Способны ли вы без раздумий ответить на вопрос о самых ожидаемых мировых событиях 2019 года? Нет, это не политические дискуссии, не научные открытия и даже не спортивные форумы. Это премьеры фантастических фильмов! Предстоящую весну буквально сотрясет международное информационное пространство выходом сразу двух блокбастеров – последнего сезона культового сериала «Игра престолов» от HBO и финала грандиозной супергеройской эпопеи «Мстители» от Marvel. Миллиарды долларов выручки, почти сектантская истерия вокруг рекламной кампании, всевозрастная популярность и формирование вкусов целых поколений землян – такова сегодня индустрия фантастики, самого лакомого после нефти и оружия куска в пироге современного рынка.
Реальные прибыли нереальных миров
Пока мировые фабрики звезд (это уже не только Голливуд, но и издатели компьютерных игр из США, Японии, Китая, Индии, России и стран Европы) неуклонно наращивают обороты, казахстанская индустрия фантастики замерла в состоянии гибернации. Причем во многом это может происходить от недостаточного понимания того факта, что эта сфера, на самом деле, способна создавать новые престижные профессии и рабочие места. Какие у этого утверждения есть доводы и какие именно направления фантастики могли бы стать реально выгодными и жизнеспособными в условиях Казахстана XXI века?
В первую очередь, важно понимать, что индустрия фантастики – это выгодно. Она дает миллионы реальных рабочих мест и при этом приносит нереальные прибыли. Фантастические компании становятся градообразующими предприятиями. К примеру, корпорация Blizzard, создательница легендарной сетевой игры «World of WarCraft», кормит наравне с Калифорнийским университетом целый город Ирвайн в США, а параллельно – экономику огромной страны.
Писатели-фантасты делают захолустные города центрами туристического притяжения. В этот список входят американский городок Санта-Фе, известный, как место дислокации создателя вышеупомянутой «Игры престолов» Джорджа Мартина, хорватский курорт Дубровник, ирландский Магераморн, где снимался сериал по книгам Мартина, а также округи декораций Хоббитона из «Властелина колец» в Новой Зеландии.
Чтобы представить себе финансовую мощь современной фантастической индустрии, достаточно привести несколько фактов. Так, бой жизни Геннадия Головкина против Сауля «Канело» Альвареса с трудом собрал 1,1 млн. платных просмотров на кабельном канале HBO. Для сравнения, одна серия «Игры престолов» на том же платном канале в ночь премьеры собирает от шести до десяти миллионов уникальных зрителей.
Фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» про «синих человечков» на Пандоре собирает один миллиард долларов в кинотеатрах за две недели, а главные фантастические компьютерные игры типа новых серий «WarCraft» или совершенно гениального третьего «Ведьмака» аккумулируют эту же сумму всего лишь за одну ночь предзаказа. Киновселенная Marvel, ставшая главным поп-событием XXI века, на двадцати фильмах заработала порядка 18 млрд. долларов США, что равно годовым доходам государственных бюджетов таких не самых бедных стран, как Болгария, Уругвай и Сербия.
В целом, рынок игровой индустрии демонстрирует безудержный рост. По данным J`son & Partners Consulting, ведущей международной консалтинговой компании в сфере IT, сейчас его ежегодный доход составляет порядка 140-150 млрд. долларов США. Причем основным драйвером роста здесь являются мобильные игры, доля которых составляет почти 50% от общего числа прибыли. Любопытно, что двумя годами ранее та же компания предсказывала, что таких показателей мировая гейм-индустрия сумеет достичь только к 2021 году.
Отдельной точкой роста фантастических достижений станет виртуальная реальность. Порядка 70 млн. геймеров уже на регулярной основе используют этот сеттинг для участия в играх, а через пять лет этот показатель вырастет до 220 млн. человек. Другими словами, мы имеем дело с дивным новым миром, в котором казахстанская мечта, казахстанская фантазия пока никак не представлена.
По пути Безнадежного
Существует мнение, что фундаментом для индустрии фантастики является развитая литературная среда. Недаром в США, Японии и России, где фантастика давно превратилась в доходный бизнес, – читающие нации. Другими словами, аудитория, которая в данном случае еще и является рынком сбыта, должна быть подготовленной.
По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в нашей стране рынок книгоиздательства составляет порядка 55 млрд. тенге, однако его львиная доля приходится на издание учебников. В то же время, 90% художественной литературы на рынке книжных продаж занимает российский импорт, из которого на фантастическую литературу приходится 17% прибыли. То есть, говорить о том, что казахстанский читатель не интересуется этим жанром не приходится. По данным крупнейшего отечественного книжного ритейлера «Меломан Marvin», фантастика стабильно входит в пятерку самых продаваемых книг. К наиболее популярным книгам можно отнести фэнтэзийные серии «Гарри Поттер», «Гравит Фолз», «Темные начала» и «Хроники Нарнии».
С другой стороны, способны ли отечественные авторы-фантасты производить вполне конкурентособный товар? Конечно, всегда есть пример Сергея Лукьяненко, выросшего в большого писателя, именно живя в Алматы. Однако на деле положительных примеров гораздо больше.
Есть невероятная история, достойная экранизации на «Казахфильме». В конце 90-х – начале 2000-х годов Жанат Касабеков, простой житель Алматы, после окончания школы стал работать грузчиком на рынке «Тастак» и параллельно – администратором в компьютерном клубе. Неожиданно для всех, проводя долгие ночи в игровом кафе, он написал фантастический роман, отправил его в российское издательство, откуда получил ответ. Редактор просил заменить имя автора на псевдоним, соответствующий рынку сбыта. Так родился писатель Аркадий Степной и его трилогия, начинающаяся романом «Путь Безнадежного». Первая же его книга в 2008 году в России была опубликована тиражом 15 000 экземпляров. А суммарный тираж трилогии с двумя дополнительными тиражами в течение двух лет составил 50 000 книг. По современным казахстанским меркам – просто недостижимая планка.
Данияр Сугралинов, еще один начинающий писатель. опубликовал онлайн в 2017 году свой первый фантастический роман «Level Up» на российском литературном сайте. Его произведение имело невероятный успех у наших северных соседей. Теперь Данияр перевел его на английский язык и продает уже на Amazon, ведь его книга моментально вошла в ТОП-10 самых популярных в своем жанре по всему миру. Тем удивительнее, что в нашей стране ни «Level Up», ни какой бы то ни было другой казахстанский фантастический проект еще ни разу не входил даже в ТОП-10 продаж.
То есть, при наличии рынков сбыта казахстанские авторы фантастики способны запустить первую индустриальную волну.
Госзаказ для Жезтырнак
Вполне возможно, государство могло взглянуть на фантастику не как на сферу низкопробного искусства, а как на стартап, который способен приносить в будущем реальные доходы. Для начала эта помощь могла бы быть на уровне отдельных лотов государственного заказа по фантастическим романам, скажем, о приключениях мифических существ Великой степи, наподобие Жезтырнак в современной Астане.
Противникам такого вида помощи не стоит забывать, что львиная доля выдающихся произведений братьев Стругацких, Александра Беляева, Кира Булычева были опубликованы именно за государственный счет. А если вдаваться вглубь истории общемировой культуры, то блистательные картины Караваджо и Гойи ведь тоже были написаны на деньги влиятельных чиновников, либо церковников эпохи Возрождения и Романтизма. Сейчас эти картины повысились в цене в тысячи раз.
Тот же Капитан Америка был придуман как патриотический персонаж в ходе Второй мировой войны. Но война давно закончилась, а Стив Роджерс продолжает приносить миллиардную прибыль своим создателям. По разным данным, только комиксов с его участием менее чем за век было продано порядка 250 млн. экземпляров.
Также и Россия на уровне государства, квазигоссектора, частных компаний активно спонсирует целые книжные фантастические серии. Поколения российских читателей растут на книгах об исторических попаданцах, галактических империях и альтернативной истории. И дело не только в идеологии, а в том, что это действительно выгодный бизнес, куда можно вкладывать солидные деньги.
Важнейшим направлением для вложений должен стать кинематограф, однако здесь казахстанские производители серьезно обожглись и пока не рискуют штурмовать никем не взятую вершину. Дело в том, что в 2012 году режиссер Ахат Ибраев снял на «Казахфильме» первую отечественную фэнтэзи «Книга легенд: Таинственный лес». На картину были потрачены не самые большие для такого затратного жанра средства в размере 1 млн. долларов США, однако даже их не удалось оправдать в прокате даже при солидной рекламной кампании и неплохих отзывах экспертов.
Ну а пока наши продюсеры подсчитывают риски для новых попыток, казахстанский прокат по итогам 2018 года возглавили сразу пять голливудских фантастические блокбастеров: «Мстители. Война бесконечности», «Мир Юрского периода — 2», «Монстры на каникулах — 3», «Мег: Монстр глубины» и «Черная пантера».
Самая свободная ниша
Тем не менее, индустрия фантастики является самой свободной и одновременно самой перспективной нишей казахстанской экономики. И если вы хотите иметь дело с новым населением Казахстана, с поколениями клиентов, начиная с конца 1990-х годов рождения, то просто обязаны заходить в фантастическое поле. Просто обязаны говорить с ними на одном языке, использовать знаки и символы, даже перекупать бренды, которые влияют на умы молодых людей. Иначе вся бизнес-модель рискует оказаться неэффективной.
Важно понимать, что пока инвесторы снисходительно смотрят на фантастику, как развлечение, их младшие братья, дети, внуки уже живут в этой фантастической реальности. В их мире люди уже давно покорили космос, они умеют летать и отражать атаки пришельцев, они не имеют абсолютно никаких лимитов, физических, моральных и духовных границ в голове. Они знают, что любая задача решаема, любое зло наказуемо, а любой человек может стать героем или злодеем. Так что мы сами того не замечая, имеем дело с целым поколением суперменов и джокеров, с целыми городами, которым нужны новые герои. И тот, кто первым выйдет на связь с этим фантастическим поколением, кто первым зажжет рыночные «огни Гондора» и «придет с первым лучом солнца, на пятый день, с Востока», тот одновременно заполучит огромную клиентскую базу и встроится в их финансовые потоки.
Так написан «Гарри Поттер». Когда миллиард детей по всему миру одновременно слышат слово «Люмос», в их голове возникнет одна и та же ассоциация – светящаяся во тьме волшебная палочка. Когда прозвучит «Авадакедавра», у всех до единого, как по щелчку, появится чувство опасности. Всего лишь одна серия книг, написанная не самым талантливым начинающим автором, создала и сплотила вокруг общих знаков и ценностей целую нацию юных землян – поттеропоклонников, которые ежедневно готовы тратить миллионы долларов США на товары и услуги, связанные с любимой выдуманной Вселенной чародеев. Поэтому игнорировать роль фантастической литературы в своих бизнес-планах и маркетинговых подходах нельзя. Это невероятный кладезь для информации и экспериментов.
Степное творчество – в цене
Индустрия фантастики создает благодатную рабочую среду для таких творческих профессий, как сценаристы, художники и разработчики видеоигр и спецэффектов. Мало кто знает, что, когда Сергей Лукьяненко уезжал в Москву, одновременно с ним или после него, уехала целая группа молодых казахстанских фантастов, которая выполняла очень много технической работы, в том числе, работая над сценарием для сериалов, и занималась тем, что принято называть «литературным рабством». Это смешно, что термин «литературный раб» появляется в контексте профессий будущего, но в эпоху, когда каждый из 18 млн. казахстанцев и 140 млн. россиян может напечатать себе тираж за 100 000 тенге, роль такой профессии будет только повышаться.
Постепенно вокруг Лукьяненко собралась целая команда, которая занимается сценариями и разными рода фантастическими проектами. Кстати, когда в 2011 году Лукьяненко вручал молодым казахстанским авторам премию международного конкурса «Байконур», он написал у себя в социальных сетях любопытную вещь про Астану. Он разместил фотографию величественного «Хан Шатыра» и занесенной снегом степи за ним, подписав: «Возможно, так будут выглядеть города на других планетах». Этот пост, просмотренный сотни тысяч раз, собственно, в десятки раз окупил приглашение писателя в столицу.
Другим моментом является мнение многих, что наши авторы и творчество слишком местечковы, чтобы завоевать зарубежные и даже евразийские рынки. Но это далеко не так. Просто взгляните на современный российский шоу-бизнес. Не только казахстанские исполнители, такие как Скриптонит и Jah Khalib, стали невероятно популярны этом российском рынке. Казахстанские музыканты, пишущие биты, казахстанские клипмейкеры, готовящие клипы для новых российских регги-икон, казахстанские айтишники и другие члены креативных команд запустили огромную культурологическую волну на целом континенте. Это может кому-то нравится, а кому-то – нет, но факт остается фактом: творческий взгляд казахстанцев может продаваться, покупаться, быть выгодным и влиятельным.
И в заключение, давайте вновь вспомним трилогию Толкина. Когда Фродо в конце грандиозной эпопеи «Властелин колец» уходит за полог дождя, история Средиземья не заканчивается, а лишь дает начало новой эпохе людей. Так и здесь, признавая неразвитость и фактическое отсутствие казахстанской индустрии фантастики, мы надеемся, что это станет лишь первым шагом на пути становления самого молодого и быстро растущего рынка развлечений в мире.