Есть в истории казахской живописи фигуры, сыгравшие особую роль в ее становлении. Благодаря им возник ее узнаваемый и неповторимый облик, в судьбе которых наблюдается прямая связь европейских живописных традиций с отечественной художественной школой.
Например, Александр Риттих является выпускником не только МГУ, но и легендарных художественных академий Вены и Мюнхена начала ХХ века. Живописец, в полной мере владеющий всеми приемами классической живописи, с ее строгостью линий и форм, световоздушной средой и колоритом. Именно у него училась Ольга Кужеленко (1911-2001), когда приехала в Алма-Ату из Днепропетровска в возрасте 23 лет. Его студия открылась в 1933 году, а через пять лет в Алма-Ате открывается художественно-театральное училище, которое будет главным художественным центром республики на долгое время. Одним из легендарных преподавателей училища, воспитавшем целую плеяду казахстанских живописцев, станет Леонид Леонтьев (1913-1983).
Именно о чете талантливых живописцев, счастливых в творчестве и любви, супругах-соратниках, Ольге Кужеленко и Леониде Леонтьеве, сегодня и пойдет речь. Они встретились в Алма-Ате в 1939 году. Оба были молодыми художниками, но твердо знали, что посвятят свою жизнь только своему творчеству. Леонид Леонтьев, как успешный выпускник института им. И. Репина Академии художеств СССР, будучи учеником А. Карева и Е. Лансере, по распределению попал в Казахстан, где сразу же был назначен начальником Отдела изобразительных искусств Управления по делам искусств. Там он начал свою преподавательскую деятельность в художественном училище. Преподаванию будет отдано 20 лет жизни. Но все-таки главное место в его судьбе занимала живопись.
Художественный метод Леонида Леонтьева меняется, но всегда в его произведениях чувствуется отзвук тех авангардных художников, которые оказали на него влияние в самом начале творческого пути: Марка Шагала, Павла Филонова и, в целом, русского авангарда ХХ века. Он всегда прорывается в работах Леонтьева, через весь, подчас вынужденный, соцреализм.
Пейзаж Леонида Леонтьева «Красные кусты» написан в 1963 году, в период творческой зрелости художника. Это камерный этюд, написанный явно на пленэре. На первый взгляд, это живой и непосредственный отклик на момент природы. Но когда формат у картины такой небольшой, каждый элемент начинает играть особую роль. Все здесь обнажено и выразительность, и смысл. Если посмотреть на него чуть подольше, то можно увидеть, как все здесь подвижно: каждый отдельный мазок и ветки, и стволы; как пританцовывает маленькая рощица; как даже и сама линия горизонта начинает круглиться, обнаруживая круглую спину холма. Это всегда удивительно почувствовать, как на таком маленьком формате и с таким минимумом выразительных средств возникает вдруг ощущение пространства, движения, появляются настроение и эмоция. Даже начинает звучать негромкая, но бравурная мелодия!
Леонид Леонтьев работал в разных жанрах. В том числе и портрете, который занимал особое место в советской живописи. В нем озвучивался главный советский миф – «все во имя человека, все во благо человека». Но лучшие портреты у него получались тогда, когда он писал людей творческих, близких ему по духу: Сергея Калмыкова, Розу Багланову, Султан-Ахмета Ходжикова, Наталью Нурмухамедову и др.
Ольга Кужеленко также является мастером портрета. Она, как и ее супруг, с удовольствием писала портреты тех людей, которых хорошо знала и любила. Но главным ее жанром, в котором отражаются открытия и свершения, является натюрморт. В натюрмортах Ольги Кужеленко прослеживаются хроника ее личного пространства и философия ее жизни.
«Натюрморт с платком» (1987), несомненно, относится к шедеврам творчества художницы. Тихий мир вещей в картине, благодаря насыщенности красок, вовсе не является тихим. Краски его звучные, форсированные – настоящий пир для глаз. Декоративность, нарядность и полная свобода говорят о виртуозном мастерстве художника. Яркий ультрамарин платка с пылающими розами создает такое активное пространство, что вокруг него возможна уже только пустота.
Верхний ракурс позволяет объять всю эту красоту единым взглядом. Меня часто удивляло, насколько точнее и смелее советские живописцы обращались с цветом. Насколько колорит их картин убедительнее многих сегодняшних. Может быть, все дело в самих красках? И современный акрил сложно назвать полноценной заменой классическому маслу.
Леонид Леонтьев и Ольга Кужеленко являются яркими и разными живописцами, но объединяет их не только тот факт, что сегодня их произведения включены в золотой фонд казахской живописи, но также их общее отношение к жизни, которое проявляется в каждой работе – с надеждой, любовью и радостью!