Вопросы дальнейшего развития экономики и реалистичности удвоения ВВП Казахстана к 2029 году обсуждались экспертами и участниками XI CFO Summit Idea Exchange & Networking Event. Мероприятие, организованное компанией Centras Insurance и КФ «Kazakhstan Growth Forum», проводилось 14 марта 2024 года в стенах уникального Almaty Theatre. Насыщенная и интересная программа саммита была предложена участникам в оригинальном формате, включавшем в себя красивые театральные перформансы и участие искусственного интеллекта.
В течение десяти лет CFO Summit представляет собой профессиональную площадку, которая объединяет лучших финансистов и экономистов страны. Они обмениваются опытом и вместе ищут ответы на актуальные вопросы, касающиеся экономики, финансов, инвестиций и IT-технологий в Казахстане. Журнал Akyl—kenes подробно рассказывает об итогах XI CFO Summit.
Сегодня практически каждый гражданин Казахстана знает, что будущее страны зависит от диверсификации экономики. Эта пока еще нерешенная задача может быть решена с помощью банков, роль которых должна быть более активной. По определенным причинам банки сейчас не полностью удовлетворяют потребности экономики в кредитовании. Спикеры всех панельных сессий интересно обсуждали и другие проблемные вопросы, стремясь найти модель win-win, которая устроила бы государство, инвесторов, банки и общество.
Ельдар Абдразаков,
Председатель Kazakhstan Growth Forum
Каждый проводимый саммит отличается своей последовательностью, определяя повестку для обсуждения в следующем году. В 2023 году саммит прошел в ожиданиях нового курса, который эксперты, принимая во внимание множество ожиданий, назвали «Дубль №2023». В прошлом году саммит проходил в преддверии вручения премии «Оскар», а участники саммита ждали новую экономическую политику и новое правительство Казахстана. 2023 год прошел в ожидании повышенного уровня инфляции. Она имела отложенный эффект, который может выстрелить если не в этом году, то в ближайшие несколько лет.
В прошлом году были поставлены такие приоритеты, которые в условиях высокой отложенной инфляции и экономической неопределенности должны были уделять внимание управлениям затратами (OpEx, COGS, ROI), BI-аналитике (Streams, MBO, ROMI) и управлению рисками. В стране появилось понимание, что нужно заниматься анализом своих внутренних резервов, изыскивать их и учитывать риски, уделяя им должное внимание. У СЕО приоритетами стали рост прибыли, развитие компании и проведение цифровой трансформации. В свою очередь, перед CFO были поставлены свои три задачи: оперативно направить ресурсы на нужные инициативы, безболезненно оптимизировать неэффективные направления и заранее предусмотреть альтернативные решения на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. В совокупности все это является ожиданиями акционеров, руководителей и финансовых директоров.
2023 год прошел под давлением внешней конъюнктуры рынка и сложившихся макроэкономических условий. Финансовым директорам нужно было держать руку на пульсе, успевая следить за всеми направлениями бизнеса. Поэтому победителем прошлого года стал фильм «Everything, everywhere, all at once», четко характеризующий задачи, поставленные перед CFO.
Применение в работе искусственного интеллекта стало глобальным трендом. Как выяснилось, искусственный интеллект (ИИ) прекрасно осведомлен о текущих проблемах Казахстана, которые включают в себя экономическую неопределенность, влияние санкций, большую зависимость от конъюнктуры товарных рынков и высокие процентные ставки. ИИ предлагает следить за нормативной средой, которая стремительно развивается и усложняется. Основополагающим навыком становится умение вести навигацию в сложной и развивающейся нормативной среде. Доступ к капиталу является еще одним фактором успеха в силу ограниченного долгосрочного заемного капитала.
Следующим шагом является эффективная интеграция новых технологий. Именно технологическое обновление позволит Казахстану интегрироваться в мировое сообщество. Для выполнения этой задачи необходимо уделять особое внимание управлению человеческими ресурсами и талантами, что является основой любой компании. Сегодня ИИ позволяет восполнять пробелы в знаниях и компетенциях, являясь своего рода акселератором образования по всему миру и в Казахстане.
На вопрос о ролях, которые сейчас больше всего нужны Правительству Казахстана, ИИ рекомендовал директора по экономическому развитию и диверсификации, директора по инфраструктурному планированию и развитию, а также директора по развитию человеческого капитала. Живя в период полной неопределенности и рисков, у нас накопилось много вопросов, на которые собралось мало ответов. Исходя из этого, есть риски где-то в чем-то ошибиться. Поэтому на СЕО возложена большая задача по наращиванию экономического потенциала бизнеса через трансформацию и анализ внутренних бизнес-процессов. В свою очередь, развитие и совершенствование внутренних процессов невозможно без развития внутренних устойчивых базисов.
Алмас Чукин,
Управляющий партнер, Visor Holding
Главными трендами изменений в мире стали появление ИИ и вступление человечества в четвертую промышленную революцию. Сегодня цифровое развитие диктует свои правила. В новую цифровую эпоху Казахстану важно не оказаться в числе клиентских стран, а продолжать усиливать свою цифровизацию. В мире также наблюдаются такие интересные тренды, как угасание глобализации и завершение эпохи дешевых денег, которые следует учитывать в своей работе. Мир наблюдает за глобальными санкциями и за резким взлетом Китая.
Конец глобализма подразумевает под собой возвращение ранее выведенных производственных мощностей обратно в свои страны (reshoring) или переключение на производителей, находящихся рядом с границей (nearshoring). Страны стараются снижать любые риски, для чего они стараются сторониться ненадежных стран (decoupling). Внутри себя страны работают над снижением деловых и инвестиционных рисков (derisking). Стало очевидно, что мир оказался неготовым к новым драматическим реалиям. Поэтому стремление организации надежных цепочек поставок с политически лояльными странами говорит о процессе сворачивания глобализации в сторону регионализации.
По всему миру укрепляются блоки схожих политических систем. Страны ЕС, США и Япония стараются держать ближе друг к другу, оставляя в стороне непонятные для них структуры и туманные объединения. В эпоху дешевых денег значительно вырос размер государственного долга. Государственный долг США, не учитывая корпоративный долг, составил 33 трлн долларов США. Бизнес, пользуясь дешевой стоимостью денег, успел набрать долгов на сумму более 20 трлн долларов США. В момент погашения эти долги начнут съедать ликвидность. В ближайшее десятилетие ставки будут находиться в пределах 3-4% на Западе и 8-12% в Казахстане.
В свете новых геополитических реалий перед Казахстаном встает сложная задача сохранить многополярность в долгосрочной перспективе. Пользуясь этой ситуацией, страны Запада, США и Китай стали больше обращать внимание странам Центральной Азии, предлагая сотрудничество. Продолжающийся рост Китая вступил в новую фазу. Через символический бум своего автопрома Китай предстает перед нами в совершенно новом виде.
В Казахстане закончился политический транзит. Весной 2023 года прошли выборы в Мажилис по новой системе. В феврале 2024 года произошла смена Правительства. Прежде, чем приступать к новым реформам, нужно понять, что делается на данный момент. Пока что 2023 год прошел в неудачных попытках проанализировать ситуацию и сделать из нее выводы. Недавно появился проект Национального плана развития Республики Казахстан до 2029 года. В своей первоначальной версии в ней отсутствуют желаемая ясность и амбициозные задачи.
Разработчики объяснили это тем, что ими были обобщены представленные министерствами предложения и данные. Зато в то же время в Казахстане произошла адаптация к новой экономической реальности. Весной 2022 года изменились цепочки и состав поставщиков, направления поставок, что повлекло за собой развитие инфраструктуры с Китаем. Наряду с этим наблюдается сокращение товарооборота с Россией. В 2023 году экспорт Казахстана вырос на 700 млн долларов США, а импорт снизился на 2 млрд долларов США в 2023 году. Объем импорта из Китая в Казахстан составил 17 млрд долларов США. Что касается экспорта в объеме 15 млрд долларов США, то Китай делит его с Италией, покупая казахстанскую нефть.
Что касается бюджета, то большая его часть формируется за счет НДС и КПН. При этом дефицит бюджета составляет порядка 30%. Правительство принимает решение не поднимать ставку. Но для снижения дефицита бюджета нужно повысить ставку КПН. Учитывая суперсоциальную направленность бюджета, основная часть бюджета направляется не на развитие страны, а на поддержание основных функций государства, социальные выплаты, трансферты в регионы и обслуживание долга.
Такое распределение бюджетных средств отражается на состоянии Национального фонда, являющемся основным источником финансовых средств Правительства. В номинале средства Национального фонда слегка выросли с 56 до 60 млрд долларов США в сравнении с 2023 годом. Слегка снизился государственный долг с 50 до 46 млрд долларов США, а его доля от ВВП составляет всего 21%. С 2010 года этот показатель рос, а средства Национального фонда направляются на текущие нужды.
Не посеешь – не пожнешь
Рост экономики основывается на вложенных в нее инвестициях, которые через некоторое время способствуют росту производительности труда и экономики. Соответственно, сложно ожидать большого роста при отсутствии хороших инвестиций. Уровень прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в отношении к ВВП уменьшился до 7%. Косвенно это может означать снижение интереса к Казахстану со стороны мировой экономики. Учитывая отсутствие внутренних инвестиций в стране, говорить о росте экономике не приходится. Если смотреть на экономический рост через призму номинального тенге, то за почти двадцать лет экономика Казахстана выросла всего в три раза. Соответственно, для удвоения ВВП стране потребуется больше времени, чем пять лет.
Это объясняется тем, что удвоение ВВП, о котором сейчас все говорят, выражено в номинальных долларах США, а их нельзя использовать в национальной экономике. Следует учитывать различные валютные колебания, которые имели место в разные годы. Поэтому показатели в долларовом исчислении значительно отличаются от показателей в тенге. Для решения проблемы нужно правильно выбрать пути решения и определить временной диапазон. Время является очень важным фактором при проведении расчетов.
В краткосрочном плане можно идти в «быстрые» отрасли. При более долгосрочном планировании применяются другие подходы. Выбрав 2029 год в качестве ориентира на достижение определенных целей, мы выровняли экономический календарь с политическим. Главной целью является обеспечение темпов роста экономики в размере не менее 6%. Есть два пути для выполнения этой задачи: увеличивать доходы, либо сокращать расходы. На данный момент никто не собирается сокращать расходы во избежание глубоких социальных потрясений. После озвученных Правительством планов по увеличению налогов представители бизнеса не хотят повышать доходы.
Но волшебный способ как увеличить доходы, не повышая налоги, заключается в увеличении размеров экономики. Если экономическая база будет расти быстро, то при прежних ставках НДС и КПН можно собрать больше налогов и увеличить рост производительности труда. Еще одним важным фактором является сам рынок, суть и логика которого заключаются в разумном регулировании. Конечно, нельзя требовать тотального выхода государства из экономики. Просто государство должно стать умнее в вопросах управления экономикой. К примеру, ему следует всерьез принять во внимание цифровой сектор в экономике, которое не имеет достаточной законодательной базы для должного регулирования. Под него подпадают вопросы сбора, хранения и использования данных.
Четыре опасных мифа:
№1: дешевые кредиты решают проблемы бизнеса
№2: иммигранты наносят вред экономике, забирая рабочие места у местного населения
№3: сокращение налогов всегда приводит к экономическому росту
№4: торговый дефицит вреден для экономики
Поэтому нужно создать хорошие условия, способствующие тому, чтобы государство больше тратило на инвестиции. Это не означает напрямую расходовать средства из Национального фонда. Вместо этого можно использовать инструменты ГЧП, налоговые кредиты, офтейк-контракты и т.д. К сожалению, учитывая определенные социально-культурные факторы, сложившиеся в Казахстане, у нас не получится быстро построить суперсвободную экономику как в Сингапуре или в Гонконге.
Удвоение ВВП к 2029 году:
миф или реальность?
Ораз Жандосов, директор ЦЭА «Ракурс»
Правительству Казахстана следует оперировать валовым национальным продуктом (ВНП), а не валовым внутренним продуктом (ВВП), отличие которого заключается в том, что в ВНП не участвует добавленная стоимость, произведенная филиалами и дочерними организациями нерезидентов. ВНП является более точной мерой оценки продукции, произведенной в Казахстане. Желание Правительства Казахстана удвоить ВВП обусловлено его стремлением улучшить благосостояние населения и уменьшить уровень бедности. Осуществить задуманное с увеличением расходов без увеличения доходов экономики, которые облагаются налогами, невозможно.
Ключевые секторы экономики остаются недоинвестированными со стороны государства. Новая климатическая повестка, которую официально поддерживает Казахстан, также требует значительных государственных инвестиций. При этом государственные инвестиции должны расти быстрее, чем на 7% в год, а квазигосударственный сектор должен сжиматься. К примеру, его участие в развитии сектора ВИЭ является неэффективным. Если сравнить расходы, которые тратятся на развитие ВИЭ государственным и частным секторами, то можно увидеть существенную разницу. Поэтому доля госсектора должна уменьшаться как в секторах, где она должна быть равна нулю, так и в тех секторах, где его присутствие должно быть намного ниже, чем сейчас.
Банки
Банки являют собой финансовый сектор, чьи показатели выражены в номинальном выражении. При отсутствии крупных финансовых потрясений финансовый сектор страны растет быстрее, чем ее экономика. Поэтому, если экономика Казахстана будет расти по 7% год в реальном выражении, то финансовый сектор, включая банки, покажет более высокие результаты. Банки всецело зависят от депозитов, ставки которых, в свою очередь, подвержены инфляции. Банки, являющиеся частными субъектами, при текущих макроэкономических реалиях не могут обеспечить сильным кредитным плечом потенциальных заемщиков из реального сектора экономики.
Роль иностранных инвестиций в отечественной экономике немного преувеличена. Любая экономика всегда в большей степени зависит от национальных инвесторов. Поэтому ориентир на рост экономики только за счет иностранных инвестиций не то что является нереалистичным, но и неправильным. Правительству нужно привести в порядок макроэкономическую политику, поддерживать максимальную конкуренцию в банковском секторе, создавать условия для появления большого количества внутренних инвесторов с солидным equity и создавать спрос на кредитование.
ВВП
Доля по-настоящему среднего бизнеса в стране очень низкая. В разные годы предпринимались попытки увеличить эту долю и усилить средний класс, но ощутимых результатов они не принесли. Если малый и средний бизнес будут расти опережающими темпами в общей структуре экономики, то это будет способствовать улучшению ее состояния. Трансферы в бюджет из Национального фонда не является хорошим показателем для нашей сырьевой экономики.
Без выравнивания реально производимой добавленной стоимости между областями Казахстана не произойдет выравнивания дисбаланса между регионами. Спустя много лет правительство Казахстана, наконец, впервые дало регионам реальный инструмент экономической и налоговой политики в виде розничного налога. Меньшая часть регионов использовала его для стимулирования развития субъектов МСБ, а большая их часть использовала данный налог как фискальный рычаг, установив его на максимально возможном уровне.
Екатерина Бенджамин,
Глава представительства IFC в Казахстане
ВВП
Прежде всего, ВВП отражает стоимость экономики, показывая уровень жизни населения в стране. Чем больше ВВП, тем лучше живут люди. Если говорить о росте экономики в Казахстане, следует учитывать семилетние циклы в развитии страны. Если взять период с 2000 по 2007 годы, то рост ВВП составлял 9-10% в год. Это были хорошие темпы роста, основанные на серьезных реформах, которые проводились в то время. Речь идет о приватизации, об увеличении доли частного сектора в экономике и о разработанной юридической базе, которая поддерживала развитие бизнеса. В течение следующих семи лет экономического роста уже не наблюдалось. До 2015 года экономика росла по 1-2% в год. Начиная с 2016 года, экономика растет по 4% в год. Это так называемая ловушка среднего дохода, когда наблюдается стабильный, но несущественный рост.
Бюджет
С 2006 года Казахстан оказался в списке стран со средним доходом, выйдя из перечня стран с высоким уровнем бедности. Страна застряла на уровне роста в 4% в год, для преодоления которого ей нужны были определенные реформы. Они должны быть такими же существенными, какими они были в 2000-е годы, позволив достичь хороших результатов. Конечно, в то время размер экономики был меньше. С того времени она выросла в четырнадцать раз, с тогдашних 18 млрд долларов США до сегодняшних 260 млрд долларов США. Доход на душу населения вырос с 1 000 до 13 000 долларов США.
Теперь всех волнует вопрос, как с текущей экономической базой и с действующей экономической, политической и юридической системами выйти на более высокий уровень? Большое участие государства в экономике, которое является не столько конкурентоспособным, как хотелось бы, является одним из препятствий. В Казахстане все еще существуют монополии, сдерживающие развитие конкуренции в телекоммуникационной, энергетической и транспортной отраслях экономики.
Инвестиции
Казахстан обладает большим потенциалом привлечения долгосрочных иностранных инвестиций. Являясь страной с инвестиционным рейтингом, Казахстан имеет достаточные внутренние резервы, превышающий резервы многих стран. На сегодняшний день государственный долг составляет порядка 25% к ВВП. Наблюдается значительное снижение бюджетных расходов на инновации и развитие, что также подтверждается в последнем отчете Всемирного банка по экономическому развитию. В своем документе он называет последнее десятилетие потерянными годами реформ.
Иностранные инвестиции готовы приходить в Казахстан при условии наличия благоприятной среды. Если средства Национального фонда используются для субсидирования ставок на рынке, то это разрушают принцип рыночных отношений. Это отпугивает иностранных инвесторов, которые рассчитывают работать по рыночным ставкам. Но и отечественный бизнес уже привык пользоваться короткими и относительно дешевыми деньгами, таким образом, косвенно растрачивая средства Нацфонда. Это и есть одно из ключевых препятствий для привлечения иностранных инвестиций.
Если говорить о снижении доли участия госсектора в экономике до хотя бы 50%, то государство выручит немало средств от приватизации. Отдав активы в более динамичный частный сектор, государство поможет экономике развиваться на основе рыночной конкуренции. В этом заключается секрет, который позволит Казахстану вырваться из замкнутого круга.
Банки
Микрокредитные организации (МКО), которые начинали работать в период с 2010 по 2015 г.г., сегодня достаточно хорошо выросли. Выйдя на новый уровень, они уже могут постепенно превращаться в полноценные банки второго уровня. Эти МКО доносят деньги до тех потребителей и субъектов МСБ, которые не всегда могут получить кредиты от банков. Банки уже не так хорошо растут, так как в Казахстане нет большого количества средних компаний, являющихся лидерами в своих индустриях. Наличие большого количества таких компаний способствовало бы появлению конкуренции на рынке производства.
Вместо таких компаний с оборотами по 50-100 млн долларов США у нас превалируют крупные государственные компании, либо слишком мелкие, которые не могут привлекать достаточно средств. Эти деньги могли бы направляться на внедрение новых технологий, на проведение исследований и расширение производства, что способствовало бы увеличению экономики и усилению банковской системы. Согласно официальной статистике, в Казахстане 60% богатства сконцентрировано в руках 5% населения. Поэтому основными задачами, стоящими перед Правительством, являются перераспределение страновых доходов и обеспечение их доступности в регионах.
Еркин Татишев,
Основатель Kusto Group
Веря в частный капитал и в частные инициативы, можно найти силу роста, скрытую во внутреннем потенциале страны и в растущем молодом поколении. Эта вера, насколько это возможно, должна подкрепляться финансовой поддержкой и инвестициями. Владельцы интересных проектов не могут получить доступ к кредитам из-за текущих высоких ставок. Впервые в истории современного Казахстана уровень потребительского кредитования превысил уровень корпоративного. Это является показателем того, что такой неустойчивый рост испытывает давление через потребление. Деньги нужно давать бизнесу, а не людям, поскольку, получив средства, бизнес может дальше генерировать деньги и создавать рабочие места. Люди же могут просто потратить кредитные деньги с перспективой дальнейшего обслуживания своего долга.
Бюджет
Бизнес не желает роста доли госсектора в экономике. Если в течение пяти лет вырастут тарифы, то госсектор вырастет за счет монопольных компаний, живущих за счет тарифов. Но слабая тарифная политика не стимулирует развитие частного сектора, негативно влияя на него. Было бы лучше в несколько раз уменьшить влияние госсектора, проведя открытую и прозрачную приватизацию. К примеру, в Индии рост экономики наполовину обеспечивается за счет продуктивности экономики и наполовину — от инвестиций.
Банки
Все предприниматели заинтересованы в повышении конкуренции среди банков. Для входа на банковский рынок Казахстана новым игрокам необходимо соответствовать многим критериям. Не все могут выполнить условия. В Казахстане нет городских, региональных или узкопрофильных банков, как нет возможностей у молодых предпринимателей создавать банки нового формата (нео-банки). Сегодня в казахстанской банковской системе создалась монополия, в которой тройка крупнейших банков удерживает основную долю на рынке. Узкий круг банкиров решает, какие отрасли финансировать в зависимости от риск-аппетита или внутренней стратегии банка. Поэтому в банковской системе должно работать столько банков, сколько было в конце 90-х. Наличие мелких, средних и крупных банков создаст сильную конкуренцию в банковской отрасли. Банки должны конкурировать за клиентов, у которых на данный момент нет особого выбора. Заемщику достаточно подать заявку в пару-тройку банков, чтобы понять отсутствие интереса у банков финансировать его проект. В части регуляторного капитала можно сделать градацию для определенных банков. Более гибкие подходы в регулировании банковской системой могут привлечь новых игроков. Желающих зайти с деньгами можно найти как внутри страны, так и за ее пределами.
Поскольку Казахстан является экспортером углеводородного сырья, то свои определенные корректировки в экономические расчеты вносит так называемая международная нефть. Она исчисляется большими цифрами, проявляется через налоги и социальные проекты недропользователей, но прямого и существенного влияния на доходы населения не оказывает. Поэтому официально озвучиваемый доход на душу населения, равный 15 000 долларов США, не является совсем реальным. Ведь доля людей, регулярно получающих зарплату в размере 6 млн тенге, достаточно низкая.
Реальный показатель, на который нужно ориентироваться при планировании бюджета, анализе отраслей и расчете величины потребительского спроса, варьируется в пределах 7 000 долларов США. Также следует не забывать про имеющееся неравенство по доходам среди регионов. Поэтому, помня про подобные неудачные кейсы других стран, Казахстану важно не превратиться в страну пяти-шести городов. Если все же поднимается вопрос о дотациях регионам, то среди них должна быть здоровая конкуренция за инвестиции и государственные деньги. Это позволит искоренить иждивенческие настроения в областях и подтолкнет их руководителей заниматься развитием своих регионов.
Возможно, для регионов-реципиентов нужно предусмотреть отдельную налоговую политику, которая будет учитывать их специфику, тем самым способствуя развитию предпринимательства и повышению конкуренции. Такой подход будет более эффективным и полезным, чем простое перераспределение денежных потоков и последующий контроль за ними. В стране есть достаточно квалифицированных кадров, с которыми нужно правильно выстраивать коммуникационные и мотивационные отношения.
Мурат Темирханов,
Советник председателя правления АО «Halyk Bank»
Для удвоения ВВП Казахстана Правительству сначала нужно проанализировать структуру доходов и расходов. Сейчас страна живет за счет нефтяных доходов, накопленных в Национальном фонде. Вместо проведения множества реформ, нужно начать с бюджетной, являющейся наиболее сложной и проблематичной. В 2023 году трансферт из Нацфонда в бюджет составил 5,3 трлн тенге. Эта сумма стала рекордной за все время существования Нацфонда, хотя в 2022 году она была равна 4,58 трлн тенге. Эксперты и чиновники затрудняются объяснить причины таких высоких изъятий из резервов.
Изначально предполагалось, что при высоких ценах на нефть мы будем накапливать средства на будущее. Вместо выстраивания контрциклической политики страна потратила 5,3 трлн тенге, продолжая повышать свои расходы. В период низких цен на нефть у страны снизится возможность брать деньги из Нацфонда. Правда, в то же время будет крайне сложно уменьшить социальные расходы и расходы на развитие. Поэтому для успешного выполнения нового Плана развития до 2029 года Правительству следует знать реальные источники своих доходов.
Банки
По состоянию на конец 2023 года, величина корпоративного портфеля по отношению к ВВП с учетом АО «Банк развития Казахстана» и других институтов развития составила 11%. Без учета БРК она была равна 8%. Этот низкий показатель подтверждает более медленный рост объемов кредитования бизнеса в сравнении с ростом ВВП. Причем, это соотношение продолжает уменьшаться. Также, это говорит о том, что банки не играют большой роли в корпоративном сегменте. Некоторые компании имеют другие источники фондирования, что отражается в высоком внешнем корпоративном долге страны.
В этом виновато активное вмешательство государства в экономику. Банки со своей избыточной ликвидностью выдают кредиты по ставке в 20%. БРК и различные программы по поддержке бизнеса предлагают рынку ставки в размере 7%. Видя такую разницу, ни одна компания не захочет занимать по реальным рыночным ставкам. Бизнес считает, что раз само государство считает действующие на данный момент ставки неверными, субсидируя их, значит, это является сдерживающим фактором.
Вторая причина заключается в не совсем правильно бюджетной политике и в чрезмерном использовании средств из Нацфонда. Частое вливание в экономику больших средств из резервов приводит к росту инфляции. При правильном использовании контрциклической политики текущий уровень инфляции составлял бы 5-6%, а ставка кредитования варьировалась бы в пределах 12% без учета кредитного риска. Исходя из этого, у экспертов и представителей бизнеса имеется немало вопросов к бюджетной политике государства. В мире субъекты МСБ являются основными заемщиками, поэтому важно создавать условия для того, что количество людей, занимающихся бизнесом, увеличивалось.
ВВП
В течение последних двух десятилетий МВФ советует нам как правильно выстраивать бюджетную политику. В 2017 и в 2023 году он дважды выпустил документ, подсказывающий как правильно выстраивать и вести контрциклическую политику. Будучи сырьевой страной, Казахстан должен отойти от колебаний цен на нефть. Тогда в стране будет стабильная инфляция и здоровая экономическая среда. Правительству нужно ограничивать свои расходы, а не распечатывать каждый раз Нацфонд после очередных поручений свыше. В то же время Национальный банк Республики Казахстан не хочет снижать базовую ставку, чтобы прояснить для себя бюджетную политику.
Айдархан Кусаинов,
Директор QAMaxis
Маловероятно, что будет резкий и большой рост экономики. Конечно, в номинальном выражении и в долларовом эквиваленте увеличение ВВП вполне достижимо. Но в реальном исчислении этот вариант сложно реализовать. В 2008 и в 2014 гг размер ВВП удваивался, но в последующие годы такого роста более не наблюдалось. В последующие пять лет после такого увеличения приходила расплата за удвоение ВВП. Следует опасаться разрыва бюджета, поскольку уже в сегодняшнем состоянии бюджет испытывает напряжение. Поэтому возникающий дефицит часто компенсируется за счет трансферта или с помощью различных вариаций с налогами.
Банки
Граждане Казахстана держат, как минимум, 10 млрд долларов США на банковских депозитах. Эта сумма никак не меняется в течение последних десяти лет. В разное время она растет, но минимальный порог остается неизменным. Наличие этого фактора говорит о наличии внутренних инвесторов, имеющих деньги. Но если они по разным причинам не хотят или не могут инвестировать в свою страну, то как привлечь иностранных инвесторов? Несмотря на наличие инвестиционного рейтинга и гарантий со стороны Правительства, очереди из желающих вкладывать в экономику Казахстана пока не видно.
ВВП
После отказа властей повысить ставку НДС закрутилась тема социального иждивенчества. Появились требования пересмотреть адресную социальную помощь. На самом деле, при всей максимальной социальной ориентированности государства, для обеспечения устойчивого и долгосрочного роста экономики необходимо всячески помогать появлению новых субъектов бизнеса. Крупный бизнес с оборотом в 50-100 млн долларов США в Казахстане представлен 50 компаниями на всю страну. Если все деньги распределить между ними, то это приведет к частично изменившемуся составу олигархов. Соответственно статус-кво не особо изменится, как не изменится ситуация с социальным неравенством в обществе.
Роль банков в Новом Казахстане
Участники саммита во время голосования определили следующие стратегические цели, стоящие перед Новой экономикой: диверсификация экономики (36%), экономический рост (23%), уменьшение доли государства в экономике (16%), индустриализация (14%), импортозамещение (5%), устранение рыночных аномалий (3%) и снижение структурной безработицы (1%).
Елена Бахмутова,
Председатель Совета
Ассоциации финансистов Казахстана
Для начала нужно определиться для чего нужны диверсификация и экономический рост. Экономический рост может быть разным, но важно, чтобы он гарантировал народу повышение экономического благосостояния. За него несут ответственность не только Правительство и Парламент, но и каждый гражданин страны. У имеющегося социального неравенства имеется несколько причин. Возможно, это климатические условия, недостаток образования, отсутствие доступа к социальным услугам, либо отсутствие механизмов мотивации для развития малого бизнеса.
Также нужно понять какую роль выполняют банки? Являются ли они послушными проводниками, которые выполняют поручения государства куда направлять деньги? Или банки являются независимой бизнес-единицей? Инвесторам интересны банки, которые успешно оперируют в нормальной рыночной среде. Указывать банкам, куда надо вкладывать и какие отрасли поддерживать не является лучшей регуляцией. Одним из мифов является сложившееся мнение, что корпоративное кредитование по сравнению с былыми временами находится на низком уровне.
В лучшие времена, на заре 2000-х, отношение кредитного портфеля к ВВП составляло примерно 25%. В течение трех последних лет Национальный банк публикует этот показатель в расширенном формате. То есть он объединяет все кредиты, выданные МКО, банками, квазигосударственными компаниями и ипотечными компаниями, которые в совокупности равны 16,5 трлн тенге или 13,8% от ВВП. Если сравнить эти цифры с 2005 годом и убрать фактор, сформировавшийся пузырь на рынке недвижимости, то можно оказаться примерно в том же диапазоне.
Ресурсы, необходимые для роста экономики, находятся в руках субъектов МСБ. В структуре ссудного портфеля банковского сектора за последние восемь лет размер кредитования юридических лиц увеличился всего на 15%. Кредитование индивидуальных предпринимателей в лице физических лиц показало взрывной рост с 300 млрд тенге до 1,6 трлн тенге. Этот хороший показатель сигнализирует о том, что люди знают, как зарабатывать и ищут разные возможности для ведения бизнеса.
Второй миф крутится вокруг потребительского кредитования. Если 2,2 млн человек из 9 млн трудоспособного населения являются самозанятыми, то часть из них оформляет потребительский кредит для ведения бизнеса, не особо афишируя этот факт. Поэтому нельзя сразу навешивать ярлыки, что потребительское кредитование – это плохо, а корпоративное кредитование – это хорошо.
Государство должно регулировать, исходя из того, что общая сумма кредитов, выданных бизнесу, равна 16,5 трлн тенге. На долю банковских кредитов приходится 11 трлн тенге, а 5,5 трлн тенге пришли из других источников. Дополнительные 3 трлн тенге были получены от АО «Банк развития Казахстана», а еще 500 млрд тенге – от МФО. Определенная часть кредитного портфеля представлена льготными кредитами, субсидированных за счет средств, взятых из бюджета. Такая диспропорция в лице «вмешательства» со стороны государства объясняется его желанием развивать экономику и бизнес. Это привело к тому, что бизнес уже не хочет брать кредиты по рыночным ставкам, отдавая предпочтение субсидированным займам. Государство может сделать болезненный шаг – прекратить субсидировать ставку вознаграждения.
Уменьшая присутствие государства в экономике, необходимо закрепить за ним роль регулятора, который должен повышать эффективность рынка. Чем больше банков будет на рынке, тем лучше будет для всего банковского сектора. Банки получат дополнительную конкуренцию в борьбе за клиентов, которые, в свою очередь, получат право более широкого выбора места обслуживания. МФО могли бы стать новыми участниками банковской системы, но процесс их преобразования в банки сильно затягивается. Возможно, регулятору стоит смягчить требования с учетом рыночных реалий. Исходя из этого, регулятору следует заменить административные указания на более рыночный формат взаимодействия.
Говоря про реформы и положительные изменения, нужно менять условия финансирования как банками, так и фондовым рынком, способствующих появлению новых источников финансирования. Сейчас активно развивается венчурное финансирование. Компании новой экономики, которые появляются в крупнейших мировых индексах, не особо желают брать кредиты, требующие залогового обеспечения. Да и на фондовом рынке есть много институциональных инвесторов, которые тоже зарегулированы.
В прежние годы все казахстанские банки, чьи акции находились в свободном обращении, присутствовали на KASE. Если сегодня у нас будет больше розничных инвесторов и акционеров в банках, тем сильнее будет доверие к банковской системе. На открытом рынке появятся новые долговые ценные бумаги, выпускаемые банками. Тогда и у общества будет меньше вопросов, касающихся помощи некоторым банкам со стороны государства. Тем самым появится синергия между фондовым и банковским рынками, которые будут взаимодополнять друг друга.
Бекжан Пирматов,
Председатель правления АО «ForteBank»
В последнем отчете Всемирного банка говорилось, что рост экономики страны не коррелирует с ростом благосостояния населения и с созданием качественных рабочих мест. Диверсификация экономики должна основываться на развитии тех отраслей, в которых у страны есть хорошая база, опыт, компетенции и производственный потенциал. К таким отраслям относятся сельское хозяйство, IT и сырьевой сектор.
Если говорить о кредитовании, то любой банк заинтересован наращивать свой кредитный портфель. При этом банки не должны кредитовать ради кредитования. Неразумное и агрессивное кредитование таит в себе немало опасностей, которым нельзя подвергать банковский сектор. Для развития страны и привлечения ею инвестиций нужна стабильная работа банковского сектора.
К примеру, за последние два года кредитный портфель в сегменте юридических лиц ForteBank увеличился в два раза. Их доля в структуре кредитного портфеля Банка составляет 60%. В стратегии банка предусмотрено дальнейшее наращивание работы, как с крупным, так и со средним и малым бизнесом.
Благодаря цифровизации, темпы которой сильно растут, банки сейчас превращаются в IT-компании. Ключевые казахстанские банки опережают в диджитализации традиционные европейские и американские банки. Если в АО «ForteBank» в 2016 году доля клиентских цифровых операций составляла всего 5%, то уже по итогам 2023 года через цифровые каналы банка было проведено более 85% клиентских операций. В наши дни банки стараются доставлять банковские продукты клиентам как можно быстрее и комфортнее. По сути, люди пользуются почти одними и теми же продуктами, но теперь вопрос стоит в их удобстве, в скорости и в качестве обслуживания.
Финтех-компании тестируют гипотезы, рискуют деньгами инвесторов или собственными средствами. Банки, рискующие средствами депозиторов, в этом плане более осторожны. Поэтому культура ведения бизнеса в банках отличается большей консервативностью. Хорошим вариантом может стать сотрудничество банков с провайдерами сервисов, чтобы удовлетворить любые запросы клиентов. Так, новым трендом может стать предложение банками сервисов других партнеров на своих площадках. Если пять лет назад все строили свои закрытые экосистемы, то сейчас идет партнерская интеграция нефинансовых услуг.
Мадина Абылкасымова,
Председатель Агентства РК по регулированию
и развитию финансового рынка
Бесспорно то, что диверсификация должна быть во главе экономической политики государства. Если смотреть на экономический рост, который был достигнут в Казахстане в предыдущие годы, то он является достаточно высоким в сравнении с другими странами. После 2014 года рост экономики Казахстана действительно немного замедлился. Исчерпав потенциал интенсивного роста, мы достигли определенного уровня дохода в размере 13 000 долларов США на душу населения. Этот показатель находится на границе между выше среднего и высоким.
Казахстан попал в так называемую ловушку среднего дохода, когда дальнейший экономический рост невозможен только за счет интенсивного наращивания добычи сырья, увеличения производства и привлечения инвестиций в те базовые отрасли экономики, которые являются фундаментом экономики. Так же невозможно достичь роста только за счет развития сферы услуг и сельского хозяйства без повышения производительности. Устойчивый экономический рост тесно связан с диверсификацией, что и отражено в новой экономической политике правительства.
Экономика больше не может развиваться, лишь опираясь на сырьевые отрасли, которые практически исчерпали свой потенциал. Вместе с тем, нефтегазовая и горнодобывающая отрасли будут оставаться ключевыми отраслями экономики, в орбиту которых входят субъекты МСБ, занимающиеся их сервисным обслуживанием. Вокруг этих базовых отраслей сложилась плотная цепочка поставок, логистики и транспортировки, сформированной отечественными компаниями.
Поскольку у Казахстана под боком находятся большие рынки Китая, России и Ирана, стране необходимо в разы повысить качество производства. А это достигается за счет повышения качества человеческого капитала и трудовых ресурсов. Особенно этого требует сельское хозяйство, где у Казахстана традиционно имеются наработанный годами опыт и потенциал. Казахстан вполне способен удовлетворить спрос со стороны соседей на сельскохозяйственную продукцию.
Немаловажным фактором является занятость большого количества населения в сельском хозяйстве. Но из-за низких доходов часть сельчан мигрирует в города в поисках новых возможностей. Поэтому сельское хозяйство нуждается в капитале, в обучении людей и в обновлении сельскохозяйственной техники. Для этого необходима выверенная государственная поддержка в виде субсидий. В свою очередь, повышение производительности труда в сельском хозяйстве окажет мультипликативный эффект на всю экономику.
За счет вовлечения людей в работу по сбору, хранению, переработке и транспортировке сельскохозяйственной продукции увеличатся доходы сельского населения, снизится его закредитованность. С другой стороны, промышленность Казахстана в основном сконцентрирована в определенных регионах с низкой плотностью населения. Но следует не забывать про креативную экономику, про киноиндустрию и искусство, которые тоже вносят свой вклад в развитие экономики.
Недавно Глава государства раскритиковал банки за то, что они слабо кредитуют экономику. Несомненно, банки должны предоставлять определенные ресурсы для развития экономики. К сожалению, из-за кризиса, имевшего место в 2008 году, когда банками был накоплен огромный уровень стрессовых активов, вплоть до 2021 года в банковской системе наблюдались отрицательные значения по кредитованию экономики. Банки были вынуждены списывать плохие кредиты, очищать портфель и заниматься его оздоровлением.
Некоторым банкам потребовалось определенное время, чтобы завершить процедуру по очистке стрессовых портфелей, пополнить капитал и накопить ликвидность. Теперь настал период наращивания кредитования экономики. Несмотря на положительный рост кредитования экономики, за последние три года кредитование бизнеса в целом по банковской системе выросло на 50%. Наиболее высокие показатели показывают индивидуальные предприниматели (58%) и субъекты малого и среднего бизнеса (36%). Но наблюдается перекос за счет увеличения кредитования в рознице.
В течение последних двух лет высокие ставки на рынке вынудили бизнес опираться на свои собственные ресурсы. Наряду с этим банки развивали свои цифровые услуги, что способствовало облегчению процесса получения кредитов. Снижение своих доходов люди пытались компенсировать за счет потребительских кредитов. Но стране более необходимо кредитование корпоративного и реального секторов экономики. Поскольку в Казахстане сформирована банкоцентричная модель финансовой системы, в которой банки занимают практически 90% активов всей финансовой системы, роль банков в ней становится еще более важной. При наличии эффективных альтернативных или дополнительных каналов распределения финансовых ресурсов роль банков была бы менее критичной.
Сегодня нужно работать над увеличением доли банковского сектора в экономике. Доля ссудного портфеля банковского сектора в ВВП, равная 22%, является относительно низкой. В сопоставимых странах этот показатель составляет 70-80% от ВВП. В некоторых странах этот показатель даже превышает 100%. Регулятор предлагает увеличивать пассивы банковской системы за счет размещения долговых бумаг со стороны банков, чтобы кредитовать не только за счет депозитов, но и за счет размещения различных облигаций. Поэтому нужно объединить усилия фондового рынка и институциональных инвесторов. К примеру, нужно рассмотреть возможность инвестирования средств в ЕНПФ в облигации БВУ.
После отозванных лицензий у восьми банков выросла концентрация в банковской системе. Оставшиеся банки стали стабильнее, здоровее, лучше и устойчивее. Из двадцати одного банка, в основном, экономику кредитуют только девять банков, на которые приходятся 93% всего кредитного портфеля. До введения глобальных санкций в банковском секторе конкуренцию составляли три российских банка. Сбербанк был наиболее активным в секторе корпоративного кредитования. Альфабанк занимал прочные позиции в розничном кредитовании. Теперь для усиления конкуренции нужно появление иностранного банка.
Для этого подготовлены поправки в законодательство, предусматривающих либерализацию требований для входа иностранных банков на казахстанский рынок в виде дочерних организаций и филиалов. При вступлении Казахстана в ВТО были ужесточены определенные требования и поставлены достаточно жесткие барьеры, чтобы защитить внутренний финансовый рынок. Со временем казахстанские банки окрепли и готовы к конкуренции.
Кроме этого, в Казахстане работают восемь дочерних организаций иностранных банков. С ними проводились консультации по их планам и приоритетам по кредитованию. Был принят пакет стимулирующих мер для того, чтобы с точки зрения пруденциального регулирования можно было обеспечить нагрузку на капитал, признавая гарантию материнской компании. Касательно преобразования МФО в банки также имеется большой прогресс. Для получения лицензии необходимо соблюдать нормативы по достаточности капитала.
Алина Алдамберген,
Председатель правления
АО «Казахстанская фондовая биржа»
Различные аналитические отчеты по экономике Казахстана говорят о наличии возможностей для ее роста. Но удвоение ВВП к 2029 году хотя и выглядит сложным, является возможным. У Казахстана все еще есть немало ресурсов и накопленного благосостояния, чтобы совершить форсированный марш-бросок по примеру Саудовской Аравии, ОАЭ, Омана и Катара. Эти страны достаточно быстро развились за короткий промежуток времени. Для этого Казахстан должен изменить структуру экономики и найти доступ к новым источникам финансирования.
Причиной, по которой на фондовом рынке мало эмитентов, является не отсутствие финансовых ресурсов на нем, а нежелание эмитентов размещаться на бирже. Уникальность банковской системы заключается в ее продвинутом регулировании и лучшем надзоре. Но компании, которые являются желанными клиентами банков, вообще не кредитуются в банковском секторе. Они получают финансирование на бирже, на западных рынках или от своих головных компаний.
Для того чтобы вдвое увеличить ВВП нужно понять, где Казахстан хочет оказаться в 2029 году. Он может оставаться у нефтегазовой трубы с плохими дорогами или стать продвинутой страной за счет реализации высококлассных IT-проектов, сервиса и развития постиндустриальной экономики, доля которой сейчас очень мала. Определившись с приоритетами в части секторов экономики, будет легче найти источники финансирования. Часть сбережений, накопленных в Нацфонде и в ЕНПФ, инвестируются в зарубежные экономики. При наличии качественных и интересных проектов в Казахстане, на их финансирование можно было бы направить часть из этих средств.
Еще одним важным игроком внутреннего рынка капитала является большое количество граждан, которые стали финансово грамотными инвесторами. Правда, 2,4 млн счетов, открытых в центральном депозитарии по состоянию на 1 марта 2024 года, говорят о том, что критическая масса людей инвестирует не в Казахстан и не использует отечественный фондовый рынок. Как видно, деньги в стране есть, но нет привлекательных и защищенных проектов, в которые их можно было бы вкладывать.
Галим Хусаинов,
Председатель Совета директоров,
Teniz Capital Investment Banking
Внутренние инвесторы должны инвестировать в страну открыто и без страха, не опасаясь каких-либо рисков. Если направить капитал в отрасли, которые у нас развиты, то результат будет положительным. Такие кейсы станут триггером для других отраслей. Поэтому важными являются работающие институты, которые смогли бы создать благоприятную среду для бизнеса. Далее он уже сам разберется в какие отрасли вкладываться и какие сферы развивать. Но основными препонами, которые мешают этому, являются инфляция и несовершенная бюджетная политика. С одной стороны, Национальный банк прилагает максимальные усилия, чтобы снизить инфляцию, удерживая высокую ставку. С другой стороны, через различные субсидии и фискальные меры продолжают расти государственные расходы.
В нашей экономике не работает контрцикличность, а также отсутствуют нормальные межбюджетные отношения. Свою лепту вносит социальная ориентированность государства, которая позволяет недобросовестным заемщикам не возвращать взятые кредиты. Соответственно, банки испытывают трудности с растущим объемом проблемных кредитов. В итоге вся нагрузка через увеличенные ставки перекладывается на хороших заемщиков. Это увеличивает риски, снижая аппетит на кредитование.
В масштабах Казахстана крупным бизнесом считается любая компания с оборотами более 10 млн долларов США. По меркам развитых стран такие компании относятся к субъектам МСБ. Реальные прорывные и крупные проекты, решающие задачи повышения производительности труда, достигаются только на крупных предприятиях. Их наличие позволяет конкурировать с уже имеющимися крупными компаниями. За последние десятилетия в Казахстане не было крупных проектов, кроме тех, что были реализованы усилиями ТОО «Тенгизшевройл», Карачаганак Петролиум Оперейтинг и Норт Каспиан Оперейтинг Компани.
Это объясняется тем, что для строительства большого предприятия или для реализации масштабного инфраструктурного проекта необходимы значительные кредитные средства. Но сегодня у ведущих казахстанских банков нет таких возможностей, чтобы выдать кредит на сумму 1 млрд долларов США. Другим вариантом могут стать синдицированные займы, для выдачи которых могут объединиться банки. Или они могут совместно привлекать капитал на международных рынках капитала.
В статье использованы фотографии Виктора Магдеева