Для меня мир IT, как, наверное, для многих людей, является обособленным и особенным. Ежедневно мы пользуемся приложениями, программами, видя только удобный интерфейс. Все, конечно, понимают, что любое, даже самое простое приложение состоит из алгоритмов и основ программирования. Недавно я узнал, что в Казахстане живут люди, которые не только создают приложения, но и обучают этому других. Арман Сулейменов и Алмас Туякбаев, основатели известной казахстанской IT-компании, рассказывают о том, как они пришли в мир программирования, который побудил их не только создать свою компанию, но и лабораторию, в которой на сегодняшний день обучаются сотни молодых программистов.
Дауржан Аугамбай
Что кроется за названиями N17R и Zero To One Labs?
Арман: Чтобы было понятно, скажу, что у нас есть две отдельные компании. Первая компания являет собой студию мобильных приложений «Zero To One Labs», в которой работает 23 человека. В портфолио находится порядка 30 разработанных приложений. Zero To One Labs буквально переводится как «лаборатория от нуля к единице». Эта компания занимается подготовкой коммерческих продуктов для своих заказчиков.
В основе названия лежат бинарные числа. Вдохновением для этого названия стали лекции Питера Тила, известного американского предпринимателя и инвестора, который вел курс в Стэнфордском университете по стартапам весной 2012 года. Один из студентов по имени Блейк Мастерс выложил все его конспекты в сеть. В лекции говорилось, что путь от нуля к единице является инновацией, созданием чего-то нового из ничего и преобразованием единицы из нуля. Глобализацию назвали переходом от единицы к бесконечности, то есть распространением идей в разных точках мира.
Вторая компания представляет наши некоммерческие инициативы под брендом nFactorial Incubator. nFactorial означает экзистенциальный рост. Если посчитать все буквы, то между двумя словами находится 17 букв. Отсюда и название N17R.com. Есть такой подход в программировании, используемый для экономии объемов памяти. Такие длинные слова, как «internationalization» писали I18N, чтобы экономить и не прописывать все слово. И мы использовали этот подход.
Данная компания проводит трехмесячную интенсивную программу по подготовке высококлассных мобильных разработчиков, которая проводится третий год подряд. Каждый год мы собираем анкеты порядка 800 желающих обучиться, из которых отбирается 130 человек. Люди, чьи анкеты были одобрены, бесплатно обучаются у нас в течение лета. Преподавателями для слушателей являются 16 наших же сотрудников, которые вносят свою лепту в развитие нового поколения казахстанских разработчиков мобильных приложений.
Кто эти 23 человека?
Алмас: Компанию «Zero To One Labs» мы основали с Арманом в мае 2015 года. 19 человек из 23 являются выпускниками нашей образовательной программы сезона 2015-2016 года. Поскольку у нас не было инвестиций на привлечение кадров, мы сами создавали эти кадры для себя, что заменило нам венчурный капитал. Большинство сотрудников являются выпускниками нашей же программы.
Алмас Туякбаев закончил бакалавриат КБТУ по специальности «Информационные системы», там же получил магистратуру. В 2010 году по программе «Болашак» обучался в университете Карнеги-Мэлон (США) по специальности «Человеко-компьютерное взаимодействие.
Арман Сулейменов в 2010 году закончил по программе «Болашак» бакалавриат в Университете Пердью (США). В 2012 году закончил магистратуру по специальности «Computer Science» в Принстонском университете.
Как зародилась идея основать компанию?
Арман: Мы создали компанию через полтора года после знакомства. На тот момент Алмас работал преподавателем в Международном университете информационных технологий, а я – в инвестиционной компании «Green Apple». В июне 2014 года я оттуда ушел, когда и возникло желание вернуться к экспериментам. В течение года до основания компании мы проводили эксперименты, создав несколько мобильных приложений. Мы изучали формат, который бы подходил для нас.
Алмас: Первые экспериментальные приложения были некоммерческими. Нам нужна была проба пера. Первое приложение «Being Beethoven» мы запустили в сентябре 2014 года. Смысл приложения заключался в исследовании привычек и жизненных рутин известных мастеров своего дела с добавлением их в свой режим. Приложение позволяло узнать режимы дня известных людей. Например, японский писатель Харуки Мураками встает в 6:00 утра, с 7:00 до 11:00 пишет, с 12:00 до 13:00 бежит 10 км, с 13:00 до 14:00 плывет 1,5 км, после 17:00 гуляет с женой, а в 21:30 ложится спать.
Конечно, мы не делали прямую привязку ко времени. Главное, пользователю надо было выполнять хотя бы часть элементов из графиков известных личностей, не привязываясь к точному времени их реализации. Если начинать дела с утра, то можно многое успеть в течение дня. Определенная работа, в виду ритуала встроенная в график, стимулирует работу мозга и приводит его работу в определенное русло.
Многие артисты, писатели, художники и программисты, на самом деле, являются ритуализированными людьми, что позволяет им эффективно работать. Как известно, в Японии люди специально пораньше приходят на работу, выполняют определенную рутинную офисную работу, чтобы подготовить себя к рабочему дню.
Арман: Второе приложение мы назвали «Persimmon» (название фрукта, хурма – англ.), что в японской символике является символом трансформации из горького в сладкое. Приложение чем-то было похоже на первое, позволяя любому человеку прописать семь своих целей в семи сферах своей жизни: финансы, карьера, любовь-отношения, семья-друзья, здоровье, духовность и образование. Для работы с приложением нужно было каждое утро визуализировать поставленную цель, а в конце дня записывать то, что было сделано для ее достижения. После того, как эти приложения были запущены их скачало порядка 10 000 человек. В начале они были бесплатными, а сейчас они стоят символические 99 центов.
Поскольку мобильными разработками мы тогда не занимались, эти эксперименты помогли нам войти на рынок без особых расходов. Эти два приложения доказали нам, что мы умеем что-то создавать. Далее возник вопрос: «Как без денег запустить не два приложения, а много?» Тогда и возникла идея запустить образовательную программу, что и было сделано 3 мая 2015 году. Мы собрали 352 анкеты людей, желающих обучаться в нашей 8-недельной школе мобильных разработок. После изучения анкет мы отобрали 45 человек.
Алмас: В течение восьми недель наши ученики разработали 39 приложений. Тогда мы поняли, что, обучая других и не привлекая внешнее финансирование, можно создавать много продуктов за короткий период времени. Позже лучших ребят мы пригласили работать к себе в компанию. Благо, в январе 2015 года мы выиграли 20 000 долларов США на одном конкурсе, организованным Кенесом Ракишевым и Вячеславом Кимом. Эти деньги были положены на депозит, став основой для будущего фонда оплаты труда сотрудников. Из этих денег мы выплачивали зарплату людям, которых пригласили в компанию. На этом этапе компания начала полноценно работать. У нас остались стремления экспериментировать. Определенная часть проектов провалилась с коммерческой точки зрения, что покрывалось за счет более успешных коммерческих заказов.
Первые шаги компании
Арман: Как я говорил ранее, первым проектом лаборатории была программа обучения. Если оглянуться на два года назад, то видно, что многие вещи, которые мы изначально задумывали, выходили по-другому. Многие гипотезы не срабатывали, и мы искали новые, чтобы прийти к конкретным результатам. С каждым годом менялось видение бизнеса.
Алмас: Сейчас компания движется в трех направлениях. Первым является комплексная подготовка кадров не только для себя, но и для рынка. Вторым является перенаправление некоторый части людей из N17R в сервисную часть бизнеса, в которой мы разрабатываем продукты для клиентов. Это некий IT-аутсорсинг, который зарабатывает, выполняя заказы клиентов. Третьим — является студия разработок, которая генерирует собственные идеи и тренды. В нее вкладываются заработанные средства для разработки новых приложений и программного обеспечения. Эти три направления взаимосвязаны.
Арман: Мы работаем с полупрофессионалами и доводим их до уровня профессионалов. Все они имеют базовые навыки программирования и идеи в виде проектов. Во время отбора слушателей для обучения в nFactorial мы смотрим на 20 вопросов, которые позволяют понять опыт программирования и достижения людей.
Описание образовательного процесса
Арман: Первый месяц 16 менторов обучают слушателей разработкам под IPhone или Android. 60% людей обучается программированию в Android, а 40% — в IPhone IOS. В течение месяца они создают порядка 15 маленьких приложений, которые никуда не выпускаются. Это нужно лишь для тренировок. Оставшиеся два месяца каждый участник создает свое мобильное приложение. Поскольку в нашем портфолио уже находится порядка 250 запущенных приложений, у нас имеется понимание и опыт, позволяющие отделять зерна от плевел. Поэтому на этом этапе мы подсказываем слушателям выбрать подходящий проект, даже если он идет в разрез с их первоначальными идеями.
Алмас: Из этих 250 приложений, 30 принадлежит нам, а остальные — нашим студентам, которые вольны делать с ними что угодно. Мы не входим в долю их проектов. Нашей целью является воспитание хороших кадров для рынка, чтобы они смогли найти хорошую работу и приносить пользу для общества, чем сидеть без работы. Некоторые наши участники, являющиеся студентами 1-3 курсов, после курсов возвращаются в свои университеты. Например, из числа наших учеников есть три человека, которые уехали на стажировку в Google и на обучение в магистратуре.
Хобби и свободное время
Алмас: По вечерам я читаю интересные книги и статьи. Выходные дни стараюсь проводить с семьей и с друзьями. Большинство выходных до какого-то периода мы работали над текущими проектами. У нас нет графика с девяти до шести. Наш режим можно прописать так: работа, работа, работа, немного отдыха и снова работа. Мне нравится играть в футбол. Если смотреть матчи, то обязательно посмотрю матчи «Челси».
Арман: Раньше я бы ответил, что у меня бег по утрам, медитация и упражнения для развития мозга и внимания. Раньше я писал одно эссе в день. Я вел более монашеский образ жизни, пока в компании не прибавилось людей. Сейчас в привычке осталось делать пять упражнений в день на Lumosity.com, своеобразном тренажерном зале для развития ментальных способностей.
Свободного времени у меня практически нет. Нам надо сохранять взятый марафонский темп. Но в один день в неделю мы стараемся полностью отключаться от работы, что не совсем получается. В выходные я встречаюсь с людьми, с которыми не получилось встретиться в течение недели. Ловлю себя на мысли, что в последнее время я стал меньше читать, хотя люблю это делать. Чтение книг заменяю блогами, просмотром лекций на интересующие меня темы в youtube. Например, меня сейчас интересуют криптовалюты. Люблю смотреть ТВ-шоу «Планета приложений», в котором разработчики выступают перед инвесторами, рассказывая о своих разработках.
Любил следить за футболом. В детстве каждый понедельник покупал толстушку «Спорт-экспресс» и еженедельник «Футбол». Все матчи чемпионатов мира 1998 года и Европы 2000 года я записал на видеокассету, записывая их результаты. Сейчас я просто просматриваю наиболее интересные видео-обзоры матчей. С 1998 года я болею за московский «Спартак». Я с удовольствием вспоминаю дни, когда играли Дмитрий Аленичев, Андрей Тихонов, Егор Титов и другие легенды. Это мое детское пристрастие, хотя никакой связи у меня нет ни с Москвой, ни с Россией.
Что используется при разработке приложений?
Арман: Мы не изобретали ничего нового. Вся основная работа была проделана Apple. С 2008 года они открыли для сторонних разработчиков свои разработки и библиотеку с инструкциями. Много людей до нас посвятили годы своей жизни для разработки шаблонов и инструментов, используя которые мы можем писать свои приложения.
Например, на конференции разработчиков WWDC специалисты делятся обновлениями и новыми функциями. Со стороны все кажется сложным, но если придерживаться определенных правил и лучших практик, то все это можно вывести в одну определенную структуру или понятный алгоритм. Даже дети, знающие язык Scratch, могут писать простейшие программы и создавать игры.
Чтобы писать приложения для IPhone нужно знать язык Swift, до которого был язык Objective C. Это очень сильный язык, в котором есть элементы функционального программирования. Обязательно нужно владеть Mac, который является неким закрытым садом со своей экосистемой. Своего рода тюрьма с мороженым. Разработки для Android требуют программирование на языках Java и Kotlin, считающийся эклипсом этого года. Котлин — это остров возле Питера. Этот язык программирования разработали российские программисты. Google выбрал его в качестве стандарта для программирования для Android.
Кроме того, мы пишем на языке React Native, который позволяет создавать приложения для двух платформ одновременно. Преимущество этого языка заключается в том, что он упрощает задачу и снижает расходы на разработку. Поэтому мы разрабатываем продукты на этом языке.
Выбор будущей профессии
Арман: Свой настоящий интерес к компьютеру я проявил в возрасте 15 лет, когда мой дядя впервые познакомил меня с интернетом. Один из первых сайтов, который я увидел, был сайт о футболе. Я начал следить за «Спартаком» и за «Сельтой», поскольку тогда я следил за клубами, в которых играли российские игроки.
Позже с помощью самоучителя по созданию веб-страниц Энди Шафрана я начал создавать первые сайты. В школьные годы я создал большое количество сайтов, четыре из которых были очень популярны. Сегодня эти сайты можно увидеть на кладбище мертвых сайтов и заодно увидеть какими были сайты в 2003 году. Первый сайт был в виде энциклопедии Брюса Ли, ставший энциклопедией №1 в рунете. Вторым сайтом был образовательный ресурс «К знаниям вместе», на котором я публиковал свои рефераты, сочинения, биографии химиков и физиков, а также домашние задания. Я все выкладывал туда, чтобы мои одноклассники не беспокоили меня, спрашивая, что задано на дом. В то время интернет был очень медленный, а из 30 человек в классе им пользовалось всего лишь пятеро. Так что своим сайтом ни себе, ни классу я особо не помог. Но было приятно, когда мне писали школьники из Украины, Беларуси и других стран. Третий сайт назывался «Подготовка к ЕНТ», ставший очень популярный среди тех, кто сдавал этот экзамен. Четвертый популярный сайт был посвящен тому, как создавать сайты.
Суммарно все четыре сайта собирали 300 000 посещений в месяц. Размещение рекламы от Google приносило мне порядка 100 долларов США в месяц. Когда я решил обналичить их в 2015 году, спустя 10 лет, то у меня накопилось около 4 000 долларов США, несмотря на то, что с 2007 года я перестал следить за ними и не продлевал хостинг.
В университетские годы я занимался спортивным программированием, на котором решал математические задачи на время. Формат заключался в том, что давался один компьютер на троих человек, которые за пять часов должны были решить десять задач. Мы дважды выходили в финал чемпионатов мира по программированию, которые проходили в Стокгольме в 2009 году и в Орландо в 2011 году.
Ваши ақыл-кеңесы
Алмас: Надо иметь хакерский дух, учитывая, что все знания сейчас находятся у нас в кармане. Надо просто создать привычку находить вопросы на ответы в течение пяти минут. В IT-сфере сейчас очень много конкуренции. Надо пытаться делать все здесь и сейчас. Если у тебя есть компьютер и доступ к интернету, то можно самостоятельно изучать много вещей, которые пригодятся в жизни, включая языки программирования. Для тех, кому они интересны, двери нашей компании всегда открыты.
Арман: Умные люди должны производить продукты для мира, что является лучшим способом проверить себя. Это лучше, чем учебники и теория. Лучшие программисты не читали ни одной книги. Они создавали и отправляли в мир пробную уродливую версию своего детища, которое некоторое время жило своей жизнью. Потом люди давали обратную связь, а программисты улучшали свой продукт. Создание чего-то нового является лучшим способом чему-то научиться.
Второй совет принадлежит известному станд-ап комику Стиву Мартину, звучащий как: «Be so good they cannot ignore you». Будьте таким крутым, чтобы никто не смог вас проигнорировать. Это удивительный и универсальный совет, отвечающий практически на все жизненные вопросы: «Как поступить в университет?», «Как сделать классный продукт?», «Как понравиться девушке?» и т.д. На все возникающие вопросы можно ответить одним ответом.
Третье, не ищите долго свое идеальное состояние. Самый лучший способ быть полезным для общества заключается в совпадении трех составляющих: а) вам нравится то, чем вы занимаетесь; б) вы в этом сильны; в) в вашем продукте нуждается рынок. Если все эти составляющие совпадут и будут работать, то вы обречены на успех. И это касается всех сфер жизни.