Если во время путешествия по Японии вы вдруг услышите крики со словом «вассой», которые будут сопровождаться во время передвижения группы людей, несущих палантин, можно будет сказать, что вам очень повезло. Вы стали частью местного фестиваля (мацури), в рамках которого происходит шествие священного палантина. В нем люди выносят божество из святилища, пронося его по местности, которая окажется под его защитой. Обычно в этом обряде участвуют люди из числа местных жителей или людей, имеющих связь с местной общиной.
Слово «вассой» является частью любых фестивалей, которые, в свою очередь, не обходятся без традиционных японских барабанов.
В преддверии Дня Республики, который вновь начал праздноваться в Казахстане, Посольство Японии организовало концерт группы Sai. Творческий коллектив барабанщиков был образован в 2005 году при Токийском университете. Восемь лет спустя музыканты начали свою профессиональную деятельность. Успев дать более двух тысяч концертов в двадцати пяти странах мира, японские барабанщики выступили с концертами в гг. Астана и Алматы. Их турне было посвящено 30-летию установления дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Японией.
По словам Джуна Ямады, чрезвычайного и полномочного посла Японии в Казахстане, музыка говорит на универсальном языке, понятном всему миру. Поскольку традиционные барабаны вадайко всегда являлись незаменимыми спутниками всевозможных праздников, они сегодня вносят свой творческий вклад в празднование 30-летия дипломатических отношений между Казахстаном и Японией. Раз в этой Вселенной ничто не вечно – ни хорошее, ни плохое, ритмы вадайко могут помочь оставить все негативное в прошлом и привнести положительное для нашего общего будущего.
Энергия барабана
Говорят, что японские барабаны вадайко (Ва — Япония, гармония; Дайко — барабан) могут многое рассказать о Японии, об ее характере, истории и культуре. Звуки этого уникального инструмента, которые сохранились с древних времен, передают яркую палитру эмоций и пробуждают у людей различные чувства. Мастера барабанных дел извлекают из этого инструмента диаметрально противоположные звуки. Они могут быть задумчивыми и романтичными, а могут одномоментно стать резкими и громкими. Звуки барабана могут передать как чувство тревоги и надежду, так и успокоения и умиротворения. В любом случае они никого не оставляют равнодушными. И когда каждый из членов группы во время исполнения композиции душой и сердцем отдается игре на барабанах, каждый их удар превращается в захватывающее зрелище.
Рожденный природой традиционный звук барабанов вадайко сохранился с древних времен. Поселок Нитинан, расположенный в уезде Хино, что на юго-западе префектуры Тоттори, считается родиной барабанов. В этом регионе страны протекает река и проходит горный хребет Тюгоку. Секрет особого звучания барабана кроется в его изготовлении, который неизменно передается из поколения в поколение. Для создания корпуса барабана используется крепкая, плотная и тяжелая древесина дзельквы. В прошлом древесина дзельквы также использовалась в кораблестроении и в гражданском строительстве. Благодаря свойствам древесины в барабанах хорошо отражается звук при ударе по нему. Ударная мембрана вадайко сделана из эластичной и прочной воловьей кожи, которая дополняет уникальное звучание инструмента.
Тщательно промытая кожа оставляется в специальной жидкости на один месяц, что позволяет окончательно очистить ее от остатков шерсти. После обработки кожа в течение недели замачивается в растворе с рисовыми отрубями и морской солью для удаления излишков жира. Поскольку толщина воловьей кожи может быть неравномерной, ее доводят до однородного состояния. Это позволяет звуку барабана быть ровным. Древесина, идущая на производство барабанов, загодя заготавливается зимой. Дело в том, что при вырубке деревьев летом, во время их активного периода роста, из древесины сложнее удалить лишнюю влагу. Дерево с высоким содержанием влаги может трескаться и раскалываться, поэтому бревна просушивают на протяжении более десяти лет.
В современной Японии игра на барабанах стала популярным хобби, которым увлекаются люди всех возрастов. При этом вадайко имеют многовековую историю, издревле являясь неотъемлемой частью религиозных ритуалов и праздников. В стране Восходящего солнца на вадайко играют несколько тысяч различных групп, постоянно соревнуясь между собой на различных конкурсах. В 2012 году группа Sai победила в конкурсе барабанщиков из региона Восточной Японии, который был организован Японской ассоциацией Wadaiko.
В школах барабаны используются для того, чтобы привить детям способность работать в команде и приблизить их к японской культуре. Также этот древний инструмент продолжает играть важную роль в традиционном искусстве Гагаку и Кабуки. В руках виртуозных исполнителей эти барабаны превращаются в источник реверберирующих звуков благодаря специальным вырезам на внутренней поверхности.
Хидетоши Саи (лидер группы), Атсухару Тониши, Такехиро Шиоми, Кота Каваучи и Каи Сузуки представили интересную программу на языке барабанов. Она состояла из сольного звучания самого крупного барабана, который живет своей собственной жизнью. Он может заменить собой целый оркестр и передать слушателям образы конной погони, биение сердца, рассвет и погружение в умиротворение. Барабаны поменьше прекрасно сочетаются с нежной японской флейтой синобуэ, которая дарит веселые и озорные нотки. Вместе они превращаются в симбиоз силы и слабости, мощи и нежности, твердости и мягкости, насыщая музыку целой гаммой эмоций. Вместе с виртуозной игрой на музыкальных инструментах барабанщики удивили своими яркими костюмами и артистизмом. Видимо, не зря участники группы Sai не раз приглашались для съемок в рекламных роликах ряда известных мировых компаний, включая Google и McDonald’s.
Вассой
Во время концерта один из участников группы Sai предложил зрителям громко повторять за ним слово «Вассой». Объяснил он это тем, что таким образом формировалась связь между людьми, находящимися в зале и на сцене. Так, подбадривая друг друга, люди синхронно поддерживали друг друга. Здесь нужно сделать небольшой отступление, чтобы получше объяснить смысл этого слова, которое содержится в самом начале этой статьи. Дело в том, что в прежние времена палантины, которые несли люди во время исполнения религиозных обрядов, были очень тяжелыми. Поэтому люди равномерно распределяли вес поклажи и синхронизировали свои движения, что обеспечивало им собственную безопасность и сохранность божества. Слово «Вассой» помогало людям концентрировать и материализовать энергию и силы.
Само слово «Вассой» состоит из двух частей: «ва» (гармония, мир, японский) и «иссё» (один, нить, связь с духами). Современная модификация слова сохраняет исходное значение единства. Тем самым, это слово формирует образ гармоничного сотрудничества. Сегодня люди используют его как приветствие и призыв объединиться. Еще это достаточно емкое со смысловой точки зрения слово используется болельщиками во время спортивных соревнований для поддержки своей команды. Так, слово на некоторое время объединила всех, кто находился в концертном зале, а каждый человек стал частью большой группы. Еще одним символизмом этого слова стало то, что посредством него была установлена невидимая связь между гражданами Казахстана и Японии.
Флейта нокан
В программу концерта было включено сольное выступление на традиционной японской поперечной флейте нокан (трубка но). Она была создана в XIV веке актерами театра Но Канами Киёцугу и его сыном Дзэами Мотокиё, ставшими авторами реформы театра после введения в него традиционных танцев дэнгаку и саругаку. Данная флейта, относящаяся к разновидности фуэ, сделана так, что издаваемые ею звуки не соблюдают обычный ритм и мелодию. В давние времена флейта была излюбленным развлечением и времяпровождением самураев. Флейту нокан, которая изготавливается из бамбука, отличает высокий тон и фальцетный звук. Он появляется благодаря наличию особого отверстия (нодо), ширина которого составляет всего 2-3 мм. Обычно на нокане можно брать больше двух октав, но высота звука может меняться, поскольку вручную изготавливаемые флейты могут иметь различные характеристики.
Для игры на нокане нужно иметь сильные легкие, так как шум вдуваемого воздуха считается необходимым компонентом звука. В пределах одной октавы, в зависимости от силы выдоха и прикрытия семи игровых отверстий, можно извлечь порядка двадцати звуков. Звуки флейты отличаются своей пронзительностью, сипловатостью и свистом. Инструмент является мелодическим инструментом, который сопровождает танцевальные разделы в театре и звучит в интерлюдиях. Нокан прекрасно сочетается со звучанием барабанов благодаря своему свободному и фиксированному ритму.
«Как прекрасны звуки поперечной флейты, когда они тихо-тихо послышатся где-то в отдаленье и начинают понемногу приближаться. Или когда уходят вдаль и медленно замирают…»
(Сэй-Сёнагон в «Записках у изголовья»)
В настоящее время, флейты фуэ продолжают оставаться одними из любимейших музыкальных инструментов Японии. Исполнительские традиции, искусство создания инструментов бережно хранятся мастерами и передаются новым поколениям музыкантов.
Программа концерта
Дайкайсай – музыка, в которой используется сила японского традиционного инструмента. Исполнитель бьет по барабану, которые издают звуки, погружающие в образ могучего океана, омывающего берега Японии.
Сайэн – яркая и веселая музыка, вдохновленная японскими фестивалями. Можно представить какое вдохновение и веселье дарят людям японские музыкальные инструменты. При этом особые эмоции испытывают сами музыканты, ободренные своей игрой.
Оодайко – сольное исполнение на большом барабане, который обладает разнообразием тембров. Его разное и глубокое звучание оставляет после себя музыкальное послевкусие, которое при определенных обстоятельствах можно использовать в медитации.
Канадэ – пронзительная, но грациозная музыка, в которой используется японская флейта «синобуэ».
Чаппаппа – прекрасная и радостная музыка с использованием «чаппа» традиционного японского инструмента из металла. Артисты подарили целое представление, в котором тарелки использовались как дополнение к игре. Музыканты соревновались между собой в игре в мяч, устраивали между собой спарринг и оригинально вписали игру на тарелках в импровизированный спектакль.
Ритм, ритм, ритм – музыка, в которой используется метод ударов, называемый «сет-ути» (набор ударов), в котором один человек играет на нескольких барабанах. Особенностью является легкое погружение в ритм.
Приключение – легкая музыка с использованием японского барабана «окедо дайко», родом из префектуры Аомори, расположенной в северной части Японии. Музыканты стремились достичь максимальной простоты и чистоты звука.
Каина – когда мы только начали играть в качестве любительской группы, мы написали эту музыку с намерением стать профессиональной группой, выступать по всему миру и пусть эта мечта сбудется. Музыка представляет собой захватывающее музыкальное произведение, в котором музыканты играют и на соседних барабанах.
Дзирайя — музыка с сольным исполнением каждого участника группы. В конце барабанщики бьют в барабаны из всех сил. Энергичная мелодия барабанов.