19 лет назад популярная по всему миру игра «Кто возьмет миллион» вышла в Великобритании. В эту игру сыграли или играют в более чем 100 странах мира. В некоторых странах игра поставлена на паузу, а в некоторые страны она снова возвращается. Этой осенью это шоу после многолетнего перерыва вновь вернулось в Казахстан, но на этот раз уже надолго. За неделю до премьеры этой программы мы встретились с ведущим игры для тех, кто хочет стать миллионером, чтобы вспомнить каким было начало его творческого пути, как шло развитие его проектов и как воплощались в реальность его планы и мечты. Кстати, возвращение игры в Казахстан совпало с юбилеем, связанным с двадцатилетием работы известного телеведущего и продюсера Серика Акишева на телевидении.
Дауржан Аугамбай
Серик, с чего все началось 20 лет назад, когда ты выбрал профессию, ставшей неотъемлемой частью твоей жизни?
Моя деятельность в сфере журналистики началась с моей первой статьи, которую я написал в 14 лет. Будучи подростком, я успел пожить в Великобритании, что позволило мне, жезказганскому парню, писать заметки путешественника в местной газете. Я писал о людях, живущих в этой стране, о городах, в которых я побывал, и о многом другом, связанном с Великобританией. Конечно, очень жаль, что вырезки из той газеты не сохранились. В старших классах алматинской «Архимедки» я написал небольшую серию статей в виде хроники проводившихся в городе мероприятий для газеты «Экспресс-К». Эти статьи можно было отнести к более-менее серьезной журналистской работе. В 1997 году я узнал о создававшемся телеканале «НТК», который, кстати, так же в этом году отмечает свой юбилей. В то время телеканал сделал очень оригинальный анонс, который даже сейчас прозвучал бы достаточно революционно. Они объявили открытый кастинг на все творческие должности, включая вакансии редакторов и журналистов. Данный призыв не остался без внимания профессионалов, работавших на других каналах. Но он так же заинтересовал множество людей, не обладавших опытом работы на телевидении. Как раз в этот период я учился на факультете журналистики КазГУ, уже обладал базовыми навыками журналиста и мне было интересно поработать. Пройдя кастинг, совмещая учебу, я стал работать редактором новостного блока.
Следует упомянуть свою подругу, Таю Ильичеву, которая долгое время проработала на MTV. Она сейчас живет в Москве, уделяя большую часть своего времени своей семье и урокам по вокалу. Она пригласила меня на программу «Город Next», которая выходила на телеканале «Шахар», поскольку ей понравился мой опыт, полученный на работе на радио. Этот опыт я получил перед телевидением, совмещая работу редактора с работой ведущего на радио. Я с удовольствием вспоминаю то время, поскольку тогда мы выходили в прямой эфир с необычным форматом, а вся команда состояла исключительно из молодых людей. Владельцы проекта предоставили нам полный карт-бланш на создание контента программы, а мы его полностью оправдали. В то время к нам на передачу часто дозванивался небезызвестный для казахстанцев молодой человек по имени Адиль Лиян. Позже этот парень вырос до уровня топ-менеджмента телеканала «НТК».
Следующим очень важным шагом в моей карьере стала работа на «Русском радио Казахстан» в течение последующих пяти-шести лет. После него в моей жизни появился проект «SuperStar.kz». В первый сезон этого популярного шоу я был его ведущим, а в одном из следующих сезонов был приглашен в состав жюри. Это был как раз тот сезон, когда один из участников проекта стал известным на весь мир со своей песней «Фристайло». Кстати, его выступление стало мировым хитом в ютубе, набрав множество просмотров. До сих пор мои иностранные коллеги напоминают мне о том, что я судил самого мистера Фристайло! Так вот, находясь в составе жюри, я был самым лояльным к участникам, всячески поддерживая их во время выступлений.
Позже, имея восьмилетний опыт работы на радио, телевидении и журналистике, мне казалось, что я стал заматеревшим ведущим. Тогда у меня не было материального достатка и многие проекты реализовывались на голом энтузиазме. И тут появляется программа «Кто возьмет миллион?», куда меня пригласили после того, как первым ведущим этого шоу был известный нам всем по работе в театре и сериале «Перекресток» Евгений Жуманов. Я до сих пор до конца не уверен почему выбор в качестве ведущего пал именно на меня, но я примерно догадываюсь. В то время телеканал «НТК» был переименован в «А1», который 18 часов своего эфирного времени вещал в прямом эфире. Дело в том, что благодаря своим родителям, я рано начал читать книги, что положительно повлияло на формирование моего кругозора и словарного запаса. В итоге, в глазах продюсеров я предстал в качестве интеллигентного и начитанного человека. Скорее всего, именно это и стало решающим аргументом при выборе ведущего.
Какие интересные истории случались, когда ты был ведущим этого шоу?
Я вел много познавательных программ, связанных с какими-то викторинами и серьезными вопросами. За мной закрепился образ некоего «знайки в очках». Наверное, это и сыграло свою роль. На тот момент продюсерам проекта нужен был молодой ведущий интеллектуального склада. И меня выбрали в качестве ведущего известного по всему миру шоу «Кто возьмет миллион?». Хотелось бы поделиться двумя интересными историями, связанными с этой передачей. До того, как попасть на это шоу в качестве ведущего я успел поучаствовать в нем в качестве селебрити-игрока на отборочном этапе. Дело в том, что в соседнем павильоне параллельно записывался «SuperStar.kz». Так вышло, что один из звездных участников не пришел на игру, что вызвало панику у съемочной группы. И вот сижу я на игре, на которой мне задается первый вопрос. Я дал свой ответ, хотя ведущий и попросил подумать. В итоге, упершись на своем варианте ответа, я стал единственным в истории «миллионера» участником, который не ответил на первый вопрос. А этот вопрос звучал следующим образом: «Что в жизни молодоженов происходит первым?» с вариантами ответов: «свадьба», «медовый месяц», «сватовство» и «помолвка». Я почему-то в силу своего европейского мышления выбрал в качестве ответа вариант «помолвка», думая, что она является предтечей всему. Как оказалось, даже в Европе все-таки сначала происходит сватовство. Евгений Жуманов всячески подсказывал мне, но я выбрал свой ответ, не желая его менять.
Вторая интересная история с этой игрой связана с возрастом всех ведущих этой передачи по всему миру. Наши продюсеры из Великобритании пока еще не зафиксировали этот рекорд, но в истории шоу этот факт уже зафиксирован. На данный момент я все еще официально считаюсь самым молодым ведущим шоу «Кто возьмет миллион?». Ведь мне было 25 лет, когда я вел эту программу. Учитывая, что передача выходит в 120 странах мира, этот факт является моей маленькой гордостью.
Постепенно я начал отходить от телевидения. Открыв свою ивент-компанию, я параллельно работал ведущим на телевидении. В итоге, в этом направлении мы проработали порядка пяти лет, что меня сильно увлекло. В результате, я забросил радио и телевидение, где я уже работал по остаточному принципу. Произошло то, о чем я сейчас сильно сожалею, хотя считается, что жалеть о давно минувших годах неправильно. В докризисный период мои коллеги, которые тогда начали свои телевизионные проекты, заработали хорошие деньги. Я же пришел к осознанию того, что необходимо заняться телевизионным бизнесом в качестве продюсера, только в 2012 году. Соответственно, компании, работающей под брендом «Телемастерская», исполняется всего лишь пять лет. Еще один юбилей, который можно опустить в копилку череды юбилеев, о которых мы сегодня говорили. Но несмотря на юный возраст компании, мы многое успели сделать. И все-таки благодаря шоу «Кто возьмет миллион?», я начал вести свой телевизионный бизнес, поскольку я всегда мечтал вернуть это шоу на наши экраны. В течение пяти лет мне, как продюсеру, это не удавалось сделать, но сейчас этот проект вернулся к своим телезрителям.
За эти годы сошлись многие элементы мозайки. Во-первых, на экраны вернулось популярное шоу. За пять лет работы в телепроизводственном бизнесе я поднабрался опыта, что помогает мне в сегодняшней работе. В нашем портфолио стало больше сложных и интересных проектов. Сегодня индустрия ставит высокие планки, а времени на все не хватает. Времени так же осталось всего 24 часа в сутки, а работы стало в разы больше. У меня есть семья, которая тоже требует времени и внимания. Но со временем как-то все встало на свои места и многое стало получаться.
Какие яркие и значимые события произошли в последние годы твоей деятельности?
Произошло интересное событие, к которому мы с партнерами давно готовились. Этим летом мы наконец открыли Первый казахстанский кулинарный телеканал «Магия кухни». Почему кулинарный? Чтобы открыть телеканал нужно вложить очень много времени и денег, используя профессионализм и экспертизу. В этом случае нужно не просто производить контент, а рассматривать проект в качестве серьезного бизнеса. История кулинарного телеканала началась три года назад, когда мы придумали и зарегистрировали торговую марку «Магия кухни». Все эти годы мы выпускали свою передачу на канале «Хабар», где она и сейчас продолжает выходить в дневном эфире. Первые выпуски передачи «Магия кухни» выходили на канале «СТВ». Все наследие передачи изначально было нашим, поскольку этот продукт мы производили на деньги партнеров. Телеканал его у нас не покупал, а входил в проект своим эфирным временем. На базе собранного множества кулинарных экспертиз и рецептов, и имея солидный контент, мы решили открыть канал. Сразу стоит отметить, что на канале передача «Магия кухни» не вещается постоянно.
Отслеживая то, как вещают телеканалы «Кухня-ТВ», «Еда-ТВ» и «Телекафе», считающиеся нашими прямыми конкурентами, можно сказать, что они выглядят архаично, работая по классическим телевизионным лекалам. Мы же в силу ограниченности бюджета нашли очень интересное решение, обратившись к цифровому формату. Сейчас 30% нашего эфира составляет контент о кулинарии, который выходит в российском, белорусском, украинском и казахстанском youtube. Это оказалось удивительным решением, которое я только сейчас осознаю.
Если просматривать youtube-контент со стороны, то можно заметить все его разнообразие. Например, наши коллеги из Минска имеют 700 000 подписчиков, и мы гордимся, что мы с ними сотрудничаем. Youtube-контент отличается тем, что он является полезным, лаконичным и выполнен достаточно красиво и нестандартно. В итоге самая большая продолжительность телевизионного слота в нашем эфире составляет 20-25 минут, а самая маленькая — полторы минуты. Будучи динамичным и красивым каналом в глазах классической телевизионной аудитории, мы являемся полезным каналом. Например, программа «Смак» с Иваном Ургантом, которую я очень уважаю, преподносится больше как развлечение. Мы же стараемся добраться до телезрителя. Мы заметили, что несмотря на наш патриархальный уклад, мужчины умеют и любят готовить. Бывает так, что зритель увидел интересный рецепт по телевизору, а записать его не успел. Самое важное, люди ищут уникальные и редкие рецепты. И этот вопрос решился с помощью смс, через которые можно будет отправлять рецепты нашим зрителям. В будущем, мы планируем запустить кулинарные мобильные приложения. Все рецепты, которые будут выходить в эфире телеканала, станут доступными каждому. Сейчас собрано порядка 20 000 уникальных рецептов, и этот массив данных, которые мы обрабатываем, просто сводит с ума. В наших приложениях каждый рецепт представлен составом ингредиентов, последовательностью готовки, сопровождаясь фото- и видеоматериалами. Каждому рецепту будет присвоен свой уникальный номер, указав который, каждый сможет получить именно тот рецепт, который ему нужен. Цена за получение рецепта будет установлена оператором по самой максимально возможной низкой планке.
Если резюмировать проект «Магия кухни», то мы находимся в самом начале пути, но уже сейчас мы видим, что, став первым частным нишевым контентным телеканалом на казахстанском телевидении, мы сможем проторить дорожку себе и другим. Даже имея маленькую 18-миллионную аудиторию, мы видим интерес со стороны партнеров, рекламодателей, зрителей и коллег из других стран. Не успели мы открыться, как к нам обратились украинские коллеги. Естественно, теперь мы должны подготовить сетку в русскоязычном блоке. Как для медиа-менеджера, для меня самого достижением является то, что я полностью узнал процесс создания канала.
Это был безумно интересный и динамичный год, поскольку нигде нельзя получить образование и четкие инструкции как создать телеканал, имея небольшой бюджет. А ведь необходимо еще учитывать многочисленные нюансы и тонкости. Считаю, что нам это удалось. Этот кейс непростой и требует большой самоотдачи. Теперь поняв, как это делается, я надеюсь, что телеканал «Магия кухни» будет не последним нашим телеканалом. Мы удивились, что в стране часто проводится большое количество кулинарных ивентов. Наш канал поддержал такие ивенты, как «Astana Foodfest», «Тойказан», «Шеф battle». У нас есть идея быть первыми в Казахстане, кто первый привезет парочку крутых шеф-поваров из-за границы. Мы хотим проводить не закрытые VIP-мастер-классы, а сделать проект в качестве интересных кулинарных шоу. Например, как вам анонс к кулинарному баттлу «Голден Рамзи vs Джейми Оливер»?
В 2018 году согласно государственной программе цифровизации, все телевидение перейдет на цифровой формат. Нашему каналу надо постараться попасть в первый, так называемый мультиплекс, то есть обязательный к распространению. Я думаю, что с учетом того, что у нас красочный и полезный контент, мы сможем туда попасть. Психологи говорят, что, человек, наблюдающий за процессом приготовления еды, успокаивается. Как-то, во время большого тимбилдинга с командой, мы заметили, что наш контент интересен детям. Дело в том, что все время, пока мы общались, был включен канал «Магия кухни». У детей есть такая особенность: когда им что-то не нравится, они переключают на канал, где вещают мультфильмы. В нашем случае, ни один из тридцати детей не попросил переключить канал, что является хорошим сигналом.
Серик, в одно время ты стал достаточно узнаваемым человеком, будучи постоянно на виду и на слуху. Куда ты пропал на достаточно продолжительный период?
В одно время я действительно до того часто находился в эфире, что друзья даже шутили: «Если ты включаешь утюг и оттуда не слышен голос Серика Акишева, значит что-то не в порядке с утюгом». Я ушел в бизнес, чему я очень рад, потому что в современном мире для мужчины его реализация связана с деньгами. Бизнес не является самоцелью, но он является важнейшим аспектом для каждого современного мужчины. Поэтому я рад, что, начиная один бизнес и закрывая другой, я прошел замечательную школу управленца. Кстати, это положительно отразилось на моих человеческих качествах. Раньше у меня было три недостатка, о которых знали мои близкие. К отрицательным качествам я отношу свою непунктуальность, за исключением случаев, когда мне нужно выходить в эфир; некоторая необязательность перед близкими людьми; и воздушное отношение к жизни.
Бизнес не терпит эти недостатки и не прощает людей с такими качествами. Работая в бизнесе, я стал самым пунктуальным в мире человеком, самым внимательным во всех отношениях и очень собранным за последние годы, чему я очень рад. Я менялся естественным путем. Об этом я впервые говорю именно в этом интервью. Никакие академические знания, тренинги и прочитанные книги не научат этому. Тайм-менеджмент, искусственно внедренный в жизнь человека, не работает. Если дело, которым занимается человек не является любимым, то оно будет выполняться через силу, а спустя некоторое время у человека произойдет нервный срыв. В конце концов, неудовлетворенность человека своей работой будет отражаться на ее качестве.
Анализируя об этом сейчас, я все же думаю, что может быть и хорошо, что на достаточно продолжительное время я исчез из эфира. Я это понимаю только сейчас, вернув шоу «Кто возьмет миллион?» на телеканал «Хабар». Это, своего рода, камбэк, что вызывает дополнительный интерес к этому шоу. Во время премьеры мы в самом начале рассказали зрителям о том, как многое изменилось — страна, телевидение, сама передача и ее ведущий. И тут в зале один из зрителей не согласился со мной, утверждая, что ведущий вовсе не изменился. Я такое часто слышу о себе. И тут включается ролик о передаче 12-летней давности и зал смеется, увидев, как сильно я изменился. Да, тот же парень в очках, но разница между двумя Сериками была очевидной.
Был ли ты избалованным вниманием в те годы, когда ты был достаточно популярным? Имела ли место звездная болезнь?
Ее практически не было, чем я горжусь. Есть, конечно, пара случаев, за которые мне стыдно. Бывало, я вел себя некорректно в силу того, что, имея юношеский максимализм, я думал, что весь мир лежит у моих ног. Такое иногда помогает, а иногда больно бьет по лицу.
Курьезные случаи, которые произошли в твоей жизни, способные кого-то расстроить, но не тебя.
Таких случаев у меня было несколько, один из которых связан с моим голосом. Об этом я тоже никому до этого не рассказывал, поэтому делюсь эксклюзивом. До 1998 года у меня был другой голос, не тот самый, узнаваемый казахстанцами. Я получил очень серьезную травму гортани, споткнувшись на лестнице. Постепенно восстанавливаясь, мой голос начал приобретать бархатный баритон, который люди привыкли слышать. Если честно, я не очень люблю вспоминать об этом. Голос голосом, но большую лепту в мое становление в качестве ведущего внесли практика в дикции, орфоэпии, богатый словарный запас и постоянная работа над самим собой.
Ну раз речь пошла об этом, расскажи, как ты подпитываешь свой багаж и кругозор?
Очень просто. Вспоминается второй курьезный случай. Это произошло во время беседы о влиянии интеллектуальных программ на развитие интеллектуального базиса нации в шоу «Давайте говорить» с Майей Бекбаевой. Программа записывалась аккурат в преддверии премьеры «Кто возьмет миллион?», на которой обсуждался вопрос о школьном образовании. Все спикеры, находившиеся в студии, говорили о важности и целесообразности чтения книг школьниками. И тут, на свою беду, я вспомнил одну интересную статью о том, что сейчас в мире происходит уникальная вещь, которую мало кто замечает, но она произойдет в любом случае. Дело в том, что способ потребления информации потихоньку меняется в сторону цифровизации. Буквенные символы останутся, как базис цивилизации, но способ потребления информации перерастает в аудиовизуальный формат. Мы словно возвращаемся к истокам, передавая информацию из уст в уста, как это делали наши предки. С этим мы ничего поделать не сможем. Наша задача состоит в том, чтобы упорядочить весь информационный поток, который потребляется нами и детьми. Но есть один недостаток в этом деле. Психологи и ученые выяснили, что получение информации в текстовом виде позволяет нашему воображению работать. А при получении информации в аудиовизуальном формате, мы не оставляем мозгу возможности воссоздать картину происходящего. Я считаю, что это не так. На примере своих детей я вижу, что они не менее развиты, хотя и читают намного меньше.
Когда я начал об этом говорить, мои оппоненты напали на меня, обвиняя меня в том, что я вообще против того, чтобы дети читали. Я всего лишь говорил о том, что эту тенденцию нельзя упускать из виду. Свой интеллектуальный багаж я пополняю тем, что читаю много и всегда. На сегодняшний день я открыл для себя профессиональную жанровую литературу, помимо книг о телевидении. Некоторые коллеги говорят, что вообще не читают художественную литературу, мол все что нужно уже прочитано, а времени и желания перечитывать или читать новое уже нет. Я с этим не согласен. Если есть возможность надо читать и перечитывать. Я обожаю перечитывать, ибо это доставляет мне удовольствие. Например, Квентин Тарантино ведь до сих пор не умеет грамотно писать и пишет с ошибками. Но зато какие сценарии он пишет! Я видел в интернете фотографии записей, сделанных его рукой. Совершенно неразборчивый текст. Зато какой у него богатый язык, который он черпал не из книг, а из кино. Он пропустил через себя огромный массив классического кино, переработав его внутри себя. Он первый человек, который доказал эффективность знаний, полученных через аудиовизуальный формат. Кто смотрел его фильмы, подтвердит, чего стоят его богатые и интересные диалоги, насыщенные правильными и поучительными мыслями.
Каким является твое отношение к бизнесу?
Есть книга «Выходит продюсер», которую выпустил Александр Роднянский. Он написал ее очень правильным и доступным языком. Эта книга повествует о продюсерской работе с учетом сегодняшних реалий на постсоветском пространстве. Кто-то может ругать его, но мне, как медиа-менеджеру, он помог осознать некоторые ошибки, которые мы допускаем. У нас схожая история: люди переходят от творчества к бизнесу, а в творчестве следующим шагом является переход к медиа-менеджменту. Он вернулся к тому, с чего начинал в кино. Я считаю, что у него это очень хорошо получается. Раньше я просчитывал каждый свой проект, считая, что в него надо вложить частичку себя или немного больше, чтобы он встал на ноги. Сейчас я занят запуском сразу нескольких больших проектов в телепроизводственной компании. Запустив канал, я умудрился найти время для каждого проекта. Я запускаю проект, отправляю его в плавание, только управляя штурвалом или передавая управление им назначенному капитану. Теперь я понимаю, что запуск нового канала и его развитие потребуют много времени. Надо научиться экстраполировать в крупные масштабы то, что я умею делать в небольших масштабах. К этому относится умение делегировать полномочия.
Дональд Трамп в своей в книге «Как стать богатым?», которую он написал до того, как у него появились президентские амбиции, говорит о важности делегирования полномочий и поиске лучших людей для команды. Другие известные бизнесмены утверждают, что существует универсальный рецепт для ведения большого бизнеса. Любой бизнес имеет общий знаменатель, а в числителе меняются лишь его специфика и компоненты. Для читателей журнала и для меня самого будет полезно проговорить эту мысль вслух. Базируясь на вышеуказанных примерах, мы понимаем, что все бизнес-принципы являются одинаковыми. Мой полезный совет заключается в следующем: к бизнесу надо быть готовым. Он будет успешным, если состыкуются все необходимые жизненные обстоятельства.
Мастером в любом виде человеческой деятельности можно стать тогда, когда человек осознанно посвящает ей, как минимум, 10 000 часов своего личного времени. Если взять за основу восьмичасовой рабочий день, то мы выходим на временной промежуток длиной порядка пяти лет. Это относится ко всем, за исключением гениев, но и они пашут как проклятые.
Каким ты видишь новый формат шоу «Кто возьмет миллион?», поскольку он теперь полностью управляется тобой? Что изменится в новом формате в сравнении с передачей, которые велись Евгением Жумановым?
В новом формате имеются три косметических, но важных изменения. Они связаны с деньгами в том смысле, что призовой фонд стал больше и будет продолжать расти. В новом «миллионере» есть одна важная вещь, которую мы и наши российские коллеги не ретранслируем вслух, но я ее все же озвучу. Сам принцип шоу, придуманного англичанами в 1998 году, заключается в том, что сумма, выигранная человеком, должна стать суммой, которая изменит его жизнь. Миллион фунтов может изменить жизнь любого человека. 10 миллионов тенге — могут, но не основательно. Мы надеемся, что экономическое состояние страны и наших партнеров, а также внимание телезрителей будут в дальнейшем способствовать увеличению суммы призового фонда. Он и так уже вырос. Если судить по первым программам, то 12 лет назад, прогрессом считался случай, если игрок отвечал на одиннадцатый вопрос. Сейчас это является достаточно частым явлением.
Сегодня миллионером стать намного легче, чем раньше, учитывая, что сумма выигрыша с учетом инфляции и девальвации в итоге осталась такой же, как тогда за счет увеличения максимально возможного выигрыша до 10 000 000 тенге.
Во-вторых, в некоторых странах происходит диджитализация «миллионера». Некоторые страны смогли это сделать, в некоторых не смогли или уже не смогут. Сейчас мы работаем над официальным приложением игры, которое, надеюсь, понравится нашим зрителям. Мы его разрабатываем совместно с нашими партнерами из Сбербанка, которые также являются спонсорами призового фонда. Приложение позволит отвечать на вопросы онлайн и выигрывать деньги, пусть не такие большие, как в настоящей игре. Я этот проект рассматриваю в качестве социальной миссии, которая позволит молодому поколению если не смотреть это шоу, то хотя бы играть в него. Эта игра является обучающей и мотивирующей. А пока главной миссией приложения являются распространение философии «миллионера» среди молодежи и предоставление возможности попасть на передачу.
В-третьих, после долгих совещаний с нашими английскими коллегами мы приняли решение модернизировать игру в части изменения правил. Например, в отличие от других стран, мы не будем вводить таймер, определяющий лимит на раздумье для каждого игрока. Нахождение в кресле и так уже является стрессом для человека. Нашей целью является не утопить человека, а следить за ходом его мысли в стрессовой ситуации, и сподвигнуть его на интеллектуальный подвиг. Бывает так, что игрок идет совершенно неправильным путем, но в итоге доходит до правильного результата.
Возможности человеческой памяти раскрываются в стрессовой ситуации. Мы решили играть в классического «миллионера», состоящего из пятнадцати вопросов, трех подсказок и без использования таймера. Что интересно, в этом году Индия и ряд европейских и латиноамериканских стран, в которых это шоу является популярным, но перестало вещаться пять или десять лет назад, снова решили вернуть на свои телеэкраны эту передачу после долгого перерыва. Наблюдается некий тренд. Это хорошо, что телевидение реагирует на некие запросы коллективного бессознательного, а это значит, что массам интересен интеллектуальный досуг.
Если абстрагироваться от возможного денежного выигрыша, можно ли считать, что люди, играющие в «миллионера» и следящие за ним, повышают свой кругозор, получают новые знания, становясь эрудированнее и умнее?
Совершенно верно, поскольку в миллионере есть вещь, которая требует от игроков энциклопедических познаний, которые в нынешнее время секундной доступности информации из интернета не имеются в достаточной мере у молодого поколения. С другой стороны, если гипотетически представить информационный коллапс, когда все массивы данных вдруг исчезнут, то мы снова сможем передавать информацию по старинке. А на коне будет тот, кто имеет все знания в голове.
Чтобы облегчить жизнь игрокам, в игре имеются подсказки, которые помогают справиться со сложными вопросами. Большая половина вопросов помогает вскрыть то, что и так знает человек. Моя роль, как ведущего, заключается в том, чтобы не усложнить работу игроку, а помочь ему осилить стресс и найти свое русло. Я часто вижу, что игрок от волнения забывает все, что он знает. На половину вопросов можно с легкостью ответить, если включить логику, интуицию, но при этом отключить волнение. В этом смысле, мы человека побуждаем мыслить, мотивируем и подводим к ответу. В этом заключается самая главная миссия игры.
Что можно дополнительно рассказать об этом шоу?
Также хотелось бы отметить, что до «миллионера» на телеканале «Казахстан» мы запустили по франшизе мировой компании «Fremantle Media» новый формат шоу под названием «Who knew?» («Кто бы мог подумать?»), который родился в Европе. По-казахски мы назвали его «Қызық екен». Это первая казахскоязычная интеллектуальная игра, ставшая интересной для зрителей всех возрастов. Передача представлена в формате классической телевизионной викторины. Каждый вопрос и ответ на него у зрителя вызывает реакцию «Да, лааадно…», «Ну, как такое возможно?» и «Почему?».
В этом заключается важный посыл. Мы поняли, что самое важное для Казахстана заключается в том, что такие передачи с интересным контентом востребованы народом. Важная фишка, которую мы с гордостью выполняем, заключается в том, что программа выходит со вторника по пятницу, в которой половина вопросов — о Казахстане. Самое главное, эта передача показывает высокие и хорошие рейтинги.
Я понял, что представителей молодого и старшего поколения могут поставить в тупик разные вопросы. Есть вопросы, на которые может ответить сын, но на которые не может ответить его отец, и наоборот. А представители промежуточного поколения могут ответить на все вопросы. Было интересно, когда один взрослый мужчина не мог ответить на вопрос про Голливуд, а молодой человек не смог ответить на вопрос про традиции.
Твой ақыл-кеңес миллионера для всех твоих поклонников и читателей журнала
Мне кажется, что в любом обществе есть две категории людей. Есть те, кому дается все легко, а фортуна и везение у них всегда в карманах. Им я посоветовал бы не терять данный дар от Бога и понимать, что он предоставлен не просто так. Им нельзя забывать, что это рано или поздно закончится, если не пользоваться этим даром с благодарностью. Есть другие люди, которые очень вдохновляют. Меня вдохновляют люди из простых семей, или те люди, у которых были сложные преграды на жизненном пути. Есть наш проект «Сильные духом», в котором участвуют люди с ограниченными возможностями, коих среди нас много. Они достигают успехов и мотивируют здоровых людей на такие подвиги.
Тем, кто добивается всего своим трудом, я ничего не советую, кроме как то, чтобы они научились делать первый шаг к новшествам. Несмотря ни на что. Вопреки всему. Желательно суметь сделать это с легкостью в сердце и с радостью в душе. Вот во мне есть какой-то мальчишеский задор, который я хотел бы сохранить до старости. Мой ақыл-кеңес для счастливчиков: «Не расслабляйтесь!». А для тех, кому сложно добиваться результатов и тех, кто добивается всего своим трудом, я советую понять такую вещь, что можно реально всего добиться и ничего не бояться.
И последний совет касается всех. Помните о 10 000 часах. Постарайтесь заниматься тем, что у вас хорошо получается на системном уровне и доводить до конца начатое. Я сильно сожалею о том, что с свое время не послушал своих родителей, которые советовали мне получить экономическое образование. Вот оно мне сейчас сильно помогло бы.
В заключение
Хотелось бы пару слов сказать о талантах. В мире есть успешная система образования, которую, я надеюсь, наши казахстанские коллеги смогут взять на вооружение. Речь идет о создании условий для выявления сильных сторон каждого ребенка, которые бы позволили родителям найти то, к чему больше всего предрасположен их ребенок или к чему их чадо питает любовь.
Жизнь научила меня правильным вещам. На самом деле, отношение к жизни в меня заложили в детстве, в юности и отрочестве. Сейчас, я понимаю, что возвращаюсь к своего рода истокам. Например, в детстве я был очень педантичным, был жаворонком. Потом я стал меняться, стал хотеть больше поспать и все эти маленькие мелочи, отношение ко многим важным вещам, из прошлого и из генетической памяти возвращаются. Так что это камбэк меня настоящего к жизни в отношении своей семьи, коллег и других людей, с которыми я взаимодействую.