В Казахстане все больше внимания уделяется вопросам развития творческих профессий среди социально уязвимых слоев населения. Творческое пространство «We Art», открывшее свои двери в Алматы осенью прошлого года, является полезным социальным инструментом с точки зрения инклюзии. Резидентами этого центра являются молодые люди из малообеспеченных, многодетных семей, а также для сирот и воспитанников детских домов. Журнал Akyl—kenes предлагает подробнее узнать об этом проекте и познакомиться с Айнур Калдыгуловой, куратором этой креативной площадки.
Alea jacta est
Айнур является выпускницей КИМЭП, где она получила специальность медиа-менеджера. С момента получения диплома она всегда работала в медиа-сфере, к которой испытывает особую любовь. Все началось в семнадцатилетнем возрасте, когда волею судьбы она писала для одного молодежного журнала. На дворе стоял 2007 год, когда интернет-издания не были еще столь популярны, а соцсети только-только начинали расправлять плечи. Шло время, и вот уже за плечами большой опыт работы в таких изданиях, как деловое издание «Бизнес и Власть», журнал «РБК», портал profinance, к которым добавилось главное редакторство в журналах «L’Officiel Hommes» и «Narxoz Business Review». Интересным был период, когда писались статьи для журнала «Vox Populli» и республиканского еженедельника «Курсивъ».
Постепенно медийный опыт Айнур трансформировался непосредственно в медиа-менеджмент, в рамках которого ею сейчас ведется довольно перспективный познавательно-аналитический интернет-проект «Открытая Азия онлайн». Этот медиа-ресурс погружает читателей в события, происходящие в странах Центральной Азии, повествует о людях и их судьбах, а также сравнительно рассказывает о тенденциях, наблюдаемых в центрально-азиатских государствах. Интерес к столь широкому диапазону тем, который предлагается читателям, объясняется большой и безусловной любовью к своему делу.
Бывали моменты, когда Айнур порывалась уйти из журналистики по разным причинам. Эти причины были связаны с невысоким уровнем заработной платы и колебаниями энтузиазма, которые амплитудно двигались в зависимости от ситуации. В какой-то период жизни Айнур переходила на работу в PR, откуда все же возвращалась назад, в хоть и сложную, но родную медиа-сферу. Поиск себя у Айнур продолжается постоянно, что объясняется тем, что она любит начинать любые медиа-проекты с нуля. В момент, когда, казалось бы, можно пожинать плоды своего труда и почивать на лаврах, Айнур становится скучно. Это является новой точкой отсчета для следующего проекта, который не заставит себя долго ждать.
Проект «We Art»
Другой проект, который сейчас курирует Айнур, носит социальный и образовательный характер. Специально открытый для социально незащищенных слоев населения центр «We Art» собирает под своей крышей талантливую молодежь, с которой работают профессиональные менторы и преподаватели. Учитывая растущий уровень безработицы и преступности среди казахстанской молодежи, данный проект является своевременным, полезным и очень востребованным.
Уже сегодня он стал притягивать к себе способных сирот и воспитанников детских домов в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, чтобы привить им актуальные профессиональные навыки и личностные качества, которые станут хорошим подспорьем на конкурентном рынке труда. Первый набор студентов уже обучается по программе Digital & Filmmaking, которую ведут профессиональные режиссеры и сценаристы из числа выпускников Нью-Йоркской киноакадемии. Обучение длится три месяца, первый из которых направлен на социально-психологическую адаптацию, а далее слушатели курсов разделяются по разным направлениям. На данный момент молодежь может выбрать курсы фотографии, видеографии, интернет-маркетинга, SMM, графического дизайна и т.д. Перечень направлений подобран, исходя из наиболее востребованных услуг, которыми пользуются люди.
С другой стороны, этот центр является нетворкинговой площадкой для молодых людей. По мнению Айнур, особое удовольствие приносит наблюдение за тем, как меняются и развиваются люди, посещающие этот центр. Человек, ранее не имевший надежды на будущее, выпускаясь из центра «We Art», обретает профессию, уверенность в себе, а также начинает видеть перспективы. Работа Айнур и ее коллег заключается во взаимодействии с меценатами, крупными отечественными и международными организациями, предоставляющими различные гранты и размещающие заказы, что позволяет центру предоставлять людям бесплатное обучение. Одной из первых организаций, поддержавшей проект, стал Фонд Булата Утемуратова, который выделил грант на сумму 21 млн тенге.
Айнур сожалеет о том, что не все граждане понимают надобность обучать и обустраивать малообеспеченных граждан, тратя на них силы, время и деньги. Она считает, что представители крупного бизнеса и социально уязвимые граждане живут в одной экосистеме, в которой все взаимосвязано. Обеспеченные люди не могут долго богатеть, если бОльшая часть населения продолжает беднеть. Поэтому центр «We Art» предоставляет нуждающимся людям уникальную возможность учиться, обретать навыки и трудоустраиваться. Альтернативная форма социального лифта.
О вкусах не спорят
В последнее время она наблюдает устойчивые предпочтения людей меньше читать качественную литературу. Несомненно, есть определенный стабильный сегмент книгочеев и книголюбов, но настораживает распространение моды потреблять легкое и короткое чтиво. Находясь среди молодежи, она часто разговаривает с ней на различные темы и проводит небольшие эксперименты. Однажды была проведен книжный час, во время которого около тридцати студентам были предложены серьезные литературные произведения казахских, русских и зарубежных классиков. Как выяснилось, бОльшая ее часть начала скучать и засыпать на второй и третьей странице. Лишь единицы увлеченно читали и были намерены продолжить чтение начатой книги дома.
Возможно, поменялась культура чтения, связанная с эффектом свайпа, когда у медиа есть 30 секунд, чтобы удержать внимание пользователя. Вот и пишутся легкие, порой лишенные глубины и смысла, тексты, по которым можно пробежаться глазами и перейти к следующему, аналогично составленному посту.
Лонгриды и тексты, начиненные смыслом, остались за бортом читательской моды, что объясняется избалованностью и неразборчивостью среднестатистического читателя. Сегодняшний мир непрерывно источает обилие информации, контент которого настолько многогранен и фрагментирован, что пользователи сетей порой не могут отличить зерна от плевел. Отсюда мы видим изобилие вирусного контента, порой фейкового и хайпового, который за короткое время может оказаться в топ-листах. Возможно, в ближайшее время молодежь и нечитающие слои населения снова придут к тому, чтобы пользоваться полноценной и качественной информацией, читать классическую литературу, газеты и журналы.
Возможно, люди просто не желают лишний раз загружать свой мозг и портить зрение, поэтому переходят на легкое чтиво. К серьезной аналитике люди возвращаются, когда она становится необходимой по работе. Однажды Айнур опубликовала расширенное интервью о положении финансового рынка, которое не набрало то количество прочитавших, как ее свободное эссе о феномене токалок в Казахстане. Примечательно, что эту жизненную статью репостнул один известный бизнесмен, что подтверждает наличие высокого интереса у серьезных людей к таким глупым темам.
Интернет настолько сильно проник в жизнь людей, что от него вряд ли кто откажется, но Айнур отмечает появление медиа-диет, к которым прибегает все больше людей. Она заключается в отказе читать негативные новости, конфликты в соцсетях, бесконечную баннерную и всплывающую рекламу. Будущее казахстанского медиа Айнур видит во все возрастающей роли микроинфлюенсеров, которые профессионально и ответственно относятся к своему контенту. Взамен, люди начинают переставать доверять блогерам, диксредитировавших себя и превратившихся в экспертов во всем. Если вчера они писали о йогурте, сегодня пишут о банке, а завтра напишут о каком-нибудь отеле. Люди уже прекрасно разбираются в том, кто, как и о чем пишет. Как говорится, шила в мешке не утаишь, а на фейке и хайпе далеко не уедешь.
Айнур считает, что постепенно растет спрос на казахскоязычный контент, в который бизнес и маркетологи пока не готовы вкладываться. Это связано с тем, что большинство людей, профессионально пишущих и принимающих решения думают на русском языке. Тем не менее, за казахскоязычным контентом стоит огромный рынок с большим финансовым и творческим потенциалом. Этот рынок ждет своего часа, но со временем эта ниша заметно преобразуется, поскольку у печатных медиа сейчас проходит своя болезненная трансформация и поиск себя.
Ақыл-кеңес Айнур Калдыгуловой
Оба проекта, которыми она занимается, направлены на повышение образованности и внутренней культуры общества. Будучи глубоко убежденной в том, что общество начнет постепенно меняться, она ратует за доступность образования, даже, если по его получении не выдается университетский диплом. Важно развивать у молодежи критическое мышление, раскрывать творческий потенциал у молодежи и вносить свой посильный вклад в реализацию социальных проектов. Молодежи нужно научиться отделять зерна от плевел, правду от фейка, людей дела от популистов. Нельзя верить всему, что написано, сказано и сделано в Интернете. Необходимо научиться факт-чекингу, чтобы удостовериться, что одних людей не обманывают другие. А так, как это обычно бывает, у соседа и трава зеленее, забор повыше и яблоки вкуснее.