Миллионы людей по всему миру пользуются сервисами Google, а логотип этой компании стал настолько привычным, что люди воспринимают его в качестве неотъемлемой части интерфейса своих рабочих столов. В обиход давно и незаметно вошло новое слово «гуглить» со всеми своими производными. Зачастую большинство людей видит лишь вывеску, не зная, что за этим логотипом прячется большой и специфичный мир со своими правилами и законами. Этой осенью мне довелось побывать в гостях у Google, и я просто не могу не рассказать о том, что есть Google, кроме привычных сервисов, которые мы ежедневно используем.
Дауржан Аугамбай,
г. Маунтин-Вью, Калифорния
Не важно, кем ты являешься, важно только то, чем ты занимаешься. (один из принципов Google)
Вся история создания самой известной в мире многомиллиардной компании, в которой сегодня работает более 55 000 человек почти по всему миру, началась с идеи полностью загрузить Всемирную сеть, сохранив множество ссылок к каждой теме. Речь идет о поисковой системе, которая была разработана Сергеем Брином и Ларри Пейджем. Двадцать лет назад у них появилась идея использовать ссылочное ранжирование веб-страниц, что стало отправной точкой для появления многочисленных сервисов Google, ранее казавшихся несбыточной мечтой. В итоге компания смогла трансформировать свой поисковый бизнес в цифровой маркетинг, расширив границы взаимодействия со своими пользователями. Незаметно люди ушли в мобильные приложения, а компания поддержала этот факт новыми технологическими проектами.
Конечно, чтобы мечта стала реальностью, нужны были креативные и энергичные люди, которые поверили бы в те идеи, которые другие люди считали полным бредом. Независимость мышления и вера в свои смелые мечты стали критерием для тех, кто впоследствии станет частью огромной корпорации, головной офис которой расположен в г. Маунтин-Вью, в штате Калифорния.
В мир высоких технологий, созданных людьми, которые когда-то поверили в себя и свою мечту, любые перемены происходят настолько быстро, что поступь в развитии человечества эволюционной никак не назовешь. Время доказало и продолжает доказывать, что на сегодняшний день инвесторы интересуются проектами, которые пока существуют на бумаге, но имеют право на жизнь, пусть и в далеком будущем. Ведь, когда-то за разговоры о мобильной связи и интернете человека могли посчитать сумасшедшим. Создание почтового сервиса Gmail, которым мы пользуемся, Google maps и прочих сервисов казалось невыполнимой задачей, а сегодня без них людям будет, как минимум, некомфортно.
Пользование поисковой системой Google настолько стало неотъемлемой частью жизни миллионов людей, что летом 2006 года глагол «to google», означавший искать с помощью Google, был добавлен в Оксфордский словарь.
Начало
Основатели Google в стенах Стэнфордского университета, не имея бизнес-навыков и большого опыта, совместно разработали «анатомию» будущей поисковой системы. Отсутствие бизнес-образования стало даже преимуществом, нежели недостатком, поскольку два математика усиленно работали над созданием бизнеса, который впоследствии сделает их одними из богатейших людей на Земле.
В 80-90-е годы прошлого столетия компании в Силиконовой долине сильно нуждались в финансировании, получить которое было достаточно сложно. Основная причина заключалась в гегемонии, установленной компанией Microsoft, сломать которую в те годы было практически нереально. Лишь те компании, которые смогли разработать стратегический план против детища Билла Гейтса, могли заинтересовать инвесторов. В Google сделали ставку на талантливых инженерах, чтобы вырасти из маленькой компании в гиганта. По сей день в компании действует правило о том, что не менее 50% сотрудников Google должны быть инженерами.
Сейчас в мире много и часто обсуждается тем, связанных с идеальной корпоративной структурой и располагающей офисной атмосферой, которые бы мотивировали сотрудников к новым победам и достижениям. Основатели Google создавали офисы для своих сотрудников таким образом, чтобы в них они чувствовали себя максимально свободными. Для обеспечения эффективных и прозрачных информационных потоков внутри компании людям предлагаются неформальные совещания и корпоративные TGIF-собрания (Thank God it’s Friday – Слава Богу, что сегодня пятница). В рамках них сотрудники обсуждают любые темы в непринужденной обстановке, где действительно генерируются яркие идеи и решаются спорные вопросы.
Во время таких всеобщих TGIF-собраний, которые регулярно проводятся в компании, новые сотрудники обычно сидят отдельно в разноцветных кепках с пропеллером. Согласно негласных правил все новички носят такой головной убор в течение первой рабочей недели.
Все, кто хоть раз слышал об особенностях офисного устройства в Google, порой не верят тому, что слышат или читают об этом. В компании действительно все, как в каком-то молодежном летнем лагере. Сергей Брин и Ларри Пейдж проявили творческую сноровку и удивили мир своим бизнес-подходом, который оказался успешным. Практически безграничные свобода в графике и достаточные полномочия, предоставленные гуглерам, идут вразрез традиционным схемам планирования и функционалу, к которым люди привыкли в компаниях, где они работают.
Как выяснилось, секрет Полишинеля заключался в поиске лучших специалистов из числа инженеров, которым просто не надо было мешать работать. В новое время именно такой подход сработал, как никогда четко, доказав миру правильность выбранного решения через те продукты, которыми ежедневно пользуются люди.
Сегодня Google является компанией, ориентирующейся на своих пользователей, за которыми тянутся рекламодатели. Скорость, с которой меняются интернет-технологии, ускоряется с каждым годом, что создает уникальные вызовы и возможности для людей, работающих в этой сфере. Благодаря интернету человечество оказалось в относительно комфортной среде. Информация, которую прежде приходилось долго искать и обрабатывать, сегодня стала доступной и достаточной. Если раньше за нее приходилось в какой-то степени платить, сегодня она практически является бесплатной. Если раньше люди выходили в интернет по особым случаям, сегодня все, что нас окружает, находится онлайн, а люди постоянно находятся в сети. Облачные технологии заменили нам информационные носители, предоставив безграничные возможности по хранению данных.
По-сути, факт того, что некоторая часть людей, живущих на Земле, все еще не имеет доступа к интернету, сам по себе является целевой аудиторией компании. Технологии, которые мы носим с собой в кармане облегчают нам жизнь, делая за нас то, что мы ранее делали сами, тратя на это куда больше времени, чем сейчас. Взять к примеру, процедуру приобретения авиабилетов. Вспомните, как их приходилось покупать раньше, и какие приложения нам сегодня помогают.
Доступная информация, постоянное нахождение людей в сети и большая вычислительная мощность позволяют «ронять косты» практически в любом бизнесе. Медиа-бизнес оказался одним из первых, где интернет-технологии особенно быстро и четко себя проявили, позволив людям быстро и бесплатно обмениваться медиа-ресурсами и контентом. Отныне любому бизнесу, который хоть как-то связан с информацией, будет сложно жить без тех новинок, которые предлагает нам новое время. Практически каждая индустрия подверглась изменениям и влиянию со стороны новых информационных технологий.
В компании Google работают люди, которые руководствуются принципом: «не рассказывай мне, а покажи». Благодаря тесному взаимодействию креативных людей создаются новые продукты. Залогом успеха и быстрого совершенствования является скорость принятия решения и гибкость людей, работающих в одной команде. Люди, работающие в Google, представляют собой совершенно другой тип сотрудника, который не ограничен конкретными задачами и не боится рисковать. В стенах Google человек, который рискует, никогда не будет наказан за свои ошибки. Наоборот, каждая его ошибка — это вклад в создание чего-то нового. Гуглеры не зажаты рамками правил, организационной структуры и функциональных обязанностей. Они мотивированы правом воплощать свои мечты и идеи в реальность. Таких людей называют умными креативщиками, которые совмещают в себе технические знания, деловой подход и творческое самовыражение.
Если нарисовать его портрет, то он будет любопытным человеком, постоянно задающим самому себе вопросы. Он везде видит проблемы и пытается их решить. Насколько он не боится неудач, извлекая полезное из ошибок, настолько он в состоянии подниматься и делать правильно в следующий раз. Он человек с железной дисциплиной, не ждущий поручений свыше, и даже игнорирующий указания, с которыми он не согласен. В целом, это инициативный и открытый к сотрудничеству человек. Причем, обсуждая те или иные идеи, он анализирует их преимущества и недостатки, но никак не происхождение. Это скрупулезный человек, знающий все детали и тонкости своего дела. Если ты обладаешь бизнес-смекалкой, техническими знаниями, креативной энергией и практическим подходом к решению поставленных задач, то можешь смело попробовать свои силы в Google.
Под ним понимается специалист, обладающий глубокими техническими знаниями и богатым практическим опытом. При этом его творческая жилка может уходить в область медицины, дизайна, кино, кулинарии и т.д. Будучи экспертом в действии, такой человек в состоянии не просто разрабатывать идею, но и создавать ее прототипы. Такой специалист доверяет фактам, не боится ошибок и обходит стороной бесконечный анализ. Самое главное, он видит прямую взаимосвязь между техническими знаниями, высоким качеством продукции и успехом применяемых бизнес-моделей.
Благодаря чему появляются такие светлые умы? Во-первых, нужно сказать спасибо пытливому уму и большому труду человека. Обладатель этих качеств становится выдающейся личностью не благодаря своей работе в жестком режиме с девяти до шести, а благодаря свободному графику. Видение креативщика кардинально отличается от нашего, и даже отличается от его собственного в зависимости от ситуации, в которой оказался проект, над которым он работает.
Самое важное, такими людьми очень сложно управлять с помощью стандартных и изживающих себя моделей. Даже если можно их заставить что-то сделать, невозможно указать такого рода людям, как им думать. Следовательно, в Google, прежде всего, управляют средой, в которой пребывают эти люди. Чтобы побудить их к действиям и конкретным результатам, в Google создали такую обстановку, куда всем сотрудникам хочется приходить каждый день.
В компании изначально поняли, что для того, чтобы сотрудники были эффективными и полезными, нужно подготовить такое рабочее место, в котором они будут работать, создав то незримое, что нужно креативщикам – культуру. Именно ее они ставят во главу угла. Именно они формируют основной костяк компании и знают какой должна быть корпоративная культура, ибо они верят в нее и живут ею.
После выхода компании на IPO основатели Google начали думать о повседневных больших и маленьких действиях и решениях каждого сотрудника. С того момента эти ценности способствовали развитию Google и были прочно привязаны к личному опыту основателей. Основными принципами управления компанией являются такие фразы, как: «долгосрочный фокус», «обслуживание конечных пользователей», «не сотвори зла» и «делая этот мир лучше».
Попав в Гуглплекс, в глаза невольно бросается большое количество удобств, которые можно встретить на каждом шагу, как в офисе, так и за его пределами. На территории есть волейбольные площадки, бассейны, тренажерные залы, красочные велосипеды для перемещения между зданиями, бесплатные кафетерии со вкусной едой и напитками. В офисе имеется даже своя химчистка, чтобы сотрудники не тратили свое время на свои бытовые нужды.
Ларри и Сергей намеревались создать атмосферу, аналогичную университетской, где студенты имеют доступ к культурным достояниям, а также к спортивному и учебному оборудованию мирового класса. Что не получится увидеть при посещении Google, так это рабочие кабинеты. Их просто нет, так как кабинеты представляют собой переполненные комнаты, выполненные в разных форматах и тематиках, в которых царят творческая атмосфера и беспорядок, положительно влияющие на созидание.
Наука и время доказали, что люди по своей природе являются территориалами, которые склонны облагораживать место своего обитания. Поскольку большую часть времени человек проводит на работе, то и в его офисе потоки энергии и взаимодействия не должны встречать каких-либо препятствий. Офис должен быть комфортным и мотивирующим к действиям.
Поэтому креативщики в Google всегда находятся локтем к локтю, выстраивая коммуникации и генерируя идеи. Если в обычных офисах привычным состоянием является тишина и покой, то в Google наблюдается суматошный интерактив, шум и постоянное движение. При этом, в распоряжении сотрудников находятся и тихие зоны, где они могут уединиться, пресытившись коллективной работой. В таких местах люди переваривают идеи и доводят их до ума. К таким местам относятся маленькие кухни, террасы, капсулы для сна и т.д. После небольшого отдыха и смены обстановки они вновь оказываются в окружении своих коллег.
Google руководствуется принципом, что нельзя экономить на удобствах для сотрудников и на самих сотрудниках. Компания старается превратить работу во второй дом, чтобы сотрудники всегда находились в гармонии и комфорте. При этом компания экономит на том, что не имеет для них значения: на модной и шикарной мебели и на просторных кабинетах.
Недалеко от волейбольной площадки на территории Гуглплекса есть летняя терраса, на которой можно позавтракать или пообедать. Отсутствие строго регламентированного перерыва на обед позволяет людям принимать пищу не тогда, когда это разрешено, а когда хочется. Поэтому здесь не встретишь людей, торопящихся на обед или бегущих с обеда в надежде успеть оказаться на рабочем месте в положенное время. Этот внутренний двор летом больше напоминает какой-нибудь семейный лагерь, в котором развлекается и играет большое количество детей, пока их родители трапезничают с коллегами. Сюда нередко заглядывают со своими детьми сотрудницы, находящиеся в декретном отпуске. Они приезжают поработать, встретиться с коллегами, обсудить последние новости, тем самым оставаясь в курсе происходящих в компании событий.
Вообще, в компании очень весело. Работая над каким-либо крупным проектом, сложно встретить людей с серьезным и сосредоточенным выражением лица. Чем сложнее проект, тем больше позитива вокруг него. Именно позитив, веселая атмосфера, шутки и предвкушение от предстоящего успеха мотивируют команду усердно и плодотворно работать. И это действительно работает.
Сила корпоративной культуры Google заключается в том, что достижения и успехи сотрудников не скрываются, а рассказываются. Помимо приятных моментов признания заслуг сотрудника, повышается его квалификационная планка, которую уже нельзя ронять. А такой мотивационный подход делает сильнее любую компанию и людей, работающих в ней.