В марте 2022 года компания BTS Education при поддержке Mastercard и Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан запустила школу электронной коммерции для развития цифровой экономики Казахстана. Эта школа была создана с целью повышения уровня электронной коммерции, а также укрепления и дальнейшего развития цифровой экономики Казахстана. Ее основная миссия заключается в обучении субъектов малого и среднего бизнеса основам электронной коммерции. Их знание позволяет предпринимателям вести продажи в интернете и расширить свой бизнес с помощью электронной коммерции.
Школа электронной коммерции является некоммерческим проектом, в рамках которого предприниматели могут проходить курсы на бесплатной основе. Курсы размещаются на LMS-платформе и включают в себя: бесплатное онлайн-обучение (вебинары, семинары, онлайн буткампы и другие ресурсы), бесплатные партнерские предложения (IT-инструменты, CRM, платежные системы и конструкторы сайтов) и прочие акселерационные программы для десяти лучших участников. Наставники из числа компаний, работающих в индустрии электронной коммерции, непосредственно работают с отобранными участниками над разработкой стратегического плана перехода на цифровые технологии.
Благодаря запуску школы в Казахстане обучается более 1 500 предпринимателей, причем обучение проходит на казахском и русском языках. Субъектам МСБ предоставляется ежедневная поддержка на платформе, дается обратная связь по их вопросам, домашним заданиям и тестам. В партнерстве с Astana Hub различные стартапы в сфере электронной коммерции получили возможность обучаться. На основе имеющегося сотрудничества с ВУЗами Казахстана студенты-предприниматели также вовлечены в процесс обучения. Для цифровизации бизнеса были организованы мастер-классы и проведена работа с ремесленниками Казахстана.
E-commerce Forum
8 сентября 2022 года в столице Казахстана, на площадке Международного финансового центра «Астана», при поддержке Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан был проведен первый в Казахстане Форум электронной коммерции «E-commerce Forum». Организаторами форума выступили компании Mastercard и BTS Education. Форум объединил стартапы, предпринимателей, ВУЗы и технологические компании для совместного поиска путей улучшения процесса трансформации казахстанских компаний в цифровой формат. Участники форума обсуждали вопрос создания нового комфортного пространства для ежегодного обмена лучшими практиками в области электронной коммерции. В дискуссиях принимали участие представители ведущих отечественных и международных маркетплейсов, финансовых и IT-компаний.
В своей приветственной речи Серик Жумангарин, заместитель премьер-министра – министр торговли и интеграции Республики Казахстан, отметил преимущество Казахстана, имеющееся благодаря его уникальному географическому расположению. Пользуясь им страна может сыграть ключевую роль в мировом товарообороте рынка электронной торговли, став надежным транзитным хабом.
Асель Жанасова, вице-министр торговли и интеграции Республики Казахстан, поделилась мнением о работе министерства над стандартизацией QR-кодов. Эта цель, к которой стремится ведомство, помогла бы потребителям оплачивать покупки посредством единых терминалов, которые будут работать со всеми казахстанскими банками. Общий QR-код должен заменить собой POS-терминалы различных банков. Это позволит снизить расходы предпринимателей, которым не нужно будет платить за каждый терминал. Единый для всех банков терминал позволил бы работать со всеми участниками рынка.
Рафал Трэпка, генеральный директор Mastercard в Центральной Азии, выступая в панельной сессии «Тренды рынка электронной коммерции», сообщил о том, что Mastercard последовательно работает над расширением доступности новых передовых решений и глобальных платежных инструментов в Казахстане. Пандемия COVID-19 способствовала значительному развитию электронной коммерции в мире. Новые тренды влекут к созданию новых предприятий, формированию нового клиентского опыта, а также появлению новых продуктов и услуш на рынке.
Казахстан, являясь членом международного сообщества, также не остается в стороне от этих глобальных трендов. В стране стали доступны различные электронные кошельки и инновационные платежные сервисы. Благодаря им и новым знаниям в Казахстане активно развивается электронная торговля. Несмотря на достижения, для развития e-commerce существует еще очень много потенциальных возможностей. Mastercard стремится помочь своим партнерам в разработке и внедрении проектов, которые расширят предложения инновационных продуктов, необходимых для казахстанцев. Совместное сотрудничество будет способствовать формированию более открытой, безопасной, эффективной и прозрачной среды для всех участников экономики.
На панельных сессиях выступили следующие спикеры: Сергей Лебедев, директор по развитию бизнеса Aliexpress; Азамат Аскарулы, генеральный директор АО «QazTrade»; Тигран Манукян, коммерческий директор Glovo в Центральной Азии; Александр Ким, product owner Jumysbar; Фабиан Сташелин, ведущий консультант eBay Central Asia Hub; Раушан Кайнарбаева, начальник управления анализа и регулирования платежных систем Национального банка РК; Дмитрий Комиссар, руководитель маркетплейса ForteMarket; Тимур Шалекенов, руководитель проекта «Социальный кошелек»; Динара Сатжан, предприниматель-блогер; Сандугаш Рахимжанова, контент директор Aitube, и др. Они обсуждали вопросы лидерства и продвижения маркетплейсов, защиты прав потребителей, развития платежных систем в МСБ, продвижения и продаж в социальных сетях.
По данным Национального банка РК, безналичные транзакции казахстанцев выросли в тридцать восемь раз за пять лет и за первые семь месяцев 2022 года достигли суммы в 56 трлн тенге. Казахстанский онлайн-рынок растет в геометрической прогрессии, а трансформация идет на всех уровнях. По данным Ozon Marketplace, доля электронной коммерции в Казахстане на данный момент составляет 11% от всего рынка продаж. Этот показатель опережает российский на несколько процентных пунктов. Лидерами по этому показателю являются Китай (30%), Великобритания (около 30%) и США (26%). К 2025 году Казахстан достигнет доли в 20%, при условии, что логистическая инфраструктура должна развиваться как в цифровом, так и в реальном режиме.
Тигран Манукян, коммерческий директор Glovo в Центральной Азии, говоря о рынке доставки, отмечает низкое проникновение в сектор доставки продуктов питания. Согласно метрике онлайн-заказов на душу населения в месяц, то в Казахстане еле набирается два заказа на десять человек. В то время, как в Корее это девять заказов, а в Великобритании – пять. У казахстанского рынка доставки имеется огромный потенциал для роста. В 2021 году службы доставки выполнили в Астане более 2,5 млн заказов еды с учетом агрегаторов и внутренних сервисов доставки самих ресторанов. Рынок не просто растет, он еще и быстро трансформируется за счет появления физических площадок для осуществления быстрой доставки.
Руслан Погорелов, операционный директор Arbuz.kz, оценивает долю e-grocery в общем рынке продуктов питания и товаров первой необходимости в размере менее 1% в целом по Казахстану и менее 5% в г.г. Алматы и Астана. При этом в Казахстане отмечается тенденция роста количества специальных складов, в которых собираются товары для формирования онлайн-заказов и дальнейшей передачи их в доставку. По его мнению, будущая модель онлайн-супермаркета более перспективна с точки зрения экономики и создания уникального предложения для клиентов благодаря более высокому среднему чеку и широкому ассортименту.
Все спикеры форума единодушно отметили стремительный рост электронной коммерции в Казахстане по секторам, а также быстрое наполнение рынка сильными игроками со всего мира. По завершению работы форума были подведены итоги совместного онлайн-проекта Mastercard и BTS Education «Школа электронной коммерции». Во время торжественной церемонии Рафал Трэпка, генеральный директор Mastercard в Центральной Азии, вручил главный приз на сумму 1 млн тенге Бауыржану Алтай, победившему в номинации «Лучший предприниматель».