В феврале 2020 года журнал Akyl-kenes опубликовал статью об объединении Германии. Сегодняшняя статья навеяна визитом в Берлин, который все еще хранит следы истории. В Восточной части Берлина сохранена архитектура времен ГДР, которую можно встретить в любом городе бывшего Советского Союза. Статья приглашает прогуляться по Берлину, который был разделен стеной и пережил сложный исторический период.
Разделение Германии
После окончания Второй мировой войны в течение четырех лет послевоенная Германия не была официально представлена на политической карте мира. Она была поделена на четыре зоны оккупации: американскую, британскую, советскую и французскую. В 1946 году США и Великобритания объединили свои зоны, а два года спустя к ним была присоединена французская зона. В результате этого процесса появилась Тризония, на территории которой западные страны начали проводить широкомасштабные рыночные реформы и ввели немецкую марку. Советский Союз расценил эти действия как подрыв экономики в своей зоне и попытку создания отдельного государства с капиталистической системой управления. В ответ на это СССР блокировал Западный Берлин, который являлся анклавом внутри будущей ГДР. Правда, через год блокада была снята, а западные страны окончательно убедились в необходимости предоставления независимости своим оккупационным зонам. Именно по этим причинам в тот сложный период начали портиться отношения между бывшими союзниками, что привело к появлению первых признаков Холодной войны.
23 мая 1949 года на территории бывшей Тризонии была провозглашена Федеративная Республика Германии. 7 октября 1949 года на территории бывшей Советской оккупационной зоны появилась Германская Демократическая Республика. Вильгельм Пик, один из основателей германской коммунистической партии, как раз вернулся в Германию после продолжительной эмиграции с 1934 года. В актовом зале бывшего министерства авиации «Третьего рейха» им было торжественно провозглашено об образовании ГДР. В своем выступлении первый и единственный президент ГДР заявил о том, что это решение было единогласно принято «всеми партиями и массовыми политическими организациями». На самом деле просоветская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ) сделала все возможное, чтобы все общественные организации и формально существовавшие другие политические партии к тому времени уже не играли никакой самостоятельной роли.
За три года до образования ГДР советская военная администрация на востоке страны сделала все возможное, чтобы под давлением объединить Коммунистическую и Социал-демократическую партии. Те социал-демократы, которые не были согласны с насильственным объединением, подвергались преследованию. В 1947 году СЕПГ созвала так называемый «Народный конгресс», выступивший с предложением создать единое немецкое государство, которое в итоге было создано по советскому образцу. До появления двух новых государств на карте мира, опасаясь вторжения, бывшие союзники оставили в этих странах свои войска. Так началось создание границ между ФРГ и ГДР. После возведения тщательно охраняемой границы, вплоть до 1961 года Берлин оставался единственным местом, где еще можно было спокойно пересекать границу. С момента образования ГДР до начала возведения Берлинской стены возможностью беспрепятственно переехать в Западный Берлин воспользовались почти 2,7 млн человек.
В основном уезжали граждане ГДР, которые высказывались против существовавшего социалистического режима. В своем подавляющем большинстве они были представлены молодыми специалистами и квалифицированными рабочими, что отрицательно сказывалось на демографии и экономике восточногерманского государства. На фоне обострения конфликта между НАТО и Организацией Варшавского договора руководство социалистического лагеря начало возводить Берлинскую стену.
Идеологическая составляющая этого решения заключалась в стремлении полностью сосредоточиться на идеологии построения социализма. До появления стены граница между двумя частями Берлина была относительно открытой, что позволяло жителям Западного Берлина покупать дешевые продукты в Восточном Берлине, а граждане ГДР работали на западе, где они получали более высокую заработную плату в дойчмарках. Люди, ежедневно пересекавшие границу, сравнивали условия жизни в разных частях Берлина и рассказывали об этом свои родственникам, друзьям и соседям.
Если в середине июня 1961 года Вальтер Ульбрихт, председатель Государственного совета ГДР, заверял об отсутствии намерений строить стену, то 12 августа 1961 года Совет министров все же объявил о необходимости ее сооружения. Официально это прозвучало так: «Для пресечения враждебной деятельности реваншистских и милитаристских сил Западной Германии и Западного Берлина на границе Германской Демократической Республики, включая границу западных секторов Большого Берлина, вводится такой же контроль, как это принято на границах каждого суверенного государства». Конечно, руководство ГДР не упомянуло, что эта мера была направлена, прежде всего, на ограничение и последующий запрет перемещения собственного населения.
Но с 13 августа 1961 года по 9 ноября 1990 года эта стена протяженностью 155 км не только удерживала отток людей из ГДР, но и стала символом геополитического противостояния между двумя системами. Внутри Берлина длина стены составляла 43,1 км и после ее падения ее буквально начали разбирать по кускам. Ее обломки стали популярным сувениром, а сохранившиеся участки стены считаются историческим памятником и находятся под охраной государства. Появление стены стало началом тотального запрета любых контактов между людьми по обе стороны границы, что стало большой трагедией для обычных граждан. В один из воскресных дней августа строители Восточного Берлина приступили к возведению комплекса пограничных укреплений. Ограждения из колючей проволоки были заменены бетонными плитами и блоками. Парадокс одного из участков стены заключался в том, что отныне тротуары на Бернауэр-штрассе стали относиться к западноберлинскому району Веддинг, а дома на южной стороне улицы – к восточноберлинскому району Миттэ. В таких домах замуровывались двери домов и окна нижних этажей, а жильцы могли попадать в свои квартиры только со двора, выходящего на восточную сторону. Для недопущения перебежки жильцов из приграничных домов в 1961 году они принудительно выселялись из всех приграничных зон. В мгновенье ока стена не только разделила многочисленные улицы, площади, целые жилые кварталы, но и прервала сообщение городского общественного транспорта.
Жители Западного Берлина, граждане ФРГ и иностранные граждане могли пересекать границу через семь уличных и один железнодорожный пункт, что не разрешалось жителям Восточного Берлина и гражданам ГДР. Сообщение между ФРГ и Западным Берлином осуществлялось с помощью автомобильных дорог, не проходящих через населенные пункты, оснащенных специальными пунктами пересечения границы. За период существования стены при попытке ее пересечения погибло минимум сто сорок человек. После ее падения берлинские институты по охране памятников начали выступать за сохранение фрагментов пограничных сооружений и стен. Их инициатива привела к тому, что несколько сотен метров стены и три караульные вышки находятся под охраной государства. Но бóльшая часть всех сооружений вокруг Западного Берлина исчезла в первые годы после объединения Германии.
Памятники Берлинской стены
Среди многочисленных памятников, посвященных Берлинской стене, следует отметить «Дворец слез», сооруженный в 1962 году прозрачный стеклянный павильон. Он служил в качестве пограничного пункта на станции городской электрички «Фридрихштрассе», где проводилась пограничная таможенная проверка. Это место запомнилось обилием трогательных и слезных прощаний между гражданами ФРГ и их родственниками из ГДР. «Дворец слез» остается безмолвным свидетелем многочисленных страданий и поломанных судеб, причиной которых стала эта внутренняя граница.
Тыльная стена на Борнхольмер-штрассе
Вечером 9 ноября 1989 года на легендарной пресс-конференции Гюнтер Шабовски, член политбюро Центрального комитета СЕПГ, сообщил новость, которая собрала тысячи восточных берлинцев на пограничных переходах. В прямом эфире по телевидению ГДР сообщалось о разрешении пересекать границу из Восточного Берлина в Западный на всех контрольно-пропускных пунктах. Первым был открыт пограничный переход на Борнхольмер-штрассе, а в течение нескольких часов открылись все остальные двенадцать КПП Берлина. В наши дни сохранился отрезок стены, протянувшийся вдоль откоса восточной рампы моста, севернее Борнхольмер-штрассе, вплоть до Бьёрнштрассе. Ранее стена отгораживала КПП от примыкавших к нему садово-огородных участков.
Стена вдоль «поворота Ульбрихта»
Особенно сложно охранялся участок границы южнее пограничного перехода на Борнхольмер-штрассе в районе Северного креста из-за железнодорожных путей. Для обеспечения должного контроля над этим участком, под заградительные сооружения здесь была отведена большая территория. Стена, построенная в 1900 году для защиты путевых сооружений, была включена в систему пограничных укреплений. В районе Северного креста граница между секторами проходила точно по железнодорожному полотну. ГДР прервала сообщение между станциями «Гезундбрунен», «Борнхольмер-штрассе» на Западе и «Панков» на Востоке Берлина. В течение августа 1961 года министерство транспорта начинает прокладку новой линии городской электрички, прозванной в народе «поворотом Ульбрихта». Она соединяла станции «Панков» и «Шёнхаузер-алле» и проходила исключительно по территории Восточного Берлина. Выгнутая дугой стена из бетонных панелей проходит сегодня вдоль линии 8-го маршрута городской электрички.
Парк Стены в районе Пренцлауэр Берг
После Объединения Германии на территории бывшей пограничной полосы между густонаселенными берлинскими районами Веддинг и Пренцлауэр Берг был разбит просторный городской парк. Предполагалось, что вся бывшая пограничная полоса превратится в зеленый пояс города. Но по ряду причин превращение «пограничного пространства в свободное» стало возможным лишь на территории ныне существующего парка. На этом месте после 1820 года находился учебный плац «У одинокого тополя», на котором упражнялись военные. В 1848 году он стал важным местом событий Мартовской революции.
После 1914 года на месте учебного плаца появились садово-огородные участки, временный барачный поселок и спортивные площадки. После образования ГДР там был построен приграничный стадион, где выступала футбольная команда берлинского клуба «Динамо». После падения Стены здесь был перекинут своеобразный зеленый «мост», ныне соединяющий прежде враждовавшие Восток и Запад. Возле стадиона им. Фридриха Яна власти сохранили участок длиной триста метров. Этот участок Стены, охраняемый государством, с разрешения властей можно разрисовывать граффити.
Бернауэр-штрассе
Эта улица является единственным местом в Берлине, где сохранился участок со всем комплектом охранных пограничных сооружений: со стенами, заборами, «полосой смерти», дозорной тропой, обзорной будкой и прожекторами. Прежде на этой территории располагалось кладбище прихода Церкви Святой Софии. В ходе сооружения Стены в могилы в зоне границы сравняли с землей, а останки умерших людей перезахоронили. Пограничная полоса протяженностью 212 метров, между улицами Акерштрассе и Бергштрассе является особым свидетельством истории и находится под охраной государства.
Штутгартские архитекторы соорудили мемориал в виде двух стальных стен высотой шесть метров, перерезая пограничную полосу и отделяя 64-метровый отрезок Стены. Внешняя сторона стальных стен подвергнута коррозии, что ассоциируется с «железным занавесом». Внутренняя сторона стен выглядит отполированной, на которой этот короткий отрезок границы отражается, словно уходя в бесконечность.
«Вокзал привидений»
После Второй мировой войны Берлин утратил свое значение как крупный железнодорожный центр. Разделение города и последовавшее за ним строительство Стены привели сначала к закрытию, а затем к сносу крупных тупиковых вокзалов, в результате чего особенно сильно пострадал Северный вокзал. В нем были демонтированы железнодорожные пути, а сам вокзал стал частью пограничной полосы. Власти ГДР снесли сооружения вокзала, который до середины прошлого столетия назывался Штеттинским вокзалом поездов дальнего следования. До наших времен сохранился лишь зал вокзала пригородной железной дороги. Из-за возведенной Стены закрылась восточная станция городской электрички, а западноберлинские поезда без остановок проезжали через подземный туннель.
После объединения страны работа станции городской электрички «Северный вокзал» была возобновлена. В окрестностях бывшего вокзала и на его территории остались различные фрагменты Стены, которые демонстрируют строительство и расширение бывших пограничных сооружений на этом месте. В восточной части привокзальной территории вдоль ул. Гартенштрассе имеется построенная в 1895 году кирпичная стена, которая отгораживала железнодорожные пути. С 1961 года этот 900-метровый участок стал частью Берлинской стены на границе с западноберлинским районом Веддинг. В 1984 году в дополнение к ней, в целях усиления охраны границы, позади старой вокзальной стены построили новую пограничную стену.
«Кильский угол»
На берегу судоходного канала Шпандау посреди новостроек, построенных в 90-е годы, стоит вышка бывшего командного пункта «Кильский угол». Из трехсот двух сторожевых и наблюдательных вышек, установленных вдоль 155-километровой пограничной полосы, сегодня в Берлине сохранились только три. Они расположены на «Кильском углу», возле «Силезской рощицы» и недалеко от Лейпцигской площади. Здесь также размещались дежурные группы боевой готовности пограничных войск Национальной народной армии. Сторожевая вышка командного пункта «Кильский угол» хорошо сохранилась и являет собой свидетельство неуклонного стремления довести внутреннюю границу до совершенства и превратить ее в непреодолимую полосу препятствий. В настоящее время в ней размещен мемориал, посвященный памяти Гюнтера Литфина, двадцатичетырехлетнего портного. Он считается первым беглецом, который был застрелен при попытке покинуть ГДР.
Лейпцигская площадь
В начале ХХ века Потсдамская и Лейпцигская площади являлись одним из центров городской европейской жизни и символами Берлина. С 1961 года эти площади оказались безлюдными и превратились в пустырь на «полосе смерти». Для прокладки широкой пограничной полосы были снесены все здания на площади, кроме части здания гостиницы «Эспланаде» и винного магазина «Хут». После падения Стены облик площади снова претерпел изменения. Всего лишь за несколько лет бывшая пограничная полоса отчуждения вновь превратилась в новый экономический и культурный центр. Лишь на углу улиц Штреземанштрассе и Эрна-Бергер-штрассе был оставлен последний фрагмент внутренней стены, включая красно-белые заградительные трубы. Остатки внутренней Стены сохранились на северной и южной стороне Лейпцигской площади. Ранее Стена примыкала к брандмауэру неоклассицистического здания прусского аграрного министерства 1913-1919 гг., откуда она шла в сторону Бранденбургских ворот, пересекая шестиугольную Лейпцигскую площадь.
Сторожевая башня на Эрна-Бергер-штрассе
Сторожевая башня с круговым обзором была похожа на гриб. Пограничники сокращенно называли ее «БТ-6». Она состояла из стройной нижней части в форме цилиндра, внутри которого имеется железная лестница, ведущая в восьмиугольное наблюдательное помещение. Такой тип башен был неустойчивым из-за узости нижней части, поэтому в 1972 году эти башни были заменены на более просторные наблюдательные сторожевые башни с квадратным основанием. Из двухсот таких башен, стоявших на Берлинской границе, на сегодня была оставлена только одна. Этот тип башен с 1969 года строили из монолитного бетона.
Стена вдоль «Мили истории»
С 1961 по 1989 год пограничные укрепления Берлинской стены проходили от Штреземанштрассе через Нидеркирхнерштрассе в направлении «Чекпойнт Чарли». Эта стена относилась к пограничному сооружению четвертого поколения (тип
75). При ее возведении предпочтение отдавалось угловым опорным элементам стенок, которые использовались в сельском хозяйстве при строительстве открытых силосных башен. Высота стены составлял 3,6 м, поверх которой проходила асбестовая труба диаметром 0,4 м. Преимущество этой стены заключалось в том, что благодаря цоколю, ее можно было устанавливать на любом твердом грунте без глубокого фундамента. В отличие от внутренней, ее сторона, обращенная на запад, имела однородный и опрятный вид.
На сохранившемся фрагменте стены отчетливо видны следы разрушений, причиненных охотниками за сувенирами, которые в первые дни после падения Стены отбивали от нее куски, предлагая их затем в качестве сувениров. Во многих местах от бетона осталась только стальная арматура. В таком состоянии Стена является свидетельством не только местонахождения и вида внутригородских пограничных укреплений.
На улице Нидеркирхнерштрассе творилась германская история ХХ века. Архитектурное наследие и свидетельства времен Третьего рейха и ГДР рассказывают о политических процессах и переломных моментах того сложного времени. В течение двенадцати злополучных лет на этой улице, в непосредственной близости от исторического правительственного квартала, располагались важнейшие органы власти национал-социалистов. В восточной части улицы, во дворце принца Альбрехта, построенном в 1739 году, находилась штаб-квартира гестапо, а также вновь созданная имперская служба безопасности. В соседнем от дворца здании размещалась штаб-квартира Генриха Гиммлера. В здании почти не пострадавшего от войны имперского министерства авиации располагалось правительство ГДР. Сегодня в этом здании находится Федеральное министерство финансов.
Еще один исторический объект находится на площади Вердершер Маркт, где в 1934-1940 гг. было построено здание Рейхсбанка. Во время боев за Берлин верхние этажи этого здания были разрушены. Несмотря на это с июля 1945 года в нем располагалась Городская администрация Берлина. В 1949 году оно использовалось Министерством финансов ГДР, а с 1959 по 1990 гг. в этом здании работали сотрудники администрации председателя Политбюро и Центрального комитета СЕПГ. Семь лет спустя после объединения Германии в здании была проведена значительная реконструкция. И вот уже двадцать два года, как в нем размещается Федеральное министерство иностранных дел, которое переехало сюда из Бонна.
Галерея восточной стороны
На территории берлинского района Фридрихсхайн-Кройцберг располагается самый длинный из сохранившихся участок Берлинской стены протяженностью в 1,3 км. Летом 1990 года он был расписан художниками из двадцати одной страны, которые создали сто шесть крупноформатных фресок.
Среди наиболее известных граффити в глаза бросаются автомобиль «Трабант», проламывающий Стену (с надписью «Test the best», художница Биргит Киндер), а также «Братский поцелуй Брежнева и Хонеккера» (с надписью «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви», художник Дмитрий Врубель).
Эта галерея превратилась в символ разделенного города. Кроме того, она всесторонне раскрывает стремление людей к миру и свободе, являясь проявлением радости от того, что это сооружение наконец-таки утратило свою функцию.
Мемориал «Берлинская стена»
Он является центральным памятным мемориалом о разделении Германии, находясь в историческом месте, вдоль бывшей границы длиной 1,4 км. Даже сегодня по следам снесенной стены можно прочувствовать разрушенные связи и быт города. На территории мемориала находится последний фрагмент Берлинской стены, что позволяет представить, как выглядел город, который был разделен этим сооружением. Там также находятся Часовня примирения и высвобожденный фундамент жилого дома, фасад которого до падения Стены являлся пограничной зоной.
После падения Стены
ФРГ и ГДР объединились в 1990 году, но разница в экономическом развитии между ними все еще ощущается. До 2021 года в Германии существовал «взнос солидарности», который оплачивался гражданами ФРГ для финансирования восточных земель. В 2019 году Олаф Шольц, министр финансов Германии, объяснил освобождение подавляющего большинства жителей ФРГ от этого налога тем, что германское единство продвинулось далеко вперед. Различия между странами, которые формировались в течение сорока лет, постепенно сглаживались в течение тридцати лет после объединения. Но между демократической ФРГ и однопартийной социалистической ГДР все еще остаются еле заметные различия.
Согласно докладу федерального правительства «О состоянии германского единства», восточная часть Германии постепенно наращивает свою экономическую мощь. При этом между гражданами все еще ощущается политическое и эмоциональное разделение. Недавно проведенный опрос показал, что 57% восточных немцев чувствуют себя гражданами второго сорта, а 50% недовольны функционированием демократии. Поэтому можно сказать, что процесс воссоединения жители восточных и западных земель Германии все еще продолжается.
Photo by Christian Lue on Unsplash
По данным медиа-компании DW, которая опубликовала мнение восточногерманского психотерапевта Ханса-Йоахима Маца, немцы, жившие в ГДР, сдержанно относятся к институтам государства и более критичны к властям, СМИ и капитализму. Исходя из этого, в обществе формируется протестное мнение против политики, в которой доминируют западные немцы. Западный социальный психолог Беате Кюппер поделилась мнением, что стена, долгое время разделявшая Германию, внесла свою существенную лепту в различия между восточными и западными немцами. Но даже не это является проблемой, а ощущение «коллективной неполноценности» у восточных немцев в виде недостаточной оценки усилий восточных немцев; низкого уровня внимания к мнению восточных немецких земель; отсутствия должного уровня безопасности; различий в ценностях; недовольства уровнем школьного образования. При этом политики из Восточной Германии заявляют, что восточные немцы не нуждаются в том, чтобы их учили демократии.
Беате Кюппер считает, что ФРГ с 1945 года и ГДР с 1989 года продолжают процесс демократизации. Правда, у западных немцев было больше времени для этого. В свою очередь, Мац сетует на то, то западные немцы не стараются понять образ мышления и действий восточных немцев. По мнению Катрин Гёринг-Эккардт, председателя фракции «зеленых» в бундестаге, для повышения доверия государству со стороны людей, проживающих в депрессивных регионах, необходимо вливать инвестиции в развитие инфраструктуры. Но и решить проблему деньгами будет сложно, поскольку останется чувство того, что людей пытаются заставить забыть о проблемах, возникших в результате объединения Германии. Вместе с тем большинство восточных немцев не желает представать в виде жертв исторических обстоятельств, поскольку они сами добивались перемен в ГДР. Но конструктивная составляющая все же приводит к тому, что имеющиеся различия между востоком и западом Германии являются показателями многообразия, что делает общество более интересным и оставляет возможности для дальнейшего развития и обогащения.