Ровно год назад в это время в прокат вышла картина Акана Сатаева «Районы», повествующая об алматинских хрониках 1987 года, в которых царила своя полукриминальная молодежная культура. Через «районовские движения» прямо или косвенно прошли все представители поколения, получавшие среднее образование вплоть до 1998 года. Этим и интересен фильм, что он предлагает вернуться в прошлое, доподлинно погружая в атмосферу того времени. Так совпало, что данный номер выходит на фоне так называемого двойного юбилея. Первый юбилей связан с годовщиной выхода фильма в прокат, а второй – с тем, что действия в фильме происходили ровно 30 лет назад, во время первой четверти нового учебного года. Данияр Алшинов, популярный ведущий и актер, снявшийся в главной роли этого фильма делится своим впечатлением о фильме, пропуская нас за кулисы некоторых эпизодов фильма. Примечательно, что он родился в год, в котором происходят события этого фильма. Но при этом, роль Рашида, «старшака Театралки», он сыграл на высоком уровне, но что-то в его образе говорило, что он подходит и для других ролей.
Дауржан Аугамбай
Разность поколений
Если честно, персонаж, которого я играл, знаком для любого парня, который хоть немного прожил в Советском Союзе. Таких ребят, как Рашид, мы видели своими глазами: видели, как они разговаривают и как себя ведут. Конечно, сам я никогда не был «старшаком» в силу своего возраста и ряда обстоятельств. Когда я перешагнул свой 20-летний рубеж, районы, рулившие Алма-Атой, и дворовые понятия развеялись, как призрак прошлого и больше уже не появлялись.
Началось новое время. У молодежи появились новые ценности: она начала стремиться к знаниям и активно развиваться. Я рад, что застал оба этих периода. Я видел, как жила молодежь в перестроечный период и вижу своих современников. Это два разных поколения, которые очень сильно друг от друга отличаются, хотя те, кто состоял на районах, сейчас тоже не сильно постарели. Нынешняя молодежь, конечно, более прогрессивная и конкурентоспособная.
Когда я советовался с Аканом Сатаевым, каким я должен быть в фильме, он мне сказал, что мой герой не должен быть «быдловатым хулиганом». Рашид — это выходец из интеллигентной семьи, из семьи деятелей культуры, которая проживает в районе, прилегающем к Театру оперы и балета. В силу этого район называется «Театралка». Общаясь с районовским контингентом, Рашид играет по их правилам, но при этом, если сравнить его с тем же Мосей, они сильно отличаются. Просто он попал в эту среду. Играя Рашида, я изо всех сил старался показать, что он переживает внутренний конфликт. Находясь в той среде, он в глубине души постоянно задумывается над тем, что он живет не совсем правильно. По этой причине ближе к концу фильма он решает уехать с района, после чего его убивают.
Убийство Рашида
Я думаю, что он должен был быть убит, чтобы сюжет двигался дальше. С другой стороны, если у этого фильма будут сиквелы, то будет обидно, что во второй части меня уже не будет. Хотелось бы, чтобы в фильме раскрыли меня, как человека, показав мои взаимоотношения с моей сестренкой Диной. В фильме нет ни одной сцены, где мы с ней находились бы в домашней обстановке или хоть раз побеседовали. В картине мы с ней ни разу не пересеклись.
Я сам хотел бы посмотреть быт Рашида, узнать какой он дома, где он, возможно, другой, чем во дворе. Мне кажется, что угрызения его совести после смерти Хабиба можно было показать в стенах дома, именно в беседе с сестренкой, которая возненавидела все, что связано с районами. Вот этого не хватило мне и зрителям. Но осознание всего этого пришло ко мне после просмотра фильма. Во время съемок фильма такие вопросы на ум не приходили.
Текущие проекты
После выхода «Районов» в прокат ко мне начали поступать различные предложения. В частности, я познакомился с режиссером Аскаром Бисембиным, от которого буквально на следующий день после премьеры фильма я получил сообщение с похвалой за игру в картине и предложение новой роли в фильме «Больше, чем кино». Правда, снимать мы его начали в июле этого года. До этого времени шла подготовка к съемкам и дорабатывался сценарий. Нуртас Адамбаев тоже предложил сотрудничество. С ним мы успешно поработали в драме «Лифт» и кинокомедии «Жених на пять дней». Оба этих фильма уже отсняты и выйдут на экраны до конца этого года.
Помимо «Районов» я снялся в таких фильмах как «Келинка тоже человек и «Все из-за мужиков». Режиссер Аскар Узакбаев заметил меня по одному сериалу. Мы с ним долгое время не могли начать работу по простой и смешной причине. Он попросил своих помощников пригласить меня на кастинг одного своего проекта, указав на меня на экране. В тот момент в кадре находилось два человека. Его ассистенты подумали про другого человека, связались с ним, но получили отказ. Так повторялось еще пару раз, пока режиссер сам не разобрался в этой ситуации и не нашел меня. Шел последний день съемок фильма «Все из-за мужиков», когда меня пригласили на кастинг фильма «Келинка тоже человек». Вот так, едва закончив работу на одном проекте, я тут же вовлекся во второй.
Эпизод с дракой
До начала съемок фильма «Районы» шел подготовительный период и велось знакомство с другими актерами и со сценарием. Меня предупредили, что по сценарию я меня будет драка, к которой нужно тщательно подготовиться. Помню, как первым делом я встретился с Эльтересом Нуржановым, который сыграл роль Арсена. Драки мы репетировали в стенах цирка, на базе которого занимается известная в мире каскадерская группа «Номады». Драку нам ставил фактурный парень по имени Тимур, являющийся чемпионом мира по всем видам боевых искусств. Он был каскадером в таких фильмах как «Викинг» и «47 ронинов».
До начала тренировок каскадеры сначала придумывают драку. Они ее ставят, снимают на видео и отправляют режиссеру, который затем вносит коррективы и предложения. После утверждения хореографии драки начинается работа с актерами. В свое время несколько лет я занимался боксом, а когда учился в США увлекался ММА, который сегодня набирает популярность в Казахстане. Эльтерес является чемпионом Казахстана по бразильскому джиу-джитсу и чемпионом мира по грепплингу.
Так что опыт в драках у нас был, но который не совсем нам пригодился. Дело в том, что настоящая драка в жизни не работает в кино. Удары, наносимые в настоящей драке, уклонения от них и падения на землю не выглядят красивыми в кадре. Если быстро бить рукой, то она может не попасть в кадр. Поэтому удары в кино наносятся немного в замедленном темпе, чем при обычной жизни. Необходимо выбрать такую траекторию удара, чтобы она просматривалась. Как выяснилось, зритель должен видеть логику ударов актера.
В первый же день тренировок мы с Эльтересом получили травмы, немного переборщив на выполнении одного приема. В течение недели мы репетировали сцену из драки по полтора часа в день. В это время я еще параллельно снимался в фильме «Все из-за мужиков» в Астане. Из-за этого мне нужно было быстро выходить из комедийного несуразного образа Турсынбека и так же быстро входить в образ Рашида. Последние три репетиции мы проводили на траве прямо возле цирка. Затем мы опробовали драку в грязи, кувыркались в пыли, чтобы быть готовыми к реальным кинотрюкам. В общем, каждый прогон драки очень сильно утомлял, а повторять все приходилось по 7-8 раз.
Мы серьезно вымотались, поскольку по режиссерскому видению драка изначально должна была быть одноплановой и быть абсолютно без монтажа. Думаю, что зрители заметили, что весь фильм снимался внутри сцены. Другими словами, камера начинает работать и не останавливается до тех пор, пока не закончится сцена, после чего происходит срезка. По этой причине драку нельзя было дробить. Это очень сложная задача для оператора и не менее тяжелая для актеров, которые не являются профессиональными каскадерами. С Эльтересом мы являлись партнерами по драке, поэтому работали аккуратно и равномерно.
Во время съемки сцены с дракой я все время готовился к броску через бедро. На тренировках мы его обозначали, но не выполняли. На самой последней тренировке Эльтересу пришлось выполнить пару бросков, которые очень болезненны для падающего. Во время репетиций я учился технике падения и правильной группировке в воздухе. В общем, этот эпизод мы отсняли. Бросок получился очень жизненным и естественным. К моменту, когда надо было снять бросок уже светало, и у нас оставался всего лишь один кадр. Когда мы дошли до этого момента я понял, что неправильно дал своему партнеру руку, из-за чего он не сможет меня эффектно бросить. Если внимательно посмотреть, то видно, как я под него специально подсаживаюсь. Мне пришлось вырваться, не дав ему себя бросить. Мы повторили комбинацию, когда камера снимала со спины. Когда я приземлялся моя нога оказалась меж его ног, в результате чего я порвал себе связки голеностопа и колен. Помимо этого, я выбил себе палец, повредил локоть и пропустил хороший удар Эльтереса в ухо, после которого я полсцены ничего не слышал. В общем, это было самой сложной сценой в моей карьере.
Дружба после фильма
Я поддерживаю общение с Сануржаном Сулейменовым, который сыграл Хабиба. Очень тесно общаюсь с Жалгасом Жангазиным, сыгравшего Каната. Он единственный из нас, кто имеет актерское образование. С Эльтересом Нуржановым я тоже поддерживаю дружбу.
Спецэффекты и нюансы
На съемочной площадке постоянно находился специалист по компьютерной графике, с которым шли постоянные консультации. Велась работа над замазыванием ненужных объектов, новых зданий и элементов современного экстерьера и подбирался подходящий задний фон. Когда мы снимали подъезды во дворах, мы приносили искусственные входные деревянные каркасы, которыми закрывались двери и окна. Использовались переносные лавочки, уличные мусорные корзины и фонари того времени.
Роль твоей мечты
Мне нравится экспериментировать и не хочу замыкаться на каком-то образе. Я не хотел бы замыкаться на образе Рашида, но и не хотел бы играть исключительно в комедиях. Мне хотелось бы сыграть серьезную роль, что мне удалось сделать в фильме «Больше, чем кино». Я хочу попробовать роль лирического персонажа в какой-нибудь любовной истории. У меня есть мечта сняться в историческом кино, чтобы погрузиться в события давно минувших дней.
«Районы» – это тоже своего рода историческое кино, которое унесло нас на 30 лет назад. Мне было приятно оказаться в атмосфере того времени. Во время съемок я слушал музыку 80-х, чтобы максимально почувствовать дух того времени. Ощутив его, важно было суметь передать его зрителю. Поэтому я всегда буду соглашаться играть в исторических картинах.
Хобби и досуг
Я большой фанат футбола. Люблю играть в футбол и являюсь болельщиком «Барселоны», за которую я изначально болел. Правда, последние десять лет я болею за «Арсенал». Мне кажется, что эти два клуба похожи друг на друга по тактике игре и по характеру. Помимо футбола я люблю боевые единоборства. Проучившись пять лет в США, где ММА особенно популярен, я всецело прочувствовал атмосферу этого спорта. Я люблю следить за играми плей-офф NBA и смотреть матчи эль-классико.
В студенческие времена просмотры таких матчей имели особенную ауру. Поскольку я часто нахожусь под прицелом камер, мне нужно следить за своей фигурой. Уделяю время занятиям в тренажерном зале и пробежкам по вечерней Астане вдоль набережной. Хорошая физическая форма положительно влияет на мой тонус. Сейчас подумываю над тем, чтобы заняться единоборствами. Осталось найти время на это.
Планы на ближайший год
Хочу попробовать себя в российских проектах. Сейчас я готовлю свое портфолио, чтобы выйти на российский рынок. В случае, если мне будет предложена какая-нибудь хорошая и интересная роль в российской картине, я бы попробовал ее сыграть.
Ақыл-кеңес Данияра Алшинова
Несколько лет назад, когда я начинал сниматься в кино, я работал в одной иностранной компании по специальности «инженер-авиаконструктор». Эта компания занималась спутниковыми технологиями. Я стал замечать, что я просчитываю каждый свой шаг, думая о мнениях других людей, в результате чего в моей жизни появилось очень много сомнений и опасений. Шло время, а я понимал, что занимаюсь не тем, я хотел бы заниматься. Приняв решение, что хочу сниматься в кино, я плюнул на все и снялся в сериале «Ничего личного». Это был большой шаг для меня.
Работая помощником президента компании, я снимался в сериале, играя роль сотрудника ЦОН. Я переживал по поводу того, как на это отреагирует руководство, но, как выяснилось, это было напрасно. После этого у меня стали появляться другие страхи, что буду невостребованным в кино и не смогу хорошо играть свои роли.
У каждого человека имеется очень много индивидуальных страхов. Я посоветовал бы их не бояться. Я не советовал бы этого, не произойди у меня одного момента в жизни, когда я попал в ДТП.
Как-то я ехал по ночной трассе, на которой был гололед. Заходя в поворот, меня начало заносить и выбросило на встречную полосу. Мне повезло, что я чудом остался жив, хотя и вдребезги разбил машину. Я заметил, что до того, как меня начало заносить, мне было страшно. Страх пропал, когда машину уже понесло, и уже ничего нельзя было сделать. Человек, попадая в такие ситуации, находится в абсолютно настоящем моменте. У человека отсутствуют какие-либо мысли. В это время он максимально присутствует в настоящем моменте, находясь в котором страх исчезает.
Страх, является производной прошлого или будущего. Когда человек помнит прошлое, он начинает опасаться будущего. Если ничего не бояться, то жизнь начнет складываться по-другому, а обстоятельства разрешаться сами по себе. Каждый день борясь со своими страхами, и убеждая себя, что там наверху Всевышний знает, как будет лучше, я научился отпускать ситуацию. В результате я научился жить легче.
Я посоветую людям творить, создавать, раскрываться и заниматься любимым делом. Если же вы пока вынужденно занимаетесь нелюбимым делом, то не страдайте из-за этого, а примите это как временное явление и постарайтесь выйти из зоны комфорта. Далее жизнь сама расставит все на свои места.