Асель Мухамбекова,
Советник
Алуа Ким,
Юрист
Международная юридическая фирма
INTEGRITES
В последние годы Казахстан занял лидирующую позицию в центральноазиатском регионе по развитию альтернативных источников энергии, что является позитивным фактором в развитии «зеленой» энергетики и снятию зависимости экономики от сырьевой модели. Согласно Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», структура генерирующих мощностей к 2050 году должна состоять на 50% из возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Государство планирует достижение следующих показателей:
- 3% доли ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии к 2020 году;
- 10% доли ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии к 2030 году;
- 50% доли низкоуглеродных альтернативных и ВИЭ.
Правовое регулирование отношений в сфере использования ВИЭ было впервые регламентировано в Законе РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» №165-IV от 4 июля 2009 года (далее – «Закон о ВИЭ»).
Закон о ВИЭ определяет возобновляемые источники энергии как источники энергии, непрерывно возобновляемые за счет естественно протекающих природных процессов, к которым относятся энергия солнечного излучения, энергия ветра, гидродинамическая энергия воды; геотермальная энергия: тепло грунта, подземных вод, рек, водоемов, а также антропогенные источники первичных энергоресурсов: биомасса, биогаз и иное топливо из органических отходов, используемые для производства электрической и (или) тепловой энергии.
По данным Министерства энергетики Республики Казахстан по состоянию на 1 июля 2019 года в Казахстане действует семьдесят пять объектов ВИЭ, в том числе шестнадцать ветряных электростанций; двадцать три солнечных; тридцать четыре гидроэлектростанций; и две биоэлектростанции*. Об ускоренном развитии сектора ВИЭ говорят показатели прироста объема производства электроэнергии такими объектами, что составило 30,3% за семь месяцев 2019 года в сравнении с показателями 2018 года.
Для привлечения инвестиций в сектор «зеленой экономики» Законом о ВИЭ предусмотрены меры государственной поддержки по закупке электроэнергии единым закупщиком в лице расчетно-финансового центра (РФЦ), созданного при АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями «KEGOC». При заключении договора покупки с РФЦ инвесторам гарантируется покупка всего объема энергии ВИЭ по аукционным ценам в течение пятнадцати лет. При этом, начиная со второго года выработки электроэнергии аукционные цены ежегодно индексируются в размере 70% на изменение курса тенге к конвертируемым валютам и 30% на индекс потребительских цен.
Также реализация проектов ВИЭ осуществляется путем заключения инвестиционных контрактов по инвестиционным, инвестиционным приоритетным и специальным инвестиционным проектам, по которым предоставляются инвестиционные преференции в виде налоговых и таможенных льгот, государственных натурных грантов, преференций по налогам, инвестиционной субсидии в порядке и объеме, предусмотренном Предпринимательским кодексом, Налоговым кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
Механизм государственной поддержки сектора ВИЭ до февраля 2018 года был основан на применении практики фиксированных тарифов на покупку электроэнергии, вырабатываемой ВИЭ. Введение фиксированных тарифов было необходимой мерой для становления сектора возобновляемой энергетики в стране, привлечения в отрасль инвестиций и служило гарантией возврата вложенных финансовых ресурсов в реализацию проектов ВИЭ.
Начиная с 2018 года фиксированные тарифы были замещены процедурой аукционных торгов по отбору эффективных проектов по строительству новых объектов по использованию ВИЭ. Привлекательность аукционных торгов заключается в формировании рыночных конкурентных цен на электрическую энергию, производимую объектами ВИЭ, и прозрачности процесса закупа альтернативной энергии на электронной площадке**.
АО «КОРЭМ», как организатор аукционных торгов и оператор рынка централизованной торговли, не менее чем за три месяца до предполагаемой даты проведения аукционных торгов разрабатывает и публикует на своем интернет-ресурсе график проведения аукционных торгов на календарный год. Так, график на 2019 год утвержден Приказом Министра энергетики Республики Казахстан № 97 от 19 марта 2019 года, при этом включает в себя информацию о земельных участках, планируемых к выделению для строительства объекта ВИЭ и точках подключения к электрическим сетям энергопередающих организаций.
Для участия в аукционных торгах казахстанские и зарубежные компании направляют заявки, а также обязаны обеспечить подаваемую заявку путем предоставления банковской гарантии или резервного аккредитива, выпущенного по системе SWIFT со сроком действия не менее ста пятидесяти дней. Аукционные торги проводятся в электронной системе АО «КОРЭМ», и сессия одностороннего аукциона длится три часа. По итогам проведения аукционных торгов, победитель, предложивший наименьшую цену, и РФЦ заключают договор покупки электроэнергии*** («Договор»).
Согласно условиям Договора продавец (производитель электроэнергии ВИЭ) продает, а Покупатель (РФЦ) покупает по аукционной цене весь объем электрической энергии, произведенной на электростанции продавца и поставленной в точку поставки. Следует отметить, что продавец обязан предоставить обеспечение исполнения своих обязанностей по Договору в течение тридцати календарных дней с даты его подписания.
Финансирование проектов ВИЭ в основном осуществляется за счет средств Банка развития Казахстана (БРК), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Евразийского банка развития (ЕАБР) и Азиатского банка развития (АБР). Финансирование со стороны производится путем предоставления займов или лизингового финансирования на покупку оборудования для ВИЭ. В качестве обеспечения обязательств заемщиков используется залог земельных участков, приобретаемого оборудования, права требования по договорам строительного подряда и т.д.
В качестве примеров успешного финансирования и завершенного строительства ВИЭ можно назвать солнечную электростанцию («СЭС») «Бурное» в Жуалынском районе Жамбылской области, СЭС Eneverse Kunkuat в районе Капшагайского водохранилища Алматинской области и др.
Почему же инвестору выгодно заключить договор покупки электроэнергии с РФЦ? Во-первых, обретается независимость от регулирующих органов, во-вторых, получается финансовая поддержка; в-третьих, предоставляется возможность продления в случае задержки сроков введения в эксплуатацию ВИЭ на один год, при условии завершения строительства объекта ВИЭ не менее 70%; в-четвертых, споры сторон могут быть переданы на рассмотрение в Международный арбитражный центр Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) по праву Казахстана. Положения об условиях заключения договора покупки электроэнергии и его типовая форма регламентированы Приказом Министра энергетики Республики Казахстан № 164 от 2 марта 2015 года.
Таким образом, для развития проектов ВИЭ государство предоставляет предприятиям, осуществляющим деятельность по производству электроэнергии с использованием ВИЭ, широкий спектр преференций и финансовой поддержки.
В дополнение к этому, наблюдается интерес со стороны вторичных инвесторов в инвестициях и развитии уже созданных компаний ВИЭ, имеющих заключенные Договоры, но нуждающихся в дополнительном финансировании для завершения строительства объектов, использующих ВИЭ. Таким образом, наряду с первичными проектами будет развиваться вторичный рынок, когда новые инвесторы будут появляться через покупку компаний (share sale) или активов (asset sale).
* http://energo.gov.kz/index.php?id=1928
** https://rfc.kegoc.kz/news/detail/kak-v-kazakhstane-udeshevili-energiyu-solntsa-i-vetra
*** Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 21 декабря 2017 года № 466 Об утверждении Правил организации и проведения аукционных торгов, включающие квалификационные требования, предъявляемые к участникам аукциона, содержание и порядок подачи заявки, виды финансового обеспечения заявки на участие в аукционе и условия их внесения и возврата, порядок подведения итогов и определения победителей»