ГЛАВНОЕ МЕНЮ

  • ГЛАВНАЯ
  • СПОРТ
  • ЛИЦА
  • КЕЙСЫ
  • АРХИВ
  • АНОНСЫ
  • EVENTS

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

КОНТАКТЫ

Для размещения рекламы, пожалуйста, направьте запрос на:

daurzhan@akylkenes.com

Все права защищены © Akyl-kenes, 2017-2025

Казахстанский медиа-бренд об интересных людях и событиях.

Любое использование материалов допускается только с письменного согласия учредителя журнала

Akyl-kenes

Журнал об интересных людях и событиях

Akyl-kenes

Журнал об интересных людях и событиях

  • ЛИЦА
  • СПОРТ
  • EVENTS
  • КЕЙСЫ
  • АНОНСЫ
  • АРХИВ
КЕЙСЫ

Индустрия фантастических возможностей. Почему Казахстану пора заняться экономикой развлечений?

Январь 27, 2019
Индустрия фантастических возможностей. Почему Казахстану пора заняться экономикой развлечений?

Способны ли вы без раздумий ответить на вопрос о самых ожидаемых мировых событиях 2019 года? Нет, это не политические дискуссии, не научные открытия и даже не спортивные форумы. Это премьеры фантастических фильмов! Предстоящую весну буквально сотрясет международное информационное пространство выходом сразу двух блокбастеров – последнего сезона культового сериала «Игра престолов» от HBO и финала грандиозной супергеройской эпопеи «Мстители» от Marvel. Миллиарды долларов выручки, почти сектантская истерия вокруг рекламной кампании, всевозрастная популярность и формирование вкусов целых поколений землян – такова сегодня индустрия фантастики, самого лакомого после нефти и оружия куска в пироге современного рынка.

Индустрия фантастических возможностей. Почему Казахстану пора заняться экономикой развлечений?

Реальные прибыли нереальных миров

Пока мировые фабрики звезд (это уже не только Голливуд, но и издатели компьютерных игр из США, Японии, Китая, Индии, России и стран Европы) неуклонно наращивают обороты, казахстанская индустрия фантастики замерла в состоянии гибернации. Причем во многом это может происходить от недостаточного понимания того факта, что эта сфера, на самом деле, способна создавать новые престижные профессии и рабочие места. Какие у этого утверждения есть доводы и какие именно направления фантастики могли бы стать реально выгодными и жизнеспособными в условиях Казахстана XXI века?

В первую очередь, важно понимать, что индустрия фантастики – это выгодно. Она дает миллионы реальных рабочих мест и при этом приносит нереальные прибыли. Фантастические компании становятся градообразующими предприятиями. К примеру, корпорация Blizzard, создательница легендарной сетевой игры «World of WarCraft», кормит наравне с Калифорнийским университетом целый город Ирвайн в США, а параллельно – экономику огромной страны.

Писатели-фантасты делают захолустные города центрами туристического притяжения. В этот список входят американский городок Санта-Фе, известный, как место дислокации создателя вышеупомянутой «Игры престолов» Джорджа Мартина, хорватский курорт Дубровник, ирландский Магераморн, где снимался сериал по книгам Мартина, а также округи декораций Хоббитона из «Властелина колец» в Новой Зеландии.

Чтобы представить себе финансовую мощь современной фантастической индустрии, достаточно привести несколько фактов. Так, бой жизни Геннадия Головкина против Сауля «Канело» Альвареса с трудом собрал 1,1 млн. платных просмотров на кабельном канале HBO. Для сравнения, одна серия «Игры престолов» на том же платном канале в ночь премьеры собирает от шести до десяти миллионов уникальных зрителей.

Фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» про «синих человечков» на Пандоре собирает один миллиард долларов в кинотеатрах за две недели, а главные фантастические компьютерные игры типа новых серий «WarCraft» или совершенно гениального третьего «Ведьмака» аккумулируют эту же сумму всего лишь за одну ночь предзаказа. Киновселенная Marvel, ставшая главным поп-событием XXI века, на двадцати фильмах заработала порядка 18 млрд. долларов США, что равно годовым доходам государственных бюджетов таких не самых бедных стран, как Болгария, Уругвай и Сербия.

В целом, рынок игровой индустрии демонстрирует безудержный рост. По данным J`son & Partners Consulting, ведущей международной консалтинговой компании в сфере IT, сейчас его ежегодный доход составляет порядка 140-150 млрд. долларов США. Причем основным драйвером роста здесь являются мобильные игры, доля которых составляет почти 50% от общего числа прибыли. Любопытно, что двумя годами ранее та же компания предсказывала, что таких показателей мировая гейм-индустрия сумеет достичь только к 2021 году.

Отдельной точкой роста фантастических достижений станет виртуальная реальность. Порядка 70 млн. геймеров уже на регулярной основе используют этот сеттинг для участия в играх, а через пять лет этот показатель вырастет до 220 млн. человек. Другими словами, мы имеем дело с дивным новым миром, в котором казахстанская мечта, казахстанская фантазия пока никак не представлена.

По пути Безнадежного

Существует мнение, что фундаментом для индустрии фантастики является развитая литературная среда. Недаром в США, Японии и России, где фантастика давно превратилась в доходный бизнес, – читающие нации. Другими словами, аудитория, которая в данном случае еще и является рынком сбыта, должна быть подготовленной.

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в нашей стране рынок книгоиздательства составляет порядка 55 млрд. тенге, однако его львиная доля приходится на издание учебников. В то же время, 90% художественной литературы на рынке книжных продаж занимает российский импорт, из которого на фантастическую литературу приходится 17% прибыли. То есть, говорить о том, что казахстанский читатель не интересуется этим жанром не приходится. По данным крупнейшего отечественного книжного ритейлера «Меломан Marvin», фантастика стабильно входит в пятерку самых продаваемых книг. К наиболее популярным книгам можно отнести фэнтэзийные серии «Гарри Поттер», «Гравит Фолз», «Темные начала» и «Хроники Нарнии».

Индустрия фантастических возможностей. Почему Казахстану пора заняться экономикой развлечений?

С другой стороны, способны ли отечественные авторы-фантасты производить вполне конкурентособный товар? Конечно, всегда есть пример Сергея Лукьяненко, выросшего в большого писателя, именно живя в Алматы. Однако на деле положительных примеров гораздо больше.

Есть невероятная история, достойная экранизации на «Казахфильме». В конце 90-х – начале 2000-х годов Жанат Касабеков, простой житель Алматы, после окончания школы стал работать грузчиком на рынке «Тастак» и параллельно – администратором в компьютерном клубе. Неожиданно для всех, проводя долгие ночи в игровом кафе, он написал фантастический роман, отправил его в российское издательство, откуда получил ответ. Редактор просил заменить имя автора на псевдоним, соответствующий рынку сбыта. Так родился писатель Аркадий Степной и его трилогия, начинающаяся романом «Путь Безнадежного». Первая же его книга в 2008 году в России была опубликована тиражом 15 000 экземпляров. А суммарный тираж трилогии с двумя дополнительными тиражами в течение двух лет составил 50 000 книг. По современным казахстанским меркам – просто недостижимая планка.

Данияр Сугралинов, еще один начинающий писатель. опубликовал онлайн в 2017 году свой первый фантастический роман «Level Up» на российском литературном сайте. Его произведение имело невероятный успех у наших северных соседей. Теперь Данияр перевел его на английский язык и продает уже на Amazon, ведь его книга моментально вошла в ТОП-10 самых популярных в своем жанре по всему миру. Тем удивительнее, что в нашей стране ни «Level Up», ни какой бы то ни было другой казахстанский фантастический проект еще ни разу не входил даже в ТОП-10 продаж.

То есть, при наличии рынков сбыта казахстанские авторы фантастики способны запустить первую индустриальную волну.

Госзаказ для Жезтырнак

Вполне возможно, государство могло взглянуть на фантастику не как на сферу низкопробного искусства, а как на стартап, который способен приносить в будущем реальные доходы. Для начала эта помощь могла бы быть на уровне отдельных лотов государственного заказа по фантастическим романам, скажем, о приключениях мифических существ Великой степи, наподобие Жезтырнак в современной Астане.

Противникам такого вида помощи не стоит забывать, что львиная доля выдающихся произведений братьев Стругацких, Александра Беляева, Кира Булычева были опубликованы именно за государственный счет. А если вдаваться вглубь истории общемировой культуры, то блистательные картины Караваджо и Гойи ведь тоже были написаны на деньги влиятельных чиновников, либо церковников эпохи Возрождения и Романтизма. Сейчас эти картины повысились в цене в тысячи раз.

Тот же Капитан Америка был придуман как патриотический персонаж в ходе Второй мировой войны. Но война давно закончилась, а Стив Роджерс продолжает приносить миллиардную прибыль своим создателям. По разным данным, только комиксов с его участием менее чем за век было продано порядка 250 млн. экземпляров.

Также и Россия на уровне государства, квазигоссектора, частных компаний активно спонсирует целые книжные фантастические серии. Поколения российских читателей растут на книгах об исторических попаданцах, галактических империях и альтернативной истории. И дело не только в идеологии, а в том, что это действительно выгодный бизнес, куда можно вкладывать солидные деньги.

Важнейшим направлением для вложений должен стать кинематограф, однако здесь казахстанские производители серьезно обожглись и пока не рискуют штурмовать никем не взятую вершину. Дело в том, что в 2012 году режиссер Ахат Ибраев снял на «Казахфильме» первую отечественную фэнтэзи «Книга легенд: Таинственный лес». На картину были потрачены не самые большие для такого затратного жанра средства в размере 1 млн. долларов США, однако даже их не удалось оправдать в прокате даже при солидной рекламной кампании и неплохих отзывах экспертов.

Ну а пока наши продюсеры подсчитывают риски для новых попыток, казахстанский прокат по итогам 2018 года возглавили сразу пять голливудских фантастические блокбастеров: «Мстители. Война бесконечности», «Мир Юрского периода — 2», «Монстры на каникулах — 3», «Мег: Монстр глубины» и «Черная пантера».

Самая свободная ниша

Тем не менее, индустрия фантастики является самой свободной и одновременно самой перспективной нишей казахстанской экономики. И если вы хотите иметь дело с новым населением Казахстана, с поколениями клиентов, начиная с конца 1990-х годов рождения, то просто обязаны заходить в фантастическое поле. Просто обязаны говорить с ними на одном языке, использовать знаки и символы, даже перекупать бренды, которые влияют на умы молодых людей. Иначе вся бизнес-модель рискует оказаться неэффективной.

Индустрия фантастических возможностей. Почему Казахстану пора заняться экономикой развлечений?

Важно понимать, что пока инвесторы снисходительно смотрят на фантастику, как развлечение, их младшие братья, дети, внуки уже живут в этой фантастической реальности. В их мире люди уже давно покорили космос, они умеют летать и отражать атаки пришельцев, они не имеют абсолютно никаких лимитов, физических, моральных и духовных границ в голове. Они знают, что любая задача решаема, любое зло наказуемо, а любой человек может стать героем или злодеем. Так что мы сами того не замечая, имеем дело с целым поколением суперменов и джокеров, с целыми городами, которым нужны новые герои. И тот, кто первым выйдет на связь с этим фантастическим поколением, кто первым зажжет рыночные «огни Гондора» и «придет с первым лучом солнца, на пятый день, с Востока», тот одновременно заполучит огромную клиентскую базу и встроится в их финансовые потоки.

Так написан «Гарри Поттер». Когда миллиард детей по всему миру одновременно слышат слово «Люмос», в их голове возникнет одна и та же ассоциация – светящаяся во тьме волшебная палочка. Когда прозвучит «Авадакедавра», у всех до единого, как по щелчку, появится чувство опасности. Всего лишь одна серия книг, написанная не самым талантливым начинающим автором, создала и сплотила вокруг общих знаков и ценностей целую нацию юных землян – поттеропоклонников, которые ежедневно готовы тратить миллионы долларов США на товары и услуги, связанные с любимой выдуманной Вселенной чародеев. Поэтому игнорировать роль фантастической литературы в своих бизнес-планах и маркетинговых подходах нельзя. Это невероятный кладезь для информации и экспериментов.

Степное творчество – в цене

Индустрия фантастики создает благодатную рабочую среду для таких творческих профессий, как сценаристы, художники и разработчики видеоигр и спецэффектов. Мало кто знает, что, когда Сергей Лукьяненко уезжал в Москву, одновременно с ним или после него, уехала целая группа молодых казахстанских фантастов, которая выполняла очень много технической работы, в том числе, работая над сценарием для сериалов, и занималась тем, что принято называть «литературным рабством». Это смешно, что термин «литературный раб» появляется в контексте профессий будущего, но в эпоху, когда каждый из 18 млн. казахстанцев и 140 млн. россиян может напечатать себе тираж за 100 000 тенге, роль такой профессии будет только повышаться.

Постепенно вокруг Лукьяненко собралась целая команда, которая занимается сценариями и разными рода фантастическими проектами. Кстати, когда в 2011 году Лукьяненко вручал молодым казахстанским авторам премию международного конкурса «Байконур», он написал у себя в социальных сетях любопытную вещь про Астану. Он разместил фотографию величественного «Хан Шатыра» и занесенной снегом степи за ним, подписав: «Возможно, так будут выглядеть города на других планетах». Этот пост, просмотренный сотни тысяч раз, собственно, в десятки раз окупил приглашение писателя в столицу.

Другим моментом является мнение многих, что наши авторы и творчество слишком местечковы, чтобы завоевать зарубежные и даже евразийские рынки. Но это далеко не так. Просто взгляните на современный российский шоу-бизнес. Не только казахстанские исполнители, такие как Скриптонит и Jah Khalib, стали невероятно популярны этом российском рынке. Казахстанские музыканты, пишущие биты, казахстанские клипмейкеры, готовящие клипы для новых российских регги-икон, казахстанские айтишники и другие члены креативных команд запустили огромную культурологическую волну на целом континенте. Это может кому-то нравится, а кому-то – нет, но факт остается фактом: творческий взгляд казахстанцев может продаваться, покупаться, быть выгодным и влиятельным.

И в заключение, давайте вновь вспомним трилогию Толкина. Когда Фродо в конце грандиозной эпопеи «Властелин колец» уходит за полог дождя, история Средиземья не заканчивается, а лишь дает начало новой эпохе людей. Так и здесь, признавая неразвитость и фактическое отсутствие казахстанской индустрии фантастики, мы надеемся, что это станет лишь первым шагом на пути становления самого молодого и быстро растущего рынка развлечений в мире.

Предыдущая публикация Солнечная альтернатива
Следующая публикация Творческое счастье Ольги Кужеленко и Леонида Леонтьева
Akyl-kenes №40

Скачать Akyl-kenes №40

(6,9 МБ в pdf формате)

КОНТАКТЫ

Для размещения рекламы, пожалуйста, направьте запрос на:

daurzhan@akylkenes.com

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

КАРТА САЙТА

  • ЛИЦА
  • СПОРТ
  • EVENTS
  • КЕЙСЫ
  • АНОНСЫ
  • АРХИВ

Все права защищены © Akyl-kenes, 2017-2025

Казахстанский медиа-бренд об интересных людях и событиях.

Сайт разработан компанией FLEX-SYSTEM

Любое использование материалов допускается только с письменного согласия учредителя журнала

Сайт разработан компанией FLEX-SYSTEM