Хорошая фотография — есть результат большого профессионализма, терпения, опыта и интуиции. Обыватели могут посчитать, мол, подумаешь, фотография, которая сделана в моменте. Но на самом деле, процесс рождения фотографии является очень сложным и где-то даже вымученным. Многое зависит еще от характера и темперамента фотографов, которые делятся на несколько категорий. Кто-то любит фотографировать людей, другие — спорт, а некоторые — пейзажи. Дмитрий Доценко, известный казахстанский фотограф и ценитель казахстанской природы, известен обществу, как эксперт, который, в основном, фотографирует природу. В журнале Akyl—kenes он рассказывает о своем стиле и о том, какую миссию он выполняет, делая уникальные и действительно интересные фотографии.
Первый шаг к фотографии
Мое первое соприкосновение с фотографией произошло в семилетнем возрасте, когда отец показал мне свой фотоаппарат «ФЭД-3». Он сразу вызвал к себе интерес, и отец начал подробно рассказывать мне об его особенностях и возможностях. Он объяснил мне основные принципы фотосъемки и научил базовым вещам. Будучи ребенком, я уже имел представление о таких понятиях, как выдержка, диафрагма, экспонометр* и о прочих нюансах. Мы часто проявляли фотопленку в темной комнате с красным фонарем, а затем печатали черно-белые фотографии.
* — Фотоэкспонометр, экспонометр (от
лат. expono) — фотометрическое устройство для инструментального измерения яркости или освещенности снимаемых объектов при вычислении корректной фотографической экспозиции.
Более серьезное знакомство с фотографией случилось в старших классах. Перед получением аттестата зрелости я стал ходить в фотокружок при школе. Там рассказывали про базовые принципы фотографии, и полученные знания увлекали меня еще сильнее. Примерно в то время я приобрел свой первый пленочный фотоаппарат «Зенит-ЕТ» с 50мм-вым объективом «Гелиос». Позже я прикупил для него телеобъектив «Юпитер 37А» 135 мм. Этот объектив до сих пор у меня сохранился. Уже через некоторое время я начал самостоятельно делать свои первые снимки. И те мои первые фотографии я также бережно храню.
Стоит отметить, что объектив «Юпитер 37А» считался народным и является легендой ХХ века. Фотолюбители называли его маленьким телевиком или большим портретником, поскольку и то и другое является правдой. Его по праву можно считать лучшим советским портретным объективом на диапазоне 85-135 мм. Поскольку этот объектив хорошо производился, достать его можно было достаточно легко и за низкую цену. Поэтому немало начинающих фотографов получало хорошую практику и красивые фотографии. Этот аппарат работал в сложных погодных условиях. Им смело можно было фотографировать при температурах в -15˚ и в +45˚. выходя на зимнюю фото прогулку.
Раз я упомянул понятие «диафрагмы», то хочется добавить, что объектив «Юпитер-37А» обладал большим ходом диафрагмы F3.5-F22, что делало его довольно маневренным. На полностью открытой диафрагме F3.5 получались слегка мягкие, но при этом качественные портреты. При ее закрытии резкости все еще хватало для получения задуманных снимков. В нем также имелась функция предварительной установки диафрагмы, для использования которой нужно было удавливать кольцо диафрагмы в сторону камеры и зафиксировать нужное значение диафрагмы. Это свойство диафрагмы закрываться только до указанного значения позволяло наводиться на резкость на полностью открытой диафрагме, быстро закрывать до нужного значения и делать качественный снимок.
Окончив школу, я поступил в университет на специальность «Электроэнергетик», которая вообще не была связана с фотографией. Во время учебы я продолжал серьезно изучать фотографию. Получив диплом, поначалу работал по технической специальности, но работа не приносила мне удовольствия. Мне хотелось больше творчества, поэтому примерно в 2010 году вдобавок к развитию своих навыков в фотографии, я начал пробовать себя в журналистике. Тогда я начал писать свои тексты в первых социальных сетях того времени и создавать паблики и группы, где публиковал фотографии и заметки. Паблики с моими фотографиями об Алматы всегда были востребованными и получали сотни откликов. Конечно, в те годы я не имел тех навыков, которые имею сегодня. Но, несмотря на это, мои фотографии всегда нравились людям и получали множество отзывов.
Уйдя из сферы энергетики в журналистику, я стал больше фотографировать, писать тексты к ним, вести блоги, делать фотосессии и продавать свои фотографии. В моем резюме есть пометка, подтверждающая мой опыт работы в отделе маркетинга одного банка, но в конце концов я сосредоточился только на фотографии. Так, начав заниматься фотографией в начале 2000-х, я продолжаю заниматься ею по сей день. Можно сказать, что она занимает определенную часть моей сознательной жизни. Я с уверенностью могу сказать, что сегодня достиг профессионального уровня занятия фотографией. Хотя, как говорится, пределов совершенству нет. Я продолжаю учиться, познавать новое и искать.
Любовь к природе
У каждого фотографа есть свой жанр, но их может быть и несколько. Я хорошо владею пейзажным (базовым), архитектурным и репортажным жанрами. При этом мне нравятся эти и другие жанры, и я с удовольствием могу работать в них. Но в силу того, что некоторые жанры требуют достаточно серьезных навыков, которых у меня нет, я стараюсь их не публиковать. К примеру, я работаю в жанре «стрит», но я еще не достиг того уровня, чтобы делиться им с обществом. Зато природный и городской пейзаж — это мой конек. Я часто снимаю город Алматы и его окрестности, что связано с моей любовью к природе Казахстана. Особенно сильно я люблю наши горы Алатау и Тянь-Шань.
Моя душа тянется к горам, и мне постоянно хочется делиться красотой наших гор со всеми людьми. Поэтому я отношу пейзаж к самой объемной части моего творчества. Наблюдая за природой, можно увидеть немало удивительных вещей и явлений. Если удастся поймать удачный момент, то можно показать людям идеальность и совершенство природы, которые мы обычно в силу тех или иных причин не замечаем. Я видел разные состояния Луны и разные формы тумана. И эта красота не где-то далеко, она у нас под боком.
Как рождается фотография?
Любая фотография зарождается с идеи ее сделать. Для того, чтобы сделать удачный снимок нужно сделать несколько определенных шагов, которые сочетают в себе многочисленные и невидимые для обывателя детали. Большинство моих фотографий сделано отнюдь не случайно. Львиная доля моих фотографий рождается в голове задолго до достижения окончательного результата. Своим ученикам я всегда говорю, что заложенная мысль является основой любой фотографии. Более того, она должна содержать сюжет и идею. Можно отлично разбираться в технических параметрах и настройках камеры, можно мастерски владеть экспозицией, но при отсутствии мысли и идеи фотография словно окажется недотянутой до идеала. Тут может появиться разочарование.
Самым сложным и предвосхищающим компонентом фотографии является способность фотографа заранее видеть в своей голове четкую картину со смыслом. Для того, чтобы достичь мастерства в этом аспекте необходимы насмотренность, привычка интересоваться живописью, стремление любоваться хорошими фотографиями других фотографов, визуализация образов и умение черпать вдохновение из всего перечисленного. Внутреннее состояние человека позволяет настроиться на нужную волну и увидеть желаемую будущую фотографию.
Такое вдохновение я черпаю от любования природой Казахстана. Если быть точнее, то от природы, окружающей город Алматы, в котором я живу. Еще одним источником моего вдохновения является детство, в которое я периодически мысленно возвращаюсь. Находясь там, я представляю себе разные моменты: восход Луны, заснеженные дорожки, небо перед сумерками и другие тонкие моменты. В дополнение к имеющемуся опыту они дают дополнительную энергию для появления и реализации новых идей. Самое главное, такие образы действительно трансформируются в реальность. Это объясняется тем, что в детстве все воспринимается иначе, чем во взрослой жизни. Поэтому все фантазии и неповторимые идеи возникают именно там.
Уже после этого для воплощения задуманного в реальность начинается обдумывание технических процессов, подбор нужной техники, выбор удачной локации и времени. Для того, чтобы поймать восход Луны над пиком академика Сатпаева (ранее пик Советов) мне пришлось прождать три года. В полученном снимке нет ни грамма случайности, поскольку все это время я тщательно подбирал подходящий момент, рассчитывал азимут восхода спутника Земли и искал нужное место для съемки. Дополнительная сложность заключалась в том, что этот восход происходит раз в месяц и для получения качественного кадра нужна подходящая погода. В итоге я поймал момент, когда было еще достаточно светло, чтобы были видны горы, и в то же время было достаточно темно, чтобы была видна Луна. Луна попала в нужную точку, откуда она была видна во всей красе. Сделав этот снимок, я с облегчением вздохнул, ведь каждый месяц в течение трех лет мне мешала дымка, облачность или еще что-нибудь.
Секреты в процессе съемки
Если говорить о секретах, то у каждого профессионального фотографа есть свои технические приемы. Поэтому правильнее было бы сказать, что есть определенные нюансы, нежели секреты. В последнее время с развитием новых технологий все меньше людей стало фотографировать на пленку. Подавляющее большинство фотографов работает в цифровом формате, и даже классические зеркальные фотоаппараты уступили место беззеркалкам. Сегодня пленка превратилась в некий раритет и элемент ностальгии. Иногда съемки на пленку требуются для специальных проектов, в которых нужны именно пленочные разрешения и цветовые диапазоны.
Я получаю большое удовольствие от съемок молний, в которых я использую длинную выдержку и камеру на штативе. В этом году получилось поймать несколько красивых молний. Обычно я всегда критически отношусь к своим сделанным кадрам, которые всегда можно было бы улучшить, но в случае с молниями у меня к себе не было никаких замечаний. Такое случается крайне редко. Еще мне нравится снимать туманы, которыми затягивается весь город или отдельные здания. Я выкладывал немало фотографий, в которых из пелены тумана вырисовываются алматинская телебашня, гостиница «Казахстан» и ряд других объектов. Но даже для того, чтобы подобрать нужный ракурс нужно сделать не менее ста попыток.
Мечта
У меня есть более ста фотографий, которые я хочу сделать. В своем блокноте я записываю идеи, которые хочу воплотить, но жду подходящие условия и время для исполнения задуманного. В идеале для этого нужно иметь больше свободного времени, которое уходит на коммерческие проекты. Если говорить конкретно, то из ста имеющихся идей я выделил бы мечту сфотографировать снежного барса на фоне ночных городских огней. Также хочется сделать дневную фотографию, но это будет крайне сложно сделать, поскольку барс является очень осторожным животным и редко дает такую возможность. Помимо просто кадра нужно принимать во внимание правильную композицию, в которой символ Южной столицы оказался бы в выгодном плане.
Любимые фотографии
В мире каждую секунду делаются миллионы различных фотографий. Но среди них лишь с десяток можно отнести к разряду редких и удачных фотографий. Соответственно, каждый фотограф имеет в своем портфолио несколько самых любимых фотографий, сделанных в разное время и в разных местах. Их ценность заключается в том, что они действительно являются по-своему уникальными, сложными и, пожалуй, неповторимыми.
Восход луны над пиком Сатпаева (Советов). В этой фотографии сложилось все: был пойман идеальный момент, рассчитана точка, выдержано нужное время и устоялась хорошая погода. В итоге была получена одна из лучших фотографий за карьеру.
Первое суперлуние в 2023 году. Это явление происходит при совпадении полнолуния или новолуния с перигеем, когда Луна и Земля максимально сближаются друг с другом. И снова очень повезло с погодой. К тому же воздух был идеально чистым, без смога и дымки, что дало потрясающую четкость! Получилось сделать фотографии восхода Луны над самыми высокими пиками Малоалматинского ущелья – «Орджоникидзе» (4 410 м) и «Партизан» (4 390 м).
Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД) – новая автомагистраль, предназначенная для разгрузки сквозных улиц города от транзитного транспорта. С дороги открываются потрясающие виды на горы. Сделав эту фотографию почти сразу после запуска магистрали в эксплуатацию, я стал первым фотографом, которому удалось показать всю красоту этого архитектурного решения в таком ракурсе.
Я каждый год фотографирую наши алатауские подснежники, появления которых всегда жду с нетерпением. Когда подходит время я по несколько раз приезжаю в эти места, чтобы застать самые первые цветы. В этом году начало цветения совпало с прошедшим снегопадом. На следующий день установилась ясная морозная погода. Предгорья были полностью покрыты снегом, а все вокруг было похоже на безжизненную арктическую пустыню. Но каким было мое удивление, когда на снегу я увидел круглые проталины, через которые пробивались подснежники. Это были невероятные кадры!
Более часа я аккуратно передвигался на коленях, чтобы найти тот самый подснежник. Удивительно, как эти нежные малыши смогли пробиться сквозь толщу снега и льда, чтобы выйти навстречу к Солнцу, на встречу к новой жизни, навстречу к весне. Люди часто говорят, что это не подснежники, а крокусы. Следует пояснить, что под подснежниками понимается собирательное название всех первоцветов. В разных регионах – это разные цветы: галантусы или сон-трава. В нашем регионе мы имеем дело с шафраном алатауским или, как его еще называют, крокусом алатауским. Этот цветок находится в Красной книге и находится под защитой. Поэтому пользуясь случаем, прошу всех бережно относиться к нему и не рвать его, если получится его встретить на природе. Именно он и запечатлен на фотографии. Но больше всего мне нравится его ласковое казахское название – «бәйшешек».
Ночной Шымбулак и Көктөбе в одном кадре. На этой фотографии удалось поместить сразу три достопримечательности Алматы. Третьей являются наши горы. На этой фотографии содержится симбиоз природы и города, которые словно взаимодополняют друг друга. Кстати, я с радостью предоставил издателю журнала Akyl-kenes фотографии высокогорного катка «Медеу», о пятидесятилетнем юбилее которого рассказывалось в одном из номеров журнала.
Любимые локации в Казахстане
Природа Казахстана настолько уникальна, разнообразна и неповторима, что о любимых локациях можно говорить долго и бесконечно. В течение года я выезжаю в разные регионы Казахстана бесчисленное количество раз. Любая локация требует к себе внимания и подготовки. К ней нельзя подступиться и с первого раза овладеть ею. Для удачной фотографии локация и фотограф должны привыкнуть друг к другу и прочувствовать друг друга. Приметив одно место, сюда нужно возвращаться по несколько раз в разное время суток и годы, чтобы изучить особенности местности и погоду. Вдобавок к этому на фотографию может повлиять настроение и некие вибрации, поэтому в этом случае обязательно нужно проявить терпение и показать постоянство.
Алматинская область с ее горами, в целом, и Заилийский Алатау со своими многочисленными ущельями, в частности, является источником сильной энергетики, знаний и вдохновения. Всей жизни не хватит, чтобы обойти все красивые и сокровенные места наших гор. Восточно-Казахстанская область богата непревзойденной природой. Там есть немало мест, в которых я нечасто бывал, но планирую их снова посетить. Жамбылская и Туркестанская области делят славу хребта Каратау, апрельского цветения тюльпанов и волшебного появления подснежников, которые являются предвестниками весны. Визитной карточной Туркестанской области является Келіншектау с ее невероятной локацией, привлекающей к себе пейзажистов. Мангистауская область известна Каспийским морем, живописными скальными выступами урочища Бозжыра и другими своими космическими пейзажами, где можно снимать любые фантастические фильмы. В Актюбинской области есть плато Ақтолағай, которое является бывшим дном Мирового океана. Подтверждением тому являются найденные зубы акул, позвоночники китов, окаменелые панцири черепах, останки моллюсков и океанских ежей.
Самовыражение через фотографию
Каждый фотограф имеет свой узнаваемый стиль и почерк. Каждый фотограф обязательно что-то транслирует в мир, делая ту или иную фотографию. Каждый фотограф придает особое значение каждому объекту, выражая через него и ракурс свои мысли. Каждый фотограф может рассказать о себе и о своих ощущениях через свои фотографии. В свою очередь, каждая хорошая фотография о чем-то повествует независимо от жанра.
В своих фотографиях я всегда стремлюсь рассказать историю. Причем, не просто историю, а представить, казалось бы, обычное место необычным, раскрыть невидимое и дать прочувствовать то неощутимое состояние, чтобы люди обратили внимание на этот объект. Некоторые фотографы преодолевают большие дистанции, чтобы отснять красоту, но порой такие фотографии не вызывают отклика в душе. Это связано с тем, что в таких фотографиях отсутствует связи между историей и самим моментом. Этот эффект можно сравнить с китайскими календарями, на которых изображены красивые водопады. Безусловно, это очень красиво, но в то же время как-то далеко и не вызывает трепетного чувства.
Ақыл-кеңес Дмитрия Доценко
У меня достаточно простой, но творческий ақыл-кеңес. Научитесь видеть красоту вокруг себя и цените момент. Суть этого заключается в том, что, находясь в коротком эпизоде жизни, мы должны постоянно смотреть вокруг и замечать красоту окружающего мира. Несомненно, каждый из нас отягощен ежедневными мирскими заботами и обязанностями, но иногда нужно находить время, чтобы отключать мозг и концентрироваться на чем-то прекрасном. К сожалению, в наше время большинство людей воспринимают Божий дар и красоту природы как некую данность. Люди перестали удивляться и любоваться теми же облаками, восходами и закатами, листопадами и появлением почек.
Восход Солнца являет собой сложное мироздание, которое мы превратили в обычное явление, тем самым обесценив его. Порой люди ежедневно много раз могут проходить мимо чего-то особенного, но не обратить на него внимание. Остановите жизнь и полюбуйтесь красотой вокруг себя. Кстати, это занятие является очень полезным для мозга, поскольку он в эти моменты способен расслабляться и постигать глубинные философские вопросы. Именно из таких моментов, которые приносят истинное счастье, и состоит наша жизнь. Главное, уметь наслаждаться каждой секундой жизни и уметь находит красоту. Ведь нельзя ни на миг забывать, что мы являемся неотъемлемой частью природы.