Рашид Гайсин,
Соуправляющий партнер
Инкар Темирхан,
Юрист
Международная юридическая фирма
INTEGRITES
Специальная экономическая зона («СЭЗ») – это инструмент стимулирования экономического роста и привлечения инвестиций в промышленную инфраструктуру, ориентированный на социально-экономическое развитие определенного региона. Мировая практика показывает, что СЭЗ способствуют улучшению общей инвестиционной среды и доступности ведения бизнеса. По оценкам Конференции ООН по торговле и развитию, на сегодняшний день в мире насчитывается более 5 000 СЭЗ.
Реализация плана по повышению инвестиционной привлекательности путем создания СЭЗ не обошла стороной и Казахстан. Первым нормативным правовым актом, регулирующим создание и функционирование СЭЗ в Казахстане, стал Закон «О свободных экономических зонах в Казахской ССР» от 30 ноября 1990 года. С тех пор, в зависимости от отраслевой направленности, на территории страны в разных регионах было создано двенадцать зон.
Сейчас деятельность СЭЗ в Казахстане регулируется Законом Республики Казахстан № 242-VI «О специальных экономических и индустриальных зонах» («Закон») от 3 апреля 2019 года. Он вступил в силу 16 апреля 2019 года. Баланс интересов, справедливость, прозрачность и стимулирование производства – принципы, которым законодательство Республики Казахстан не может противоречить. На них основывается вся деятельность СЭЗ.
Новеллой Закона стало понятие «индустриальная зона», которое определяется как территория, обеспеченная инженерно-коммуникационной инфраструктурой, предоставляемая субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов предпринимательской деятельности, в том числе в области промышленности, агропромышленного комплекса, туристской индустрии, транспортной логистики, управления отходами, в порядке, установленном законодательством.
Индустриальные зоны подразделяются на государственные и частные. Государственные индустриальные зоны, в свою очередь, подразделяются на следующие виды: (1) индустриальная зона республиканского значения (финансируется полностью, либо частично из республиканского бюджета); (2) индустриальная зона регионального значения (финансируется полностью, либо частично из местного бюджета); (3) малая индустриальная зона. Индустриальные зоны республиканского и регионального значения создаются на срок не менее двадцати лет на земельных участках, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан. Тогда как специальные экономические зоны создаются на срок до двадцати пяти лет для осуществления их участниками приоритетных видов деятельности, соответствующих определенному разделу общего классификатора видов экономической деятельности.
Закон содержит положения, устанавливающие способы финансирования деятельности управляющих компаний специальных экономических и индустриальных зон (вознаграждения за услуги, целевое заемное финансирование, бюджетные средства, доходы от сдачи имущества в аренду и т.д.).
В целом, на территории СЭЗ действует специальный правовой режим, включающий условия ее функционирования в соответствии с Законом, налоговым, таможенным и земельным законодательством Республики Казахстан, а также законодательством о занятости населения.
Относительно недавно Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2018 года № 693 «О создании специальной экономической зоны «TURKISTAN» («Постановление») была создана последняя на сегодняшний день СЭЗ в Казахстане. Согласно Постановлению, новая зона расположена в пределах территориальной границы Туркестанской области и является неотъемлемой частью территории Республики Казахстан. Ее площадь, в общей сложности, составляет 1 938 га. В ее состав входят три субзоны: исторический центр площадью 188 га, административный деловой центр площадью 1 350 га и промышленная зона площадью 400 га.
Ведется работа по созданию единого информационного портала, содержащего информацию о потенциале региона и интерактивную инвестиционную карту с отображением свободных земельных участков и наличием необходимой инфраструктуры. Данный портал также будет включать информационно-мониторинговую систему для инвесторов, предусматривающую пошаговую последовательность от подачи заявки в уполномоченный орган по рассмотрению инвестиционного проекта до получения уведомления о начале строительства в электронном формате.
Основным двигателем для создания СЭЗ «TURKISTAN» стала отрицательная динамика экономического развития региона в связи с выходом Шымкента из состава Туркестанской области (ранее Южно-Казахстанская область). Было необходимо разработать стратегию по привлечению инвестиций в регион для повышения экономики, так как Туркестанская область могла самостоятельно обеспечивать лишь 20% потребностей бюджета. Сейчас основными целями СЭЗ «TURKISTAN» являются (1) ускорение развитие города Туркестан; (2) повышение туристического потенциала города Туркестан до уровня, удовлетворяющего потребности местных и иностранных граждан; и (3) создание единой информационной базы для обслуживания туристов. До истечения периода функционирования СЭЗ «TURKISTAN» планируется реализовать двести проектов.
В рамках привлечения инвесторов для ускоренного развития Туркестанской области, СЭЗ «TURKISTAN» тесно сотрудничает с такими организациями, которые специализируются в привлечении инвестиций и развитии туризма в регионе, как «Казах Туризм», «Казах Инвест», «Туркестан Инвест», а также с акиматом области. Услуги на территории СЭЗ «TURKISTAN» предоставляются по принципу «одного окна» для создания максимально комфортных условий для инвесторов. Также для повышения узнаваемости бренда СЭЗ «TURKISTAN» планируется проведение международных мероприятий, например, «Road show», и принятие участия в международных форумах.
Стратегия по привлечению потенциальных инвесторов предусматривает выделение земельных участков с готовой инфраструктурой на безвозмездной основе, а также предоставление семи видов налоговых и таможенных преференций для бизнеса в рамках специального правового режима:
- Освобождение от КПН;
- Освобождение от земельного налога;
- Освобождение от налога на имущество;
- Освобождение от НДС на импорт/НДС по нулевой ставке;
- Освобождение от таможенной пошлины;
- Предоставление земельных участков на безвозмездной основе;
- Сниженные тарифы на коммунальные услуги.
Стоит отметить, что в настоящее время в целях повышения инвестиционной привлекательности города уже ведется работа по утверждению проекта детальной планировки исторического центра. В нем предусматривается увеличение количества многоэтажных жилых домов, обеспечение региона дополнительными рекреационными и туристскими зонами.
Рекреационной зоне пригородной территории уделено особое внимание в связи с необходимостью создания туристического кластера. Значительным фактором является достижение особого микроклимата в районе с суровыми климатическими условиями. Окружающий город с южной, западной и восточной стороны пустынный ландшафт обуславливает необходимость изоляции территории города от суховейных ветров, пыльных бурь жарких летних дней путем организации ветрозащитных зеленых зон вокруг города.
Кроме санитарно-защитной зоны на данных территориях предусмотрена организация туристических маршрутов, включающих следующие объекты: древние города, памятники современности, этноаул, дома отдыха, кэмпинги, лодочные станции, конные маршруты, дельтапланеризм, охота, пешие горные маршруты, пляжные территории, рыбалка, город ремесленников, тюркские Олимпийские игры, центр которых расположен южнее планируемой границы города вдоль трассы Туркестан-Шаульдер.
Планируется, что реализация указанных проектов повысит туристическую привлекательность во всех направлениях: духовном, историческом, культурном и спортивном.
В начале III квартала 2019 года запланирован тендер на разработку проектно-сметной документации для строительства промышленной зоны СЭЗ, которая завершится в августе 2020 года. Проведение тендера на строительство инфраструктуры промышленной зоны СЭЗ «TURKISTAN» ожидается в начале 2020 года.Важно отметить, что в Туркестане будет построен аэропорт по всем требованиям международных стандартов. Строительство объекта начнется в текущем году. Застройщиком выбрана турецкая компания «YDA Holding», которая будет проводит данные работы в рамках государственно-частного партнерства.
В целом, процедура для осуществления деятельности на территории СЭЗ «TURKISTAN» довольно проста. Предпринимателям необходимо предоставить в управляющую компанию СЭЗ «TURKISTAN» пакет документов, регламентированный Законом. После предоставления документов проводятся работы по заключению с управляющей компанией договора об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ «TURKISTAN». По заключению договора участнику предоставляется свидетельство об участнике СЭЗ «TURKISTAN».
Подводя итоги, в Казахстане, как и во всем мире, такие зоны как СЭЗ «TURKISTAN», направлены на повышение инвестиционной привлекательности туристской и промышленной сфер агломераций разных регионов, активизацию предпринимательской деятельности и придание импульса ускоренному развитию. Для государства СЭЗ служат эффективным решением вопроса привлечения инвестиций в экономику регионов, т.к. зоны предлагают большой спектр преимуществ для инвесторов, включая упрощённые процедуры регистрации и оформления прав землепользования, а также более низкие налоги. В итоге создается благоприятная и привлекательная среда для бизнеса и иностранных инвесторов.