Интеллектуальная игра «Quantum», популярная в южной столице, каждую неделю собирает людей, которым интересны общение и умный досуг. Я бы назвал формат данной игры достаточно располагающим и комфортным. Все, начиная с дружественного отношения команд друг к другу, соответствующей атмосферой в игровом зале, заряженными на игру участниками, и заканчивая, харизматичным ведущим, заставляет всецело погрузиться в игру.
Я полагаю, что название игры взято из квантовой физики, которая определяет, что некоторые физические величины могут принимать только определенные значения. Поскольку правила игра гласят о том, что на задаваемый вопрос нужно дать один и максимально точный ответ, я полагаю, что не ошибся в своем предположении. Если я ошибся, прошу физиков и организаторов игры меня поправить.
После игры, когда были выявлены победители и гости разошлись, я побеседовал с организатором игры, Карлыгаш Исабековой и ведущим игры, Евгением Жумановым. Всем, кто любит интеллектуальные игры, предлагаю получше ознакомиться с этой игрой и узнать некоторые, невидимые, закулисные моменты игры, о которых рассказали мои собеседники.
Дауржан Аугамбай
Сколько усилий было приложено организаторами, чтобы Евгений согласился стать постоянным ведущим этой игры?
Евгений: Собственно, раздумывать было не о чем. Не то, чтобы я согласился или отказался. Я просто не раздумывал ни секунды. Я бесконечно благодарен Карлыгаш за то, что она пригласила меня. Я без лишних разговоров с удовольствием дал утвердительный ответ. В процессе принятия решения для меня ключевым было сочетание слов «интеллектуальная» и «игра».
Меня заинтересовал формат игры. Поэтому, когда Карлыгаш мне позвонила, а мы слава Богу много лет дружим, общаемся и знаем друг друга очень хорошо, я согласился стать ведущим этой игры.
Карлыгаш: Евгения никогда нельзя встретить на всевозможных свадьбах в качестве тамады. Он выбирает такой формат, где комфортно, прежде всего, ему, а не гостям. Тогда он владеет аудиторией и чувствует ту отдачу от людей, которая ему нужна для того, чтобы на высоком уровне провести мероприятие. Я не сомневалась, что он согласится, так как видела только Евгения Женю ведущим этой игры. Кстати, Замира Садакина тоже приложила тут руку.
Евгений: Да, ей тоже большое спасибо! Замира — наша общая хорошая знакомая. Мы с ней сотрудничали на проекте «Быстро и вкусно», который мы поочередно вели с Карлыгаш.
Какова предыстория этой игры? Как давно она существует?
Карлыгаш: Игра началась задолго до моего прихода. Асхат Утегулов является автором формата этой игры. Чуть позже он пригласил меня, чтобы усилить организационную компоненту. В итоге, я сама увлеклась интеллектуальными играми. Правда, я немного сомневалась: нужно было решать либо я игрок, либо организатор. В итоге, мы с Асхатом стали со-партнерами игры. Я присоединилась к проекту в конце прошлого года, когда было отыграно восемь игр. Проект «Quantum» — является исключительно казахстанским продуктом, работающим без какой-либо франшизы. Игра состоялась благодаря великолепной задумке Асхата и нашей технической команде, которые разработали программное обеспечение специально для этой игры.
Евгений: Меня очень привлекает то, что данная игра является полностью авторской.
Карлыгаш: Мы не стали изобретать велосипед. Мы все равно ориентируемся на ставшую очень популярной игру «Что?Где?Когда?», считающейся родоначальником всех интеллектуальных игр. Когда эта игра появилась, она полюбилась многими и в дальнейшем начали появляться различные производные от этой игры.
Сейчас во всем мире придумываются различные интеллектуальные игры, но, как показывает практика, создателями этих игр, в основном, являются выходцы из постсоветского пространства, которых еще называют «детьми Ворошилова».
Лично я начинала с игры «Угадай за 60 секунд». Именно, благодаря этой игре я вникла в суть интеллектуальных игр и вошла в азарт. Но все же отличие между нашими играми есть. Оно заключается в техническом плане и в аудитории. У каждой игры свой формат и свои поклонники. Бесспорно, общим знаменателем для всех игр подобного формата является минута, данная на размышление игрокам.
Как формируются вопросы?
Карлыгаш: Есть много людей, которые специально придумывают вопросы. Все вопросы аккумулируются в огромной базе данных, наработанной годами. мире есть авторы, которые работают в формате создания вопросов. В этой базе данных собраны вопросы из разных интеллектуальных игр, как «Что?Где?Когда?», «Брейн ринг» и т.д. Поэтому мы тоже пользуемся этой базой, как и представители других игр, немного видоизменяя или адаптируя их. В наших играх задаются свои, авторские вопросы.
Евгений: Я вот сейчас пытаюсь дебютировать в роли автора вопросов. Я уже успел отправить несколько вопросов, один из которых даже был принят на вооружение.
Есть ли риск, что некоторые дотошные игроки, зная о существовании этой базы данных вопросов в открытом доступе, будут приходить подготовленными?
Евгений: Эта база настолько большая, что ее просто физически невозможно охватить. Это даже не госсэкзамен, состоявший всего из 15-20 билетов, которые и то было невозможно все выучить. Зайдя в эту базу, в ней можно просто потеряться. Некоторые игры доказали, что дотошные или профессиональные игроки не всегда выигрывают. Например, в нашей игре участвуют такие профессиональные знатоки из «Что?Где?Когда?», как Игорь Пятов из команды «Они видели Ленина», а также Анвар Мухаметкалиев и Валерий Володин из команды «Хлеб и розы». Так вот, на одной из наших последних игр команда Игоря Пятова была третьей, несмотря на свой опыт и профессионализм.
Сколько времени занимает подготовка к игре?
Карлыгаш: Продолжая мысль Евгения, хотела бы отметить, что те профессиональные игроки, играющие в «Что?Где?Когда?», входят в рейтинг 50 лучших игроков. Поэтому мы всегда должны учитывать интересы тех, кто играет с ними. Для продвинутых игроков мы готовим более сложные вопросы.
Евгений: К формированию нашей вопросной базы я присоединился относительно недавно. До этого я выполнял исключительно функцию ведущего. Мое время подготовки к игре зависело от того, когда эти вопросы для вечерней игры будут сформированы и высланы мне на электронный адрес. Все зависит от того как ребята подготовят вопросы. Бывало, что вопросы я получал за день до игры, а бывало, что получал их на утро перед игрой. После получения вопросов я тут же я начинаю подготовку, стараясь найти к каждому вопросу пролог и эпилог. Очень важно сопровождать вопрос сопутствующей информацией, чтобы играющим было интересно. Простое зачитывание вопросов и ответов рассматриваю, как минимум, неуважение по отношению к резидентам нашей игры.
Карлыгаш: Я не буду скрывать от Евгения, что для нас очень важно то, что он делает то, что ему нравится. Порой он залетает на игру с горящими глазами и говорит: «Я столько интересного могу рассказать по поводу сегодняшних вопросов, но это может превратиться в лекцию». И его горящие глаза дорогого стоят. Евгений через сердце пропускает всю информацию, он понимает, о чем говорит и плюс ко всему может дать массу занимательной и полезной информации.
Евгений: Как только заканчивается игра, я уже скучаю по ней. Я всю неделю жду пятницу, чтобы вечером стремглав бежать на нашу игру.
Какие были интересные случаи или казусы?
Карлыгаш: Ой, этих казусов у нас было предостаточно. Люди порой думают, что играть легко и просто. Они считают, что, услышав вопрос, можно легко дать ответ. Но на самом деле в игре, в ее организации имеется очень много нюансов. Если мы хотим делать интеллектуальные игры для людей, которых мы уважаем, то мы должны очень серьезно подходить к подготовке, поскольку всегда может возникнуть спорные моменты во время игр. Каждый игрок считает себя интеллектуалом и имеет свое мнение и ответ на вопросы. Вся соль лежит в ответах. Естественно, возникают спорные моменты и даже бывало, что команда уходила с игры, будучи несогласной с правильными ответами. Нам приходилось спорить и доказывать.
Если мы видим, что какие-то вопросы неправильно составлены в силу человеческого фактора, то мы всегда признаем свои ошибки и извиняемся перед игроками. Мы всегда стараемся восстановить справедливость. Мы хотим, чтобы люди играли не ради призовых мест, а ради удовольствия. Все знатоки, которые пришли ни игру после работы, отключаются на время игры от всех своих проблем, полностью сконцентрировавшись на игре. Иногда мы добавляем несколько вопросов, ответы на которые могут оказаться смешными и необычными, чтобы слышался смех в зале.
Помимо игры «Quantum Premium» у Вас есть «Quantum Neo». Это какие-то две разные лиги?
Карлыгаш: У нас имеются игроки с разным уровнем подготовки. Premium – игра для тех, кто заточен на высокий уровень и в ком сидит спортивный интерес.
Neo – это игра для новичков, которые хотят попробовать себя в интеллектуальных играх. В этой лиге и вопросы полегче и ниже возрастной порог игроков. Можно сказать, что Premium и Neo представляют собой профессиональную и любительскую лигу в футболе.
Где проводятся ваши игры?
Карлыгаш: В летнее время Quantum Premium мы проводим в «Палладиум», а Quantum Neo – в «АртХаус». Во время осенне-зимнего периода мы играем в «Гоголе». Кстати, «Гоголь» — это первое заведение, которое согласилось с нами сотрудничать. Там мы начали свой яркий старт.
Каким будет дальнейшее развитие игры?
Карлыгаш: К подготовке каждой игры мы подходим основательно: от ведущего, который готовится к игре, детально изучая вопросы, заканчивая техническим оснащением. Мы пользуемся дорогим программным обеспечением, которое не каждый организатор подобных игр может себе позволить. Мы заранее продумываем свои дальнейшие шаги, и сейчас потихоньку готовимся к финальным играм, которые будут проводиться в конце года.
Могу сказать, все, кто вовлечен в организацию этой игры, относятся к ней как к хобби, как к отдушине. Но несмотря на это, мы профессионально и ответственно относимся к игре, продолжая совершенствовать ее техническую сторону. Мы планируем внедрить новшество, которое на ближайших играх будет опробована. Постоянно получая отзывы и предложения от наших игроков, мы стараемся учитывать их в дальнейших играх. Как говорится, театр начинается с вешалки, а у нас игра начинается с первой ступеньки, по которой человек поднимается к нам, которого мы ждем как члена семьи, которого ждут с теплотой. Люди, которые однажды приходят к нам, остаются с нами надолго.
Каким будет финал игры?
Карлыгаш: В течение года мы сохраняем результаты лучших игроков, из которых будут формироваться сильнейшие команды. Имена победителей финала будут наноситься на кубок. Планируется участие 15 лучших команд в финале этого года.
Вообще, идея будь то финала или еженедельных игр заключается в том, чтобы в рамках Quantum сформировать площадку для людей, которые, помимо игр, будут общаться друг с другом, заводить полезные деловые знакомства.
Евгений: Если взглянуть на портрет человека, играющего в нашу игру, то это преимущественно состоявшийся и самодостаточный человек, обладающий высоким интеллектом и хорошим чувством юмора. В Quantum Neo играет молодежь, предпочитающая утонченный вид досуга, дающий пищу для ума.
Основной проблемой всех интеллектуальных игр является сомнение и неуверенность людей, которые хотят играть, но боятся пробовать. Самое сложное, это убедить человека начать играть. Зато, если они попробуют, то в дальнейшем они хорошо втягиваются в игру и раскрываются.
В конце концов, наша игра не настолько строгая и аскетичная.
Каким будет ваш ақыл-кеңес?
Карлыгаш: Я живу по принципу движения вперед, несмотря ни на что, прощения своих и чужих ошибок и наполненностью добром. Вроде, все просто и понятно, но на истинное осознание и следования им нужны опыт и время.
Евгений: Озвучу прописные истины. Мозг хоть и не мышцы, но все же поддается тренировке. Я советую побольше читать, слушать и узнавать интересное и красивое, что имеется вокруг нас.
Необходимо постоянно тренировать нейронные связи, которые потихоньку отмирают, если их не тренировать. Как известно, нейроны пробивают новые пути к старой информации. Праздный мозг – лаборатория дьявола.