В предыдущем номере обсуждался этап «охоты на ведьм», на котором организация постепенно движется к точке невозврата. На пути своего движения постепенно сокращаются поступления денежных средств, но увеличиваются списки людей, признанных виновными во всех бедах компании. В это время компания переживает этап так называемого перерождения, благодаря внешней поддержке в виде субсидирования или национализации. Эта внешняя финансовая помощь, сродни искусственному дыханию, может прерваться в любой момент. После чего наступает смерть. В этом номере мы переходим к заключительному этапу «бюрократия и смерть». В последней статье этого цикла рубрики мы провожаем компанию в ее последний путь.
Питер Штром,
Вице-президент
по операционной деятельности
Института Адизеса в мире
Бюрократия и смерть
Бюрократическая компания похожа на автомобиль, который вроде бы и заводится, но с места тронуться не может. Минимизация изменений и нехватка инноваций приводят к тому, что организация задыхается от бюрократического засилья. Из-за переизбытка администрирования люди перестают взаимодействовать. Любое сотрудничество сводится к работе согласно инструкциям, а также слепому следованию заведенным процедурам и правилам.
Компания-бюрократ существует по той лишь причине, что финансировать ее могут либо политики, либо государство. Фактически она находится на крючке, поскольку именно государственные чиновники или политики обеспечивают ей питание, искусственно продлевая жизнь. В чем заключается интерес «покровителей» бюрократии? Они хотят обеспечить занятость.
Вопрос, заключающийся в том, будет ли такая организация оправдывать свое существование, уже не стоит на повестке дня. У такой компании нет видения своего будущего. Она не осуществляет стратегических изменений и долгосрочных планов. Она не обеспечивает реальных результатов, поскольку ее настоящими клиентами являются те, кто наполняет ее бюджет. Покупатели, к сожалению, сюда не входят.
Бюрократическая машина
Организация-бюрократ не обслуживает потребности клиентов, а если и пытается обслуживать их, то делает это нерезультативно.
«Бюрократические организации подобны испорченному проигрывателю, бесконечно повторяющему одну и ту же фразу. Задайте им вопрос, и вы, вероятнее всего, услышите такой ответ: «Подождите», — пишет Ицхак Адизес.
Люди, работающие в административной системе, крайне организованы. Они не нарушают установленных правил и при необходимости в два счета находят описание любой процедуры. Все коммуникации происходят исключительно в письменной форме, а зона ответственности каждого работника четко разграничена. Если менеджер-бюрократ что-то делает, то исполняет такой объем работы, для выполнения которой нужно в десять раз меньше сотрудников. Складывается впечатление, что у них в наличии бесконечно много времени для принятия любых решений. Они осуществляют свои операции по принципу beheshket u be–bitha, что в буквальном переводе означает «спокойно и уверенно».
Без культуры взаимного доверия и уважения компания, достигшая этапа «бюрократизма», переживает серьезную дезинтеграцию. В ней царит нездоровая отравленная рабочая атмосфера. Общение людей формально-вежливое. В разговоре они то и дело бросаются напыщенными фразами. Довольно часто понять, о чем идет речь, не переспросив и не получив уточняющего ответа, практически невозможно.
Так, персонал в бюрократической компании представлен типичными администраторами, своего рода укоренившимися блюстителями порядка, которые работают по принципу «то, что не получило подтверждения своей правильности, считается неправильным». В создавшейся среде они чувствуют себя максимально комфортно. Этим и объясняется их лояльность к организации, которую они не хотят покидать.
Хирургическое вмешательство
Дорога к выздоровлению возможна, но нелегка. Чтобы омолодить систему, нужны серьезные организационные изменения. Без срочного хирургического вмешательства здесь не обойтись. Как правило, организация не отваживается нанять консультантов, которые помогут ей комплексно решить проблемы. Максимум на что решается руководство – это пригласить специалиста, который занимается аудитом управленческой системы, что усиливает и без того сильную А-функцию, которая давно подавила все остальные. Это категорически противопоказанно на данном этапе и еще больше загоняет предприятие в угол.
В чем же заключается адекватное лечение?
Приближаясь к своему зениту, компания как никогда нуждается в предпринимательстве. Ей срочно необходимо активизировать Е-функцию. Единственной альтернативой в этом случае является смена управленческой команды. После этого компании потребуется восстанавливаться и проходить реабилитацию на протяжении достаточно длительного времени. Именно это поможет воскресить Р-функцию. Кроме того, необходимо помнить, что любые изменения в этот период вызовут сильное сопротивление со стороны работников, поскольку люди не приемлют изменений.
Поэтому лечение будет успешным только в том случае, если его будут осуществлять именно приглашенные консультанты, а не штатные сотрудники. В противном случае для этой стадии упадка «лекарство» окажется слабым и неэффективным.
Если же ничего не предпринимать, то путь по дорожке, по которой компания скатится к смерти, более вероятен. Как только организация теряет внешнюю поддержку, она умирает. Что делать с мертвым телом? К сожалению, воскресить его уже не удастся.