2 марта 2023 года в стенах The Ritz-Carlton, Almaty проводился Х Юбилейный CFO Summit-2023, организатором которого является Centras Insurance под эгидой Kazakhstan Growth Forum. Анонс мероприятия, который был запущен задолго до саммита, оправдал все ожидания. Участникам была предложена насыщенная и интересная программа, которая сопровождалась активным нетворкингом. Площадка собрала сильнейших казахстанских экспертов, которые поделились своим мнением и дискутировали о сегодняшних реалиях. Последние всецело и безошибочно указывают на наличие нарастающих проблем, которые если не прибавляются, то не убавляются. Вниманию аудитории организаторы предложили десять докладов, которые были озвучены в рамках четырех панельных дискуссий. Спикеры саммита обсуждали актуальные вопросы экономики Казахстана, тесно связанные с системными рисками. Именно на них необходимо обратить внимание, чтобы они не превратились в угрозу, а затем в проблему.
В своей вступительной речи Ельдар Абдразаков, учредитель Kazakhstan Growth Forum, владелец холдинга Centras Group, начал с упоминания системных рисков, с которыми стране и обществу уже сейчас приходится иметь дело. Он выступил с темой «Новый курс: дубль №2023». Налицо интересная игра слов и смысл, заложенный в заголовок. С одной стороны, показателен намек на большое количество попыток вырулить ситуацию, с другой стороны, спикером делается акцент на предстоящий сложный 2023 год. В прошлом году участники CFO Summit говорили об ускоренной трансформации, которую необходимо было провести вместо затрачивания сил на исправление и починку имеющегося. Глава Centras Group сделал несколько отсылок на голливудские фильмы, сюжет которых совпадает с текущей ситуацией.
Речь шла о так называемом «идеальном шторме», бушующем на внешних рынках. Он был спровоцирован усложняющейся геополитической обстановкой. Эксперт рассказал о том, что по итогам прошлогоднего саммита был создан оперативный штаб, целью которого стало участие всех спикеров саммита в обсуждении проблем вместе с Правительством Казахстана. Этот штаб работал над поиском решений в борьбе с нарастающей инфляцией, возникшей вследствие осложняющейся геополитической обстановки и связанных с ней рыночных аномалий. С 2022 года членами штаба велась большая работа по донесению до Правительства Казахстана своих взглядов о срочности вопросов, которые необходимо решать, и безотлагательности мер, которые нужно принимать. Успех этого начинания зиждился на конструктивном диалоге между правительством и бизнесом, которым надлежало говорить на одном языке, чтобы понять друг друга.
Системные риски. Новый курс: дубль №2023.
Ельдар Абдразаков рассказал о рисках, которые на сегодняшний день угрожают Казахстану. К ним относятся расширяющийся пакет санкций по отношению к Российской Федерации и усиливающееся противостояние между Западом и Востоком. В совокупности все это вызвало различные афтершоки в мировой экономике. Казахстан все еще остается страной с сырьевой экономикой, зависящей от цен на сырьевые ресурсы. Острыми остаются технологические вопросы и необходимость использования больших данных, а также разноуровневой аналитики в условиях санкций и тяжелой геополитической обстановки. Ельдар Абдразаков призвал задуматься об успешности и эффективности государственных программ, через которые внутренний рынок насыщается деньгами. Он обратил внимание на то, что в противовес происходящим процессам Национальный банк Республики Казахстан стерилизует излишнюю ликвидность. При этом объективности ради следует отметить, что были затронуты и положительные стороны государственных программ. Они заключаются в достаточно хорошей поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, а также различных проектов в стране. Их отрицательная сторона заключается в том, что эти программы создают большие рыночные аномалии.
В 2022 году обсуждалась ускоренная трансформация, которая должна была помочь стабилизировать ситуацию. Если отобразить ее с помощью всем известных голливудских фильмов, то наиболее подходящей картиной является «Не смотри наверх». В ней раскрыта тема идеального шторма на внешних рынках и геополитической среде. 2022 год порадовал тем, что после проведенных панельных дискуссий и встречи с Премьер-министром Республики Казахстан был создан оперативный штаб для выработки общих решений. Была поставлена задача по снижению отрицательного эффекта от нарастающей инфляции и рыночных перекосов.
Большая часть проблем, связанных с ухудшающейся социальной обстановкой в стране доводилась до правительства. В единый пакет входили вопросы, связанные с изношенной инфраструктурой, здравоохранением, а также широким перечнем социальных вопросов. Штабу было достаточно трудно донести до правительства необходимость принятия срочных мер. Разность взглядов на одни и те же проблемы говорит о том, что правительство и эксперты живут на разных планетах и изъясняются на разных языках. Режим работы, который предпочтителен для правительства, не подходит для бизнеса. И наоборот.
Также острыми остаются технологические вопросы и проблема использования больших данных и аналитики в условиях санкций и тяжелой геополитической обстановки. Продолжают поступать негативные сигналы об ограничении доступа к этим технологиям, что является критическим моментом. Старые методы, применяемые правительством для решения накопившихся проблем, являются уже неэффективными. При этом давление, оказываемое под соусом регулирования на операторов и участников рынка, создает дополнительные проблемы. Сдерживание инфляции и контроль над ее ростом ведутся в ручном режиме. Высокий уровень инфляции, наблюдавшийся в 2022 году, нивелировал повышение зарплат и повысил операционные расходы. Если ранее государство более-менее справлялось с этой задачей, то сегодня делать это ему становится все сложнее. С учетом отложенной инфляции эта проблема имеет обыкновение усугублять положение, сохраняясь в течение многих лет. Эта ситуация сравнима с фильмом «На Западном фронте без перемен», который недавно вышел в прокат.
Тимур Жаксылыков, первый вице-министр национальной экономики Республики Казахстан, также затронул вопросы, связанные с текущими экономическими рисками и проблемами адаптации казахстанской экономики к ним. Вызовы, с которыми столкнулась страна в 2022 году и с которыми придется иметь дело в 2023 году, включают в себя геополитические риски, высокую инфляцию, постпандемические последствия и разрывы цепочек поставок. В 2022 году Казахстану удалось сохранить устойчивость и адаптироваться к сложившейся ситуации. Удалось удержать положительную динамику в росте экономики, который составил примерно 3,2%.
Также наблюдается рост в обрабатывающей промышленности, в транспортной индустрии, в сельском хозяйстве и в сфере телекоммуникаций. Несырьевые отрасли экономики показали рост, что положительно отразилось на торговом балансе. Чиновник спрогнозировал приток прямых иностранных инвестиций в размере 27-28 млрд тенге по итогам 2022 года. В прошлом году были рассмотрены восемьсот пятьдесят инвестиционных проектов на общую сумму 30 трлн тенге. Примечательно, что сто семьдесят проектов из этого числа на сумму 2 трлн тенге были успешно реализованы.
Страна начинает испытывать проблемы и ограничения в торговле, сталкиваясь с санкционными ограничениями в отношении России, которая традиционно является одним из основных торговых партнеров Казахстана. Вследствие этого наблюдаются перераспределение торговых потоков через другие страны и рост импорта из стран ЕС и КНР. В дополнение к этому развитие получила модель прямых поставок товаров в Казахстан вместо потерявшего свой статус торгового хаба, который ранее дислоцировался в России до кризиса. Товарооборот вырос на 32% до 134 млрд долларов США. Торговый баланс стал положительным, составив 34,4 млрд долларов США, что стало возможным впервые за последние годы. Вместе с этим министерство проводит большую работу по локализации иностранных производств. На текущий момент свою заинтересованность к этому проявили шестьдесят две компании, девятнадцать из которых уже начали размещать свои производственные мощности в Казахстане.
Спикер обратил внимание на то, что все рейтинговые агентства подтвердили суверенные рейтинги Казахстана, что является положительным фактором. Особенно эта новость радует в контексте нарастающих глобальных вызовов и рисков, которые со временем будут только расти. Вместе с тем, рост мировой экономики будет замедляться (рост составит 2,9%), но при этом будет расти инфляция. Этот тренд будет сопровождаться с усилением санкций, влияние которых будет достаточно ощутимым. Высокая стоимость финансирования и доступ к нему станут еще одним риском для долговой устойчивости компаний. Повышение процентных ставок повлечет за собой падение фондовых рынков и повышение рыночной волатильности. Успех адаптации Казахстана к этим проблемам будет всецело зависеть от скоординированных действий со стороны правительства. Основной фокус должен быть сделан на макроэкономической стабильности, удержании инфляции и проведении эффективной фискальной и денежно-кредитной политик.
На данный момент правительство занимается разработкой новых бюджетного и налогового кодексов с применением цифровых технологий и инструментов по упрощению налогового администрирования. Наряду с этим, совершенствуется валютный контроль, а также создаются стимулы для кредитования рынка и привлечения прямых иностранных инвестиций. Для этого ведется постоянный диалог с рейтинговыми агентствами, и создаются привлекательные условия на МФЦА. Государство намерено оказывать финансовую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса в рамках государственных программ, поскольку МСБ является приоритетным сегментом в структуре экономики.
Новая регуляторная политика государства направлена на снижение административно-регуляторного бремени в экономике. Идет процесс по устранению избыточных требований к бизнесу, по ходу которого были выявлены сто тридцать тысяч обязательных требований. Теперь это количество будет снижаться посредством внесения изменений в около двух тысяч нормативно-правовых актов, законов, постановлений, правил и приказов, в которых содержатся эти избыточные требования. Государственный контроль переходит от проверок к профилактическим мерам, исходя из того, что бизнес подал много жалоб на систему проведения проверок.
Анализ поступивших жалоб показал, что проверяемые компании были поделены на две категории: одни находились в комфортной среде и не подвергались проверкам; другие стали излюбленным местом ревизоров, которые ежегодно туда приходили. В первом случае имеется вероятность появления рисков для потребителей. Для надлежащего контроля за ними будет осуществлен перевод проверок в цифровой формат, в рамках чего уже были автоматизированы и интегрированы тридцать пять сфер контроля. Последним немаловажным тезисом, который прозвучал из уст Жаксылыкова, стало «сокращение присутствия государства в экономике, что даст стимулы для развития конкуренции и адаптации рынка к новым условиям через проведение приватизации.
Алмас Чукин, партнер ТОО «Visor Kazakhstan», выступил с темой «Казахстан-2029». Название этой темы он объяснил тем, что 2022 год тяжело начался для Казахстана и имел далеко идущие последствия. Прошедшие президентские выборы дали пищу для размышления о том, как страна будет действовать до 2029 года, чтобы Глава государства успеть реализовать задуманное. На самом деле для решения появившихся и накопленных проблем у страны имеется всего три года вместо семи. Два года из четырех уйдут на предвыборные мероприятия новых кандидатов в президенты, которые будут отвлекать правительство от конкретных действий.
Спикер предложил создание механизма по решению проблем через следующую цепочку действий: определение главной цели – разработка общей концепции – организационное и духовное вовлечение людей – предоставление инструментов, знаний и полномочий исполнителям – внедрение и анализ результатов – возвращение к определению новых целей. Новому Казахстану нужна свободная рыночная экономика, которая будет повышать доходы населения. Там, где будет расти спрос на рабочую силу, там будет расти и благосостояние у работников. Стране предстоит сделать сложный выбор, и чем быстрее примется решение, тем будет лучше для всех. Речь идет об отпуске цен и тарифов на электричество, тепло и воду. Этот вопрос давно назревал и для модернизации инфраструктуры и сетей этот вопрос является безотлагательным.
Экономист обратил внимание на структуру бюджета Казахстана, который еще раз доказывает его суперсоциальную ориентированность. Страна тратит большие деньги на социальную поддержку населения и выделяет немало средств на образование и здравоохранение. При этом в бюджете отсутствуют статьи, ориентированные на привлечение новых технологий, развитие инфраструктуры и модернизацию основных активов. Следует иметь в виду и помнить, что все это сопряжено с растущим населением, для которого завтра нужно будет создавать новые рабочие места. Без инноваций и обновленных предприятий сделать это будет практически невозможно.
Панельная сессия «Стокгольмский синдром»
Досым Сатпаев, директор «Группы оценки рисков» поддержал интересную аналогию, которая сделала слона в посудной лавке и черного лебедя членами ОПГ, работающих в Казахстане. Эти два персонажа спокойно разгуливают по стране, вредят ее экономике и мешают ее развитию. Политолог отметил, что конфликт между Россией и Украиной является затяжным, а его последствия будут еще долго влиять на весь регион. В свете этого Казахстану необходимо выстраивать новые системные отношения со ставшей persona non grata для всего мира Россией, чтобы не подвергаться санкциям и не оказаться втянутым в конфликт. Казахстан должен строго соблюдать свой геополитический баланс и использовать новые окна возможностей, одним из которых является региональная интеграция со странами Центральной Азии.
В продолжение дискуссии Алмас Чукин сравнил геополитику с землетрясением, последствия которого сильно ощущаются людьми. При этом никто не предполагает и не видит того, что происходит в самой земной коре. То есть люди видят последствия процессов, происходящих внутри планеты, но не знают, как повлиять на них. Если говорить о внутренней политике, то государству нужно постепенно отходить от патерналистского подхода и уменьшать зависимость людей от государства.
Еркин Татишев, совладелец и председатель Совета директоров Kusto Group, говорил о том, что 2022 год оказался самым сложным за последние двадцать лет. Общество и правительство изменились ментально и смогли адаптироваться к изменениям. Он обратил внимание на транспортно-логистические проблемы, высокую изношенность локомотивного парка и моральное устаревание жилищно-коммунальной инфраструктуры по всей стране. Он предложил изучать, искать и развивать альтернативные маршруты в Европу через Транскаспийский маршрут. Но тут проблема заключается в отсутствии казахстанского паромного флота и достаточного количества верфей, в чем сильно преуспел соседний Азербайджан. Этот маршрут давно считался приоритетным и обращал на себя внимание, но им никто особо не занимался, поэтому сегодня вновь настало время вернуться к нему.
В Казахстане, в стране с большой территорией, нужно образовать отдельное министерство транспорта. Отсутствие такого ведомства сравнимо с заложенной миной замедленного действия, которое обязательно даст о себе знать в будущем. Причем эти последствия будут носить очень негативный характер. За примерами далеко ходить не надо. Проблемы, выявленные в г. Экибастуз, стали первой ласточкой, которые могут в любой момент появиться во всех городах Казахстана, где имеются аналогичные проблемы. В дополнение к этому в стране наблюдается увеличение количества людей с низкими доходами. Растущие расходы на продовольствие и коммунальные платежи занимают порядка 70% от всех доходов населения. Для решения этих и других проблем правительство должно принять помощь со стороны сильного гражданского общества.
Пресечение любых попыток в короткое время мобилизовать ресурсы сознательных и профессиональных представителей общества, готовых помочь стране, создаст еще больше проблем. Любые реформы, продвигаемые в стране, не будут работать без вовлечения оперативных экспертных штабов и патриотов. У каждого гражданина Казахстана нужно вырабатывать и развивать чувство хозяина своей страны. Наличие большого количества таких людей позволит оказывать эффективное и положительное давление на ситуацию в точке своего присутствия. В странах, где нет гражданского общества, правительство всегда является недееспособным. Примеров в истории для подтверждения этого факта имеется немало.
Без наличия зрелого гражданского общества и выстроенных коммуникаций между ним и государством не будет никакого выхлопа даже при условии, что в стране будет работать великое множество образованных людей и экспертов. Стране придется пройти через болезненную шоковую терапию, чтобы в ней не повторялись внутренние конфликты в будущем. В этом сложном процессе нужно будет проводить социальную анестезию, чтобы смягчить последствия. Поэтому для успешной «операции» государству и бизнесу нужно срочно объединяться, чтобы противостоять членам ОПГ в лице слона в посудной лавке и черного лебедя.
Еркин Токумов, директор Казахстанского института стратегических исследований, напомнил о том, что во время опроса, сделанного в 2016 году, 84% респондентов-бизнесменов предсказывали сильное влияние геополитики на развитие бизнеса. Как показывают сегодняшние реалии, прогноз оказался пророческим. Тогда же 13% руководителей компаний отметило, что в их стратегиях учитываются геополитические риски. После начавшегося кризиса в Украине эти риски начали учитываться в стратегиях компаний. Сегодня по всему миру наблюдается большая стратегическая неопределенность, срок завершения которой неизвестен. В этом свете невозможно спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Сегодня, помимо российско-украинского конфликта, в мире зафиксированы двадцать семь различных конфликтов, которые поделены на три группы. В первую группу входят улучшающиеся конфликты, но таких конфликтов не наблюдается. Во второй группе находятся замороженные или тлеющие конфликты. Третья группа представлена усиливающимися конфликтами. Казахстану в этом плане нужно работать над тем, чтобы не втягиваться в чужие конфликты и избегать участия в них.
Вторым риском являются ограниченные транспортные коридоры и отсутствие профильного министерства транспорта, наличие которого могло бы принести много дивидендов. Нужно смотреть не только в направлении маршрута «Запад-Восток», но и принимать во внимание альтернативные направления. К примеру, маршрут «Север-Юг» сулит немало выгод, поскольку в Азии с большим населением сосредоточен значительный рыночный потенциал. Третий риск включает в себя выстраивание нового формата отношений в Центральной Азии, страны которой уже переосмысливают свои будущие региональные стратегии.
Казахстан должен взять на себя региональное лидерство, чтобы привлекать новые инвестиции не только в Казахстан, но и в соседние страны, в которых имеются разное законодательство и различная бизнес-среда. В дополнение к центральноазиатскому сотрудничеству нужно расширять взаимодействие в рамках созданной Организации тюркских государств, в которой уже обсуждаются инициативы, основанные на политических факторах.
Хубер Пандза, член Совета директоров АО «ForteBank», отметил, что банковская система Казахстана выдержала кризис и успешно преодолела его. Успех банков в 2022 году заключается в помощи Национального банка, который повысил базовые ставки, что позволило банкам больше зарабатывать. Но теперь банки должны внимательнее следить за инфляцией и глобальными рисками, которые влияют на их клиентов. Страны ЕС и США совершили ошибку, завалив рынок ликвидности посредством приобретения государственных ценных бумаг. Причем, покупались ценные бумаги тех стран, которые оказались не в состоянии гарантировать свои обязательства. Вдобавок ко всему, пандемия повлияла на разрыв цепочек поставок, а конфликт в Украине способствовал усилению инфляции. В США и в странах ЕС она также не контролируется и продолжает расти. Запад четко говорит о том, что сохраняется потенциал для дальнейшего роста инфляции.
Сегодня банки усиленно реагируют на риски через пересмотр лимитов на контрагентов, отрасли и клиентов. Они также смотрят на успешность в реализации государственных программ. Последние рассматриваются в качестве промежуточного витамина, который больше помогает в краткосрочном, нежели в долгосрочном диапазоне. Банки вынуждены тщательнее изучать клиентов, что со временем приведет к тому, что их заемщикам будет сложнее получать кредиты и соответствовать ожиданиям их служб комплаенс-контроля.
Экономический популизм в Казахстане
Участникам было предложено ответить на вопрос «Какие программы принесли больше всего вреда экономике?». Голосование участников саммита показало, что субсидирование потребительских и ипотечных кредитов приносит наибольший вред. На втором месте по вредности расположилось повышение тарифов в ЖКХ и рост цен на ГСМ. Третьим по степени вредности оказалось использование гражданами своих средств, находящихся на счетах ЕНПФ, для улучшения своих жилищных условий. Низкие заработные платы государственных чиновников расположились на четвертом месте. А программа «7-20-25» и льготное автокредитование вместе с Законом «О банкротстве физических лиц», по мнению участников саммита, оказались на пятом и шестом месте соответственно.