22 января 2021 года в стенах Talan Gallery в рамках Недели роскоши и моды проводился fashion-телемост Париж — Нур-Султан: «Наша Алла – легендарная муза Дома Диор». Этот вечер был посвящен легендарной казашке, парижской модели, музе и амбассадору великого французского дизайнера Кристиана Диор. Алла Ильчун внесла огромный вклад в успех Дома Dior. История об этой известной женщине осталась бы неизвестной, если бы не одна счастливая случайность, благодаря которой впоследствии были изданы две книги и был снят документальный фильм о жизни женщины, которой восхищался весь мир. Генеральным продюсером документального фильма и автором книг является Берлин Иришев, креативный автор идеи, д.э.н., экономист, дипломат и президент Ассоциации казахстанцев во Франции. Он рассказывает о своем творческом проекте и о том, как он начинался.
В 2019 году была издана книга «Муза Dior. История Аллы Ильчун». Работа над документальным фильмом об Алле Ильчун, который был снят во Франции, была завершена буквально день спустя после дня рождения Кристиана Диора. В этом году мир моды отмечал 116-летие появления на свет талантливого кутюрье. В январе 2021 года была презентована вторая книга Берлина Иришева «Муза Диора. Загадка Аллы Ильчун», в которой продолжается повествование о легендарной парижской модели.
Во время презентации второй книги Алекс Бортолан, советник посла Франции в Казахстане по вопросам культуры, назвал Аллу Ильчун связующим звеном между культурами Франции и Казахстана. Индустрия моды является визитной карточкой Франции. Жан-Батист Кольбер, министр финансов и фактический глава правительства Людовика XIV после 1665 года, являлся сторонником меркантилизма и стоял у истоков развития торговли и промышленности Франции в XVII веке. Он уже тогда высоко отмечал важность моды для Франции, сравнивая ее со значимостью золотых приисков Перу для Испании. Четыре столетия спустя Париж остается столицей мировой моды и задает тон развитию люксовой индустрии, обороты которой составляют 160 млрд евро. Эти показатели справедливо подтверждают то, что индустрия высокой моды является одним из флагманов французской экономики.
Вся история Франции пропитана историей великих кутюрье, к которым относится Кристиан Диор. Уходит эпоха великих кутюрье, ставших основоположниками современной моды. 29 декабря 2020 года ушел из жизни Пьер Карден. В 2019 году умерли Эмануэль Унгаро и Карл Лагерфельд. Примечательно, что у Кардена и Унгаро были итальянские корни, а у Лагерфельда – немецкие. Но они жили и работали во Франции. Но задолго до того, как широкая общественность узнала об интересной загадочной истории Аллы произошли интересные события, которые стали предтечей тому, чтобы началась большая и трудная работа по сбору материалов.
Сначала был портрет
Вся история со знакомством с Аллой Ильчун началась с того, что я случайно увидел ее портрет на антикварном рынке в парижском парке Монсо. Это живописный городской парк, разбитый в 1852 году на территории бывших владений Филиппа Орлеанского. В этом парке я нахожу работу Леона Цейтлина. Я и ранее сталкивался с фрагментарной информацией об Алле, но именно после приобретения этого портрета я со своими коллегами из Ассоциации казахстанцев во Франции всерьез заинтересовались ее личностью.
В июне 2018 года мы провели выставку, состоящую из одной картины, в Государственном музее искусств им. А. Кастеева. Посетители выражали удивление, интерес и сомнение по поводу ее личности. С этого момента мы стали рассматривать картину «В гардеробной» не просто как работу, а как большую загадку, которую нам предстояло разгадать. Мы начали по крупицам собирать разбросанные фрагменты сложной судьбы и яркой карьеры Аллы Ильчун. В ходе работы мы сталкивались с различными совпадениями, которые порой имели мистические оттенки. По ходу работы мы уверовали в силу аруаха Аллы. Все это в совокупности помогло нам раскрыть тайные подробности ее жизни, благодаря которым мы смогли наладить контакты с людьми, лично знавшими Аллу. Они поделились ценной и эксклюзивной информацией, по которой мы ориентировались в дальнейшей работе.
Различия между книгами
Тема о раскрытии личности Аллы Ильчун настолько масштабна, что ее актуальность не ограничивается лишь одной книгой, которая вышла в свет в начале 2019 года. Первая книга была издана при содействии Досыма Сатпаева, который четко обозначил сроки выхода книги из типографии. Нам понадобилось ровно два месяца, чтобы закончить работу. В первой книге мы рассказали о том, как мы по крупице собирали хроники минувших дней. В ходе работы мы узнали подробности об ее семье и вышли на единственного сына Аллы, коим оказался Марк де Дюльмен.
Также в книге мы поделились реакцией людей, которая была совершенно разной. Если одни восхищались Аллой, то другие выражали сомнение по поводу того, что она имеет казахские корни. Некоторые показали свой уровень суждения, рассуждая о том, что, мол, Алла обслуживала низменные потребности Кристиана Диора; что не стоит ее возвеличивать. Несомненно, в такие моменты становится очень стыдно за таких людей, которые, не разбираясь в вопросе, начинают публиковать в социальных сетях свои «экспертные» заключения.
Все же, парируя такие колкие комментарии, мы привели достоверные факты, касающиеся личной жизни Кристиана Диора. Конкретные факты подтверждают, что сердце Кристиана Диора всю его жизнь занимала единственная женщина, которую он любил и боготворил. Это была его мать. К остальным женщинам он не проявлял никакого интереса. Уникальность его личности заключалась в том, что, несмотря на сей факт, он воспевал женскую красоту, создавая оригинальные коллекции, которые навсегда вошли в историю мировой моды. Как говорил Диор, в его платьях женщина должна быть не только красивой, но и счастливой. Он считал, что платье имеет свою жизнь и дополняет собой женщину. Душа платья тесно и всецело связана с женщиной, которая в него одета.
В первой книге мы описали поиск и исследования, а также поделились всей собранной на тот момент информацией. Во второй книге, которая вышла в начале 2021 года, делается акцент на профессиональную деятельность и творческий успех Аллы Ильчун. В книге подробно описываются разные события, имевшие место, а также хроника ее поездок и встреч с различными людьми. Мы содержательно показали круг ее общения, что подтверждает ее высокий уровень профессионализма. В этой связи мы представили большое количество публикаций, касающиеся деятельности и жизни Аллы, в прессе того времени. Поиск и выкуп этих архивных материалов потребовали определенных усилий с нашей стороны. Что немаловажно, в книге содержится большое количество ценных и редких фотографий, которые являются лицензионными. Мы также выкупили авторские права на них, чтобы полноценно и правомерно использовать в своей работе. Вторая книга была издана в России и во Франции и вышла на русском и на французском языках.
Документальный фильм
21 января 2020 года мы подготовили документальный фильм «Алла Ильчун – восточная жемчужина Диор», который вышел на экраны. 24 января 2020 года в Париже, в стенах посольства Казахстана во Франции, состоялась премьера пятидесятидвухминутного фильма. 8-10 февраля прошлого года фильм впервые демонстрируется на закрытом показе в Казахстане. Цель документального фильма заключалась в том, чтобы наглядно показать все этапы ее становления как личности и профессионала через восхождение на большой подиум. Здесь пришлось сильно потрудиться, чтобы качественно раскрыть все вопросы, связанные с тайнами ее судьбы. Благодаря фильму, зритель сможет понять почему весь мировой бомонд восхищался ей. Это дает нам повод гордиться тем, что она была нашей соотечественницей. Ведь у Кристиана Диора было немало моделей, но именно Алла Ильчун стала востребованной и успешной.
Документальный фильм начинается со слов: «Словно яркая комета Алла пролетела по небосклону парижской высокой моды». Далее идет следующее повествование: «Она скользила по паркету легендарного зала Диор, где раньше проходили дефиле. Она создала новый стандарт красоты, которому все хотели подражать. Алла с ее экзотичной внешностью и утонченной фигурой часто демонстрировала самые яркие платья коллекции Dior. Наряды с ее плеча покупали известные поклонницы Дома Dior – принцесса Маргарет, Марлен Дитрих и Элизабет Тейлор.
Несомненно, тема про Аллу Ильчун заслуживает экранизации. Съемки художественного фильма требуют больших денег, отличного сценария и понимания всех тонкостей, связанных с этой историей. Художественный фильм должен стать следующим шагом, который позволит дополнительно раскрыть эту историю, полную мистических совпадений. Фильм об Алле, которая представляет синергию различных культур, несомненно должен пополнить сокровищницу историй об ярких и достойных личностях.
Творческая группа
В работе над книгами и документальным фильмом слаженно работала большая группа профессионалов во главе с Берлином Иришевым, в которую входили документалисты Максим Напольских, Карлыгаш Абиева-Валмье, Диляра Поншон, Гульнара Захарова и Наталья Иванчук. Эти люди полтора года работали над биографией одной из первых манекенщиц Европы с азиатскими чертами лица. Они занимались поиском и классификацией архивных фото- и видеоматериалов, касающихся Аллы. Большое внимание уделялось знакомству со специализированной литературой и выстраиванию четкой сюжетной линии. Составляющей успеха в этом проекте стали мистические совпадения и невероятные судьбоносные встречи, благодаря которым по крупицам восстанавливалась история Аллы. В процессе работы над проектами Дом Dior предоставлял группе немало полезной информации и материалов, которые были использованы в книгах и в фильме.
По словам Максима Напольских, Алла Ильчун идеально подходила к концепции цветка, которую Кристиан Диор использовал в своих платьях. Она относилась к редкой категории кабинных манекенщиц. Алла сочетала в себе неповторимый шарм и красивую магию Востока. Кабинные манекенщицы являлись элитой моды и вдохновляли Кристиана Диора, с которыми он путешествовал по всему миру. Французский кутюрье был одним из первых, кто устраивал большие показы мод в виде оригинальных представлений на набережной реки Сена, вдоль которой дефилировали его модели. Алла была одной из тех, кто блистал на различных подиумах. Кабинные манекенщицы также устраивали закрытые показы в домах богатых и влиятельных людей, а также для представителей монархии. Лишь пятерым кабинным манекенщицам, в числе которых была Алла, была предоставлена такая возможность.
Карлыгаш Абиева-Валмье, которая устанавливала контакты с домами моды и проводила важные интервью, рассказывает о сложной и драматичной истории Алла Ильчун. Из-за того, что она родилась в Китае, некоторое время многие принимали ее за китаянку. Ее отец Куантхан Елшын, выходец из семьи зажиточного казахского бая, родился в 1897 году. Получив образование инженера, работал железнодорожником на железной дороге в Харбине. Там он встретил русскую красавицу и аристократку – Тамару Михайлову, дочь белого генерала Петра Михайлова, которая впоследствии родила Аллу.
От своей матери Алла унаследовала красоту и изысканные манеры, а от отца – твердый и решительный характер. В неспокойные 30-е годы прошлого столетия Маньчжурию, где работал отец Аллы, оккупирует милитаристская Япония. Он решает отправить супругу с дочерью во Францию на норвежском корабле. По сути, глава семейства вовремя успевает переправляет членов своей семьи, поскольку год спустя японская армия вводит запрет на судоходство в прибрежных водах Шанхая. Сегодня становится ясно, что отец Аллы Ильчун блестяще выполнил свою историческую миссию, сохранив ценность для всего мира.
О дальнейшей судьбе отца Аллы Ильчун практически ничего неизвестно. Связь с ним теряется после того, как Алла с матерью уезжает во Францию в поисках счастья. Не сохранились и малочисленные фотографии Куантхана. Считается, что Тамара Михайлова уничтожила их из-за страха быть заподозренной НКВД в связях с возможно репрессированным мужем. В то время всесильный карательный орган имел свою агентурную сеть в Париже. Изучая альбом Тамары Михайловой, в котором все фотографии были расклеены по хронологии, мы обнаружили отсутствие шести фотографий. Под вырванными из альбома фотографиями остались надписи «1934 год. Харбин.», «1935 год. Шанхай.» и указаны некоторые локации.
Все же в первой книге Берлина Иришева были представлены некоторые фотографии человека со спины, предположительно отца Аллы. Уже во второй книге команде Берлина Иришева все же удается опубликовать портрет Куантхана Елшын. Он был найден благодаря Марье Кротовой, профессору Санкт-Петербургского университета, которая занималась изучением архивов Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), где работал отец Аллы. Как выясняется, он занимал высокую позицию в КВЖД и был интеллигентом. К наиболее ценным документам можно отнести трудовой листок и зарплатную ведомость Куантхана. Достоверно неизвестно об его смерти. Согласно некоторым данным, он мог погибнуть во время бомбардировок железной дороги или умереть за стенами ГУЛАГа. В его биографии остается немало белых пятен. Для того, чтобы найти достоверную информацию предстоит большая и сложная исследовательская работа с архивами и различными источниками.
Приехав во Францию из Китая, Алла предъявила китайский паспорт, в котором в графе «национальность» было указано, что она китаянка. Поэтому некоторое время во всех официальных хрониках ее называли маньчжуркой, а в обществе обсуждалось множество версий об ее происхождении. Но незадолго до своей смерти в интервью Александру Васильеву, известному российскому искусствоведу, Алла рассказывает, что ее отцом являлся сын казахского бая, родом из г. Верный, а матерью – уроженка Петербурга. После этого Дом Dior и журнал L’Officiel тоже стали придерживаться этой версии.
Диляра Поншон считает, что роль Аллы Ильчун заключается в том, что она несет определенный месседж для современных женщин. Она являет собой яркий пример женщины, которая совладала со своей сложной судьбой, имела изысканную красоту и физическую привлекательность, обладала высоким интеллектом и умела вести себя на публике. Ее нельзя было ни уговорить, ни договориться. Она прекрасно знала все сама: как вести себя, как работать и как жить. Кристиан Диор всегда называл Аллу идеальной манекенщицей, которая олицетворяла собой идеал особой женской красоты. Она отличалась азиатской изысканностью и восточной утонченностью, которыми она покорила не один подиум. Благодаря своему уму, красоте и манерам она смогла поднять свое имя и имя Дома Dior на всемирный уровень. Пресса тоже любила ее – в свое время она не сходила с обложек известных европейских журналов и с первых полос газет.
Наталья Иванчук делится интересными фактами о том, что кейс Аллы Ильчун по сей день используется на первых обучающих программах для персонала. Алла застала становление Дома Dior, который существует с 1947 года, и развитие моды кутюрных платьев. Диор был инноватором и первым французским кутюрье, который вышел на международные рынки. В самом начале своей деятельности он начал ездить по всей Европе, а уже на второй год совершал поездки в США. Что примечательно, жизненные позиции, ценности и взгляды на жизнь у кутюрье и его музы полностью совпадали. Они передавали свой утонченный вкус и любовь к красоте всему миру через призму своего накопленного опыта, чем и завоевали симпатию и расположение ценителей и знатоков высокой моды. Диор всегда говорил, что природа подарила миру два прекрасных создания: первое и непровзойденное – это женщину, а второе и неповторимое – это цветок. Алла являлась именно тем цветком, который вдохновлял великого кутюрье и украшал Дом Dior.
Берлин Иришев объясняет, что работа Аллы Ильчун во Франции являла собой некий проект мультикультурализма, что в свете сегодняшних трендов по глобализации, было предвосхищено уже много лет назад. Поскольку она владела несколькими языками, она достаточно комфортно себя чувствовала во время заграничных поездок. Идеи евразийства и мультикультурализма сегодня очень популярны в Казахстане и достаточно развиты во Франции. Начав работу в Париже, Алла стала принадлежать не только Дому Dior, но и многим странам и культурам, которые являлись и остаются постоянными ценителями этого бренда. Хотя она и имеет казахские корни, тем не менее, она принадлежит всему миру, являясь своего рода женщиной мира. Идеи, которые рождались в этом Доме высокой моды, вершили революцию в мире моды.
Ведь доселе ни у кого до Кристиана Диора не было манекенщицы с азиатскими чертами лица и осиной талией в 46 см. В своих мемуарах Кристиан Диор объясняет причину, по которой он остановил свой выбор на Алле. Она олицетворяла собой идеальное сочетание европейского телосложения, унаследованное от матери, и азиатских черт лица, взятых у отца. Именно этот микс произвел в свое время невероятный фурор и неожиданную революцию среди мировых кутюрье. В основе этого успеха лежали мудрость, прозорливость и смелость Кристиана Диора, который в послевоенное время, в период расцвета расовой несправедливости и гендерного неравенства, пригласил Аллу на работу. В ту эпоху Кристиан Диор признавался, что выбор азиатской красавицы для демонстрации западных нарядов является определенным вызовом. Она стала первой азиаткой, которая вышла на подиум. Впоследствии она способствовала тому, что за ней последовали другие девушки из стран Азии и Африки.
Йорн Майклсон, модельер и ассистент Кристиана Диора, тоже лестно отзывался о ней. Он поведал, что, помимо своей профессиональной деятельности, Алла находилась в окружении образованных людей. Она общалась с Ирвингом Стоуном, с Эрнестом Хеммингуэем, с Джоном Стейнбеком и с Марлен Дитрих. Во время поездок в США ее обслуживал личный парикмахер Жаклин Кеннеди. По воспоминаниям Йорна Майклсона, Кристиан Диор никогда ничего не оставлял на волю случая. Кутюрье досконально взвешивал и до мелочей продумывал стратегию развития своего Дома, тщательно подбирал манекенщиц и проводил маркетинговые кампании. Взяв на работу Аллу, он прекрасно понимал, что за этим последует. Алла прекрасно справилась со своей ролью представительницы иной культуры, столь далекой от европейской, будучи редким типом манекенщицы по призванию. Она была первой моделью, раскосыми глазами которой не только восхищались, но и пытались копировать. Именно благодаря Алле в 50-е годы ХХ века появился макияж «стрелочки».
Марк, сын Аллы
За первые семь лет работы у Диора Алла не пропустила ни одного показа его коллекций. Она лишь раз взяла небольшой отпуск перед родами, когда была беременна Марком. Родив сына, Алла практически сразу возвращается на подиум. Работа на подиуме отнимала все ее время – у нее не оставалось времени на личную жизнь. Ее первым мужем был граф де Дюльмен, который жил в Париже. Он работал фотографом для домов высокой моды. Работая в одной сфере, они познакомились и поженились.
В 1954 и 1956 годы газета «La Mode» на своих страницах писала о том, что самая известная манекенщица Дома Dior вернулась на подиум и позирует со своим сыном, который также принимал участие в жизни и в работе своей мамы. Когда Марк был маленьким, он сидел и ждал ее, пока она позировала.
Как и многие известные личности, Алла полностью отдавала себя работе. Поскольку стратегия развития Дома Dior была направлена на представление коллекций в Англии, США и других странах, ей приходилось много путешествовать. В моменты, когда Алла была сильно занята и не могла брать сына с собой в дальние поездки или на сложные показы, Марк оставался с бабушкой Тамарой. У него остались теплые и добрые воспоминания о бабушке, которая проводила с ним время, воспитывала его и занималась его образованием.
Марк де Дюльмен является сыном и наследником Фонда Аллы Ильчун, которому Chanel и Dior передали все архивные документы и авторские права на пользование ими. Знакомство с Марком сулило нам много полезной информации, но во время беседы с ним выяснилось, что он не располагал большой информацией. Ни он, ни сотрудники Дома Dior не знали о месте захоронения Аллы. Тем не менее, мы получили от Марка немало фотографий, но он не всегда мог комментировать их. В частности, он совершенно ничего не знал о своем деде. Все же его фрагментарное повествование помогло нам раскрыть некоторые важные моменты.
Но в части семейной жизни судьба Аллы складывалась нелегко. Она разводится с графом де Дюльменом, выходит замуж во второй раз. Ее сын ревностно относился к ее второму супругу.
Платья Диора
Кристиан Диор посвящал Алле свои самые красивые и известные коллекции. Он специально рисовал для нее, придумывал новые эскизы и шил изысканные платья. Платье Штрауса можно назвать страстным, и по нему проводилось немало исследований со стороны знаменитых историков, которые восхищались именно этим платьем.
Это платье имеет еще большее значение. Через это платье Диор обращается к римской мифологии и специально создает через него особый образ. Это платье называется «Юнона» в честь королевы богов. Сшив такое платье для Аллы, Кристиан Диор, тем самым, словно особо выделяет ее. Платье Юноны считалось самым знаменитым в течение нескольких десятилетий. В настоящее время оно находится на втором месте в рейтинге лучших платьев после платья «New look». В свою очередь, лидер рейтинга является первым платьем, которое принесло Диору широкую известность. В таких платьях Алла ездила по всему миру.
Предыстория
Если бы не я взялся за эту книгу, то ее рано или поздно написал бы кто-нибудь другой. За неделю до того, как появилась идея сесть за книгу, я узнал, что меня лишили казахстанского гражданства и всего, что я имел в Казахстане. Встреча с портретом Аллы Ильчун кистей художника Леона Цейтлина во время одной из своих прогулок по городу стала своего рода отправной точкой и исходной мотивацией для того, чтобы заняться большим проектом, посвященному Алле. Даже сейчас этот проект еще далек от своего завершения. Я и моя творческая команда, которая помогала мне, поставили перед собой цель – разгадать загадку Аллы и возродить ее имя. Поэтому в этом проекте отсутствует коммерческая составляющая. Мы полностью несем затраты и выделяем свое время, чтобы успешно закончить этот проект.
Любой проект имеет большие расходы и должен успешно завершиться. Но в нашем случае проект сильно отличался от других, поскольку мы не могли рассчитывать на его окупаемость. Проект предполагал выкуп всех фотографий и картин, связанных с Аллой. Эти работы, авторами которых являлись известные художники и фотографы, находятся под строгим надзором Агентства по интеллектуальной собственности Франции. Раритетные и редкие фотографии и видеозаписи имеют особую историческую ценность. Как правило, авторские права на них сохраняются в течение семидесяти лет, после чего они становятся достоянием общества. Но до истечения этого срока нужно учитывать авторские права при использовании всех материалов.
Увидев портрет, я сразу подумал, что его нельзя упустить, так как он мог затеряться. А с ним рисковала не получить своего развития идея о повествовании истории Аллы Ильчун для широкой общественности. Выкупив портрет, мне важно было показать его казахстанцам, чтобы увидеть их реакцию на историю, работу над которой мы хотели продолжить. Так, картина приезжает в г. Алматы, где в течение недели выставляется в Государственном музее искусств им. А.Кастеева. Результаты работы выставки, состоявшей всего лишь из одной картины, выявили множество вопросов, на которые надо было искать ответы.
В книге мы хотели показать трагичность судьбы моделей. Пока они молодые и красивые дефилируют на подиуме, им рукоплещут ценители высокой моды и представители бомонда. Когда модели сходят с подиума, все про них забывают. Вдобавок возрастной кризис сильно отражается на их психологии. Модель привыкает к тому, что все годы ее видели красивой, изящной и стройной, а с закатом карьеры, который приходит с возрастом она начинает замыкаться. Жить в новых реалиях становится непривычно. Так же, как и все модели, заметив на своем лице и теле признаки зрелости, Алла решила закончить свою карьеру. Удивительно, что за двадцать лет работы в мире моды ее талия увеличилась всего на два сантиметра. Сойдя с подиума, она начала замыкаться в себе, перестала выходить в свет и появляться в обществе. Завершив карьеру, бывшая звезда работала на скромной должности в экспортно-импортной конторе, которая занималась импортом риса. В течение десяти лет, до самой смерти великого мастера, Алла сотрудничала с ним. С 1957 года в течение еще одного десятилетия Алла сотрудничала с Ивом Сен-Лораном.
Следует понимать, что публицистика делится на художественный (fiction) и документальный (non-fiction) форматы повествования. В первом случае, содержание всецело зависит от вымысла, воображения и воли автора. С целью увлечь читателя он придумывает сюжетную линию и вдыхает жизнь своим героям. В нашем проекте мы основываемся на реальных событиях, имевших место. Наша работа основана на конкретных документах и фактах. Сложность заключалась в поиске достоверной информации. Этот процесс сравним с длинным тоннелем, который удлиняется по мере накопления новых материалов. Чем их становится больше, тем уже тоннель. Каким бы ни было сильным желание выйти за его пределы, сделать это невозможно. Приходится рассуждать в пределах имеющихся ресурсов. Имея на руках большое количество материала, можно повысить уровень комфорта внутри тоннеля.
В работе с материалами мне помогал опыт, появившийся у меня после девяти монографий, три из которых были посвящены европейской экономике. Моя последняя книга «Кризис евро и глобальные риски вышла в 2014 году. С одной стороны, экономическая научная литература с точки зрения сбора материалов особой сложности не представляет. В этом случае всегда можно перейти от общего к частному, используя официально публикуемые цифры и данные.
В случае с Аллой Ильчун имеется некий парадокс. Он заключается в том, что можно найти немало ее фотографий в сфере высокой моды. К примеру, в одном из последних материалов энциклопедического характера, опубликованных в журнале «Дефиле», имелось около двадцати фотографий Аллы. Казалось бы, в них нет недостатка. Но они не были классифицированы и датированы. Вдобавок ко всему, отсутствовала информация об ее периоде жизни до работы в Доме Dior. Также ничего не было известно об ее жизни после завершения карьеры.
Как автору, мне было сложно выстроить алгоритм поиска этих материалов. В тот момент я был уверен, в случае обнаружения ее могилы и возложения цветов, ее дух подскажет нам правильное направление. Для нас было важно найти людей, которые могли бы поделиться с нами своими уникальными воспоминаниями. Но проблема заключалась в том, что ее современникам было около девяноста лет. Во-первых, в этом возрасте сложно упомнить все детали, во-вторых были сомнения, согласятся ли люди на интервью. Нам удалось найти одну из подруг Аллы, которая проживала в доме престарелых под Нантом. На момент встречи ей исполнилось девяносто три года. Она поделилась некоторыми воспоминаниями.
Историю Аллы можно сравнить с историей Мустафы Шокай. Но эти истории отличаются друг от друга объемами архивов. Мария Горина, супруга политического деятеля, занималась систематизацией всего архивного фонда. Она сохранила все публикации, письма и фотографии Шокая. Она сумела хронологически восстановить все материалы, которые хранятся в Институте восточных языков и цивилизаций (INALCO). Благодаря добросовестности Марии Гориной была создана мощная библиография, которая облегчила поиск ответов на многие вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Мустафы Шокая.
Работа продолжается…
В жизни человека порой возникают уникальные события и шанс, которыми он должен воспользоваться. Мои друзья часто говорили о том, что мне пора сесть за автобиографию. В ней было бы что рассказать, учитывая мою деятельность в качестве экономического советника Президента Республики Казахстан в 1995-1996 г.г. и советника Посольства Казахстана во Франции в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посланника в 1996-2002 г.г. Но вместо этого я посвятил свое время раскрытию личности Аллы Ильчун, чтобы достоверно показать историю ее жизни.
Работа состоялась благодаря коллективу из Ассоциации казахстанцев во Франции, которые оказали содействие в восстановлении истории Аллы. Стержнем проекта является дух Аллы и сила наших предков, которые незримо поддерживают нас и помогают нам. Духам предков придается большое значение у народов Востока. Отсылка к духам предков является способом восприятия реальности, имеющей тайное содержание. Поэтому этот подход к раскрытию истории нашей соотечественницы стал основным стержнем и мотиватором.
Интересно, что портрет Аллы ждал меня тридцать лет. Именно меня, а не сына Аллы или кого-нибудь другого, кто мог бы за эти годы написать книгу о ней. Поэтому я рассматриваю эту встречу с портретом как счастливый случай и посланием сверху. Как известно, случай – это псевдоним Бога, который не хочет подписываться своим именем.
Нам необходимо обогащать духовность народа. Хотелось бы привести пример, связанный с романом Александра Дюма «Дама с камелиями», который был написан в 1848 году. В нем воспевается любовь главного героя Армана Дюваля к известной парижской куртизанке Маргарите Готье. Прототипом его возлюбленной стала Мари Дюллесси, которую любил Дюма. В возрасте двадцати трех лет она умирает от туберкулеза, а из-за болезни Мари не переносила сильные запахи. Из цветов она больше всего любила камелии, которые почти не пахнут. Позже на основе романа был поставлен спектакль, на премьере которого случайно оказался Джузеппе Верди. После его просмотра композитор написал оперу «Травиата». Образ главной героини Виолетты основан на образе той куртизанки, которую воспевал Дюма. После оперы были сняты фильмы во Франции, США, Англии, Германии, Польше и во Вьетнаме. Таким образом французы сумели воспеть любовь своего великого писателя к куртизанке через кинематограф и театральные постановки. Аналогичный формат возрождения можно применить и к истории Аллы Ильчун. Ее история все еще далека от завершения. Она только началась…
Фотографии, использованные в этой статье, предоставлены Берлином Иришевым и взяты из архива Марка де Дюльмена.