С 11 по 13 ноября 2020 года в онлайн-формате проводилось ежегодное мероприятие, которое традиционно собирает на своей площадке национальных и международных профессиональных экспертов, работающих в области медиа. Медианеделю также посетило большое количество участников и слушателей. Поскольку в этом году традиционный формат ивента был заменен на ставший привычным, но изрядно поднадоевшим, дистанционный аналог, организаторы* предложили слушателям доступ к сессиям и мастер-классам в онлайн-режиме.
Как и в предыдущие годы, основной целью мероприятия стало знакомство с новыми трендами в медиа, установление и укрепление деловых отношений между отечественными и международными экспертами, а также обсуждение актуальных проблем, которые волнуют медиа-сообщество. С учетом сложившейся в 2020 году глобальной ситуации, связанной с пандемией, весь мир начал искать альтернативы для своего дальнейшего развития. Медиа-индустрия также не осталась в стороне от этого процесса, охватившего весь мир.
Международный пул спикеров представляли Джавад Моттаги, генеральный секретарь Азиатско-Тихоокеанского Союза (ABU); Михаил Зыгарь, российский писатель, журналист; Стив Ахерн, директор медиа-академии Азиатско-Тихоокеанского Союза (ABU); Билл Айнрайнхофер, американский телепродюсер, режиссер, писатель, член гильдии режиссеров Америки, обладатель трех наград «Эмми»; Михаил Гусман, заместитель генерального директора ИА «ТАСС»; Хазем Абду, директор международного отдела UNA; Надарадж Сетхурапан, шеф-редактор агентства «Норвежские новости»; Джунь-Сынь Ли, руководитель группы глобальной стратегии корейского новостного агентства «YONHAP»; Роберт Скиннер, старший советник департамента глобальных коммуникаций ООН; Евгения Власова, журналист, преподаватель New York Film Academy, обладательница награды ТЭФИ; Шамиль Садыков, генеральный директор медиахолдинга «Татмедиа».
В рамках Astana Media Week — 2020 проводилась ежегодная выставка «Контент-маркет», которая была специально организована для участников медиасферы. Как и все остальные сессии, она прошла в онлайн-формате, познакомив посетителей сайта с последними и актуальными продуктами медиарынка, подготовленными отечественными и международными продакшн-компаниями. Эта платформа позволила производителям контента презентовать свои проекты потенциальным покупателям и массовому потребителю.
На Astana Media Week** обсуждались темы, связанные с глобальными трендами в производстве и использовании контента, кризисом доверия к СМИ в период пандемии, с работой медиа-отрасли в новых реалиях и с относительно новым термином под названием «мультиплатформенность». Именно ему была посвящена отдельная сессия, о которой пойдет речь в этой статье.
Мультиплатформенность: о чем шла речь?
Михаил Гусман
Люди, работающие в медиа-пространстве, должны адаптировать свою работу к новым технологическим возможностям. Информационные возможности становятся все более широкими, благодаря новым технологиям, но вместе с ними появляются новые вызовы и опасности. В последнее время в информационном потоке все чаще стали появляться fake news, которые несут в себе большую угрозу для людей и стран. Порой тяжело представить последствия выбрасываемых в эфир фейковых новостей и ложной информации, которые сложно проконтролировать на первом этапе их появления. Зачастую сложно бывает отследить источники и заказчиков мутного информационного потока, за которым могут стоять как простые инфохулиганы или специально организованные группы. В некоторых странах в число последних могут входить даже государственные органы. Следовательно, в наше время доверие к источникам становится самой главной ценностью.
Конечно, в век высоких технологий и динамичного образа жизни возникает дилемма между скоростью подачи информации и достоверностью фактов. В выигрыше остается достоверность. Лучше проверить и дать правильную информацию чуть позже, нежели наоборот, поскольку на кону стоит репутация. Народную поговорку «поспешишь, людей насмешишь» никто не отменял. В этой связи следует четко разделять два вида деятельности в информационном пространстве: работу профессиональных информационных агентств и активность пользователей социальных сетей.
Хазем Абду
Последние исследования показывают, что пользователи информации поделились на тех, кто остается приверженцем традиционных СМИ, и тех, кто отдает предпочтение цифровым медиа. При этом большинство людей считает, что именно коронавирусная пандемия значительно ускорила переход медиа в цифровой формат. Век, который все больше уходит в сторону диджитализации, давно стал новой реальностью для медиамейкеров и продюсеров. Людям, которые больше стали зависимы от информации, нуждаются в новых источниках и инструментах. Наблюдается тенденция, в которой традиционные средства информации уже не поспевают за цифровыми.
С одной стороны, цифровизация предоставляет и определенные преимущества, которые необходимо грамотно и эффективно использовать для плавной и безболезненной трансформации традиционных медиа. С другой стороны, стоит вопрос выживаемости традиционных СМИ, которым необходимо повышать профессионализм своих кадров и обновить имеющийся информационный арсенал. Deutsche Welle тратит много финансовых и человеческих ресурсов и усилий, чтобы перепроверять факты и гарантировать достоверность распространяемой информации.
Джунь-Сынь Ли
В течение сорока лет информационное агентство «YONHAP» являлось ключевым игроком в корейском медиапространстве и основным источником новостей в стране. С учетом новых тенденций, агентство находится в процессе постоянной адаптации к быстро меняющимся условиям. Для этого используются все популярные социальные сети. Сегодня агентство использует новые инструменты в виде новых новостных каналов и YouTube-контента. В Корее сейчас концентрируются как на международных, так и на локальных новостях, транслируемых на английском языке. Происходит постоянное развитие различных медиаплатформ. К примеру, канал «Tomtomtv» постоянно работает над увеличением числа своих зрителей, заинтересованных в новостях внутри страны. Агентство также предоставляет широкий спектр мобильных услуг новостного оповещения через специальные приложения, которые предоставляют контент на английском языке. В планах у агентства имеется разработка социальных медиаплатформ, которые позволят расширить традиционные услуги на основе текстовых и фотоновостей. Главной целью работы агентства является предоставление достоверных новостей.
Шамиль Садыков
Сегодня в Татарстане наблюдается высокий уровень проникновения интернета: 76% населения пользуется интернетом, что сильно влияет на ускоренное развитие и формирование медиарынка. Половина пользователей интернета зарегистрирована в социальных сетях, большая часть которых использует мобильные устройства.
Татмедиа является региональным холдингом, который объединяет большое количество традиционных СМИ, вещающих на русском, татарском, чувашском и курском языках. Для того, чтобы управлять медиа-контентом двухсот различных СМИ, входящих в холдинг, они были поделены на пять сеток, являющихся единым новостным агрегатором. В его структуре находятся восемьдесят медиасайтов. Эти сетки включают в себя печатные издания, телевидение, радио и социальные сети. Для того, чтобы выжить телевидение, печатные издания и радио должны быть широко и качественно представлены в интернете и социальных сетях. Любая информация, появляющаяся в холдинге, автоматически размещается на всех имеющихся медиаплатформах в том или ином формате.
Рауан Кенжеханулы
Образование также постепенно начинает использовать в своей работе мультиплатформенность. Новые подходы, сегодня ставшие обязательными к применению, особенно стали востребованы в период пандемии. Рынок образования также трансформируется, поскольку везде появляются новые форматы ведения уроков, продвинутые технологические возможности, которые требуют постоянно находиться в форме. Учитывая тот факт, что по всему миру более одного миллиарда учеников были вынуждены перейти на дистанционное обучение, что застало всех врасплох, вопрос трансформации в образовании является особенно острым.
Для распространения образовательного контента используются не только сайты, но также и мобильные приложения, поскольку подавляющее большинство слушателей предпочитает мобильный контент.
Ресурсы «Википедии» становятся все более востребованными, и могут стать якорным источником информации, используемой в процессе обучения на различных языках. Особенностью этой платформы является то, что формированием ее контента занимаются не специализированные редакции, а различные экспертные сообщества. Именно благодаря им и отдельным эрудированным персонам, помимо всего прочего, также развивается контент на казахском языке. На сегодняшний день «Википедия» вещает на двухстах восьмидесяти пяти языках мира, для каждого из которых требуется развитая переводческая сеть в Google. В случае, если система перевода полноценно не работает, то информация в «Википедии» на некоторых языках может оказаться просто недоступной или недостаточной.
В целом, сейчас наблюдается большая конкуренция среди разных мультиплатформ, что влияет на степень распространения информации и качество получаемого образования. Следовательно, такая конкуренция не только меняет правила игры, но также и самих людей, и их характер.
*- Организатором Astana Media Week 2020 выступило Министерство информации и общественного согласия Республики Казахстан при участии ТОО «УК «Қазмедиа орталығы».
**- все выступления и презентации спикеров доступны на сайте www.astanamediaweek.kz