Доподлинно известно, что в эту древнюю игру люди играют уже несколько тысячелетий. Вплоть до XIX века игра пользовалась популярностью лишь в странах Восточной Азии, а в ХХ веке игра начала распространяться по всему миру. Сегодня игра входит в число пяти базовых дисциплин Интеллиады, комплексных соревнований, которые проводятся Международной ассоциацией интеллектуального спорта (IMSA).
«В рэндзю играют простолюдины, в сёги играют герои, в го играют боги» Японская поговорка
Немного истории
Го – это больше, чем просто настольная игра, содержащая в себе глубокое стратегическое содержание. Если одни называют ее космической игрой третьего тысячелетия, то другие – зеркалом души, отражающей жизненную позицию игрока. Игра уже хороша тем, что каждый находит в ней что-то свое и для себя.
Согласно историческим хроникам, игра Го зародилась в древнем Китае, сохранив неизменными основные правила, порядки и традиции. Существуют множество различных запутанных легенд о появлении этой игры. Одна легенда гласит, что игру в качестве забавы для своего сына-идиота придумал легендарный император Яо, который правил в 2357-2256 годах до нашей эры. Другая – утверждает, что император Чун, возглавлявший страну в 2255-2205 годах до н.э., придумал эту игру в надежде усилить умственные способности своего слабоумного сына. Есть версии, что игра была придумана китайскими дворцовыми астрологами во время правления династии Джоу (1045-255 до н.э.).
Люди ведут долгие споры о предназначении игры, предлагая версии от азартных игр с использованием костей до связи с календарными числами и временами года. Но достоверно известно то, что первые доски и камни для Го относят к эпохе Хань, а самая древняя из известных археологам досок для Го датирована III веком.
Игра Го отдает неким аристократизмом, поскольку в полуторамиллиардном Китае насчитывается всего 400 профессиональных игроков. С VII века в Японии, куда она попала из Кореи, эта игра является частью искусства самураев. В Корее игра возведена в ранг национальной, что вызывает любопытство к этой игре со стороны других стран.
Как говорят профессионалы, научиться играть в Го можно за несколько минут, но, научившись, можно потратить долгие годы или даже всю жизнь на изучение её глубины и утончённости.
Шахматы vs Го
Го начинается с простейших концепций – дерево и камень, линия и окружность, чёрное и белое. Однако используются сложнейшие стратегии, которые поражают воображение. Глубина этой игры настолько велика, что азиатские руководители используют её как парадигму для принятия решений в своей работе, генералы строят свои военные планы на основе стратегии этой игры, а политики придерживаются принципов Го в выстраивании взаимоотношений с другими странами.
Давно замечено, что человек быстрее всего приобретает навыки в игре, затем перенося их в жизнь. Игра Го отличается необыкновенно высоким уровнем абстракции, позволяющей моделировать очень многие процессы современной жизни. Если самураи видели в этой игре модель управления и развития феодальным обществом, то в наше время эту игру рассматривают как модель борьбы противоборствующих сил за раздел ограниченного ресурса или модель раздела экономических рынков. Таким образом, современные менеджеры могут отточить в игре десятки и сотни тактических и стратегических приемов и концепций, которые могут пригодиться им в реальной деятельности. Основные принципы, которые закладываются в основу почти каждой игры, можно выразить известными народными мудростями: «Не клади все яйца в одну корзину», «Не сжигай за собой мосты» и «Не ломись в открытую дверь».
Ясуюки Миура, бывший руководитель авиакомпании Japan Airlines и сети отелей Nikko, является автором книги «Игра Го и восточная бизнес-стратегия». В ней помимо возможностей для руководителя, решающего весьма сложные управленческие задачи, он сравнивает игру Го с шахматами. Погрузившись в чтение этой книги, возникает желание рассказать читателям о том, как он различает эти две древнейшие игры человечества.
Он считает шахматы игрой, направленную на нанесение разрушений, тогда как Го являет собой игру, нацеленную на раздел рынка и гармоничное сосуществование. Если шахматисты стараются сокрушить противника, захватив его короля, то в Го оба игрока состязаются в захвате большей части доски. При этом оба играющих получают какие-то ресурсы, что не мешает их мирному сосуществованию на игровом поле.
После своего поражения во второй мировой войне, японцы были вынуждены переместить свое внимание с войны на экономику, от Сёги (японских шахмат) к Го. Это изменение, от военного к экономическому подходу, стало ключом к успеху Японии в послевоенный период. Проводя исторические аналогии автор книги говорит о крахе двух великих империй: японской в Маньчжурии и династии Фалави в Иране. Сейчас не существуют ни японские шахматы Сёги, ни их иранский аналог под названием Шахт-Рандеш.
Эволюция Го
Го становится все более распространённой среди настольных игр в мире. Львиная доля игроков (более 23 млн. человек) приходится на жителей стран Восточной Азии, пара сотен тысяч игроков представлена гражданами США и Канады, и по мере количественного убывания играют в России, в европейских странах, Южной Америке, Ближнем Востоке и Африке.
На сегодняшний день в Японии, Китае, Корее и на Тайване созданы профессиональные лиги игроков, поддерживаемые правительствами этих стран и спонсируемые такими крупными компаниями, как Toyota, Fujitsu, Daewoo и Samsung.
Статистика подтверждает, что роль Го в общественной жизни восточноазиатских стран существенно выше, чем в любых других странах мира, что вполне естественно. Как упоминалось выше, Го является не только частью дальневосточной культуры, но и выражением специфичного восточного миропонимания. Масштабы всесторонней поддержки, оказываемой этому явлению со стороны правительств и крупного бизнеса, заставляют задуматься.
Наблюдая за тем, какие усилия предпринимаются в Китае, Японии и Корее по развитию и продвижению этой игры, не говоря уже о стремительном экономическом и культурном росте влияния этих стран, можно предсказать всемирный рост интереса к игре Го в ближайшей перспективе.
Правила игры
Игра предлагает идею всеобщего баланса, заключающуюся в том, что наилучшего результата добивается тот, кто наиболее гармонично и естественно использует весь набор средств, имеющийся в его распоряжении. В этой связи прагматическая идея достижения результата предстаёт в несколько ином ключе: полученный результат является естественным продолжением процесса игры и неразрывно с ним связан. Сбалансированный и гармоничный, а, иными словами, – оптимальный процесс всегда приводит к высокому результату. Можно выбрать несколько путей: путь Воина, путь Художника, путь Учёного, путь Монаха и даже путь Го. В каждом из путей, словно в зеркале, отражается жизненная позиция того, кто встал на него. Желание самосовершенствования, лень, отвага, жадность – всё это, и ещё многое, отражается на доске.
Устройство игрового поля, и основные правила игры — очень просты. В игре участвуют черные и белые камни. Игровое поле состоит из линий 19 на 19. Обычно доска изготавливается из дерева. Доска для Го имеет не ровно квадратную форму, поскольку ее стороны соотносятся в пропорции 15:14. Именно в такой пропорции под углом зрения игрока доска находится в идеальной перспективе. Удлинённая сторона компенсирует неизбежное искривление перспективы, мешающее игрокам отчётливо видеть позицию.
Камни расставляются игроками по очереди на пересечении линий и не передвигаются. Игру всегда начинает владелец черных камней, за что он платят очки в виде компенсации (правило коми). В самом начале игры доска пуста. Целью каждого игрока является набрать как можно больше очков, чем у соперника. Очки выражены контролируемой территорией и камнями соперника, которые попали в окружение.
Каждый окружённый свободный пункт на доске приносит одно очко (или единицу территории). Каждый окруженный камень приносит очко. При этом, камень снимается с доски, если у него нет соседних свободных пунктов по соседним линиям (даме, захват камней). Во время игры запрещается ставить камень на доску, если у него нет свободных даме. Но разрешается это делать, если он, при этом, сам заканчивает окружение (запрет самоубийства). Игра запрещает повторять позицию (правило ко). Игра завершается после двух последовательных пасов.
Как видно, суть самой игры так же проста, как, скажем, просты и очевидны для нас какие-то закономерности природы, однако за каждой из них также стоит нечто большее. Каждый ход может раскрыться совершенно неожиданным образом и определить всю игру.
В сравнении с теми же шахматами, комбинационные возможности Го намного богаче, поскольку только для выполнения первых трёх ходов имеется около 50 млн. вариантов. Наличие такой комбинаторики дает неограниченные возможности для индивидуального творчества. В сочетании с многообразием тактических приёмов и необходимостью верного выбора стратегического направления игры это помогает игрокам воспитывать в себе волю, выдержку, логическое и интуитивное мышление. Несмотря на то, что в Го камни, выставленные на доску, не передвигаются, тем не менее, любой ход влияет на ситуацию во всех зонах игрового поля. Поэтому каждый шаг требует умения быстро переключать внимание, контролировать и устанавливать взаимосвязь между, казалось бы, независимыми событиями. Эту игру можно смело отнести к эффективному средству психологической тренировки, которая помогает вырабатывать способность принимать оперативные решения в самых неожиданных и нестандартных ситуациях.
Как дипломатично выразился Эмануэль Ласкер, чемпион мира по шахматам, «Го превосходит шахматы простотой правил, не уступая им богатством фантазии».
Обратите внимание на девять отмеченных точек пересечения линий. Они называются «хоси» (дословный перевод с японского – звезда). Эти отметки на доске используются для удобства и для расположения форовых камней.
Ходом считается любое выставление камня в точку пересечения линий доски. Можно ходить на любое незанятое пересечение, но в начале партии первые ходы обычно делают ближе к точкам «хоси» в углах доски. Игроки ходят по очереди. Камень, выставленный на доску, не перемещается. Он может быть снят с доски в случае взятия.
Рекомендуется осваивать правила в игре на доске 9х9. Партия на такой маленькой доске не богата стратегическими приёмами, но правила и даже некоторые тактические приёмы не отличаются от игры на большой доске. Затем можно перейти к игре на доске 13х13. Вскоре, сыграв около ста коротких партий, любой игрок начинает чувствовать себя уверенно в игре на стандартной доске.
Го в Казахстане
Данная игра представлена в нашей стране очень скудно. Узнав, что кто-то играет в Го, наши люди реагируют одинаково: «Что это за камешки? То ли дело шахматы или шашки!». Немногие понимают суть узоров, которые игроки выкладывают из камней, ведь со стороны система игры выглядит чудовищно запутанной.
В отличие от шахмат, которые пользуются популярностью у населения нашей страны, у Го нет ни официально признанной федерации, ни обучающих школ. Правда, есть сборная Казахстана, которая участвует на европейских соревнованиях, но о ней мало что известно.
В Казахстане игра Го наиболее популярна в Караганде и Алматы, где в нее играет группа энтузиастов, которая и занимается популяризацией игры среди населения. Эта группа осуществляет продвижение игры Го посредством рекламы в социальных сетях, и проводит занятия в клубе. Стоит отметить, что в Алматы занятия и встречи клуба Го проводятся в Казахстанско-Японском центре развития человеческих ресурсов. На сегодняшний день встречи в клубе проводятся дважды в неделю. Можно сказать, что желающих играть день ото дня становится все больше, однако стоит отметить, что большинство отсеивается после осознания истинной сложности и глубины этой игры. Зато те, кто остаются, погружаются игру в полностью.
В следующих номерах журнала Akyl-kenes мы постараемся вернуться к этой игре, чтобы рассказать о том, как ее играют в разных странах и какие подходы эта игра закладывает при разработке новой деловой стратегии, которая применяется в современном мире.