных парусах в сторону устья Эльбы и далее в Северное море. Помимо поднятого паруса, изогнутые стеклянные элементы конструкции вызывают ассоциации с гребнем волны и с огромным искрящимся кристаллом, который отражает цвета неба, воды и города.
Photo by Lukas Menzel on Unsplash
Высота Эльбской филармонии, являющейся самым высоким жилым зданием в Гамбурге, составляет сто десять метров. Это является исключением, поскольку в городе запрещено строить небоскребы, что связано с заботой о сохранении исторического облика города. Зато Гамбург считается самым зеленым городом Германии, в котором разбито множество парков и скверов. Также город является очень удобным в плане общественного транспорта и комфортным для велосипедистов. В 1912 году был запущен метрополитен, общая протяженность которого на сегодняшний день составляет более 100 км. Замечено, что при входе в него отсутствуют какие-либо турникеты, что говорит о высоком доверии муниципальных властей горожанам.
Теперь самое время рассказать о Гамбургском концертном зале Лайсхалле (Laeiszhalle), который был возведен в 1908 году на деньги пароходного магната Карла Лайса. В этом роскошном музыкальном зале, построенном в стиле необарокко, проводятся вечера классической музыки, концерты джазовой и поп-музыки и даже детские музыкальные постановки. Совместно с Эльбской филармонией (Elbphilharmonie Hamburg) в этом зале проводятся и концерты филармонического оркестра. До ввода в эксплуатацию современного знания Эльбской филармонии Лайсхалле являлся главным филармоническим залом Гамбурга. Но и сейчас он продолжает функционировать, являясь творческой площадкой для Оркестра Гамбургской оперы (Philharmonisches Staatsorchester Hamburg) и Гамбургского симфонического оркестра (Hamburger Symphoniker).
Из сезона в сезон концерты даются как в старинном Лайсхалле, так и в новой Эльбской филармонии. На его сцене выступали композиторы Рихард Штраус, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский и Пауль Хиндемит, каждый из которых дирижировал оркестром. Зрители Лайсхалле имели удовольствие наслаждаться эпохальными выступлениями таких мировых звезд, как Иегуди Менухин, Владимир Горовиц и Мария Каллас.
Гамбург может похвастать тем, что в нем проживают более сорок две тысячи миллионеров и восемнадцать миллиардеров. В нем также родились такие известные личности, как Густав Людвиг Герц, физик, лауреат Нобелевской премии 1925 года, и Ангела Меркель, экс-канцлер Германии. Город известен преданными болельщиками футбольных клубов «Гамбург» (основан в 1887 году) и «Санкт-Паули» (основан в 1910 году). Правда, оба клуба сейчас играют во Второй Бундеслиге.
Если говорит непосредственно о Гамбурге, как о контент-городе, то в нем работают профессионалы в области журналистики, IT, телекоммуникаций, музыки, кино, компьютерных игр, рекламы и PR. Благодаря высокой креативности и сильному духу предпринимательства здесь активно развиваются информационная, дизайнерская и цифровая отрасли. Можно много и долго писать о развитии информационных технологий и продолжающегося трансформационного процесса в Гамбурге. Вчерашние дебютанты рекламного рынка сегодня формируют рекламный ландшафт Германии, достойно представляя ее на международных рекламных фестивалях.
СМИ
Средства массовой информации давно стали неотъемлемой и самой важной составляющей любого демократического общества. Занимаясь сбором информации, ее распространением, анализом, эффективным контролем и конструктивной критикой власти, они действительно являются мостом между обществом и власть имущими. В Германии СМИ начали формироваться в XVIII веке. В 1712 году в Гамбурге в течение нескольких десятилетий издавалась газета «Гамбургский непартийный корреспондент», в которой публиковались объявления и определенная экономическая информация. В 1797 году именно в Германии была изобретена литография, являющаяся предшественницей офсетной печати. В 1884 году Отмар Мергенталер, американский изобретатель в области полиграфии немецкого происхождения, стал автором линотипа. Работая в магазине научных приборов и инструментов в Вашингтоне, занимаясь ремонтом печатной машинки, он создал наборную машину, которая исключала ручной набор шрифта. Так им была изобретена первая наборная строкоотливная машина. Первой его изобретением начала пользоваться газета «Нью-Йорк Трибьюн», а изобретатель дополнительно разработал более пятидесяти усовершенствований для своего детища.
После падения национал-социалистического режима западные державы решили максимально децентрализовать медиа-пространство Германии и гарантировать законом плюрализм мнений. Еженедельные газеты были организованы преимущественно по региональному принципу. Бóльшая часть общенациональных газет была создана после образования ФРГ. Формат радио- и телевещания был преобразован по аналогу британского ВВС. И на сегодняшний день немецкие СМИ в основном находятся в ведении земель. Соответственно, в ГДР СМИ формировались по советскому образцу. Нахождение Германии в двух различных социально-политических системах вело к разному развитии прессы.
В ФРГ за короткий промежуток времени количество газет выросло более, чем в три раза, что привело к появлению жесткой конкуренции между ними. В ГДР пресса поначалу чувствовала себя относительно свободно, но достаточно скоро она столкнулась с трехуровневой цензурой: предварительной, прямой и постфактум. Такое положение вещей сохранялось вплоть до падения Берлинской стены в 1989 году. В середине прошлого столетия дальнейшее развитие получил формат политического еженедельника. Если говорить о гамбургских изданиях, то газета Die Zeit, созданная в 1946 году по лицензии британской зоны оккупации группой журналистов во главе с Гердом Буцериусом, к концу 1950-х годов превратилась в трибуну мнений либеральных демократов.
Photo by Waldemar Brandt on Unsplash
В разделенной Германии СМИ работали в условиях «холодной войны», ведя жесткую идеологическую войну друг против друга, постоянно критикуя действия противоположной стороны. В ГДР, входившей в социалистический лагерь и подчинявшейся жестким законам коммунистической пропаганды и агитации, о свободе слова нельзя было и мечтать. ФРГ и Западный Берлин развивались в рамках западной демократии, что позволяло их СМИ быть более свободными от идеологического вмешательства. После объединения двух германских государств и последовавшего за ним распада Советского Союза, появилась благодатная почва для подачи объективной и достоверной информации. Свобода печати гарантируется конституцией Германии, которая лишает этого права в случае злоупотребления ею гражданами страны.
К середине 60-х годов ХХ века на информационном рынке ФРГ сформировались пять крупных издательских групп:
— издательство Юлиуса Шпрингера в Гамбурге;
— группа Westdeutsche Allgemeine Zeitung в Эссене;
— группа Георга фон Хольцбринка в Штутгарте;
— издательский дом M. DuMont Schauberg в Кельне;
— издательство Süddeutsche Zeitung в Мюнхене.
Если разбить прессу ФРГ на категории, то они делились на общенациональные, надрегиональные и региональные газеты. Отличительной особенностью прессы в Германии является то, что жители крупных и средних городов отдают особое предпочтение региональным изданиям. Эти читатели и узкий круг рекламодателей создавали для этих газет благоприятные экономические условия, что делало их устойчивыми. Вследствие этого почти треть региональных газет не имела конкуренции на рынке. Что касается небольших местных газет, то они выживали благодаря ассоциированным отношениям с крупными издательскими концернами. Последние предоставляли более мелким изданиям общие статьи о внутренней и внешней политике, спортивные обозрения, аналитику, оставляя на усмотрение редакции местные новости.
Издательство Шпрингера выпускает четыре самые популярные ежедневные газеты: Bild Zeitung, Die Welt, Hamburger Abendblatt и Berliner Morgenpost. Влиятельный западногерманский Deutsche Bank, который также тесно взаимодействовал с Федеральным союзом немецкой промышленности и с промышленным концерном Thyssen, финансировал гамбургское издательство. В свою очередь, концерн Круппа не только занимал ведущие позиции в военной промышленности, но являлся крупнейшим производителем бумаги.
Photo by Markus Spiske on Unsplash
Наиболее популярным еженедельным журналом является Der Spiegel, первый номер которого вышел 4 января 1947 года. Предшественником журнала являлся Diese Woche («Эта неделя», 1946). После возникших разногласий с британцами главным редактором нового журнала стал Рудольф Аугштейн, который оставался им до своей смерти 7 ноября 2002 года. В 1974 году, после нескольких изменений в структуре акционеров, Аугштейн провел реструктуризацию компании, согласно которой акционерами стали сотрудники журнала. Все сотрудники со стажем более трех лет получили возможность участвовать в управлении компанией и получать прибыль. Тиражи журнала росли из года в год, а после объединения Германии тираж превысил один миллион экземпляров. Моральный авторитет, установленный журналистскими расследованиями с первых лет работы, и подтвержденный несколькими впечатляющими сенсациями в 1980-х годах позволили журналу упрочить свои позиции на медиа-рынке. Немаловажной составляющей успеха стали финансовые возможности журнала, которые положительно повлияли на развитие издания. С начала XXI века Der Spiegel также позиционировал себя как крупнейшее издание, уделяющее особое внимание проверке фактов.
Популярным же журнал стал благодаря разоблачению различных политических махинаций. Но в октябре 1962 года издание столкнулось с весьма неприятным инцидентом, также известном как афера Шпигеля. Тогда сотрудники журнала после публикации одной критической статьи были обвинены в государственной измене. Это произошло, несмотря на то, что по Уставу редакции регламентируется прохождение строжайшей проверки всех публикуемых материалов на достоверность в специальном отделе журнала. Шестьдесят лет назад разразился грандиозный скандал, связанный с вышедшей в журнале статьей под заголовком «Условно обороноспособны» (Bedingt abwehrbereit) о штабных учениях НАТО «Фаллекс-62». В ней описывался сценарий, связанный с невысоким уровнем имевшейся защиты ФРГ от возможного ядерного нападения со стороны членов Варшавского договора. Этот эпизод соприкасался с нараставшим Карибским кризисом, который на тот момент времени представлял собой серьезную угрозу. Позиция, высказанная военным экспертом Конрадом Алерсом, расценивалась министерством обороны ФРГ как «измена родине».
Автор скандальной статьи был задержан спецслужбами в Испании, где он проводил свой отпуск. Вместе с ним под арест попали двое редакторов и главный редактор издания Рудольф Аугштайн. В течение нескольких недель в редакции журнала в Гамбурге и Бонне проводились обыски. Конрад Аденауэр, тогдашний федеральный канцлер не воспрепятствовал этой операции, объяснив ее вынужденное проведение мерами по защите государственной безопасности. Возмущенная общественность была иного мнения, оценив действия западногерманских властей не иначе как покушение на свободу слова. Защищали своих коллег-конкурентов из «Шпигеля» журналисты других немецких изданий. Все тогда понимали, что этот прецедент мог положить конец свободе прессы.
Верховный суд ФРГ подтвердил отсутствие доказательств разглашения государственной тайны. Казалось бы, вопрос был исчерпан, но «Дело Шпигеля» вылилось в правительственный кризис. 19 ноября 1962 года пять министров от Свободной демократической партии заявили о своей отставке. Для возобновления работы правительственной коалиции требовалось не только требование о немедленной отставке Франца-Йозефа Штрауса, министра обороны ФРГ, но и установление точной даты досрочной отставки самого канцлера. Вновь сформированный кабинет не имел в своем составе ни прежних министров обороны и юстиции. В свою очередь, Конрад Аденауэр пообещал покинуть свой пост в октябре 1963 года. С тех пор каждый раз, когда немецкие политики пытаются оказывать давление на свободную прессу, это ничем хорошим для них не заканчивается.
С того момента издание с многомиллионным тиражом всегда играло заметную роль в политической жизни страны. Der Spiegel, являющийся главным еженедельником Германии, имеет репутацию издания, которое разрушало карьеры политиков, формировало повестку дня, задавало тренды и являлось одним из столпов защиты свободы слова. Вместе с тем, редакция журнала Der Spiegel всегда отличалась отменным чувством юмора и умением подбирать креативные обложки на злобу дня. К примеру, на обложке номера, посвященного 70-летию издания, были выставлены лозунги немецких крупных политиков, в разные годы проклинавших «неудобный» еженедельник. Самым крупным шрифтом были набраны слова канцлера ФРГ Вилли Брандта, который однажды в порыве эмоций назвал Der Spiegel «грязным листком» (Dieses Scheißblatt!). Другой канцлер, Гельмут Шмидт, запомнился высказыванием в адрес издания, советуя людям «не позволять этим паразитам вводить себя в заблуждение». Гельмут Коль был уверен, что сотрудники журнала «вредят за деньги». И на фоне всех высказываний цитата Ангелы Меркель, которая звучит – «Под взглядом «Шпигеля» никто не может чувствовать себя уверенным» является самой доброжелательной.
И не зря в течение семидесяти пяти лет Der Spiegel стоял на страже свободы слова. Журнал и сегодня остается одним из влиятельных изданий Германии и одним из крупных в Европе. Неизменным и актуальным остается главный девиз Рудольфа Аугштайна «Говорить, как оно есть» (Sagen, was ist), который крупными буквами прописан в холле головного офиса издания.