О дизайне интерьера написано немало статей и публикаций. Каждый человек, который занимается им, по-разному относится к нему. Для кого-то он является искусством, кто-то считает его наукой, а иной человек и вовсе воспринимает его в качестве хобби. Каждый из них по-своему прав, поскольку дизайн интерьера связан с обустройством жизни. От качества дизайна зависит наполнение нашей жизни. Поскольку современный человек проводит большую часть своего времени в помещениях, обстановка внутри них напрямую влияет на настроение и психологическое состояние человека. Журнал Akyl-kenes рассказывает о роли дизайна в жизни Айнур Асыл, одной из ведущих дизайнеров и основателя столичной студии интерьера.
В каждом человеке живет маленький дизайнер, который хотя бы раз обязательно дает о себе знать. Взять, к примеру, обычную бытовую рутину, в которой время от времени меняются шторы на окнах или переставляется мебель в квартире. Или момент, когда некто приходит на новое место работы и начинает раскладывать свои вещи на рабочем столе. Всякий раз, когда человек соприкасается с любой формой обустройства окружающего пространства, он невольно вовлекается в дизайн интерьера. Стремление человека окружить себя красивыми, комфортными и функциональными вещами является одним из основных его инстинктов, наравне с обеспечением собственной безопасности продолжением рода. Настоящий дизайн интерьера призван раскрыть сущность его владельца, наполнить каждый сантиметр пространства смыслом и красотой, что называется хорошим интерьером.
Дизайнером нужно родиться
Перед ней никогда не стоял выбор профессии, поскольку она с детства твердо знала кем станет, когда вырастет. Любовь к творчеству была передана ей через гены от бабушки, которая была очень креативным человеком, любившего созидать красоту. Если человек обладает чувством стиля, имеет индивидуальный вкус и горит желанием творить что-то новое, то он запросто сможет реализовать себя в качестве дизайнера. Если вдобавок к этому в нем бурлит неугомонная фантазия, приправленная определенной долей таланта, то завтра об этом человеке будут говорить многие.
Дизайнер является полевым работником, профессионализм которого напрямую зависит от его опыта работы. Сегодня умение рисовать так же важно, поскольку оно помогает мыслить в 3D-пространстве. Современным дизайнерам необходимо постоянно развиваться через самообучение, являющееся пусть и долгим, но зато самым эффективным способом достижения успеха и признания. Начинающие дизайнеры выполняют свои первые проекты бесплатно, чтобы методом проб и ошибок обучиться всему на практике и «набить руку».
Ошибкой некоторых молодых дизайнеров является желание учиться у опытного дизайнера-практика. Этот вариант не выстреливает, так как мало кто захочет взращивать профессионала рядом с собой, тратя на него время и силы. Набирающимся опыта дизайнерам, которые работают в студиях, обычно достается лишь определенная часть от всего объема работ, не влекущая за собой профессиональной ответственности. Работая над чужими проектами, невозможно научиться генерировать идеи, управлять своим временем и распоряжаться имеющимися ресурсами.
Век живи – век учись
Годы учебы в Европе научили ее самостоятельности. Студентам предоставляется полная свобода, которая ограничивается лишь большим объемом заданий. Каждый волен сам распоряжаться отведенным ему временем, составляя подходящее расписание, в рамках которого выстраивается учебный процесс. Венцом обучения являются сложнейшие экзамены, не предполагающие какого-либо снисхождения, в случае получения плохой оценки.
Айнур Асыл получила архитектурное образование в британских University of Arts и London South Bank University. Архитектура и дизайн интерьера тесно связаны между собой, поэтому базовые знания архитектора восполняют пробелы в области строительства при выполнении и реализации любых, даже самых сложных дизайн-проектов. Несмотря на имеющееся образование, она планирует продолжить обучение в какой-нибудь другой стране. Являясь приверженцем мнения, что нет предела совершенству, она приобрела «синдром муравья», о котором повествуется в известной басне Ивана Крылова. Лет через десять она видит себя профессиональным дизайнером, который реализовался в разных отраслях и воплотил множество идей.
Первые шаги проекта
Любой проект начинается со знакомства с заказчиком и со всеми членами его семьи. Предтечей составлению индивидуального проекта и «идеального портрета» дома, является налаживание контактов и нахождение общего языка с людьми, которые будут принимать заказ. При подготовке технического задания фиксируются все детали планировки и предпочтения заказчика, после чего проводятся замеры на объекте. На первоначальном этапе разрабатывается концепция проекта. На основе нее вместе с владельцами дома утверждается план дизайна, включающий в себя монтаж, демонтаж, перепланировку и переоборудование. Полученная информация визуализируется в 3D-формате, что составляет лишь 50% всего объема работы. Далее идет скрупулезная работа, состоящая из множества встреч, презентаций, подбора отделочных материалов, мебели, аксессуаров и оборудования. И лишь после этого рисуется рабочий проект в виде чертежей, который будет использоваться рабочей бригадой. Согласованный проект предоставляется на бумажном носителе, после чего можно приступать к строительным работам.
Хороший дизайн – это хороший бизнес
В студии Айнур Асыл ломаются все стереотипы и банальные правила. Для того, чтобы запомниться на рынке своими качественными услугами, команда изучает новые стратегии, постоянно обучая своих сотрудников. Потенциально возможные проблемы предвосхищаются до момента их появления. Поскольку выполнение любого заказа сопряжено с возникновением проблем, ведется поиск их причин и путей их устранения.
Тщательно проанализированные ошибки заносятся в специальный документ, который потом изучается всей командой, чтобы исключить совершение ошибок в будущем. Так формируется целая система правильно выстроенных бизнес-процессов, которая, в конечном итоге, приводит к хорошему результату. За кажущейся простотой работы дизайнера интерьера стоит большой объем видимых и невидимых функций, которые зачастую приходится выполнять в короткие сроки и в режиме максимальной многозадачности. Выдержать бешеный темп работы на грани стресса может лишь тот, кто искренне любит это сложное, но красивое дело.
Студия зачастую работает без праздников и выходных. Бывают периоды, когда за один месяц команда может параллельно вести десять проектов в части дизайна и проектирования. Они включают в себя прокладку отопительной системы, выравнивание стен, вывод всех коммуникаций, возведение монолитных каркасов и монтаж системы «умный дом». Запоминается время, когда команда работает над достаточно крупными проектами по созданию фасадного, интерьерного и ландшафтного дизайна коттеджа общей площадью 2 500 м2.
Равнение на бенчмарк
Если говорить о стиле и личном почерке, то ориентиром являются такие авторитетные дизайнеры, как Марина Егорова и Константин Фролов. Среди архитекторов вдохновляет Заха Хадид, первая женщина-обладатель Притцкеровской премии, являющейся аналогом Нобелевской премии среди архитекторов. Представительница деконструктивизма, известная своими экспрессивными, смелыми и впечатляющими проектами, внесла новую волну эпохи модернизма. Здания, спроектированные ее бюро, невозможно спутать с чем-либо еще. Возведенные в разных точках земного шара, они везде остаются «космическими пришельцами».
Еще одним любимчиком является Ле Корбюзье, реформатор, полностью перевернувший устаревшие представления об архитектуре. Его работы определили формат здания новой эпохи. Он использовал визуальную иллюзию парения здания над землей, устанавливая основную массу здания на колонны. Фирменная фишка французского архитектора выражается в прозрачных, просматриваемых насквозь фасадах, садах на крыше, свободной планировке и шероховатой отделке здания.
Нельзя не отметить Манфреди Николетти, являющегося пионером в применении биоклиматических решений в архитектурном дизайне, с которым Айнур Асыл лично знакома. Их знакомство произошло в 2009 году, когда он работал над проектом Центрального концертного зала «Казахстан», находящегося недалеко от резиденции Президента. В Европе это здание называют «цветком пустыни», который не увядает ни в какую погоду. Именно этот гениальный мастер своего дела посоветовал ей поступать на архитектора. Беседы с ним не только мотивировали на учебу, но стали источником нового взгляда на дизайн и архитектуру, как на своеобразную философию жизни.
Можно выделить три наиболее интересных для нее проекта.
Павильон Германии в Барселоне
Был возведен к международной выставке, проходившей в столице Каталонии в начале 30-х годов прошлого столетия. Здание было построено по проекту немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ. Павильон располагается у подножия горы Монжуик, и поставлен на цоколь из травертина; внутри него бассейны облицованы черным стеклом, прозрачные стеклянные перегородки выполнены из дымчато-серого и бутылочного цвета, и все внутри него буквально дышит элегантностью. Увидев этот объект в детстве, Айнур сразу же влюбилась в него. Павильон покорил ее своей отделкой, в которой использованы ее материалы «фавориты»: стекло, сталь и четыре вида мрамора. Оригинальность этого объекта выражается через строгость геометрических линий, точность деталей и ясность сборки. Этот павильон являют собой чистую метафору роскошной архитектуры, заранее освобожденной от всех сдерживающих ее моментов.
Вилла-водопад в Пенсильвании
Этот дом, в отделке которого использованы натуральные и искусственные отделочные материалы в виде камня, дерева, стекла и бетона, расположен в живописном природном месте. Он как бы представляет из себя некий симбиоз естественного и искусственного, олицетворяя собой смешанное творение природы и человека. Этот объект исполнен в стиле минимализма. Если бы Айнур Асыл представился случай выполнить такого рода проект, она предложила бы свою оригинальную интерпретацию. В ее мечтах строится уютный домик, расположенный в горной местности или в лесу, подальше от цивилизации, в тишине и спокойствии, где можно отдохнуть от городской суеты.
Дом премиум-класса в Нью-Йорке
11-этажный жилой дом, построенный в одном из районов Нью-Йорка, был спроектирован и воплощен в реальность студией Zaha Hadid Architects. В момент, когда Заха Хадид, основательница известного на весь мир архитектурного бюро, начала разрабатывать проект, у нее просто не было лицензии на ведение архитектурной деятельности в штате Нью-Йорк. Поэтому в официальной документации она значится не как архитектор, а как дизайнер. Однажды прогуливаясь по Хай Лайну, Айнур Асыл случайно наткнулась на этот дом и не могла оторвать от него глаз! Ощущение фантастического сооружения достигается за счет оригинального фасада. Он представляет собой овальные, огибающие углы, стеклянные блоки, заключенные в металлическую «оправу» с прозрачными открытыми балкончиками.
Безусловно, все эти проекты завораживают и вдохновляют, и каждый дизайнер несомненно мечтает о том, чтобы когда-нибудь один из его проектов также стал узнаваемым брендом того или иного города.
Источник вдохновения
В повседневной рутине вряд ли найдется место вдохновению. Оно рождается в путешествиях, во время которых происходит знакомство с культурой и архитектурой разных стран, с другой философией жизни. Айнур побывала во многих городах, но одним из самых любимых остается Лондон. Это город-картинка, в котором каждая улочка и здание пропитаны многовековой историей. Лондон способен очаровать каждого туриста, так как в нем сочетаются незыблемые традиции прошлого и современные тенденции. Там соседствуют немного мрачные готические здания и светлые просторные площади и парки. В этом великом городе живут звезды мирового кино, а известные режиссеры снимают кассовые фильмы.
В столице туманного Альбиона можно почувствовать себя в эпицентре событий: мировые выставки, популярные галереи и известные личности. Отсюда до Парижа, где проводится много выставок, можно рукой подать. В Лондоне не стыдно быть таким, какой ты есть, поэтому можно дать волю своей фантазии и полностью отдаться творчеству. А еще источником вдохновения являются выставки, посетив которые можно узнать обо всех последних трендах в мире дизайна интерьера и познакомиться с профессионалами в этой сфере. Одним словом, любая новая информация – это повод для вдохновения.
Ақыл-кеңес дизайнера
Конечный результат работы дизайнера – это не красивая картинка, а то, как эта картинка стала удобной и функциональной реальностью. Ученым до сих пор не удается полностью объяснить, почему одно произведение искусства оказывает колоссальное воздействие на зрителя, а другое — оставляет равнодушным. Так и с дизайном интерьера: один навсегда врежется в память, а другой — не оставит после себя никаких воспоминаний. А ведь усилий и средств в оба варианта могло быть вложено поровну. Почему так бывает?
Искусство создания дизайна интерьера состоит в том, чтобы каким-то шестым чувством найти изюминку и гармонично внести ее в проект. Это озарение не поддается никакой логике, его невозможно объяснить и выразить строгими терминами, но оно есть. Однако внешняя сторона интерьера не является единственной. Помимо того, что дизайн включает в себя чисто эстетическую часть, необходимо помнить и о функциональности. И тут уже в действие вступает наука. Наибольшую роль она, конечно, играет при перепланировке, когда требуются точные расчеты и четкий план, которые вместе должны учитывать все детали и нюансы вносимых изменений. Очень важно вникать в инженерные вопросы и иметь представление о том, как воплотить то или иное решение в жизнь.
Поэтому идеальный вариант для дизайнера заключается в сочетании науки и искусства. Любой прагматик с душой поэта сможет освоить профессию дизайнера и дарить людям красивые, комфортные и по-настоящему живые интерьеры.