Современный мир одновременно становится простым и сложным. Грань между простотой и сложностью достаточно тонкая, но при этом основополагающая. Если смотреть на сегодняшний мир, то успешное пребывание в нем во многом основано на правильном выборе профессии. В июне 2019 года журнал Akyl—kenes уже публиковал статью об Атласе будущих профессий, в которой рассказывалось о новой модели профориентации, которая является успешной и востребованной. Сегодня в Казахстане почти каждый выпускник высшего учебного заведения и его родители всерьез задумываются о выборе профессии. Само по себе понятие «выбор» является сложной категорией с философской и психологической точек зрения. В наше время сюда еще добавляются определенные профессиональные требования со стороны рынка, личные навыки и компетенции человека, его внутренний мир, его особенности характера и любовь к своему делу.
В этой статье мы вновь возвращаемся к этому сложному и интересному вопросу, который сегодня мало кого оставляет равнодушным. Предлагается посмотреть на эту тему через призму успешных кейсов, реализованных компанией BTS Education, которая является автором нескольких образовательных проектов, которые позволяют компании достичь своих целей. Цели и деятельность компании направлены на формирование экосистемы непрерывного обучения и карьерного развития с опорой на современные цифровые решения. Ее миссия заключается в создании возможностей для раскрытия потенциала людей на основе современных образовательных решений и разработке платформенных решений для формирования экосистемы устойчивого развития человека и общества.
За три года плодотворной работы на рынке Казахстана компания запустила ряд успешных образовательных проектов, которые внесли огромный вклад в развитие человеческого капитала страны. Компания способствует анализу, корректировке и обновлению действующих образовательных программ. Она следует своей миссии, которая заключается в улучшении жизни казахстанцев посредством современных образовательных инструментов.
Мы не откроем Америку и не изобретем велосипед, если скажем, что мир давно уже подвергается стремительным изменениям, которые сложно предугадать. Отложим в сторону слишком глобальные вопросы, для погружения в которые потребуется формат книги или многочасовых дискуссий. Остановимся на причине головной боли многих учащихся старших классов школ и студентов, сталкивающихся с проблемой выбора будущей профессии. Человек, точно определившийся со своей будущей профессией, априори является счастливым и наполовину успешным. Но для окончательного оформления картины нужны знания, компетенции, навыки и даже черты характера, к которым будущие работодатели и рынок предъявляют большие требования.
Конечно, речь идет о будущей высокооплачиваемой работе в престижных компаниях. О вышеизложенном можно не заморачиваться, если человек не ставит перед собой высокой планки, которая одновременно является тем этажом, до которого можно добраться лишь с помощью образовательного лифта. Формально можно четыре года проучиться в университете, получить диплом и устроиться на работу. Но через некоторое время определенное количество молодых специалистов начинает сталкиваться с определенными проблемами, которые на начальном этапе имеют весьма смутные очертания. Ощущение себя не на том месте и работа не по душе в итоге приводит к смене работы и потере времени. Это минимально худшее, что может произойти с человеком. Целью статьи не является нагнетание жути о последствиях неправильного выбора профессии. Речь идет о том, что свое будущее предназначение в профессиональном плане можно выявить заранее, если подойти к этому вопросу с толком и с расстановкой.
Интернет-ресурсы и большое количество профессиональных площадок являются отличным источником, содержащим простые и доступные инструменты профессиональной диагностики и профориентации для сегодняшних школьников и студентов. Они позволяют выявлять профессии, которые вызывают интерес и совершенствовать навыки, необходимые для будущей работы. Современные технологии кардинально изменили ландшафт рынка труда. Автоматизация и цифровизация меняют требования к производственным профессиям, но при этом оставляют пространство для специальностей экономического и управленческого профиля. В силу других объективных причин на рынке наблюдается постоянный и сезонный перекос в части несбалансированности системы подготовки кадров, который порождает диспропорции между спросом и предложением рабочей силы.
В то же время можно понять неспособность системы реагировать на быстро меняющиеся тренды на рынке. Сегодня востребованными считаются такие профессии, появление которых несколько лет назад никто не предполагал. Так же определенная часть текущих профессий может исчезнуть или видоизмениться в ближайшем будущем. Появление и исчезновение профессий происходило всегда, но с появлением информационной трансформации и современных технологий этот процесс стал протекать значительно быстрее. В свете этого казахстанский рынок труда все чаще сталкивается с определенными проблемами, обнажившимися после коронавирусной пандемии и другими событиями. В нем присутствуют как структурная, так и «социальная» безработица, явный дефицит востребованных квалифицированных кадров и продуктивная незанятость.
Многочисленные участники проведенных форсайт-сессий определили тренды, которые, по всей вероятности, определят дальнейшее развитие событий на рынке труда. Конечно, все весьма условно и с определенными погрешностями, но все же мнения экспертов и ключевых игроков рынка сошлись во многом. По их мнению, человечество перейдет на обучение в формате «век живи – век учись», чтобы оставаться конкурентоспособным в постоянно меняющемся мире. Поскольку цифровизация и новые технологии активно проникают во все страны мира, то владение новыми знаниями и навыками станут определяющими при приеме на работу. В этой связи конкуренцию привычным дипломам составят наднациональные сертификаты и МООС, проводимых крупными корпорациями и крупными поставщиками онлайн-курсов (Google Learning Certificate, Coursera Certificate и др.).
Люди начнут уделять больше внимания вопросам самообразования и получения дополнительных знаний. Совмещение работы и учебы в различных форматах (онлайн, оффлайн и гибрид) станет повсеместным. Требование владеть несколькими языками и компетенциями станет сначала желательным, а впоследствии обязательным. Соответственно возрастет трудовая миграция квалифицированных специалистов в страны с выгодными условиями труда. Некоторые страны будут испытывать колоссальную утечку мозгов, сделав их нетто-экспортерами квалифицированных кадров. Последствия для таких стран будут ужасающими, поскольку в какой-то момент времени в них не останутся специалисты, которые будут готовить кадры.
Формальное образование постепенно будет вытеснено процессом раннего выявления талантов и способностей у специалистов. Во главе угла окажутся персонализация образования и массовая уникальность, что превратит каждого квалифицированного индивида в действительно ценный актив. В будущем массовая уникальность может стать преобладающей в борьбе за таланты в различных странах и регионах. С появлением когорты высококвалифицированных специалистов и автоматизацией некоторых профессий возрастут массовая безработица, разрыв в доходах в обществе и уровень бедности. Люди, не успевшие подстраховаться переквалификацией и получением новых знаний, окажутся в весьма незавидном положении.
Не зря народная мудрость всегда предупреждала людей об опасности, связанной с жизнью во время перемен. И это не пустые слова. Перемены и реформы коснулись уже и форматов обучения и общения. Вновь актуальным становится выражение «Поймай меня, если сможешь», название которого также использовалось в одном фильме. Эти слова характеризуют часто меняющиеся технологические стандарты и требования капризного рынка. Эти слова адресованы современной системе образования и армии трудовых ресурсов, которая делает все возможное, чтобы угнаться за рынком. Увеличивающийся отрыв можно сравнить с информационным вакуумом, который быстро заполняется, если его вовремя и правильно не подкрепить эффективными и полезными инструментами в области рекрутинга и профориентации.
Логическим объяснением появления профориентации является любой экономический или политический всплеск в мировом или региональном масштабе. Он может появиться в виде резкого роста безработицы или бурного роста промышленного производства. Соответственно с трендами меняются и подходы. Представители поколений, родившихся в середине ХХ века и в 80-е годы прошлого столетия, помнят, как радикально менялись способы поступления в высшие учебные заведения и определение профпригодности. Эволюция познакомила нас с письменными экзаменами, тестами и цифровыми решениями. Именно последние являются помощником, помогающим молодежи самостоятельно сделать свой главный выбор в жизни (после выбора спутника жизни).
В Казахстане с каждым годом сильнее ощущается недостаток обновляемой, исчерпывающей и достоверной информации о востребованных профессиях. Ее подготовка включает в себя глубокую аналитику о потребностях в различных отраслях, о движении трудовых ресурсов, о влиянии внутренних и внешних факторов и способности отечественных вузов реагировать на требования рынка. Порой кажется, что профориентационная агитация среди вузов носит фрагментированный и очень сезонный характер, который приходится аккурат на летний период. Ведь именно в это время выпускники школ и их родители начинают ломать головы над выбором места получения высшего образования. Можно сказать, что универсального и единого формата работы в стране нет, и каждый работает в меру своих способностей и возможностей.
Все вышеизложенное давно превратилось в постоянный источник системных перекосов, наблюдаемых на рынке труда. Налицо дефицит одних и профицит других специалистов, рост которого чреват весьма опасными последствиями для экономического благополучия и национальной безопасности страны. Высокая доля низкоквалифицированной или квалифицированной, но невостребованной рабочей силы завтра может аукнуться в виде социальных проблем. А это все стало следствием неудачного сделанного выбора, который, в свою очередь, появился на авансцене благодаря поверхностному пониманию перспектив развития рынка труда. Поэтому государство должно предложить обществу новую точку опоры, на которую будут ориентироваться молодые специалисты и учащиеся средних и высших учебных заведений. Этой точкой опоры вполне может стать массовый, простой и прикладной инструментарий, содержащий анализ и прогнозирование кадровых потребностей, перечень соответствующих навыков и компетенций, информацию об отраслях и многое другое. Тесное взаимодействие государства, бизнеса и общества позволит многим сделать более осознанный выбор будущей профессии.
В течение трех лет насыщенной деятельности компания BTS Education фокусировала свое внимание на развитии человеческого капитала, являющегося главной ценностью любой организации и государства. Целевая аудитория продуктов компании (ИС «Бала», EduNavigator, JumysBar, Атлас новых профессий) в количестве 5,7 млн человек представлена следующим образом:
0,89 млн детей в дошкольных организациях образования;
3,3 млн учеников средних школ;
0,475 млн учащихся колледжей;
0,6 млн студентов ВУЗов;
0,44 млн безработных.
Компания BTS Education основывается на данных, подтверждающих неудовлетворенность 91% работодателей практическими знаниями и навыками сегодняшних выпускников. При этом почти половина людей, получивших дипломы, работает не по специальности. Данная проблема обнажает изначальный дисбаланс между выбором специальности и ресурсами, затраченными государством и родителями на обучение своих детей. По достижении двадцатипятилетнего возраста большинство людей превращает любое обучение и повышение квалификации в простую формальность, не имеющую никакой ценности. Все эти и другие проблемы возникли по ряду причин, одной из которых является отсутствие универсального продукта, помогающего делать осознанный выбор будущей профессии и заниматься любимым делом.
Продукты компании BTS Education позволяют сделать анализ текущей ситуации на рынке, на основе которой готовится прогноз кадровой потребности. Выявленная потребность позволяет провести профдиагностику и профориентацию для каждого человека с учетом его потребностей и возможностей. Получив представление о будущем роде деятельности, человек проходит через процесс обучения, повышения квалификации и переобучения. Уже сейчас взятые Казахстаном обязательства по достижению углеродной нейтральности к 2060 году постепенно меняют энергетическую и нефтегазовую отрасли. С вытеснением ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии на рынке окажется большое количество безработных в связи с ненадобностью и неактуальностью имеющихся квалификаций. Именно поэтому возникает необходимость анализа рынка, с целью переобучения высвобождаемых трудовых ресурсов и их трудоустройства.
Не тыкать пальцем в небо
BTS Education предлагает уже сейчас обращать внимание родителей школьников на необходимость заранее определять профессию. С одной стороны, ребенок в игровой форме узнает свои сильные и слабые стороны, что помогает работать над их соответственным усилением и устранением. Наличие понимания, в каком направлении следует идти, поможет школьникам выстроить стратегию поступления в колледжи или ВУЗы на основе точных данных и потребностей. Для студентов компания помогает с определением специализации и практического освоения будущей профессии путем прохождения точечных оплачиваемых стажировок и нахождения работы.
Люди, потерявшие работу, могут воспользоваться сервисами компании для того, чтобы освоить новые навыки и сформировать дальнейший карьерный план. Активные действия, подкрепленные наличием достоверной информации, позволяют быстро найти работу, а не сетовать на тяжелую судьбу. То же самое относится к начинающим и опытным специалистам, которые могут отслеживать тренды, наблюдать за рынком и соответствовать его ожиданиям через повышение квалификации и освоение новых навыков. В итоге на рынке создается четкий баланс, благодаря которому все категории граждан остаются востребованными и высокооплачиваемыми.
Атлас новых профессий
Компания BTS Education, выполняющая роль методологического партнера, разработала Атлас новых профессий и компетенций по девяти приоритетным отраслям экономики: горно-металлургическая, нефтегазовая, сельское хозяйство, транспорт и логистика, машиностроение, информационно-коммуникационные технологии, энергетика, туризм и строительство. Атлас являет собой прогнозную карту перспективных отраслей и профессий на ближайшее десятилетие.
В период с 2023 по 2025 гг. Атласом планируется охват девяти отраслей экономики: здравоохранение и социальные услуги; образование; государственное управление и оборона; оптовая и розничная торговля; обрабатывающая промышленность; искусство, развлечения и отдых (креативные индустрии); финансовая и страховая деятельность; услуги по проживанию и питанию; водоснабжение и переработка различных видов отходов. Последние две отрасли сегодня крайне нуждаются в специалистах. Ученые и экологи давно бьют тревогу о проблемах в области водных ресурсов и нарастающих объемах твердых бытовых отходов.
Атлас помогает узнать о развитии существующих и о появлении новых направлений, о рождении новых технологий, о разработке новых продуктов и управленческих инструментов, а также о перечне новых востребованных специальностей, которые потребуются работодателям. Этот результат был достигнут совместно с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и другими профильными министерствами. Уже сегодня в рамках атласа детально описаны четыреста шестьдесят три профессии по итогам девяти отраслевых форсайт-сессий: двести тридцать девять новых, сто двадцать девять исчезающих и девяносто пять трансформирующихся профессий. Этот успешный проект активно и комплексно внедряется в системе образования и профориентации и на рынке труда Казахстана.
Атлас является конструктором, с помощью которого можно «достроить» имеющихся специалистов. Атлас поможет добавить недостающие элементы в ребусе рынка труда и предложить текущим и будущим специалистам, учащимся, родителям и педагогам достаточно доступный и прикладной инструмент опережающей подготовки. При этом сам атлас постоянно развивается и дорабатывается с учетом новых трендов и событий. Он же является плацдармом для появления новых продуктов и сервисов компании BTS Education, которые дополняют и усиливают работу по профориентации. Атлас выступает мостом между сегодняшним поколением и специальностями будущего. А в долгосрочной перспективе он позволит не только снизить уровень безработицы в стране, но качественно увеличить количество специалистов с актуальными знаниями и эффективными навыками. Он помогает в поиске и пересмотре вида профессиональной деятельности для уже работающих людей. Навигатор позволяет владеть информацией о перспективах развития новых, трансформирующихся и невостребованных профессий.
Постепенно Атлас превратился в незаменимый качественный компонент Национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов. Он стал основой для модели профессиональной ориентации для средних школ и колледжей, предложив разработку новых профессиональных стандартов и учебных программ для организаций технического и профессионального образования (ТиПО) и высшего образования.
Обновление – мать учения
Компания BTS Education внесла свой ощутимый вклад в обновление порядка тридцати образовательных программ двадцати трех колледжей и одиннадцати ВУЗов страны. В ближайшие два года планируется обновление более трехсот образовательных программ в двухстах колледжах и пятидесяти ВУЗах Казахстана. При этом обновление предполагает конкретные реформы, которые придали колледжам академическую самостоятельность. Ранее колледжи были подотчетны Государственному общеобязательному стандарту образования (ГОСО).
Старая структура не позволяла колледжам быстро выходить на рынок труда и быть востребованными. Они не рассматривались работодателями как надежный источник подготовленных кадров, поскольку сами колледжи не учитывали требования и потребности предприятий и компаний. Процесс утверждения программ мог длиться от одного до трех лет, а на получение одной квалификации уходило до трех лет. Соответственно такой негибкий подход не позволял выпускникам быть конкурентоспособными на рынке, а их дипломы превращались в никому не нужную бумагу.
Новый подход позволяет колледжам разрабатывать программы совместно с работодателями. Совместное сотрудничество позволяет заранее определять количество работников и целенаправленно готовить их к будущей профессии. Обе стороны согласовывают содержание и сроки обучения студентов. Наличие уверенности будущего трудоустройства мотивирует учащихся колледжей лучше учиться и осваивать навыки. В итоге дипломированный специалист быстрее абсорбируется рынком, в котором снижается уровень социального стресса. Возможность совмещения учебы с работой позволяет учащимся дополнять теоретические знания практическими, а востребованность и динамика труда – получать до трех квалификаций.
Кейс в Павлодарской области
Компания BTS Education разработала алгоритм обновления и корректировки образовательных программ организаций ТиПО в Павлодарской области. Была подписана Дорожная карта по реализации регионального Атласа и утвержден реестр региональных колледжей ТиПО для внедрения новых профессий. На основе имеющихся данных и новых предложений были предложены несколько траекторий обучения по новой профессии: в рамках рабочего учебного плана; в рамках курсовой подготовки; и т.д.
Данный проект направлен на обеспечение региона кадрами, с целью удовлетворения потребностей промышленных предприятий региона необходимыми высококвалифицированными кадрами. Работа предусматривает всесторонний охват сквозного процесса кадрового обеспечения региона, в котором задействуются все ключевые стороны процесса с различными интересами в сфере кадрового обеспечения региона. В результате обеспечивается связь разных уровней принятия решений.
В Павлодарской области был разработан отдельный Атлас регионального уровня. Национальный атлас был локализован с учетом структуры экономики региона и проведением технологических форсайт-исследований компетенций на базе Донского ГОК. К примеру, на базе Хромтауского горно-технического колледжа в рамках внедренной пилотной экспериментальной учебной программы уже обучают специальности «Оператор беспилотного летательного аппарата» в соответствии с Атласом Донского горно-обогатительного комбината. Апробация различных пилотных проектов позволила разработать комплексную модель прогнозирования трудовых ресурсов и выстроить систему опережающей подготовки кадров для местных органов исполнительной власти.
Успешность кейса в Павлодарской области заключается в открытии и освоении сорока новых профессий. При этом педагоги выделили пятнадцать перспективных профессий быстрых побед. К примеру, появились такие новые специальности, как менеджер по надежности (применение аналитических моделей для повышения надежности оборудования) и специалист по антикоррозийным материалам и защите оборудования (антикоррозийная защита оборудования нефтегазовой и химической промышленности).
Сам проект «Мамандығым болашағым» реализуется в рамках Программы повышения доходов населения до 2025 года и нацелен на повышение уровня занятости населения и инвестиционной привлекательности регионов. Это достигается за счет наличия качественных кадровых ресурсов, необходимых для обеспечения действующих и запуска новых производств. В соответствии с заявленными целями компания BTS Education сформировала двадцать региональных карт потребности в кадрах с охватом одного миллиона учащихся старших классов шести тысяч школ и пяти тысяч педагогов-профориентаторов. В результате проделанной работы в областях Казахстана был выстроен сквозной межведомственный процесс кадрового обеспечения региональной экономики. Благодаря этому процессу была повышена эффективность подготовки и переподготовки кадров для экономики региона в соответствии с требованиями работодателей и местной специфики. Система школьной профориентации получила дальнейшее развитие на целостной основе.
EduNavigator.kz
На основе атласа был разработан уникальный для Казахстана профориентационный сервис, позволяющий учащимся заранее осознанно планировать индивидуальную траекторию профессионального развития и образования. Он основан на научно подтвержденных, на инструментах, апробированных на практике, а также на актуальных базах данных (вузы, специальности, курсы и рынок труда). Весь опыт, наработанный в компании за эти годы, воплощен в этой платформе тестирования для определения способностей, интереса и талантов школьника. Платформа также предоставляет рекомендации по профессиональному развитию с конкретными востребованными профессиями, включая результаты атласа.
Сервис содержит более двухсот перспективных профессий, включая профессии проекта «Атлас новых профессий» и постоянно дополняется. Наличие этих ресурсов и контента позволяет выполнять весь комплекс работ по профдиагностике и профориентации. В конце 2020 года компания запустила большие пилотные проекты в школах Павлодарской области. Именно в школах можно сделать правильный выбор в пользу будущей профессии, которая окажется востребованной и высокооплачиваемой. Работая в системе, школьники выполняют профориентационный тест, который позволяет выявить индивидуальный психотип, личные качества, сильные и слабые стороны в темпераменте и характере, а также профессиональные предпочтения. С момента разработки продукта более ста тридцати тысяч школьников по всему Казахстану получили информацию о своих способностях, интересах и скрытых талантах. Тест смог сформировать персонализированные рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию с отражением примеров тех профессий, которые рекомендуются программами дополнительного образования и профилями обучения.
Команда платформы EduNavigator на практике реализовала ряд проектов по профориентации казахстанских школьников. Одним из ключевых проектов является работа со школьниками нескольких лицеев-интернатов по всей стране. В его цели входит проведение профдиагностики учащихся лицеев и выявление их профессиональных навыков, интересов и способностей. Эта ценная и ранее скрытая информация для школьников позволило вовлечь учащихся в процесс определения будущей профессии. Благодаря диагностике, построенной на популярной методике Голланда с использованием элементов машинного обучения, школьники смогли по-новому посмотреть на свой будущий выбор.
Платформа позволяет учащимся ознакомиться с двадцатью рекомендуемыми профессиями, существующими на рынке, а также узнать о профессиях будущего, описанных в Атласе. Она позволяет выстроить образовательную траекторию, заранее ознакомившись с широким каталогом всех университетов и колледжей, соответствующих выявленным и подтвержденным навыкам и склонностям ученика. Освоив эту информацию, можно приступить к поиску грантов и подготовке к поступлению в ВУЗы. Будущие и действующие студенты имеют доступ к аналитике, интегрированной с сайтами вакансий, чтобы ознакомиться с условиями труда по подходящим специальностям. Прикрепленные профориентаторы имеют возможность контролировать прогресс учеников, периодически выгружая личностные отчеты, что необходимо для сверки часов и обсуждения дальнейших действий.
Платформа EduNavigator выстроила сотрудничество с Международным общественным фондом «Білім-Инновация». Совместный проект предполагает проведение профессиональной диагностики учащихся лицеев «Білім-Инновация» и выявление их профессиональных склонностей, интересов и способностей для формирования образовательной и карьерной траектории учащихся.
Для большего охвата учащихся были установлены специальные терминалы для профдиагностики в ряде лицеев:
● «Лицей-интернат «Білім-инновация» для одаренных девочек» акимата г. Астана;
● «Восточно-Казахстанский областной специализированный лицей «Білім-инновация» для одаренных детей г. Семей» управления образования Восточно-Казахстанской области;
● «Кентауский лицей-интернат «Білім-инновация» №3 для мальчиков» управления развития человеческого потенциала Туркестанской области;
● «Западно-Казахстанская областная специализированная школа-лицей-интернат «Білім-инновация» для одаренных детей;
● «Областной специализированный лицей-интернат «Білім-инновация» для одаренных детей» КГУ «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области»
В целом, внедрение проекта профориентации в масштабах страны позволило охватить сорок одну школу по всему Казахстану и выпускников президентской программы «Bolashaq». Всего было выделено 2 665 лицензий для предоставления расширенного доступа к платформе EduNavigator.kz
Взаимодействие началось со школьной скамьи, поскольку школьники испытывают ряд проблем с выбором будущей профессии не по душе. Некоторые профессии оказываются неинтересными, либо неподходящими по психофизиологическим показателям, что впоследствии проявляется в неудовлетворенности работой. В то же время 45% школьников не владеет детальной информацией о профессиях, включающей в себя обязанности, знания, навыки, уровень заработной платы, востребованность и т.д. Отдельной проблемой является вся эта постоянно обновляемая информация на казахском языке. Более половины школьников отмечает отсутствие профориентационных мероприятий, проводимых в школах, либо их наличие неудовлетворительного качества.
С другой стороны, педагоги, которые рады бы помочь своим подопечным разобраться со своими будущими профессиями, да тоже сталкиваются с рядом проблем. У педагогов и школьных психологов отсутствуют навыки проведения профориентационной деятельности. Образовательный процесс выстроен таким образом, что проведение профориентационных мероприятий является дополнительной нагрузкой к основной педагогической деятельности. Да и это не было бы проблемой, если бы у педагогов имелись четкие, унифицированные и утвержденные стандарты профориентационных методик.
Отсутствие автоматизированной площадки для проведения тестов, их анализу и подготовки отчетов не позволяет школьным психологам выполнять эту работу в оперативном и качественном режиме. Из-за их отсутствия сложно отслеживать результаты профориентационной деятельности в разных уголках страны. Поэтому компания BTS Education предложила учредить должность профориентатора в школах, роль которых могут выполнять школьные педагоги и психологи, прошедшие специальные курсы компании.
Данный подход позволит сформировать у педагогов системные знания и компетенции, которые позволят им вести работу в сфере профориентации. Обучившись, они смогу применять инструменты практической психологии консультировать школьников по вопросам профессионального выбора через построение образовательной и карьерной траектории с помощью платформы EduNavigator.kz. Причем это необходимо сделать через создание единой модели профориентации, состоящей из проверенных подходов, методик и процессов на базе платформы компании BTS Education.
Учитывая планы государства и компании развивать концепцию профориентации в Казахстане, данное направление имеет право быть успешным и востребованным в краткосрочном периоде. На данный момент этой платформой пользуются учащиеся трехсот восьмидесяти пяти школ, шестисот колледжей и ста университетов по всему Казахстану.
Jumysbar
Jumysbar является удобной образовательной платформой, на которой каждый человек может обучаться для совершенствования своих знаний и навыков. Созданная онлайн-школа востребованных цифровых профессий и навыков будущего позволяет ее посетителям получить билет в новую профессию. Корпоративные курсы, учитывающие пожелания и потребности заказчика, помогут повысить квалификацию сотрудников, либо найти и подготовить новых с дальнейшим трудоустройством.
Эта платформа позволяет запускать актуальные курсы от экспертов, работающих в различных отраслях, как для новичков, так и для практикующих специалистов. Команда jumysbar может разработать любые корпоративные обучающие программы, заточенные под конкретные задачи бизнеса.
Партнерами платформы являются Halyk Bank, Kaspi.kz, Kolesa Group, Choco Family, Toraigyrov University, Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан, Транстелеком, Школа e-commerce от mastercard и jumysbar, а также BTS Digital.
Halyk Bank
Были запущены курсы «Мобильная разработка», «GoLang», «DevOps», «Java» и «IOS». Цель проведения курсов заключается в поиске и обучении перспективных IT-разработчиков по Android, Java и Data Engineering. Курсы проводятся на регулярной основе и привязаны к потребностям банка, отталкиваясь от которых разрабатывается актуальная программа обучения. После проведения более ста живых уроков и сдачи экзаменов банк получил более пятидесяти готовых IT-специалистов.
Mastercard
Был дан старт работе первой школы электронной коммерции для субъектов малого и среднего бизнеса, в которой обучилось порядка 1 200 предпринимателей Казахстана. На данный момент идет расширение проекта в страны СНГ.
Kaspi.kz
В период с 2020 по 2021 год был осуществлен запуск трех курсов с Kaspi Lab по таким направлениям, как Data Engineering, Java и Android. Они позволили обучиться шестидесяти студентам последних курсов, пятнадцать из которых были трудоустроены в Kaspi.kz. Изначальная задача заключалась в поиске и обучении талантливых и перспективных GO-разработчиков. В течение трех месяцев учащиеся посетили тридцать шесть живых уроков и получили отличные знания, которые сегодня стали отличным подспорьем для дальнейшего развития карьеры.
Toraigyrov University
Студенты этого университета обучаются навыкам работы в Android, GoLang и Product Management
BTS Digital & Sberbank
В 2021 году был успешно проведен курс по Product Management. Целью курса являлась необходимость найти и обучить молодых и амбициозных специалистов для прохождения стажировки на позиции продакт-менеджера в Сбербанке и в BTS Digital. Был разработан и запущен интенсивный курс по продакт-менеджменту, состоявший из тридцати шести уроков с опытными лекторами десяти практических вебинаров. Из двухсот человек, которые проходили обучение, на стажировку были отобраны двенадцать человек.
Как это работает?
Команда продуктологов и методологов Jumysbar разрабатывает специализированный или адаптирует готовый курс для достижения нужных результатов заказчика. За каждой группой обучающихся закрепляется личный куратор, который отвечает за все процессы на стороне Jumysbar. Он же помогает выбрать оптимальный формат обучения и помогает с подбором программы, более соответствующей уровню подготовленности учащихся.
С прицелом на оцифровку учебной программы, компания BTS Education предлагает свои компетенции и экспертную методологию в части оцифровки существующих оффлайн-курсов и учебных программ и разработке новых онлайн-курсов и учебных программ. Компания оснащена всем необходимым оборудованием и опирается на собственный продюсерский и методический опыт. В процессе разработки курсов, сотрудники компании помогут лекторам подготовить лекции, чтобы записывать видео-инструкции и видео-лекции в студии, а также проводить видеоуроки и конференции.
Веб-версия данной платформы является очень легкой для обучения без отрыва от работы и учебы в любое удобное время с помощью телефона, ноутбука или планшета. Учиться на ней так же удобно, как пользоваться социальными сетями. Система микрообучения позволяет обучающимся запоминать до 90% информации и применять ее на работе. Использование платформы позволяет не привлекать сторонних IT-специалистов и не тратить деньги на приобретение отдельного программного обеспечения, ее установку и интеграцию. Платформа содержит бесплатную базу курсов (базовый и продвинутый уровень) для сотрудников.
Команда Jumysbar обучила более пяти тысяч специалистов, около тысячи из которых были успешно трудоустроены в передовые IT-компании по всему миру. На платформе Jumysbar можно обучить и привлечь IT-специалистов с дальнейшим трудоустройством, создать собственный корпоративный университет в компании, а также реализовать CSR-проекты на основе edtech-решений.
Перечень направлений, которым можно обучиться на платформе, включает в себя Android-разработчик, IOS-разработчик, Product Manager, Easycode Swift, SMM-специалист, общая интернет-грамотность, Go Lang, Java EE, Data Engineering и др. Благодаря своей уникальности, полезности и трудоустройству более семисот выпускников, в 2022 году платформа Jumysbar вошла в тройку лидеров в номинации «Цифровой прорыв года» от аудиторской компании KPMG.