В феврале 2020 года журнал Akyl-kenes опубликовал статью об объединении Германии. Сегодняшняя статья навеяна визитом в Берлин, который все еще хранит следы истории. В Восточной части Берлина сохранена архитектура времен ГДР, которую можно встретить в любом городе бывшего Советского Союза. Статья приглашает прогуляться по Берлину, который был разделен стеной и пережил сложный исторический период.
Следы ГДР в Берлине
Недалеко от площади Александрплац можно увидеть памятник рабочему-строителю, который получил название «Голдфингер». Бронзовый палец на левой руке оказался отполированным до блеска из-за многочисленных прикосновений людей. Рядом находится Федеральный архив, где хранятся все документы тайной полиции ГДР «Штази». Туда ведомство по архивам передало все собранные архивные документы канувшего в лету Министерства государственной безопасности ГДР. Это ведомство, являющееся наследием мирной революции, прекратило существование, оставив свой большой след в истории.
С 1991 года на получение права доступа к документам всесильного силового ведомства было подано почти 7,4 млн запросов, 46% из которых поступило от людей, желавших знать, что о них знала тайная полиция. За четыре десятилетия работы в архивах «штази» накопилось 111 км полок с материалами. Во время мирной революции, имевшей место в 1989-1990 гг., активисты и борцы за гражданские права в ГДР сделали все возможное, чтобы сохранить многочисленные документальные свидетельства работы этого карательного органа. Позже эти досье стали доступными для широкой общественности. Для этого в воссоединенной Германии была создана должность федерального уполномоченного правительства ФРГ по работе с архивами министерства госбезопасности ГДР.
Правда, после того, как рухнула Берлинская стена, сотрудники «Штази» начали в спешке уничтожать документы, в которых содержалась информация обо всей деятельности тайной полиции. Кто-то боялся сесть в тюрьму за свои злодеяния, а кто-то пытался спасти своих зарубежных агентов от разоблачения. Бумажные шредеры не справлялись с большим объемом документов, поэтому сотрудники вручную рвали документы и складывали в мешки. Они предполагали сжечь сотни тысяч документов или уничтожить при помощи химикатов. Вовремя ворвавшиеся в офисы спецслужбы толпы демонстрантов захватили документы и сохранили их для изучения. Настоящей головной болью стала расшифровка порванных документов, которая превратилась в величайшую головоломку. С помощью специального компьютера и экспертов собираются сложные пазлы, состоящие из 400-600 млн мелких обрывков бумаги.
К юго-западу от вокзала Александерплац находится знаменитая Берлинская телевизионная башня, построенная в 1969 году недалеко от границы разделенного города. За семнадцать лет до этого во время Европейской вещательной конференции в Стокгольме распределялись европейские частоты теле- и радиовещания. Поскольку ГДР не имела политического признания со стороны большинства европейских стран, она смогла получить лишь два канала. Для полноценной и бесперебойной работы каналов стране как воздух был необходим сверхмощный передатчик, расположенный на максимально возможной высоте.
В этих условиях в ГДР начали разрабатывать план строительства собственной телевизионной башни. Предлагались различные места ее возведения, но в итоге партийное руководство настояло на том, чтобы новый символ успеха социалистического строительства и прогрессивности ГДР был построен в центре города. 368-метровое сооружение с шаром весом 4 800 т и диаметром в 30 м является самым высоким в Германии и до ее объединения являлось политической иконой ГДР. По мнению правительства ГДР, она оказалась достойным ответом в архитектурной гонке Западного и Восточного Берлина. После падения Берлинской стены башня стала уже символом объединенного Берлина. Как и раньше, телебашня остается узнаваемым символом Германии и продолжает выполнять полезные функции для страны.
Перед началом генеральной реконструкции площади Александрплац власти ГДР задавались целью обновить ее так, чтобы ничего не напоминало о прошлом. В то же время городу нужно было уникальное место встречи, которым стали «Часы мира». Во время строительных работ, которые велись во время перепланировки столичной площади, рабочие обнаружили одну из так называемых «колонн Урании». Социалистический режим не отнес эту находку к исторической ценности, а обществу она была представлена в качестве пережитка кайзеровской эпохи. В 1892 году восемнадцать таких колонн начали устанавливаться на улицах и площадях Берлина. Квадратные сооружения, выполненные из камня и покрытые чугунным декором, венчались большими часами. На каждой колонне было двое, а на некоторых даже четверо часов, чтобы жители могли сверяться со временем с любой стороны улицы.
Также в народе они были известны как «погодные», поскольку на уровне глаз людей были расположены термометры или барометры. Идея создания таких колонн пришла в головы членов Общества Урании, которое стремилось познакомить народ с последними достижениями науки. Со временем колонны лишились этой функции, а с 1923 года и вовсе превратились в обычные рекламные столбы. Несмотря на это горожане с удовольствием использовали их в качестве «якорей» для назначения встречи.
Близился двадцатилетний юбилей образования ГДР, который считался самым главным праздником страны. Партийное руководство приняло решение приурочить к нему подарок для трудового народа в виде современной колонны Урании с часами. Как и в случае с новой телебашней, часы высотой десять метров должны были продемонстрировать всему миру все преимущества социалистического модерна на площади Александрплац и стать еще одним символом научно-технического прогресса социалистической республики. Автором проекта стал дизайнер Эрих Йон, преподававший дизайн в Высшей школе искусства. По его замыслу часы должны были показывать время во всем мире, поскольку оно не имеет границ. Новая постройка должна была стать не только символом объединения Земли и космоса, но и показывать разные часовые пояса на глобусе. Она также стала олицетворением мира и дружбы народов.
На цилиндрическом циферблате, выполненном из нержавеющей стали, изображены символические контуры различных стран. Первыми идут очертания государств бывшего социалистического лагеря, являвшихся союзниками ГДР. Над цилиндром вращаются металлические кольца с шарами, которые символизируют планеты, движущиеся по своим орбитам. Основой для берлинского хронометра является мозаика в виде розы ветров, выложенная на тротуаре. Часы значительно преобразили площадь Александрплац, которая после своей реконструкции увеличилась в четыре раза, чем она была до Второй мировой войны. В честь этих часов ГДР даже выпустила почтовые марки с изображением часов и отчеканила юбилейную монету.
В 1997 году часы были реставрированы — были исправлены географические названия города Алма-Ата на Алматы и города Ленинград на Санкт-Петербург, были добавлены еще двадцать населенных пунктов и были скорректированы часовые зоны. Сегодня эти часы, прежде являвшиеся символом ГДР, связаны с новой эпохой, которая началась с момента объединения Германии. Они удачно вписались в единый архитектурный ансамбль с телебашней, историческими достопримечательностями и современными зданиями. Тем самым, они словно объединяют прошлое и настоящее. Самое интересное, что воистину пророческими стали слова, которыми увенчаны часы: «Время разрушит все стены». Так со временем и вышло.
Форум Маркса и Энгельса
Этот скульптурный ансамбль, расположенный недалеко от мэрии Берлина, был открыт 4 апреля 1986 года. Еще один узнаваемых брендов ГДР был построен по проекту скульптора Людвига Энгельгардта. За скульптурой вождей мирового пролетариата находится рельефная стена, сделанная из болгарского мрамора. На форуме также имеются информационные столбы с фотографиями об истории труда и становлении коммунистического движения в Германии. В прежние социалистические времена он украшал столичный парк, но его идеологическая сила продержалась чуть больше трех лет. После объединения Германии велись ожесточенные споры на предмет демонтажа памятника и сноса Дворца Республики.
Фото: Denis Apel / flyingpixel.de / Wikipedia
Если Дворец Республики, где проводились партийные съезды, все же снесли, то памятник был сохранен. Канцерогенный и вредный для здоровья асбест, использовавшийся при строительстве гэдээровского Дворца съездов, стал основной причиной, по которой он в итоге был снесен. Теперь на месте бывшего обкомовского здания находится восстановленный берлинский городской дворец Гогенцоллернов, в котором жили прусские короли и немецкие кайзеры. Во время Второй мировой войны это историческое здание было частично разрушено. Не найдя средств для его восстановления в послевоенные годы, власти ГДР приняли решение о сносе «символа прусского милитаризма и дворянства». Если говорить о территории, где сегодня находится Форум Маркса-Энгельса, то до Второй мировой войны там находились снесенные жилые и коммерческие здания, сильно разрушенные во время бомбардировок. Оставшиеся здания были окончательно демонтированы в 1970-е годы, а на их месте был разбит парк.
В свое время Петер Рамзауэр, министр транспорта, строительства и городского развития ФРГ, предлагал перенести «забронзовевший абрис сокрушенной идеологии, пожелавшей осчастливить человечество» на кладбище Фридрихсвельде. Там хоронили крупных политических деятелей ГДР, поэтому, по мнению министра, соседство памятника с ними было бы уместным. Представители берлинского сената отстояли памятник, обосновав свое мнение тем, что памятник давно превратился в столичный бренд и исчерпал свою идеологическую составляющую, на которую мало кто сегодня обращает внимание.
Ради справедливости стоит отметить, что прежний политический истеблишмент тоже ГДР крайне отрицательно относился к памятнику. В нем отсутствовали «социалистический пафос» и «жизнеутверждающий оптимизм». На самом деле, сидящий с тяжелыми руками на коленях Карл Маркс и стоящий в длинном пальто Фридрих Энгельс выглядят достаточно серьезными и угрюмыми, сосредоточенно глядя на Берлинскую телебашню. Словно, в тот момент они предвидели скорое падение социалистического режима и не особо этому радовались.
Ассоциации с социалистическим Берлином были связаны с некоторыми достопримечательностями города, которые были описаны выше. Их часто показывали в восточногерманских документальных хрониках и передачах. Поэтому оставшиеся в памяти архитектурные образы сразу бросались в глаза. В основном, это касается жилых зданий, построенных в едином стиле в 60-70-е годы прошлого столетия. В некоторых из них отражены фрагменты Кремлевской стены, чтобы показать связь между двумя социалистическими союзниками. И после объединения Германии архитектурное наследие восточного Берлина все еще живет.
Достаточно прогуляться в небольшом квадрате вокруг Александрплац, чтобы увидеть немало зданий восточногерманского модернизма. Становление национальных архитектурных традиций формировалось под влиянием советской архитектуры. Поэтому не только некоторые отдельно стоящие здания, а порой целые жилые микрорайоны в восточном Берлине сильно похожи на здания, построенные в постсоветских странах. Причем, сильно отличаются здания, которые были построены для рабочего класса, от домов, в которых жили партийные бонзы.
Недалеко от бывшего берлинского ЦУМа можно увидеть немало зданий, построенных в стиле остмодернизма. Панельные бетонные многоэтажные дома стоят в районе Карл-Либкнехт-штрассе, на Карл-Маркс-аллее, а также в районе между площадями Штаусбергерплац и Александрплац. Примечательно, что после объединения Германии фасады многих зданий не менялись.
Поскольку в Германии во все времена уделялось особое внимание развитию культуры, науки и образования, в послевоенные годы именно Дом учителя стал первым высотным зданием на Александерплац. Именно с него началось создание нового и современного облика площади, которая оставалась гордостью ГДР вплоть до объединения с ФРГ. Дом учителя представляет собой здание высотой 54 м, построен в 1964 году в стиле послевоенного модернизма. Двенадцатиэтажное здание в форме правильного прямоугольника было выстроено на основании стального каркаса, облицованного алюминием и стеклом. Между вторым и пятым этажами расположена мозаичная фреска-фриз «Наша жизнь», которая демонстрирует счастливую и разнообразную жизнь граждан ГДР. Она изготовлена из стеклянных, металлических и керамических элементов. На этой горизонтальной декоративной композиции, огибающей здание по всему его периметру, изображены сцены из общественной жизни ГДР. Они включают в себя воспитание молодого поколения, науку и образование, мир и благополучие, труд и спорт, промышленность и искусство. Благодаря своим размерам мозаика признана одним из самых больших произведений искусства и одним из лучших образцов монументальной фресковой живописи в Европе.
Если обратиться к истории, то впервые Дом учителя был построен в 1880 году по инициативе Берлинского союза учителей. Уже к началу ХХ века в нем состояло более трех тысяч преподавателей из различных учебных заведений. Дом учителя состоял из трех отдельных зданий, в котором находились большой и малый залы для конференций, библиотека и ресторан. В 1933 году Союз учителей Берлина расширяется и преобразовывается в Союз учителей Германии. Во время военных действий в 1944 году это здание было полностью разрушено, а его остатки были полностью снесены после окончания войны. В настоящее время Дом учителя является культурно-образовательным и информационным центром для немецких воспитателей и преподавателей.
Дом электротехнической промышленности, в котором располагалось Министерство электротехники и электроники ГДР, был построен в 1969 году. При строительстве сначала был возведен стальной каркас, после чего из кирпичей были выложены стены здания. После объединения Германии здание перешло под управление ведомства по опеке над государственным имуществом. В этом здании находилось главное отделение ведомства. По проекту предполагалось снесение здания в 1993 году, чтобы освободить территорию для двух небоскребов. Но двумя годами позже здание перешло к ведомству по управлению новым имуществом ФРГ. Оно провело реставрационные работы здания, в котором в 1999 году находилось Федеральное министерство по делам окружающей среды, охране природы и ядерной безопасности. В самом начале XXI века архитектор Сергей Чобан обновил старый фасад здания на алюминиевый. После реконструкции на фасаде здания был помещен отрывок из великого романа «Берлин, Александерплац» Альфред Дёблина. Вот тот самый отрывок: «Eine Handvoll Menschen um den Alex. Am Alexanderplatz reissen sie den Damm auf für die Untergrundbahn. Man geht auf Brettern… Wiedersehen auf dem Alex, Hundekälte. Nächstes Jahr, 1929, wirds noch kälter». Сейчас этой цитаты на фасаде здания уже нет.
Рядом с Домом Берлинского издательства было построено вспомогательное здание — Pressecafe. Пристройка была популярным местом для журналистов и людей, желавших ознакомиться с зарубежными публикациями. Верхняя часть Пресс-кафе была украшена 76-метровым фризом под названием «Die Presse als Organisator» («Пресса как организатор»). Художника Вилли Нойберт работал над украшением фасада в течение четырех лет. Строительство Haus des Berliner Verlags прекрасно сочетается с начавшейся в 60-е годы полной архитектурной реконструкцией площади Александерплац.
На левой стороне фрески, обращенной к Мемхардштрассе, изображены журналисты, сообщающие о различных научных, культурных и спортивных мероприятиях, а на лицевой фреске, выходящей на Карл-Либкнехт-Штрассе, изображено распространение прессы в Восточной Германии. Если вглядеться во фрагменты газет и журналов, изображенных на мозаике, можно расшифровать некоторые слова. К примеру, имя «Роза» намекает на Розу Люксембург, слово «die Rote» отсылает к газете Die rote Fahne. Издание «Красная знамя» было основано Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург в качестве печатного органа Союза Спартака. Именно поэтому часть слова «takus» подразумевает эту организацию. До 1933 года газета активно выступала за превращение Коммунистической партии в массовую революционную партию, которая боролась бы против возрождения милитаризма и зарождавшегося нацизма. С приходом к власти Гитлера издание было запрещено в Германии, и в итоге оно издавалось в подполье и за рубежом вплоть до начала Второй мировой войны.
В фасаде здания можно увидеть довольно «умеренное» изображение Карла Маркса, который будто пытается схватить голубя мира, являвшегося обязательным атрибутом ГДР. В сегменте социалистической фрески, обращенной в сторону Федерального архива, изображен технологический процесс печати. В 2016 году американская компания по недвижимости приобрела Haus des Berliner Verlages и Pressecafe и начала ремонт здания, что соответствовало стандартам Управления наследия. Тремя годами позже здание было продано немецкой компании по недвижимости за 365 млн евро.