Образование всегда являлось базисом для развития любого общества. Оно формирует ценности, направление будущей деятельности и являет собой прочный фундамент для развития личности. Как правило, успех любого человека зиждется не только на полученном образовании, но и на его применении на практике. Прикладная составляющая зачастую может сильно отличаться от теоретических основ. Поэтому сильным и показательным является тот кейс, который сочетает в себе сильную синергию теоретических знаний с практикой. Именно отсутствие последней порой приводит к появлению пропасти между академическим звеном и бизнес-средой. Для наведения мостов между учащимися различных университетов и местами их будущей работы создаются различные проекты и программы, способствующие налаживанию связей между этими двумя важными частями конструкции, которая именуется как конкурентоспособность на рынке труда. Журнал Akyl—kenes беседует с Алией Маровой, профессиональным управленцем, которая развивает полезный образовательный проект в Казахстане.
Идея создания проекта
Идея может остаться идеей, если ее не реализовать с вовлечением людей, ратующих за ее успешную реализацию. Алия создала площадку, которая объединяет менторов, молодых специалистов и учащихся высших учебных заведений. Любые проекты будут успешны, если они решают конкретную боль рынка. В этом смысле наши проекты всегда нацелены на решение масштабных задач.
Мы знаем, что половина всех выпускников казахстанских ВУЗов в итоге не работает по своей специальности. Это говорит о низком уровне «удержания» молодых людей в профессии в момент совершения самых первых карьерных шагов после получения диплома. Достаточно представить, что огромная образовательная инфраструктура университетов, большой штат преподавателей и грантовая система обучения стоят баснословных денег, которые тратятся на то, чтобы подготовить начинающего специалиста для конкретной отрасли.
При этом каждый второй выпускник, прошедший через жернова системы, в конечном счете, принимает решение работать в совершенно другом направлении. Налицо неэффективное использование денежных средств, направленных на его образование, а также потеря времени, затраченное на его подготовку. В результате, частный бизнес и рынок труда сталкиваются с перекосом на рынке труда, который полностью не насыщается необходимыми специалистами. В свою очередь, отсутствие подготовленных кадров влияет на неспособность отечественных компаний повсеместно расти и быть конкурентоспособными.
Корень проблемы
На наш взгляд, проблема во входном билете в ту или иную индустрию. Большинство казахстанских компаний уже внедрило процесс онбординга, поскольку имеется понимание важности первых дней пребывания новичков в компании. Именно в этот относительно короткий период времени люди часто принимают решение о дальнейшей лояльности компании и посвящении себя работе в этой компании. Как говорится, первый день является самым определяющим.
Менторская программа, по сути, является своего рода подготовительным плацдармом для молодых людей, вступающих в новую для себя жизнь. В момент выхода на рынок или незадолго до него, программа предоставляет возможность молодым будущим профессионалам безболезненно и эффективно найти себя в отрасли. В этом ему помогает ментор-профессионал своего дела, сотрудничество с которым позволяет выпускнику быстрее освоиться на рынке.
К примеру, в 2021 году мы дали старт пилотной менторской программе «MentorPro.Finance», в которой были собраны ведущие профессионалы-практики из финансовой индустрии. Каждый из них прошел обучение по всем необходимым навыкам менторства, получив по три молодых специалиста из регионов в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет.
Изначально у нас была гипотеза, которую мы хотели проверить в режиме реального времени, чтобы удостовериться в правильности применяемых инструментов. Результаты программы не заставили долго ждать, впечатлив наглядными показателями, которые подтвердили высокую степень потребности молодых специалистов из регионов в развитии своих softhard skills. Мы увидели, насколько сильной является потребность в мотивационной поддержке уже состоявшихся профессионалов индустрии. Ведь современный рынок труда сильно изменился и стал очень специфичным. В связи с этим, очень важно четко понимать, в каком направлении нужно двигаться и что конкретно нужно изучать. Никто не разбирается в этом лучше, чем погруженный в свою профессию эксперт.
Следующий шаг
После успешного завершения пилотного проекта, в 2022 году менторская программа «MentorPro.Finance» стала набирать обороты, и нашла свое продвижение с учетом «выученных уроков». Нас радует, что в программе участвуют звезды финансового рынка в лице топ-менеджеров финансовых компаний, а также членов советов директоров холдингов и корпораций. Это действительно «звездный состав», доступ к которым обычным студентам или молодым специалистам был бы невозможен вне этой программы. Мы создали уникальную возможность, предоставив возможность воспользоваться социальным лифтом, который может помочь обычным выпускникам из регионов сделать нужный «рывок» в личном и профессиональном развитии, причем в относительно короткий промежуток времени.
Однозначно, пилотный проект мог бы не состояться, если бы в нашу идею не поверил один из игроков финансового рынка, коим является Фонд «KMF Демеу» и компания «KMF», чьи руководители также приняли активное участие в программе и выступили менторами.
После дебютной стадии, начатой в финансовой индустрии, мы начали масштабировать программу «MentorPro» и продвигать ее в другие сегменты, где мы увидели потребность в быстром трансферте знаний и навыков от профессионалов. В этом году мы уже запустили пилот «KMF ProBusiness», программу обучения и менторства для мелких предпринимателей г. Алматы и Алматинской области. Следует отметить, что этот проект имеет высокий потенциал расширения на все регионы Казахстана.
На данном этапе мы запускаем программу «MentorPro.IT», где формируется менторский пул из ведущих профессионалов в этой отрасли для того, чтобы они могли передать свой практический опыт, лайф-хаки тем, кто хочет быстро сориентироваться на этом рынке и целенаправленно развиваться в сфере информационных технологий.
Миссия проекта
Создание своего дела всегда основывается на внутренних изысканиях и мотивациях. Можно сказать, что собственный бизнес не всегда является прибыльным, а является отражением внутреннего состояния и стремления выполнить некую миссию. Мы уверены, что наше дело и наш бизнес является продолжением нас самих. То, что мы делаем и то, как мы это делаем – есть зеркальное отражение нашего внутреннего состояния. Именно этим прекрасно предпринимательство, благодаря которому рынок оценивает востребованность этого так называемого «внутреннего содержания».
Миссия нашей компании заключается в развитии бизнеса через развитие человеческого капитала. Во время запуска программы менторства, первоначальной целью являлось вовлечение ведущих профессионалов, которые не являются публичными личностями, у которых на это просто нет времени. На тот момент самой главной задачей было замотивировать их уделить свое время для участия в программе.
Второй задачей был рекрутинг молодых людей из регионов, поскольку в ареал нашего фокуса входили все другие, кроме крупных мегаполисов, как г. Алматы и г. Нур-Султан. Это означало налаживание отношений с региональными университетами, различными организациями в регионах и образовательными партнерами. Как выяснилось, вторая задача, оказалась сложнее первой.
Третья задача заключалась в обеспечении дальнейшего развития менторской программы через расширение возможностей для их участников. Если перед менторами стояла задача в организации классных мероприятий и кейсов для развития своего профессионального нетворкинга, то их подопечным (менти) предоставлялась возможность найти стажировку, практику или получить предложение работать. Тем самым, мы хотим продемонстрировать силу менторского сообщества. Любому профессионалу индустрии не составит труда найти возможность стажировки для своих троих менти. Вопрос в одном или трех звонках.
Востребованность проекта
На данный момент в стране существует немало различных площадок, инициатив и программ, направленных на развитие человеческого капитала и встраивание его в систему рынка труда. Также имеется немало проблем, связанных с дисбалансом и движением трудовых потоков в Казахстане. В своей работе мы ратуем за то, чтобы таких площадок, инициатив и программ становилось больше. Но важно, чтобы они не проходили только в крупных городах страны, где и без того имеется немало возможностей. Сегодня мало кто хочет идти в регионы, потому что там много своей специфики и нюансов, что влечет за собой ряд проблем и сложностей на пути к созданию чего-то стоящего на региональном уровне.
Что касается востребованности нашей программы рынком труда, то мы будем предлагать компаниям кандидатуры наших наиболее успешных и продвинутых участников программы, создавая им дополнительную уникальную ценность. Для понимания просто представьте себя на месте директора департамента маркетинга, перед которым стоит дилемма в выборе двух кандидатов. Один из них – это замечательный выпускник ведущего ВУЗа, а второй – дипломированный специалист из региона. Причем преимуществом последнего является поддержка ментора, который работает управляющим директором по маркетингу в ведущей компании.
Кому будет отдано предпочтение? Выбрав участника нашей программы, можно получить с ним доступ к знаниям и экспертизе топового маркетолога страны. В этом и заключается уникальная ценность для рынка труда и для наших участников программ. Ментор сочетает в себе профессионализм и уникальное конкурентное преимущество, которым можно воспользоваться.
Формула успеха
Формула успеха нашего проекта, являющегося, по сути, мостом между профессионалами из различных сфер бизнеса и начинающими предпринимателями, выпускниками ВУЗов и молодыми специалистами, заключается в том, что каждая сторона, каждый стейхолдер получают свою ценность. Например, молодые люди получают доступ к топовым профессионами и вдохновляются, профессионалы получают энергию и энтузиазм молодых людей, а также общение с другими экспертами. Компании получают вовлеченных специалистов и формируют свой кадровый резерв. Предприниматели расширяют бизнес за счет новых связей и бизнес-возможностей.
Преимущества и недостатки
В любом проекте всегда можно столкнуться с проблемами и недостатками, которые мешают продвижению проекта. В то же время имеются свои определенные преимущества и сильные стороны проекта. Они заключаются в недопонимании ценности программы теми, кто никогда не имел наставников или менторов в жизни. Пока человек не понимает на своем опыте, каково это иметь в жизни человека, который смотрит на тебя с заботой и пониманием, при этом более профессионального чем ты и поддерживающего тебя в росте, он не может осознать ценность менторства в целом.
Если говорить о преимуществах и сильных сторонах проекта, то их можно увидеть в способности работать с корпоративным сектором и институциональными игроками, которые могут внести свой вклад в решение общей задачи по развитию и созданию сильного конкурентоспособного человеческого капитала в Казахстане.
Портфель успешных проектов
Есть два успешных проекта, которыми мы можем публично поделиться. Это крупные проекты по подготовке образовательных программ и тренингов от экспертов и профессионалов. В первом случае это участие в развитии института внутренних тренеров в компании «Алтыналмас», активно внедряющей цифровые технологии в производство, начиная от подземного wifi, и заканчивая вовлечением искусственного интеллекта.
В нашу задачу входило обучение внутренних экспертов компании, создавая свои образовательные тренинги и масштабно проводя обучение внутри компании. В данном проекте у нас была методологическая работа и задача администрирования.
Второй очень большой проект, в котором работала наша команда, называется «Be A Trainer». Это масштабная программа Международного финансового центра Астана, в рамках которой было отобрано сто ведущих экспертов из различных индустрий, которые в дальнейшем смогли разработать свои бизнес-тренинги для внутреннего и внешнего рынков.
В обоих случаях мы вынесли для себя много полезных уроков. В первую очередь, казахстанские профессионалы – это люди, чей опыт и знания являются уникальными, но к сожалению, не все это признают. Сами профессионалы не отдают себе отчет в ценности, которую представляют. Второй аспект заключается в том, чтобы дать выход таким профессионалам, желающим делиться знаниями и дать доступ к открытому рынку. Это фактически организация корпоративных продаж экспертных бизнес-тренингов. В этом смысле слова, у нас на рынке не налажена такая инфраструктура, но постепенно, она будет выстраиваться.
Ақыл—кеңес
Могу поделиться только одним – двигайтесь за своими интересами, какими бы они ни были как в профессиональном, так и в личном плане. Тогда то, что вы будете делать, сможет обрести свой ДНК, свой уникальный портрет, сделает вас отличительным и, самое главное, будет приносить удовольствие.