Искусство смывает пыль повседневности с души. Многие приходят в тупик, когда речь заходит о современном искусстве. В самом деле, иногда неподготовленному взгляду сложно понять и уж тем более оценить работы современных художников, оперирующих непривычными методами выражения смысла. Современная казахстанская художница Алмагуль Менлибаева отмечает, что для лучшего понимания современного искусства надо не бояться изучать и смотреть его. Где необходимо, нужно даже спрашивать у авторов о нем. Ведь современное искусство, как ни один другой медиум, отражает самые важные темы и вопросы нашей жизни.
Алмагуль Менлибаеву не зря называют одной из самых известных за рубежом казахстанских художниц. В последнее время ее работы все чаще фигурируют на международных выставках. Она является единственной современной художницей из Казахстана, которая была удостоена чести проведения таких персональных выставок, как «Трансформация» (Grand Palais, Париж, 2016-2017г.) и «Союз огня и воды» (LVI Венецианская биеннале, Италия 2015 г.). Другие международные персональные выставки художницы включают в себя: «Transoxiana Dreams», «Видеозона», «Форум Людвига», (Аахен, Германия, 2014 г.); «Ода для Пустошей и ГУЛАГов» (Кунстраум, Инсбрук, 2013 г.); «Дочери Турана», «Касаль Соллерик» (Пальма де Майорка, 2012 г.); «LATT: Европа в целом # 6» (Museum van Hedendaagse Kunst (M HKA), Антверпен, 2010 г.); «Целующиеся Тотемы» (Priska C. Juschka Fine Art, Нью-Йорк, 2008 г.) и др.
Кто мы такие, казахи, казахстанцы? Что дало нам кочевничество? Как можно осмыслить идею евразийства? Какова роль женщины в современном обществе? Критические исследования советского прошлого, современные преобразования в Центральной Азии, переосмысления гендерной проблематики, деградация окружающей среды, а также евразийские кочевые и местные космологии и мифологии — все эти вопросы всесторонне осмысляются в работах Алмагуль Менлибаевой.
Так, в «Exodus» она воссоздает зримые образы жертв советского террора и изломанных женских судеб в виде черных духов среди бетонных руин концлагерей, а также исхода кочевников, которые вынуждены были покинуть родные места с началом коллективизации. В «Duratrans in Light Box» она рассматривает сразу несколько смысловых пластов, в том числе судьбу заброшенного Аральского моря с его призрачными кораблями пустыни, а также положения современных казахстанских женщин в обществе. В «Центре Евразии» художница словно спрашивает, где же находится современный «Вавилон» Евразии и осмысливает концепции евразийства, популярные на территории постсоветских стран.
Художница работает с разными материалами — как с многоканальной видеосъемкой, так и с фото, со смешанными медиа-инсталляциями и даже с тканями. Видео и фотографии трансформировали отношения художницы с окружением, сделав ее наблюдателем бесконечных реальностей. Ткани, войлок и нити научили ее двигаться, объединять расстояния и создавать пространства. По признанию художницы, этот разнообразный «архитектурный материал» может стать как стенами, преградой или «черной дырой», так и «преломлять пространства без углов и квадратов», тем самым позволяя сохранять максимальную свободу творческого движения.
В 2017 году, после ее персональной выставки «Трансформация», проведенной в Grand Palais в Париже, Алмагуль Менлибаева стала кавалером Ордена Ordre des Arts et des Lettres (Орден искусств и литературы), находящегося в ведении Министерства культуры Франции. Другие награды включают премию «Дарын», Государственную премию Казахстана (1996) и Национальную премию «Тарлан» Клуба меценатов Казахстана (2003). Казахстанская художница стала лауреатом гран-при Азиатского искусства на II Биеннале Средней Азии, который проводился в 1995 году в столице Узбекистана и лауреатом Главного приза Международного кинофестиваля «Kino Der Kunst», проходивший в 2013 году в Мюнхене.
Талантливая художница получила международное признание, участвуя в Венецианской биеннале (2005, 2007, 2009, 2015 г.г.); в Сиднейской биеннале (2006, 2012 г.г.); в Шарджа биеннале (2010 г.); в Средиземноморской биеннале (2010 г.); в Московской биеннале (2011, 2015 г.г.); в Киевской биеннале (2013 г.); фото-биеннале в Тэгу (2016 г.); и в Международной биеннале в Канвоне (2018 г.).
Ее отдельные групповые выставки включают проект «Фокус Казахстан» (Лондон, Берлин, 2018 г.); Музей Хайфы (Израиль, 2018 г.); Музей Neues (Нюрнберг, 2016, 2018 г.г.); Государственный музей Астаны (2016, 2018 г.г.); Museum van Hedendaagse Kunst, M HKA (Антверпен, 2010, 2017-2020 г.г.); ZKM Музей современного искусства (Карлсруэ, 2007, 2012 г.г.); BWA Московский музей современного искусства (Москва, 2011 г.); и Calvert 22 (Лондон, 2009, 2011 г.г.) и др.
Видеоролики Алмагуль Менлибаевой были показаны на различных Международных кинофестивалях, как «Kino der Kunst» (Германия, 2013 г.); Роттердамский кинофестиваль (2006, 2008, 2009, 2011 г.г.); Shnit Worldwide Shortfilmfestival (Швейцария, 2011 г.); XXII Международный фестиваль короткометражных фильмов в Сан-Паулу (2010, 2011 г.г.) и на многих других.
Названия картин (по очередности):
1 — Caspian Palms (на заставке)
2 — Башня Абая
3 — Post Human Feminism
4 — Building Place
5 — Портрет Гульфайруз
6 — Umai Fabric Gold
7 — Walking Fabric II