Современный мир полон различных экспериментов и инноваций, которые присутствуют во всех сферах нашей жизни. Все большую актуальность приобретает способность изобретать новые визуальные жанры и генерировать познавательный контент. Время и современные технологии меняют людей и его быт, сильно влияя на мышление, привычки и предпочтения современного общества. Журнал Akyl—kenes беседует с Михаилом Зыгарем, известным российским журналистом и писателем, автором бестселлеров «Вся кремлевская рать» и «Империя должна умереть», лауреатом премии «Просветитель» и руководителем проекта «Мобильный художественный театр».
Наш собеседник имеет весьма интересную и насыщенную биографию. Он провел свое детство в Анголе, в которой с 1975 по 2002 г.г. велась Гражданская война. Как и во многих других международных конфликтах, СССР поддерживал одну из противоборствующих сторон в рамках выполнения интернационального долга перед странами, которые просили помощь у Советского государства. В то время Советский Союз всячески оказывал поддержку даже самым отдаленным странам, где появлялись первые признаки «социалистическо-коммунистического мышления». Советские войска были выведены из Южной Анголы в 1989 году, когда окончательно последний солдат покинул территорию Афганистана.
Возможно, детские впечатления, связанные с пребыванием в зоне военных действий, наложили свой отпечаток на будущую профессию Михаила Зыгаря, поскольку в период с 2000 по 2009 г.г. он специализировался на освещении событий из многочисленных горячих точек планеты. Будучи корреспондентом и международным обозревателем отдела внешней политики издательского дома «КоммерсантЪ», он освещал военные конфликты, происходившие в то время в Ираке, Ливане, Палестине, Косове, а также «цветные» революции в Украине и Кыргызстане. В определенный момент времени у набиравшего популярность журналиста накапливается солидный объем материалов в виде всех его историй, статей и репортажей, которые входят в книгу «Война и миф». Она выходит в свет в 2007 году, став своего рода подготовительным плацдармом для будущих трудов писателя.
До появления главных бестселлеров Михаила Зыгаря читателям пришлось ждать несколько лет. В период с 2010 по 2015 г.г. он работает в качестве главного редактора телеканала «Дождь», на котором поочередно выходят документальные фильмы «Похоронить Сталина», «Кто здесь власть. Четыре версии расстрела Белого дома» и исторический мини-сериал «Былое и Дума». Можно считать, что эти труды и опыт, накопленный за годы работы на канале и в издательском доме, подталкивали Михаила Зыгаря к новым вызовам в своей жизни. В 2015 году выходит в свет его книга «Вся кремлевская рать. Краткая история современной России», являющей собой сборник очерков о самых влиятельных политиках, окружавших в то время Владимира Путина. В конце этого же года Михаил Зыгарь принимает решение покинуть телеканал «Дождь» в связи с желанием работать над своими личными проектами, в числе которых значился мультимедийный проект «Свободная история России» и его будущие книги.
Создав свою креативную студию «История будущего», Михаил Зыгарь тратит немало времени и сил, чтобы превратиться в авангард российской медиа-индустрии. В течение последующих трех лет вместе со своей командой он запускает ряд мультимедийных проектов: «1917. Свободная история», «1968. Digital: Год, когда все началось», «Карта истории» и набирающий популярность «Мобильный художественный театр».
Михаил, глядя на Вашу профессиональную карьеру в медиа, где Вы сформировали свой стиль, создали успешную компанию, написали немало объемных трудов. Что является предтечей для появления Вашего уникального кейса? Это изначальная любовь к журналистике со времен учебы в МГИМО или наращивание медиа-мускул по ходу развития жизненных событий? В какой момент созрело решение уйти от так называемой классической и предсказуемой журналистики к оригинальному, интересному, захватывающему, но не совсем стандартному медиа-формату?
У меня никогда не было ощущения, что я перестал заниматься какой-то одной профессией, сменил ее и начал заниматься чем-то другим. Мне всегда казалось, что я занимаюсь чем-то, что для меня очень интересно. В первую очередь, это придумывание каких-то новых форматов и каких-то новых жанров. Ни в один момент у меня не было ощущения, что я занимаюсь тем, что мне уже понятно; тем, что мне интересно; тем, что уже придумано до меня. И главное, тем, что мне кто-то сказал делать, что мне неинтересно. Поэтому мои проекты, столь разные по форме и содержанию, очень логичны при перетекании из одного в другой, поскольку их суть для меня была в том, чтобы придумывать какие-то новые жанры и форматы.
Что стояло за работой в качестве военного корреспондента в горячих точках планеты? Действительно ли освещение с места событий было столь важным или в этом замешана любовь к истории, как к науке? Безусловно, каждое событие в той или иной стране является производной и причиной всех событий, имевших место ранее и в той или иной степени повлиявших на их дальнейшее развитие. Или тут был поиск именно того «секретного ингредиента», который впоследствии пригодился в работе над монументальными трудами «Вся кремлевская рать» и «Империя должна умереть»?
Мне всегда было важно разговаривать с людьми и слышать их голоса. Мне было важно иметь большое количество источников, которые показывают более широкую картину. Я никогда не ездил на войну для того, чтобы посмотреть на боевые действия, чтобы послушать, как свистят пули или посмотреть, как умирают люди. Мне всегда было важно поговорить с людьми, которые страдают, иногда ненавидят и переживают какие-то ужасные моменты в своей жизни. Услышать, как можно больше историй. Мне кажется, что именно свидетельство очевидцев и людей, которые переживают различные исторические события, – это самое важное. Ровно также построены все мои книги.
В какой-то отрезок времени Вы решаете начать реализацию своих проектов, которые действительно кардинально отличаются от других. Хотя бы потому что в них четко прослеживается крен в сторону истории. Если рассматривать каждый из Ваших проектов в качестве отдельного бизнес-процесса, то как в целом его можно описать?
Что касается реализации проектов, то самое сложное в любом проекте — это начать его. А второе по сложности – это закончить. Важнее всего начать то, чего ты раньше не делал. Решиться и построить план того, как будешь этим заниматься. Довольно трудно всегда заниматься проектом, если ты придумал его самостоятельно. Если над тобой не стоит кто-то, кто указывает что делать на каждом отрезке времени.
Если ты сам себе начальник, то значит ты сам должен заниматься собственной дисциплиной и сказать себе «на старт, внимание, марш», а потом сказать себе «финиш». Это второй самый сложный момент. Очень важно вовремя остановиться. Многие люди не умеют заставить себя начать, а другие — не умеют заставить себя закончить. В некотором смысле перфекционизм – это прекрасно, но иногда он оказывается болезненным и мешает человеку закончить работу. Если ты не закончишь вовремя, то аудитория не сможет увидеть плоды твоего труда.
В свое время я с удовольствием прочитал книгу «Империя должна умереть». Расскажите, пожалуйста, как Вы работали над книгой и что Вы испытывали на каждом этапе работы над книгой? Почему и для чего Вы выбрали именно тему русских революций, а не, к примеру, тему Второй мировой войны или жизни СССР в 60-80е годы?
Почему я выбрал тему начала ХХ века и русской революции. Я всегда хотел заняться этой темой. Мне кажется, что это важнейший период в истории России и важнейший нерассказанный период в России. По-крайней мере, на мой взгляд, он был недорассказан, когда я писал книгу «Империя должна умереть. Он был абсолютно мифологизирован, настоящая история этого периода была полностью подменена фейковой историей про Ленина и КПСС. Мне было важно собрать максимальное количество историй важнейших действующих лиц, которые реально влияли. Мне удалось при помощи журналистских методов и приемов сделать полноценное историческое исследование.
Исходя из этого, кого в Вас больше: журналиста или историка?
Я считаю себя журналистом, а не историком. Мне кажется, у истории и журналистики много общего. Но историческая наука и историческое сообщество куда более консервативны. Мне не хочется тревожить спокойствие выдающихся историков. Я не рискну причислить себя к их числу.
Журналистика – это априори экспериментаторство. Более того, в наше время всем очевидно, что прежняя журналистика в том виде, в котором она существовала десять лет назад, уже перестала существовать, уже умерла. В наше время журналисты – это контент-мейкеры. Это люди, которые производят продукт полного цикла. Они должны уметь делать все. Это очень сильно отличается от того, какими были журналисты раньше. К примеру, раньше можно было просто написать текст, сдать его редактору, больше ничего не делать – и дальше не чувствовать ответственности за него. Нынешний журналист, конечно, должен думать не про редактора, а сразу про потребителя. Он должен продумывать свой контент целиком в том виде, в котором он поступит непосредственно аудитории.
Не секрет, что Вы сейчас работаете над своими новыми проектами, часть которых уже стало достоянием общественности. Есть проекты, которые Вы дорабатываете, занимаясь их дальнейшим развитием. О каких проектах, которые вот-вот увидят свет, идет речь? Поделитесь, пожалуйста, эксклюзивным анонсом.
Новых проектов много. У меня есть студия, которая называется «Future history», которая занимается одновременно и историческими проектами и много изобретает в digital. Один из проектов называется мобильный художественный театр. По-сути это жанр, который мы изобрели. Мы создаем аудио-спектакли, которые вписаны в городское пространство. Можно гулять по определенному маршруту города и смотреть спектакли, которые разыгрываются вокруг вас. Здания, дома, подворотни, скамейки и даже прохожие кажутся случайным образом вписанными в эти спектакли. Пока что мы работаем в России, в Москве и Санкт-Петербурге, но надеюсь, в ближайшее время у нас появятся спектакли, вписанные в городское пространства городов Казахстана.
Некоторые спектакли, которые мы выпускали во время периода карантина, специально придуманы так, чтобы их слушали, сидя дома. Поэтому казахстанская публика тоже может их прослушать, для чего нужно лишь скачать приложение, которое называется «Мобильный художественный театр». Там можно прослушать любой спектакль и даже те, которые написаны для Москвы и Санкт-Петербурга, они тоже могут понравиться казахстанской публике, потому что это прекрасные пьесы, сыгранные лучшими российскими актерами. Надеюсь, что в ближайшем году мы сможем расширить свои границы, и, конечно, были бы рады поставить первые полноценные спектакли в Казахстане, что было бы очень интересно для нашего театра. Сейчас у нас появилась дополнительная уверенность в своих силах, особенно после того, как наш высокотехнологичный театр был дважды номинирован на премию «Золотая маска». Фактически он получил признание от театрального цеха.
Помимо театра у нас есть несколько исторических проектов. Мы запускаем свой исторический YouTube-канал. Еще я собираюсь написать свою новую книгу. А уже этой осенью вышла моя новая книга, которая называется «Все свободны»*. Эта книга про важнейший период в истории современной России, про 90-е годы, про то, что произошло с Россией после распада СССР. Это момент, который по-сути предопределил сегодняшние события в России.
Наконец, следующая книга, которую я планирую написать в следующем году, посвящена самому важному для историй как России, так и Казахстана. Я напишу книгу про конец 80-х и начала 90-х, а именно про то, как распался СССР и про то как на его месте возникли новые независимые государства.
Ақыл-кеңес Михаила Зыгаря
Нужно заниматься только тем, что вам очень хочется. Лев Толстой говорил: «Если вы можете не писать, не пишите». То же самое можно отнести к любому занятию. Если у вас нет невероятного желания чем-то заняться — писать, петь, танцевать, то лучше этого не делать, а лучше делать то, что действительно хочется.
Точно так же нужно менять ту работу, которая уже перестала приносить удовольствие. То, что может принести удовольствие является залогом вашего будущего успеха. Это то главное правило, которым многие пренебрегают.
Беседовал Дауржан Аугамбай
*Издательство «Альпина Паблишер представляет новую книгу Михаила Зыгаря «Все свободны». Предварительно заказать ее можно здесь: https://www.alpinabook.ru/catalog/book-667957/