Салихитдин Айтбаев (1938-1994), казахский художник-график являлся самой харизматичной фигурой своего поколения. Его искусство стало знаковым явлением в казахской живописи. К моменту, когда была написана его культовая работа «Молодые казахи» в 1967 году, уже были созданы многие шедевры национальной живописной школы, ставшие сегодня ее символами. К ним относятся: «Атамекен» (1958) и «Көкпар» (1960) К.Телжанова, «Ловля лошади» М.Кенбаева (1958) и «Коктем» С.Мамбеева (1964).
Ольга Батурина,
кандидат искусствоведения,
профессор КазНАИ им. Т. Жургенова
В 1966 году за серию картин «Моя Родина» Айтбаев стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Тема любви к своей земле и к своему народу станет главной в его творчестве. Именно ей он посвятит всю свою жизнь.
Очень большое место в творчестве Айтбаева занимает портрет. Он собрал целую галерею портретов, среди которых есть его выдающиеся современники и его друзья. Отдельно он рисовал портреты отца и матери. Больше десяти работ он посвятил портрету отца. Художник постоянно возвращается к этой теме, что подтверждает её важность и значимость для него. Айтбаев ищет истоки, почву, поэтому образ отца совершенно не случаен. Портрет является особым жанром, в котором ярче всего можно увидеть лица эпохи и образ героя того времени.
«Портрет девушки» (1968 г., масло, картон), представленный галереей «Жауhар», относится к раннему творчеству художника. Обобщенный, типизированный облик девушки выглядит монументально, но вместе с тем, поэтически. Возможно, этот неожиданный лиризм связан с контрастной цветовой игрой. Или вероятно, лирические интонации возникают, благодаря взгляду героини, которая погружена в собственные мысли. Посмотрите на ее взгляд, который отстранён и отрешен от всего сиюминутного. Она смотрит прямо перед собой, но явно видит что-то, находящееся вдали.
Художник обходится минимальными средствами. Композиция подчеркнуто простая и ясная, лишенная не только деталей, но и любого внешнего движения. Движение все-таки есть, но оно выражено в движении цветовых пятен фона. Контраст между подвижным, цветным фоном и неподвижной статуарной фигурой девушки составляет главную интригу образа, сообщая ему загадочную поэтичность.
В этом полотне ярко проявляются основные черты художественного метода художника: уплощение, стилизация, упрощение, лаконизм цвета и формы, как проявление смысла. Поразительно, что в любых своих работах, даже в небольших этюдах, художник сосредотачивается на вечном и главном.
Салихитдин Айтбаев рано ушел из жизни, но успел оставить яркий след. Он был полон энергии эксперимента. Он был настоящим философом: думающим, мыслящим, ищущим и созидательным. Его живопись навсегда поменяла наши представления о роли и месте художника во времени. Его труды стали олицетворением национальной живописной школы.
Салихитдин Айтбаев, обучавшийся у Молдахмета Кенбаева, пошел дальше своего учителя, продолжив его путь по утверждению и воплощению красоты и величия казахской культуры. В своих картинах художник сосредоточил свое внимание не на внешней красоте, а на внутреннем, сложном и важном поиске себя, как части народа, без которого невозможно движение вперед.