Эта статья является особенной, поскольку она соприкасается с двумя важными юбилеями для меня, как издателя журнала Akyl—kenes. Первый большой юбилей заключается в том, что ровно двадцать лет назад, летом 2002 года, я закончил Казахский национальный университет им. аль-Фараби. Второй небольшой юбилей связан с пятилетием со дня выпуска первого номера журнала. Маленький юбилей журнала, который всегда ориентируется на интересных людей и события, пробудил во мне воспоминания о самых запоминающихся и интересных впечатлениях студенческих лет.
Этому поспособствовало и то, что недавно мне вновь довелось посетить кампус университета, в котором новые корпуса вместе с цветистым ландшафтом центральной аллеи от улицы Тимирязева до проспекта аль-Фараби придавали новый облик этому старейшему вузу страны и пробудили во мне ностальгические воспоминания. Правда, после проведенной реконструкции отсутствует знаменитая «звездочка», на которой во время перемены между занятиями собирались студенты. Еще одним излюбленным местом сбора студентов считался «квадрат». На мой взгляд, он занимал второе место по популярности после «звездочки», которая находилась перед входом в ректорат. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что автор этих строк часто посещал компьютерный центр, который находился в ректорате. Собственно об этом центре и пойдет речь в этой статье.
Мы учились в интересные годы, богатые на радикальные и впечатляющие перемены. И дело не только в тех глубоких социально-политических изменениях, имевших место в 90-е годы в постсоветских странах. Интернет, персональные компьютеры и сотовые телефоны в то время только входили в нашу жизнь, а яркие впечатления от бурного технологического прорыва тех лет остались неизгладимыми до сегодняшнего дня.
Надолго остался в памяти первый выход в интернет в маленьком специально для этого оборудованном зале, который находился на первом этаже ректората. Испытывая огромное любопытство и восторг от знакомства с мировой паутиной, мы в то время и представить себе не могли, что впоследствии жизнь без интернета станет для нас немыслимой. Отрадно осознавать, что после окончания университета я поддерживаю связь с одним из энтузиастов и проводников многих трансформаций в университете тех лет. Он находился в числе тех, кто продвигал идеи скорейшего применения новых компьютерных возможностей в деятельности университета. Это сейчас все подобные идеи и решения получили название «цифровая трансформация», а их повсеместное внедрение координируется государственной программой «Цифровой Казахстан». А в то время первые шаги в этом направлении делались при энтузиазме людей, стремящихся идти в ногу со временем, постигать и применять все новейшее для улучшения деятельности.
Мурат Орунханов, доктор наук, профессор, был в те годы проректором по учебной работе университета. Студенты часто пересекались с ним по многим вопросам, но при этом не предполагали, что ко всем происходящим в те годы переменам он имел непосредственное отношение. Сегодня мой собеседник является профессором Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, и для нас обоих воспоминания об университете тех лет стали поводом поговорить о нашей жизни в те годы. Мы, студенты того времени, действительно не осознавали значимость осуществляемых перемен и важность проявленных инициатив. Поэтому приглашаю вернуться в те времена, чтобы узнать о том, что прошло мимо нашего внимания, пока мы всецело были поглощены учебой и посмотреть на прошедшие события с высоты двух десятилетий, которые быстро пролетели.
Дауржан Аугамбай
Экскурс в прошлое
Сейчас, когда говорят о прогрессе в области вычислительных технологий, принято сравнивать насколько сильно отличается вычислительная техника тех лет от современных ноутбуков, гаджетов и прочих технических чудес, прочно вошедших в нашу жизнь и помогающих нам решать многие проблемы вплоть до бытовых вопросов. Да, действительно, вычислительные машины эпохи ярких достижений в авиации, космонавтике и ядерной физике середины прошлого столетия представляли собой весьма сложный аппарат со сравнительно низким быстродействием и большими габаритами по сравнению с современными компьютерами. Например, электронная вычислительная машина БЭСМ-6 на транзисторах, разработанная в середине 60-х годов, занимала площадь в размере почти 225 квадратных метров, что сейчас даже трудно представить. Одна из машин БЭСМ-6 была размещена на физическом факультете Казахского государственного университета им. С.М.Кирова (КазГУ). На механико-математическом факультете КазГУ впоследствии активно использовалась машина ЕС-1022, которая была наиболее массовой и широко использовавшейся в странах социалистического содружества. Основной комплект этого компьютера занимал меньшую по сравнению с БЭСМ-6 площадь, равную 108 квадратным метрам. Он состоял из трех стандартных шкафов ЕС ЭВМ-1, шкафа процессора, шкафа питания и шкафа ферритового запоминающего устройства.
Фактически ЭВМ того времени ориентировались исключительно на численные расчеты и лишь отчасти на управление оборудованием. Пользователями таких ЭВМ были только ученые, занимающиеся исследованиями в сугубо специфических областях науки, преимущественно физики и математики. Да и пользователями их можно назвать условно, потому что непосредственный доступ к ЭВМ имел специальный корпус инженеров и операторов, которые получали «задание для машины» — программу на специальных внешних носителях, а результат возвращали в виде распечатанных цифр. Мне, студенту конца 90-х и эпохи первых персональных компьютеров, было чрезвычайно интересно узнать от собеседника об истории развития вычислительных машин, которая непосредственно касалась и моего университета, имевшего в те годы солидную когорту исследователей в естественных науках.
Невольно приходит мысль, почему не удалось сохранить отдельные экземпляры вычислительной техники в виде музея истории развития вычислительной техники в университете? Такие раритетные вещи высоко ценятся в наше время.
На этом фоне первые персональные компьютеры в корне изменили формат работы исследователей и не только. Персональный компьютер на то и персональный, поскольку пользователь мог использовать его для конкретных нужд, что в полной мере оправдывало его применение. Если отставить в сторону те огромные преимущества, которые принесла исследователям новая эра персонального компьютинга, то самым эффективным образом новые технологии повлияли на систему управления. В проекции на университет это выразилось в очевидном стремлении внедрить более точные методы учета и обработки информации по учебному процессу. Это и учет движения студентов, анализ экзаменационных данных, процедура приема в вуз и многое другое. Инициативность в этой области подогревалась открывшейся возможностью более упрощенной работы с базами данных, которая представляла концепция персонального доступа к компьютеру.
Одной из самых распространенных форм использования персонального компьютера в первые годы стала возможность создавать с его помощью документации, хранить и обрабатывать ее. Соответственно, стали меняться принципы делопроизводства. Ушло в прошлое делопроизводство на пишущих машинках, когда все данные хранились на бумажных носителях, поиск и обработка которых отнимало большое количество времени. Это сейчас вся необходимая информация находится в зоне доступности, что позволяет быстро ее обрабатывать и использовать в работе.
В советское время каждая организация имела свое машинописное бюро, в котором работало большое количество людей. От них требовались прилежность, внимательность и выдержка. Если в тексте допускалась хоть одна малейшая, пусть даже пунктуационная, ошибка, то она превращалась в целую головную боль. Приходилось заново печатать текст, что опять-таки приводило к затратам времени и ресурсов. Учитывая все это, Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам выпустил даже постановление, утверждавшее единые нормы выработки на машинописные работы. Они были обязательными для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях всех отраслей народного хозяйства независимо от ведомственной подчиненности. Документ предусматривал организацию учета машинописных работ и предписывал стандарты, которые должны были строго соблюдаться при наборе текста.
С появлением персональных компьютеров работа людей значительно облегчилась, а время, отведенное на выполнение работы, было значительно сокращено. Наверное, тут нет надобности сравнивать прежний формат работы, поскольку все и без того является очевидным. Начавшаяся эпоха цифровизации требовала немедленного отклика на новые возможности и появляющиеся вызовы. Именно это и составило содержание нашей беседы с моим собеседником, тем более что речь шла об адекватных мерах реакции на вызовы времени в университете.
«Al—Farabi – Nova»
90-е годы прошлого века совпали с работой моего собеседника в КазГУ в качестве проректора по учебной работе. В то время процессы в университете начали потихоньку автоматизироваться уже на базе персональных компьютеров. Однако новые возможности автоматизации работы каждого подразделения и факультета никак не улучшили качество управленческой работы в целом. Возникла проблема оперативного сбора информации, преимущественно по учебной работе, для своевременного ее анализа и принятия соответствующих управленческих решений. Понятно, что в то время сбор данных производился доступными на тот момент средствами. Данные переносились на соответствующий иерархический уровень с помощью имевшихся в то время носителей, в основном, это были дискеты. Стоит ли говорить о массе неудобств и недостатках такого способа обмена данными? Поэтому сама жизнь толкала к поиску технологий объединения компьютеров в сеть, которые в то время еще не были так развиты, как сегодня. Технологии объединения компьютеров в простую одноранговую сеть не решали возникающие сложности с хранением и категоризацией накапливавшихся данных. В ранние 90-е накопленных практических знаний в этой области попросту не было. Людям приходилось заниматься самообразованием, читая различные компьютерные журналы, в которых публиковались полезные статьи и кейсы о том, как решаются такого рода проблемы в других местах. Одновременно активизировалась работа по популяризации знаний по информационным технологиям среди молодежи, открытию новых специальностей и кафедр в университете, поиску и привлечению к этой работе компетентных людей.
Тем временем, в университете набирала обороты тенденция перевода деятельности подразделений на компьютерную основу. В то время, как и сейчас, общество имело обоснованную, и порой не очень, склонность обвинять людей среднего возраста в их несинхронности с техническим прогрессом. Характерной чертой того времени мой собеседник назвал свои «стычки» с одним деканом преклонного возраста. Последний постоянно жаловался ректору, что проректор по учебной работе чересчур активно настаивал на внедрении компьютеров в деканате. Мол, это только способствовало разрушению многолетней и налаженной системы работы деканата. Однако, темпы технологического прогресса того времени в обществе были настолько высокими и убедительными, что буквально год спустя, этот же декан снова был недоволен тем, что проректор не выделяет ему компьютеры в достаточном количестве.
Потребность университета в совершенствовании внедряемой компьютерной системы управления нашла свое решение с весьма неожиданной стороны. Службу международного сотрудничества в КазГУ в то время возглавлял Амантай Нурмагамбетов, опытный менеджер, физик по образованию. Впоследствии он работал на разных должностях в Администрации Президента, в Министерстве образования и науки Республики Казахстан, а также был ректором одного регионального университета. Ныне он является Советником руководителя Центра Болонского процесса и академической мобильности. В 90-е годы становление и развитие новых суверенных государств постсоветского пространства находились в поле внимания многих международных организаций и развитых стран. В то время были запущен и реализован ряд международных программ поддержки образовательных и культурных инициатив стран. Таковой, например, являлась программа Tempus Tacis (Трансевропейская схема сотрудничества в области высшего образования). Она была принята Советом министров Европейского сообщества и являлась частью общей программы ЕС по экономической и социальной реструктуризации стран Центральной и Восточной Европы, а также по экономической реформе и восстановлению в странах бывшего Советского Союза.
В 1995 году Служба международного сотрудничества университета во главе с Амантаем Нурмагамбетовым, осуществляя целенаправленный поиск, выиграла проект по компьютеризации университета на сумму 600 000 экю в рамках программы Tempus Tacis. В этом проекте КазГУ сотрудничал с Техническим университетом Дармштадта (Германия) и Университетом Роберта Шумана в Страсбурге (Франция). Совместно с представителями этих университетов был разработан проект по созданию компьютерной сети в университете, который получил одобрение. Так, началась работа по решению тех самых назревших проблем компьютеризации управления в университете. Целью проекта стало создание единой сети университета, которая бы позволила объединить ресурсы всех подразделений и создать современную систему управления. Сегодня такое решение проблем управления является само собой разумеющимся для любой организации, но в середине 90-х прошлого столетия такое технологическое решение было в новинку. Успешно реализовав тот революционный по тем временам проект, КазГУ стал одним из первых казахстанских университетов, который развернул свою внутреннюю оптоволоконную сеть. Благодаря ей все факультеты и подразделения были соединены с ректоратом, и была создана собственная цифровая система управления.
Для создания передовой системы управления в компьютерном центре университета в рамках этого проекта были приобретены современные серверы и необходимое программное обеспечение. В рамках проекта девятнадцать инженеров компьютерного центра университета прошли обучение в Техническом университете Дармштадта. В целом самостоятельно разработанная новая система управления позволила облегчить работу университета по многим направлениям. Она значительно изменила многие внутренние рабочие процессы, начиная от приема студентов и обучения до их выпуска. Комплексный подход в компьютеризации управления коснулся не только учебного процесса, но и многих других, включая бухгалтерию.
В ходе реализации проекта появилась возможность самим научиться вопросам управления проектами. На средства, выделенные в рамках гранта, была закуплена техника. Причем, сам университет не был вовлечен в процесс закупа. Операторы европейской программы сами приобретали необходимое оборудование в соответствии с заявкой и техническими требованиями университета. По ходу работы сотрудники университета, которые были вовлечены в проект, освоили азы проектного менеджмента и научились формировать заявки, обосновывать их и далее контролировать их исполнение.
На первом этапе была проложена оптоволоконная сеть между механико-математическим, химическим и физическим факультетами университета, которые находились в районе Никольского рынка. Сеть, соединявшая ректорат с этими корпусами, протяженностью в девять километров, была протянута по городским коммуникациям. Сейчас этим никого невозможно удивить, но в те годы появление этого новшества имела эффект разорвавшейся бомбы. В успешной реализации проекта огромную роль сыграли такие личности как профессор Жак Флек, проректор университета Роберта Шумана в Страсбурге и Франсуа Каде, руководитель компьютерного центра того же университета. Это с их легкой руки проект получил название «Al—Farabi – Nova» и под этим именем он до сих пор упоминается в международных отчетах.
На основе этой компьютерной сети в университете была создан собственный компьютерный центр с мощными серверами, в котором работали наши инженеры, обученные европейскими специалистами. Созданный центр находился под руководством Алишера Тукеева, доктора наук, профессора, который также заведовал кафедрой информационных систем. Одновременно с развитием проекта он постигал новые технологии и делился полученными знаниями со своими студентами. Система управления данными, сформированная в период с 1995 по 2000 годы, была первой в истории университета и работает до сих пор. Техническое решение и концептуальная архитектура остались неизменными, правда, настройки, инструменты и программное обеспечение со временем обновлялись.
К сожалению, со временем практически все обученные в рамках проекта инженеры уволились из университета, но зато они оставили большое наследие, на основе которого информационные технологии получили дальнейшее развитие. Встраивание новых технологий в управление университетом дало хороший, полезный, долгосрочный и, главное, устойчивый, эффект. Сейчас сложно сказать были ли в те годы реализованы аналогичные проекты в других университетах Казахстана, но можно быть уверенным, что проект «Al—Farabi—Nova» был действительно революционным, фундаментальным и показательным.
В настоящее время рынок изобилует большим количеством образовательных систем. Спрос рождает предложение. Сейчас предлагается множество различных решений от компаний из разных стран. Понятно, что приобретение такого программного обеспечения являет собой некую технологическую зависимость от лицензий, обновлений и различных технологических требований. В идеале, конечно, оптимально разрабатывать такие системы и программное обеспечение силами казахстанских специалистов. В стенах КазГУ такие продукты разрабатывались своими силами, а не адаптировались под зарубежные аналоги. Все создавалось с нуля, учитывая особенности и потребности университета. Поэтому еще раз можно повторить, что проект «Al-Farabi – Nova» по своей новизне, технологичности и результативности являлся на тот момент одним из самых прогрессивных. Вряд ли оптоволоконные сети и цифровая система управления информацией в 90-е годы прошлого столетия внедрялись в каждой организации.
«Вспоминая прошлое с Амантаем Нурмагамбетовым, мы порой ловим себя на мысли, что было бы, не получи университет тот полезный грант, который пришелся весьма кстати. Сколько времени потребовалось бы тогда университету, чтобы справляться с растущим объемом информационных данных, пользуясь дедовскими методами и устаревшими системами? В воздухе витали перемены, которые в итоге должны были воплотиться в реальность. Поэтому, скорее всего, проблема нашла бы свое решение, поскольку в основе всего был энтузиазм участников и их стремление к прогрессивным переменам. Смело можно заявить, что инициатива университета не была исполнением какой-либо директивы от министерства образования. Она исходила из своих потребностей улучшить работу в университете и подкреплена энтузиазмом людей. Особую роль сыграл тогдашний ректор университета Копжасар Нарибаев, человек несомненно передовых взглядов, поддержавший инициаторов проекта и до самого его завершения внимательно следивший за его результатами. Все это было одним из важнейших конкурентных преимуществ университета» (Мурат Орунханов).
У Владимира Маяковского есть одно длинное известное стихотворение, которое завершается такими строками:
… Коммунизма призрак по Европе рыскал,
Уходил и вновь маячил в отдалении.
По всему, поэтому в глуши Симбирска
Родился обыкновенный мальчик — Ленин…
Аналогия с рыскающей тенью коммунизма стала предтечей этой трансформации в университете. В ней была сосредоточена историческая и острая практическая необходимость. Несомненно, эти идеи посещали много светлых умов в других университетах, но есть устойчивое мнение, что именно КазГУ первым воплотил ее в реальность в непростые 90-е.
Стимул к знаниям
Продолжая нашу беседу с Муратом Орунхановым, я, естественно, задался вопросом об отдаленных эффектах данного нововведения в университете. И так можно было предположить, что создание корпоративной сети университета с использованием самых передовых технологий того времени могло стать импульсом для обучения этим технологиям и в целом повышения интереса к информационным системам. Мой собеседник не стал меня разочаровывать в этом и, более того, поведал мне еще об одной инициативе, зародившейся в стенах университета, а точнее, на механико-математическом факультете, деканом которого он стал спустя некоторое время после реализации проекта «Al-Farabi – Nova». По мнению моего собеседника, на рубеже веков информационные технологии стали наиболее востребованной областью знаний для молодежи. А в университете с его уже развитой сетевой инфраструктурой появилась возможность демонстрации различных информационных технологий.
Сегодня среди студентов всего мира пользуется известностью ежегодно проводимая Международная студенческая олимпиада по программированию (ICPC — International Collegiate Programming Contest), называемая также Студенческим командным чемпионатом мира по программированию. Это старейшее, крупнейшее и самое престижное соревнование по программированию в мире берет начало с олимпиады 1970 года в Техасском университете. В 1977 году финал олимпиады был проведен в рамках ежегодной конференции ACM (Association for Computing Machinery) по информатике, в котором уже участвовали команды университетов США и Канады. С 1989 года соревнования начали проводиться по всему миру.
К настоящему времени олимпиада превратилась в действительно всемирное соревнование, достаточно сказать, что в 2019 году в ней участвовали студенты из ста десяти стран. Казахстанские студенческие команды принимают участие в этом авторитетном чемпионате с 2003 года и даже занимали призовые места. В увязке с развитием информационных технологий в университете, мой собеседник поведал мне об истории зарождения этой олимпиады в Казахстане.
На дворе стоял 2003 год, когда мой собеседник перешел работать деканом механико-математического факультета университета. Однажды в разговоре с коллегами был затронут вопрос о Международном студенческом чемпионате мира по программированию ICPC. С огромным интересом об этом турнире рассказывал Фуад Гаджиев, большой энтузиаст становления IT-образования в Казахстане, до своего переезда в Азербайджан работавший деканом факультета информационных технологий Казахстанско-Британского технического университета (КБТУ) и проректором в Университете Сулеймана Демиреля (СДУ). По его словам, на тот момент узбекские студенты вовсю участвовали на этих соревнованиях, а казахстанские студенты — нет. Соответственно возник вопрос, почему в них не участвуют студенты из Казахстана. Вот что говорит об этом мой собеседник:
«Недолго думая, мы решили подать заявку на участие в этой Олимпиаде. Прежде, чем дойти до финальной стадии соревнований, командам предстояло преодолеть четвертьфинальные и полуфинальные раунды, которые проводились в различных регионах. Мы решили проводить четвертьфинальные раунды, о чем написали организаторам. Получив их разрешение, мы сделали рассылку с приглашениями среди университетов Казахстана. Как я уже говорил, в те годы наблюдался значительный интерес молодежи к информационным технологиям. На нашу рассылку откликнулись порядка десяти университетов Казахстана, которые были готовы прислать свои команды для участия в соревнованиях, чему мы были очень рады» (Мурат Орунханов).
О месте проведения соревнования не было сомнений, мой собеседник с энтузиазмом взялся за организацию первой IT-олимпиады для студентов вузов в стенах механико-математического факультета. Сейчас об этом смешно вспоминать, но тогда было не до смеха. Дело в том, что для проведения этих соревнований, не хватало компьютеров факультета. По регламенту ICPC в соревнованиях могли участвовать команды, состоявшие из трех человек, а от каждого университета могли участвовать несколько команд. Выход подсказал Фуад Гаджиев, который привез из СДУ двадцать компьютеров. Соединив все компьютеры в сеть, оборудовав в деканате сервер, была достигнута готовность к проведению соревнований. С методологической точки зрения это было совсем не сложно, так как работы, выполненные студентами, местные организаторы не проверяли. Онлайн-формат соревнований предполагал, что каждая команда отправляла свои работы на сервер полуфинального Центра, который курировал наш регион. Он находился в Санкт-Петербурге, где работы автоматически проверялись и откуда незамедлительно приходили результаты. Но с технической стороны было необходимо обеспечить бесперебойную связь компьютеров каждого участника с удаленным сервером Центра. Эта задача была с успехом выполнена благодаря опыту и знаниям Бахыта Маткаримова, еще одного большого специалиста и энтузиаста, работавшего в то время в компании «Казахтелеком». Тем более, к тому времени в университете функционировала сетевая инфраструктура с выходом в интернет. Соревнования начались в час дня, когда в Санкт-Петербурге, месте расположения центрального сервера, было десять утра.
«И тут меня начал одолевать страх. Собрать-то всех собрали, но вдруг никто из команд не сможет выполнить задания? Я же не знаю, как их отбирали на местах. Ведь это могло негативно отразиться на имидже казахстанских студентов, пусть даже впервые участвовавших в подобных соревнованиях. Из-за этого могло сложиться плохое впечатление о казахстанских IT-специалистах, чего, конечно, хотелось меньше всего. Проведением такой Олимпиады можно было оказать медвежью услугу, о которой никто не просил» (Мурат Орунханов).
«Волновались мы больше самих студентов, бегая из одного кабинета в другой. Как выяснилось позже, наши волнения оказались напрасными, ибо немало участников блестяще справилось со своей задачей и не подвели, а информация об этом сразу появлялась на сервере у Бахыта Маткаримова. Узнав, что команды выполняют положенные им задания, я сходил в ближайший книжный магазин, где купил для студентов книги по программированию в качестве призов, ведь никаких денег на проведение олимпиады не выделялось. Сейчас уже сложно вспомнить имена участников-победителей, которые поехали на свой первый полуфинал соревнований. Позже организаторы Международной олимпиады выпустили отчет об итогах соревнований, в котором они выражали благодарность университету-организатору и мне» (Мурат Орунханов).
Полуфинальная стадия для североевропейского региона, к которому относился Казахстан, проводилась в одном из трех городов: Барнаул, Ташкент и Санкт-Петербург. Наши победители поехали в Барнаул, но в финал выйти с первого раза не получилось. Это удалось сделать в 2007 году, когда финальные соревнования проводились в Токио. Пусть наши студенты не заняли в финале призовые места, но это был блестящий результат, о котором мало кто в Казахстане в то время узнал. Четвертьфинальный тур Международной студенческой олимпиады по программированию стал проводиться в Казахстане ежегодно. Эстафета проведения переходила от КазГУ к КБТУ, затем к другим вузам, что положило начало доброй традиции. Мой собеседник уже давно не вовлечен в проведение этой Международной олимпиады, но мне думается, что инициатива трех энтузиастов в лице Мурата Орунханова, Фуада Гаджиева и Бахыта Маткаримова послужила весомым стимулом бурного интереса наших студентов к искусству программирования и информационным технологиям. Многие участники этой олимпиады стали квалифицированными программистами, нашли применение своим способностям в самых престижных IT компаниях мира. Фуад Гаджиев, признанный лидер компьютерной молодежи страны, не теряет связи с ними, а его список контактов включает адреса в разных уголках мира, включая Силиконовую долину и известные IT-компании мира.
С 2003 года КазГУ выполнял функции базового вуза, который проводил эти соревнования, поскольку обладал соответствующей технической базой. В то время росло число желающих участвовать в этих соревнованиях, а в четвертьфинальных стадиях ежегодно стало участвовать до восьмидесяти пяти казахстанских команд. За годы проведения этих соревнований по программированию в Казахстане повысилось качество обучения информатике в стране. В десятку лучших команд мира начали входить команды КазГУ, КазНТУ, КБТУ, СДУ и КарГТУ. Начали расти показатели команд, которые успешно решали поставленные задачи, число которых на четвертьфинальном этапе составляло порядка десяти-двенадцати. Соответственно росло число команд, выходивших в полуфинальный тур, который проводился в г. Санкт-Петербург.
Если говорить о формате соревнований, то каждой команде надлежало решить от восьми до двенадцати задач, условия которых были прописаны на английском языке. Для выполнения заданий отводилось пять часов. Команды должны были писать решения на языках программирования C, C++, Java и Python и направлять их на тестирующий сервер. Программы тестировались на большом количестве различных входных тестов, неизвестных участникам. Если решение оказывалось неправильным или если команда не укладывалась в отведенное время, то команда получала об этом сообщение и получала правильные ответы. Задача считалась решенной в случае, если программа выдавала правильные ответы на всех тестовых уровнях. В отличие от других олимпиад, частичные решения не учитывались. Побеждала команда, правильно решившая наибольшее количество задач. При равном количестве задач рейтинг команд определялся за счет штрафного времени, которое в самом начале у всех команд равняется нулю. За каждую правильно решенную задачу команды получают дополнительное время, которое может быть использовано при решении следующих задач. Неудачные попытки решить задачу влекли за собой начисление штрафного времени. Поскольку в распоряжении каждой команды находился лишь один компьютер, участникам следовало показывать навыки умения эффективно и слаженно работать в команде.
На XXXI ACM International Collegiate Programming Contest World Finals, который проводился осенью 2007 года в Токио, принимали участие студенты Казахского национального университета им. аль-Фараби. Команда была представлена тренером Бахытом Маткаримовым и членами команды в лице Артема Игликова, Дархана Туенбаева и Рустема Арзымбетова. В своей приветственной речи Хироши Маруяма, директор токийской исследовательской лаборатории IBM Research, поделился воспоминаниями о своей первой написанной программе. В 1977 году, будучи школьником, он написал ее на мини-компьютере с памятью 16 Кб. Та программа была очень простой и была написана на языке программирования FORTRAN для вывода логарифмов в табличной форме, содержащей не более двух вложенных «DO» циклов. В 2006 году он разработал свою систему цифрового контроля за движениями поездов. В каждом локомотиве имелся микроконтроллер, запрограммированный на языке ассемблера. Эта маленькая система напомнила ему о чудесах программирования.
По словам Стюарта Фельдмана, президента ACM, в 2007 году на отборочных соревнованиях участвовали 1 756 университетов со всего мира. Более 6 000 команд соревновались на региональных уровнях, восемьдесят восемь из которых были отобраны в финальную часть. Шинго Такада, директор ACM-ICPC World Finals, отметил, что мировые соревнования являются не местом битвы, а площадкой для культурного и образовательного нетворкинга. Санаи Такаичи, государственный министр по делам науки и информационных технологий, выразила мнение, что растет значимость новых знаний в области программирования. IT является не только инструментом для повышения конкурентоспособности и продуктивности, но и позволяет развивать мировую экономику.
Ақыл—кеңес Мурата Орунханова
Поддержка творческих инициатив молодежи является едва ли не самым главным стимулом для ее профессионального роста, а значит и появления в обществе активных, ответственных и компетентных граждан. Еще одним примером этого является студенческая программа SIFE (Students In Free Enterprise), ныне известная, как Enactus. Помню, как студенты КазНУ, став троекратными национальными чемпионами SIFE в 2001 году, представляли университет и Казахстан на мировом кубке, который проводился в Лондоне. SIFE (Enactus) и Международная студенческая олимпиада ICPC имели и имеют колоссальный кумулятивный эффект, положительно влияющий на будущую профессиональную деятельность студентов.
Казахстан взращивает немало талантливых специалистов, востребованных за рубежом. Здесь следует вновь всерьез и надолго задуматься об утечке мозгов в зарубежные страны. Очень огорчает, что страна продолжает терять этот кадровый потенциал, в развитие которого государство вкладывает немало средств.
Фотографии ректората КазНУ и аллеи: Эльмира Сарсенова