Утро 12 августа, выдавшись прохладным и пасмурным, как никогда располагало к тому, чтобы совместить приятное с полезным. Незадолго до мероприятия Fintech Talks я встречался с профессиональными программистами, подтолкнувшие меня начать изучать новшества, которые предлагает наше время. Инновации, накрывающие IT-сферу, не обошли стороной и финансовую. Она тоже переживает качественные изменения в части улучшения сервиса, постепенно уходя в режим онлайн.
Приятное заключалось в том, что на этом ивенте можно было встретить друзей и знакомых, которых давно не видел, а полезное – в расширении кругозора и получении новой информации. В это утро собрались люди, которые были рады в неформальной обстановке поделиться новой информацией и рассказать о новых возможностях и трендах в сфере digital.
Дауржан Аугамбай
Мы сами не замечаем, как новые технологии и диджитализация постепенно входит во все сферы нашей жизни. Если несколько лет назад люди скептически относились к банковским услугам, предлагаемым в режиме онлайн, то сегодня такие услуги стали требованием клиентов. Fintech Talks, прошедший в стенах ForteBank позволил познакомиться со спикерами, обсудить новинки, появившиеся на цифровом рынке. Данная статья предлагает вкратце ознакомиться с наиболее интересными материалами этого ивента.После небольшого вступления, сделанного Магжаном Ауэзовым, Председателем правления ForteBank, Рустам Набиров, модератор ивента заступил на свой пост.
Аскар Майлюбаев, Руководитель Digital office ForteBank
Сегодня никого не удивишь тем, что электронные деньги стали удобным средством платежа. Став предметом эмиссии и погашения, которые осуществляют банки, электронные деньги используются в онлайн-микрокредитовании, при оплате товаров и услуг и хранятся в онлайн-кошельках. Сервисы e-commerce повсеместно встраивается на сайты, в интернет-магазины и мобильные приложения.
Руслан Омаров, Генеральный директор, Первое кредитное бюро
Сегодняшняя кредитная экосистема состоит из коммерческих банков, госхолдингов, ипотечных, лизинговых компаний, коллекторских агентств и заемщиков. Бюро взаимодействует со всеми участниками рынка, на котором оно занимает долю в 98,4% по получению информации из кредитных отчетов. Обширная карта продуктов бюро включает в себя аналитические материалы; инструменты, применяемые против мошенников; CRM; клиентские решения; «облачные» услуги; и инструменты по управлению рисками. Бюро представило первый в Казахстане поведенческий скоринг по технологии машинного обучения, который прогнозирует вероятность выхода заемщика в зону дефолта в течение последующего года с использованием нейронных сетей.
Биометрическая база данных позволяет минимизировать кредитные и мошеннические риски, а также способствует оптимизации процессов.
Наиболее интересным и важным вопросом является идентификация клиентов финансовых институтов, которая может дать импульс дальнейшему развитию цифровых финансовых услуг. Это позволит расширить доступ к государственным услугам онлайн для всех граждан страны, которые, в свою очередь, смогут обеспечить безопасность своих персональных данных. Бизнес сможет снизить уровень мошенничества и прочих деловых рисков, связанных с недобросовестными клиентами. Сдерживающим фактором здесь является отсутствие Единой национальной идентификационной системы. В заключение было предложено внедрение интернет-паспорта, который станет решением для создания цифрового хранилища персональных данных с набором биометрических параметров по каждому человеку.
Рашид Дюсембаев, Директор по развитию бизнеса, Prodengi.kz
Прайс-аггрегатор финансовых услуг запустили финтех-проект в 2009 году. Этот проект представлял собой простой сайт о банковских продуктах. За восемь лет проект развился до такого уровня, что его посещает более 400 000 человек в месяц. Финансовый портал позволяет пользователям быстро и легко сравнивать финансовые продукты, получать от них заявки, консультировать и сопровождать их до заключения сделки.
Одним из перспективных направлений компании является использование накопленных данных по кредитным запросам сотен тысяч казахстанцев.
Тимур Баиров, член Наблюдательного совета Bridge Group
Озвучены три главные противостояния в XXI веке: работники vs автоматизация; традиционные финансовые системы vs криптовалюты; корпорации vs стартапы.
Сегодня небольшие молодые компании способны за короткий промежуток времени создать не менее глобальный продукт, чем огромная опытная корпорация. Корпоративный бизнес до сих пор остается достаточно закрытым. Для эффективного внедрения любой технологии стартапу требуется знать бизнес-модель и производство изнутри. Не каждое предприятие соглашается пустить к себе совершенно незнакомого человека. Поэтому стартапы идут в сторону открытых рынков, где им будут рады понимающие их потребители.
Выход из ситуации заключается в том, что корпорации имеют задачу, на решение которой они привлекают команду людей. После набора определенного числа команд среди них объявляется конкурс, по итогам которого отбирается лучшая команда. Данная команда развивается, со временем генерирует стартап, в качестве решения для поставленной задачи, получая за это долю в этом же стартапе. В итоге развивается стартап, который выходит на внешние рынки, как полноценный проект.
Андрей Пушмин, Управляющий директор, Card Processing Company
На сегодняшний день выпущено 17 млн. карт, из которых используется лишь 9 млн. 82% оборота по картам приходится на выдачу наличных, а 85% оборота ритейла – на оплату наличными.
Первые два показателя вроде являют собой положительную картину, а вторые два — отображают реальную картину. Отследить реальные траты населения при таком объеме наличных платежей, да еще и сопоставить эти траты с конкретным покупателем не получается.
Ритейлеры хотят знать своих покупателей, знать их текущие и будущие предпочтения. Успешные рителеры знают своих покупателей и их предпочтения, иметь прямой выход на них, своевременно и оперативно удовлетворяя их потребности, а также оказывая дополнительный сервис в виде скидок и отсрочек.
В результате формируется система лояльности по отношению к клиентам в виде скидок и бонусов. Этими же инструментами пользуется весь рынок, предлагая свои программы лояльности. Но проблема в том, что каждый игрок на рынке видит только свои историю продаж, а потребности людей меняются постоянно.
Решение видится в современные коалиционных клубах, которые предлагают не только начисление бонусов у различных партнеров, но еще и предоставлять облачные сервисы по обработке и хранению всех видов наличных и безналичных расчетов клиента. Более того, эти клубы позволяют иметь единый счет клиента, предлагая индивидуальную систему поощрения от Партнеров программы (через систему повышения-понижения статусов, элементы геймификации). Соответственно, это стимулирует продажи определенных категорий товаров.
Программы лояльности также не стоят на месте, в будущем нацеливаясь на технологию распознавания лиц в отдельных торговых центрах и «умных» городах. Таким образом, компания сможет быстро и по ситуации отправлять клиенту персональные и выгодные предложения.
Канат Халилов, консультант, Creditinfo Decision Analytics
Спикер рассказал о проблеме цифрового следа, что логически подводит к тому, что любые данные, которые человек оставляет в сети, могут быть использованы как во благо, так и во вред человеку. Информация о пользователе во время пребывания в цифровом пространстве может быть общедоступной (соцсети) и конфиденциальной (транзакции).
Положительной стороной цифрового следа являются принятие решения о кредитовании (скоринг), кросс-продажи, взыскание задолженности, персонификация услуг в целом и сбор информации при найме человека на работу. Например, это помогает при разностороннем анализе потенциального заемщика, обеспеченного дополнительными данными в сети. В результате наблюдается снижение просрочки на 50% и ручной обработки заявок на 30%.
Помимо цифрового следа применятся психометрия, являющегося одним из методов психологической оценки личности, как с помощью цифрового следа, так и с помощью специальных онлайн-тестов. Онлайн-тесты позволяют оценивать кредитные риски потенциальных и действующих заемщиков. Психометрия позволяет увеличить охват рынка, так как может применяться к любым заемщикам, независимо от достаточности кредитной истории.