Питер Штром,
Вице-президент по операционной деятельности Института Адизеса в мире
Наверняка вы не раз задавались вопросом, почему одна компания известна по всему миру, ее продукт востребован, прибыль постоянно растет, а другая, несмотря на хорошую команду и не менее качественный продукт, еле «сводит концы с концами»? Ответ на этот вопрос можно найти в методологии Ицхака Адизеса, по которой все компании проходят определенный путь развития. На этом пути их поджидают различные проблемы, с которыми они либо справляются и переходят на следующий, более зрелый этап, либо погибают. Компания, как и все в нашем мире, рождается, взрослеет, умирает, или же становится бессмертной. В этом ее принципиальное отличие от человека.
Какие проблемы приходится решать по мере роста бизнеса и можно ли их избежать вовсе? Наша жизнь, в общем-то, состоит из проблем и самое главное заключается в том, чтобы научиться правильно к ним относиться. Любая проблема является задачей и вызовом. Парадокс нашей жизни заключается в том, что если проблем нет, то человек, вероятно, уже не живет. Компания в этом плане ничем не отличается от среднестатистического человека. Изменения в экономике, политической ситуации в стране или мире, развитие инновационных технологий – все это отражается на бизнесе.
У любой компании могут возникнуть три вида проблем: нормальные, аномальные и патологические. Расскажу о них по порядку. К нормальным или ожидаемым проблемам относятся те, которые компания может решить сама. Если же руководство компании закрывает на такие проблемы глаза, откладывая их решение на потом, то они становятся аномальными и мешают реализации планов. К патологическим проблемам можно отнести запущенные, хронические проблемы, которые возможно решить только при помощи вмешательства извне.
Важно понимать, что какой бы ни была новая сфера, в которой вы открываете бизнес, каким бы инновационным ни был ваш продукт, через подавляющее большинство проблем, с которыми вы столкнетесь, уже прошли сотни и тысячи компаний. Рецепт прост – учитесь у тех, кто сильнее и опытнее вас. Если на протяжении многих лет никак не менять методы управления, то вы не приведете компанию к успеху. В чем же заключается успех? Формула успеха по Адизесу – это соотношение внешней и внутренней интеграции. Что это такое? Из курса школьной физики мы знаем, что у человека есть фиксированный запас энергии. Распределяем мы ее таким образом: сначала энергия «уходит» на решение внутренних проблем, а только потом – на профессиональные и личные достижения.
Если вы в этом сомневаетесь, приведу парочку жизненных примеров. Допустим, вам предстоит провести важное совещание, но с утра вы как назло просыпаетесь с высокой температурой. Да, вы, конечно же, не останетесь дома, но на совещании вы будете то и дело думать о том, как же вам хочется домой, выпить теплого чая и лечь спать. Или, например, вы поссорились с другом. Несмотря на то, что вы будете настраивать себя на продуктивный лад, ваши мысли будут «соскакивать» на то, кто из вас был не прав, как прийти к перемирию и так далее. Это нормальный процесс. В компании, к слову, все то же самое. Если в компании нет четко выстроенной иерархии, а люди не понимают, за что они отвечают, то большая часть времени будет уходить на выяснение отношений, а не на достижение бизнес-целей.
Решение простое, но в то же время очень и очень сложное. В компании должна царить такая же атмосфера взаимоуважения, как и в любой полноценной семье или между хорошими друзьями. Такой климат в компании зависит от четырех факторов: люди, общие ценности, организационная структура и процесс.
В любой команде важно умение идти на компромисс. Поэтому при подборе сотрудников обращайте на это пристальное внимание. Человек может быть прекрасным специалистом, но совершенно не уметь работать в команде. И тут задача руководителя заключается, во-первых, в том, чтобы увидеть поддерживает ли он ценности компании, а во-вторых, определить какую позицию такой человек может или не может занимать в компании. Почему важны общие ценности? Без них крайне сложно прийти к взаимоуважению. Вы наверняка замечали за собой как тяжело нам всем соглашаться с другой точкой мнения, противоположной нашей собственной? В компании все идет по тому же пути. Взаимоуважение, в свою очередь, является двигателем коллективной работы. Только благодаря ему возможно выстроить грамотный рабочий процесс.
Все, о чем говорилось выше, можно назвать важными, основополагающими компонентами абсолютно любой компании. Но каков же первый шаг на пути ее создания? Конечно же, это идея. В жизненном цикле организации по методологии Адизеса, идея – это этап «ухаживания». Этот период можно сравнить с влюбленностью. Вы постоянно думаете о своей половинке, в нашем случае, об открытии компании. Вы мечтаете о том, каким будет ваше совместное будущее, пребывая в эйфории.
На этом этапе будущий основатель компании находится один на один со своей мечтой. Пока у него нет ни конкретного плана действий, ни команды. Этот период по Адизесу является пиком расцвета для Е-функции, называемом еще предпринимательством. Это царство креатива. Для воплощения мечты предстоит сделать серьезный шаг – взять на себя ответственность за будущую компанию и принять во внимание все риски. Это такое же важное решение, как и рождение ребенка. Ведь вам придется посвящать новорожденной компании все свое время, решать множество задач, о которых в мечтах вы и подумать не могли. Если при одной мысли о препятствиях вы готовы отказаться от идеи, или решаете ее заменить на более легкую в реализации, то «ребенок» просто не рождается. Если же вы прописываете первые шаги по реализации, создаете бизнес-план, нанимаете первых сотрудников – поздравляю, вы прошли этап ухаживания и перешли в младенчество. При этом важно, чтобы ваш бизнес-план учитывал все необходимые для процветания компании функции. Если вы опишите в бизнес-плане, как будет проводиться работа с клиентами, то усилите функцию A — администрирование. Если создадите систему ценностей для будущего коллектива, то подключите функцию I – интеграцию, а значит запустите организационный процесс. Одновременно заработает Р-функция, которая представляет собой производство результат, следовательно, компания начнет по-настоящему жить.
О том, что же будет ждать вас на этапе младенчества расскажу в следующем номере.