В наш быстрый век новых технологий время летит стремительнее, чем когда-либо. Незаметно для себя мы становимся свидетелями цифровизации, которая постепенно проникает во все сферы нашей жизни. За всей рутиной, суетой и заботами у людей остается все меньше времени на то, чтобы просто на миг отвлечься. Современное творчество смотрит на происходящее своими глазами и, в итоге, выносит свой вердикт, который может иметь свой неповторимый и где-то непонятный на первый взгляд формат восприятия. Но если присмотреться и остановиться на мгновенье, то работы современных казахстанских художников и мастеров подсказывают нам ответы на какие-то вопросы и возвращают нас к истокам. В своеобразной подаче они словно выдергивают человека из бурлящего котла бесконечного бега по кругу и предлагают выйти за пределы города. В своих предыдущих номерах журнал Akyl-kenes часто публиковал статьи о казахстанских художниках, чьи картины выставлялись в галерее «Жауһар». Сегодня издание предлагает семь работ, исполненных признанными мэтрами казахстанского искусства, о которых пойдет речь в этой статье. Эти работы ранее выставлялись на различных международных и казахстанских выставках. Выставка, название которой указано в заголовке статьи, стала одной из самых крупных региональных арт-проектов в нашей стране, в рамках которой более ста работ казахстанских современных художников выставлялись во многих городах Казахстана.
Данные работы ранее выставлялись на выставке «Истории Великой степи», важном проекте, целью которого являлось приобщение общества к современному искусству. Выставка наглядно продемонстрировала уникальный культурный код казахского народа. Она постаралась ответить на вопросы, связанные с уровнем лепты, которую внес кочевой казахский народ в глобальную копилку человеческой культуры. Просторы Великой степи хранят в себе колоссальный объем информации о себе и о пережитых веках. Современное искусство не претендует на истину в последней инстанции, но предложило красивую альтернативу взглянуть на мир с другого ракурса. Эти семь работ не отражают всей глубины искусства, но они немного втягивают в дела давно минувших дней. Каждый из художников рассказывает свою историю, актуализируя прошлое с настоящим, применяя новые техники, практики и обычаи мирового искусства. Каждый из них обладает искусством рассказчиков жырау, защищающих богатое наследие казахского народа. Они больше известны за пределами Казахстана, как это часто бывает, но постепенно круг людей, знакомых с их творчеством, расширяется.
Пестрая степь. Жетысу. (2016 год), Пластиковые пакеты, полигаль. Диптих, 2 части по 150х107 см.
Сауле Сулейменова
Окончила Казахскую государственную академию архитектуры и строительства. С 1998 года является членом Союза художников Казахстана. В своих работах создает изображения и скульптуры, созданных из пластиковых пакетов в процессе. Свои работы она называет «мусорным коллажем». За свою плодотворную и насыщенную деятельность она была награждена стипендией Президента Казахстана (1998), становилась Лауреатом премий «Шабыт», «Жигер» и «Тенгри Умай», а также становилась обладателем награды «За творческие достижения».
В список ее избранных, но при этом многочисленных мероприятий входят выставки «Обездоленный/Владеющий. Вопрос о духе и деньгах» (Цюрих, 2016 г.), «Где-то в Великой Степи. Горизонт» (Астана, 2017 г.), «Современное искусство из Казахстана» (Санкт-Петербург, 2017- 2018 г.г.); «Фокус Казахстан» (Лондон, Берлин, 2018 г.), Саммит по культуре (Абу-Даби, 2017 г.), Параллельная программа LVI Венецианской биеннале в проекте «Почему я?» (2015); V Московская биеннале современного искусства в проекте «Мигранты РГГУ» (2013); фестивали современного искусства «ARTBAT FEST» (Алматы, 2013-2015 г.г); и др.
Портрет Абылхана Кастеева. (2010 год),Холст, акрил, 120х180 см.
Рашид Нурекеев
Художник упорно отказывается объяснять зрителю смысловые и образные послания, приглашая его самостоятельно интерпретировать его художественные жесты. Он словно затевает тактическую игру значений, не ссылаясь на философские выкладки и культурологические контексты. При этом он транслирует поток сознания в русле ситуации, актуальной здесь и сейчас. Он объективно оперирует фактами и вещественными доказательствами, используя все предметы, попадавшие в поле его расследования. Творческое сырье становится очевидцем его происшествий, формируя своего рода «стихийный реализм». Среди его последних выставок выделяются проект «Фокус Казахстан» (Сувон, 2018 г.), «Кости. Оливки. Самолеты» (Алматы, 2018 г.), «Между прошлым и будущим. Археология актуальности», (Алматы, 2011 г.), «Между небом и землей» (Лондон, 2011 г.).
Cookie Policy на Шелковом пути. (2017 год),Цифровая печать, рама, стекло. 120×90 см.
Алмагуль Менлибаева
Является известным видеохудожником и фотографом, имеющим степень магистра изящных искусств Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова. В основном, работает с многоканальной видео-, фотосъемкой и смешанными медиаинсталляциями. В ее работы внедрены такие вопросы, как критические исследования советского прошлого. В своих работах она отражает социальные, экономические и политические преобразования, имевшие место в странах Центральной Азии после распада СССР. Через свои работы она занимается переосмыслением деколонизационных аспектов и подключает гендерные вопросы, проблемы деградации окружающей среды. Кроме того, в ее работах пытливый взгляд может увидеть комплексный подход к вопросам евразийской кочевой и местной космологии и мифологии.
После ее персональной выставки «Трансформация», которая была проведена в Grand Palais в Париже в 2016- 2017 г.г. она была удостоена ордена Chevalier Ordre des Arts et des Lettres от министра культуры Франции в 2017 году. В список ее наград входят премия «Дарын», государственная премия Казахстана (1996) и национальная премия «Тарлан» от Клуба меценатов Казахстана (2003). Является лауреатом гран-при Азиатского искусства на II Среднеазиатском биеннале, проходившего в Ташкенте в 1995 году и лауреатом Главного приза Международного кинофестиваля «Kino Der Kunst», который проходил в Мюнхене в 2013 году. Свое международное признание она получила, участвуя в ряде биеннале, проходивших в Италии, Австралии, ОАЭ, Израиле, России, Украине, Южной Корее в период с 2005 по 2018 годы.
Является автором персональных выставок, проводившихся почти во всех европейских странах и в США в период с 2012 по 2017 годы. Ее работы неоднократно выставлялись на отдельных групповых выставках Европы, России и Казахстана, а неповторимые видеоролики Алмагуль Менлибаевой были показаны на различных международных кинофестивалях.
Система координат. 2017 год,Объект. Бетон металло-краситель, 70х70х05 см.
Саид Атабеков
Cвой творческий путь начал в 1993 году в составе первой авангардной арт-группы «Кызыл Трактор», которая была образована в Шымкенте, но до 1995 года работала под другими именами. Будучи современником независимости Казахстана, он видел становление молодого Казахстана, который преодолевал всевозможные сложности в первые годы независимости. Когда страна открылась для всего мира, люди увидели другие культуры и влияние различных идеологий. Все увиденное отражалось в его работах. Художник использовал различные техники, начиная от видео и фотографии и заканчивая инсталляциями и перформансами. Он часто обращается к этнографическим элементам, что объясняется его воспоминаниями о русском авангарде и постсоветской реальности. Заодно при помощи своих работ он старается найти свое место в современном, быстро меняющемся мире. Осознавая привлекательность и экзотичность иконографических шаблонов, ассоциирующихся с Центральной Азией, художник часто использует их в своих работах, добавляя в них толику иронии. Является автором многочисленных выставок и участником международных биеннале, после которых неизменно оставлял о себе неизгладимое впечатление у многих мировых знатоков и ценителей современного искусства.
Полдень. 2010 год, Коллаж. Смешанная техника,103х78 см.
Сауле Дюсенбина
Она производит художественные исследования, выводящие ее на вопросы формирования архетипа и его внедрения в структуру современной культуры. С помощью своих работ и особого взгляда на жизнь она трансформирует большой жанр в карикатуру. Далее она словно внедряется в массовое сознание, проводником чего выступают предметы оформления интерьера. Все произведения художницы соприкасаются с тактильным и оптическим восприятием показанных предметов, благодаря которым зритель уходит в их глубокое созерцание. С другой стороны, эти предметы становятся как бы частью домашнего «панциря», возвращая их в зону тактильности. Она создает ряд мотивов с использованием орнаментов, которые включают в себя шаблоны в виде популярных фигур и элементов, взятых из казахской массовой культуры. Аутентичные современные узоры выстраиваются в орнаменты, по классическим европейским законам то заключаясь в ромбы, то вытягиваясь в полосы, то рассыпаясь горохом или отделяясь купажом по фонам фисташкового, небесно-голубого и нежно-лилового цветов. Комбинация всего этого дарит причудливый и саркастичный контекст казахской учтивости и этикета. В последнем совмещены утонченная европоцентричность и грубая азиатчина. Она является участницей многих казахстанских и международных арт-выставок.
Табун 2. 2019 год,Инсталляция. Войлок,Металлические каркасы,
500х1200 см.
Смаил Баялиев
Окончил Ташкентский колледж культуры и искусств. Входил в состав группы «Кызыл Трактор» на самых первых этапах формирования коллективного творчества. К началу 1990-х годов коллектив «Кызыл Трактор» стал одним из самых узнаваемых художественных явлений своего времени. Начав свое художественное путешествие с живописи и коллажа, он аккуратной поступью создавал масштабные произведения монументального искусства, перформансы и работы с использованием кошмы и центральноазиатской шерсти. В своих работах, сосредоточенных вокруг классических и региональных тем, он изображал лошадей и кочевое наследие, зашифрованное в культурных кодах современного общества. Он является автором собственного нетрадиционного способа деконструировать и пересматривать эти темы. Его скульптуры лошадей часто остаются незаконченными и неотесанными, раскрывая онтологическую неполноту этих животных, когда речь идет об их роли в жизни наших предков и в современном обществе. В своих других работах он был преисполнен креативности, вдохновившись супрематизмом, сюрреализмом и кубизмом. Он помещал эти западные движения в контекст среднеазиатских ремесел и мотивов. Его работы выставлялись на многих казахстанских и международных выставках.
Три Бия. 2008-2010 годы, Смешанная техника, акрил, резина,121х243 см
Молдакул Нарымбетов (1946-2012)
Известный своей яркой индивидуальностью и непокорной харизмой, он являлся ключевой фигурой в казахской арт-группе «Кызыл Трактор». Он внес неоценимо большой вклад в развитие и популяризацию современного искусства не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии. Его шаманское мифотворчество по сравнению с современным искусством является архаичным по форме, но позволяет ясно говорить и выражать свою индивидуальность. Его известные скульптуры, выполненные из старых резиновых покрышек, являются одной из его самых знаковых работ. Его картины насыщены, смелы и концептуальны. Цветные штрихи в его работах часто соответствуют динамике естественной жизни, напоминая яркие цвета, используемые в фовизме, который считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Рисуя абстрактные полотна и пейзажные картины сельских крошечных поселений, художник использовал жертву в качестве темы многих своих работ. В своих картинах он части комментирует потребительскую культуру, новые технологии и экзистенциальные проблемы.
Молдакул Нарымбетов являлся членом Академии художеств Республики Казахстан, членом Союза художников Казахстана и лауреатом премии «Жигер». Он представлял Республику Казахстан на многих мероприятиях, которые проводились во многих странах дальнего и ближнего зарубежья. Он являлся основателем Школы современного искусства в г. Алматы и участником многих фестивалей современного искусства.
Вместо заключения
Современное искусство Казахстана представляет собой уникальный и своеобразный феномен, признанный на самых престижных мировых арт-площадках. Покорив международных экспертов, наши соотечественники возвращают свои произведения в родные степи, чтобы их увидели и мы. Современное искусство развивается в Казахстане и привлекает к себе внимание все большего количества людей. Журнал Akyl-kenes советует своим читателям после того, как будут сняты все ограничения, связанные с карантином, обязательно найти и посетить выставки, в которых участвуют экспозиции вышеперечисленных художников.
Аида Балаева, секретарь Национальной комиссии по реализации программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру», руководитель рабочей группы «Современная казахстанская культура в глобальном мире», выражает уверенность, что работы отечественных художников подарят каждому желающему хорошую возможность постичь новые грани восприятия нашей страны через многообразие изумительного мира казахстанской живописи.