4 июля 2018 года состоялось официальное открытие Международного финансового центра «Астана» (МФЦА). Как известно, на его территории действует особый правовой режим на базе общего права, регулирующий взаимоотношения участников МФЦА и заинтересованных лиц, направленный на развитие финансового рынка. Нередко на практике возникают вопросы, связанные с применением права Республики Казахстан на территории МФЦА, и с текущим соотношением между регулированием МФЦА и правом Республики Казахстан. В этой статье будут раскрыты некоторые особенности правового регулирования МФЦА и проанализирована правовая регламентация нового финансового центра, как новой правовой системы и ее взаимосвязи с казахстанской правовой системой.
Рашид Гайсин,
Соуправляющий партнер
Анастасия Грязнова,
Юрист
Международная юридическая
фирма INTEGRITES
Образование МФЦА, как отдельного финансового института, началось с внесения поправок в Конституцию Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Законом Республики Казахстан от 10 марта 2017 года № 51-VI «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» основной закон страны был дополнен статьей 3-1, которая предусматривает, что в пределах г. Астана может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом.
В последующем был принят Конституционный закон Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года № 438-V «О Международном финансовом центре «Астана», который обозначил основы регулирования МФЦА. Этот Конституционный закон урегулировал вопрос о действующем праве. Так, в статье 4 этого закона указано, что действующее право МФЦА основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из:
1) Конституционного закона о МФЦА;
2) актов МФЦА, не противоречащих Конституционному закону о МФЦА, и которые могут быть основаны на принципах, нормах и прецедентах права Англии и Уэльса и (или) стандартах ведущих мировых финансовых центров, принимаемых органами МФЦА в пределах, предоставленных настоящим Конституционным законом полномочий;
3) действующего права Республики Казахстан, которое применяется в части, не урегулированной настоящим Конституционным законом и актами МФЦА.
Таким образом, мы видим, что на территории МФЦА могут приниматься собственные нормативно-правовые акты, которые законодатель именует актами МФЦА. В случае, если какой-либо вопрос не урегулирован актами МФЦА, его участники руководствуются действующим правом Республики Казахстан.
Интересен вопрос, по всем ли отраслям права органы МФЦА вправе принимать акты МФЦА. Ответ на этот вопрос дает пункт 3 статьи 4 Закона о МФЦА, который гласит, что органы финансового центра вправе принимать акты, которые регулируют возникающие между участниками МФЦА и (или) органами МФЦА, и (или) их работниками:
1) гражданско-правовые отношения;
2) гражданско-процессуальные отношения;
3) финансовые отношения;
4) административные процедуры.
Исходя из данного списка, можно сделать вывод о том, что органы МФЦА принимают свои акты только в строгом соответствии со своей деятельностью, которая включает в себя, в первую очередь, финансовую деятельность, внутреннюю хозяйственную деятельность в МФЦА и регулирование процессуальных правоотношений, в случае возникновения споров в МФЦА.
Пункт данной статьи также содержит исключение, в соответствии с которым, Органы МФЦА в случаях, прямо предусмотренных Конституционным законом о МФЦА, принимают акты, регулирующие отношения, не предусмотренные в пункте 3 статьи 4 Закона о МФЦА.
Однако, исключение не дает Органам МФЦА полномочий на принятие любого акта МФЦА и ограничивает его случаями, прямо предусмотренными Конституционным законом о МФЦА.
Далее, следует рассмотреть вопрос применения казахстанского права на территории МФЦА на одном из случаев, с которым мы столкнулись на практике. Согласно пункту 4 статьи 5 Конституционного закона о МФЦА, режимы валютного регулирования, установленные Законом Республики Казахстан от 13 июня 2005 года № 57-III «О валютном регулировании и валютном контроле», не распространяются на валютные операции, проводимые Участниками МФЦА на территории финансового центра.
Однако, действующее законодательство страны может применяться к валютным операциям в МФЦА. Согласно Акту МФЦА № 39 от 2017 года «Об условиях и порядке проведения валютных операций, связанных с оказанием финансовых и профессиональных услуг на территории МФЦА», до принятия соответствующих нормативных актов МФЦА валютные операции, связанные с оказанием финансовых и профессиональных услуг на территории МФЦА, проводятся в соответствии с Правилами проведения валютных операций в Республике Казахстан, утвержденными Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан № 154 от 28 апреля 2012 года.
Насколько нам известно, по состоянию на дату выхода настоящей статьи нормативные акты МФЦА в этом отношении приняты не были. Как указано выше, пунктом 4 статьи 5 Конституционного закона об МФЦА прямо исключается применение режимов валютного регулирования, установленных Законом Республики Казахстан от 13 июня 2005 года № 57-III «О валютном регулировании и валютном контроле», к валютным операциям, проводимым Участниками МФЦА на территории МФЦА. Одновременно с Актом МФЦА № 39 предусмотрено, что Правила №154 применяются к валютным операциям, связанным с оказанием финансовых и профессиональных услуг на территории МФЦА. Данное регулирование показывает тесное переплетение актов МФЦА и законодательства Республики Казахстан.
Но, что же на данный момент на территории МФЦА регулируется подзаконным актом Республики Казахстан? Согласно разделу 1 части 1 Правил №154, порядок осуществления валютных операций устанавливается в отношении проведения платежей и денежных переводов по валютным операциям, покупки и продажи иностранной валюты, снятия (зачисления средств на счет) и использования наличной иностранной валюты.
Частью 2 Правил № 154 устанавливаются технические требования к проведению платежей по валютным операциям. Согласно пункту 4 статьи 1 Закона «О валютном контроле», валютные операции включают:
- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве платежного средства;
- ввоз, пересылку и перевод в Республику Казахстан, а также вывоз, пересылку и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей, национальной валюты, ценных бумаг и платежных документов, номинал которых выражен в национальной валюте, а также не имеющих номинала ценных бумаг, выпущенных резидентами.
Таким образом, при осуществлении всех валютных операций на территории МФЦА следует обращаться и к подзаконному акту Республики Казахстан.
Как известно, суд МФЦА не осуществляет уголовное и административное судопроизводство. Уголовные или административные правонарушения, совершенные на территории МФЦА или за пределами МФЦА его участниками или их работниками, будут рассматриваться судами Республики Казахстан, органами (должностными лицами), правомочными рассматривать административные дела, в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях Республики Казахстан.
В связи с этим, следует рассмотреть несколько статей Уголовного кодекса Республики Казахстан, касающихся финансовых преступлений.
Статья 224 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусматривает ответственность за нарушение эмитентом порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг. Нарушением порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг является внесение заведомо недостоверных сведений в проспект выпуска эмиссионных ценных бумаг, а равно составление заведомо недостоверного отчета об итогах размещения эмиссионных ценных бумаг и причинении крупного ущерба. Максимальным наказанием за данный вид преступления является ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Уголовный кодекс Республики Казахстан также содержит наказание за такое преступление, как манипулирование на рынке ценных бумаг, предусмотренное статьей 229. Санкция статьи предусматривает штраф в размере до двухсот месячных расчетных показателей, как наименьшее наказание и ограничение свободы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, как наивысшую меру наказания.
К тому же Уголовный кодекс предусматривает наказание за такую категорию преступлений, как мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, которое наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей, исправительными работами, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.
В заключение, хотелось бы отметить, что право МФЦА динамично развивается и регулирует все больше вопросов, связанных с деятельностью Участников МФЦА, получая недостающее регулирование из законодательства Республики Казахстан. Юридическая фирма «INTEGRITES» активно следит за новыми актами МФЦА и предложениями по разработке нового, передового законодательства. К примеру, в рамках разработки находится законодательство, регулирующее деятельность криптобирж.