В 1993 году в г. Алматы была образована легендарная группа «Urker». Эта группа стала новым веянием в казахстанской эстраде, в котором все мелодии композитора исполнены в оригинальном и неповторимом жанре. Уже в 1997 году группа выпускает свой первый альбом «Ansarym». Группа известна тем, что клип на хит «Махаббат әні» (1998 г.) стал единственным клипом на казахском языке, который получил бесплатную ротацию на канале MTV Russia. «Urker» является единственным коллективом из Казахстана, чьи клипы транслировались на американском канале Link TV. Уркеровская песня «Наурыз», считающаяся Гимном всеми любимого весеннего праздника, стала народной. Известен один интересный факт, связанный с этой группой. Актриса Асель Сагатова свою первую роль сыграла, снявшись в клипе песни «Я знаю, ты есть».
В беседе с Айдосом Сагат, композитором и основателем группы «Urker», экспертом UNESCO и Послом доброй воли ООН в Казахстане, Akyl-kenes узнал много нового о деятельности группы. Несмотря на то, что мы не так часто, как раньше, видим уркеровцев, коллектив продолжает свою работу. Истинным поклонникам был презентован новый клип на песню «Я буду рядом», который вышел в свет в прошлом году. А в этом году группа «Urker» отметит 25-летие своей творческой деятельности.
Дауржан Аугамбай
Как вы яхту назовете, так она и поплывет…
Я в задумчивости бродил по квартире, придумывая название для группы с тогдашним гитаристом нашего коллектива, Бейбарсом Джуманиязовым. Проходя мимо книжной полки, мой взгляд остановился на историческом романе «Үркер» ныне покойного народного писателя, общественного и политического деятеля Казахстана, Абиша Кекильбаева. Наверное, автор подразумевал, что “Созвездие плеяд” (пер. с каз.слова Yркер) является своего рода созвездием его произведений. Я подумал, что это слово является символичным названием для нашей группы, учитывая, что мы тогда сильно увлекались произведениями казахских писателей и поэтов. «Созвездие» талантов – это тоже мы. Правда, впоследствии с названием нашей группы стали происходить казусы. Почему-то казахи наотрез отказывались слышать слово «үркер», переспрашивая словом «өркен», либо путая с названием турецкой компании «Ülker», выпускающей шоколадные батончики.
Иначе говоря, слово «үркер» не было на слуху и редко использовалось в обиходе. Зато, когда группа прославилась, у нас появилось большое количество кафе, компаний, школ, наград и даже жилых комплексов с названием нашей группы. Да, что там кафе, недавно мы узнали, что в Таразе много лет существует женский танцевальный коллектив с таким же названием. И никого это не смущает. Но у нас же всегда так — стоит кому-то что-то новенькое придумать, как все это начинают копировать, будто в использовании чужих идей заложен успех. И это несмотря на то, что название группы запатентовано, как торговая марка. Судиться со всеми нет ни времени, ни желания.
Аналогичные случаи происходили с названиями песен «Жаным», «Аяулым» и др. После выхода в свет наших песен, стало появляться множество песен с аналогичными названиями, словно наши соотечественники ранее этих слов не знали или не слышали.
Рождение уркеровских лирико-романтических хитов…
Дело в том, что тексты песен сочиняю не я, а поэты, которым я делаю заказ. Я сочиняю музыку. Поэтому смысловое содержание песен является работой поэта. Я обычно задаю основную тему, скажем «про любовь», «про любовь к Родине» и т.д. В случае с песнями «Жаным», «Сәулем-ай» или «Асель» мне хотелось, чтобы именно с этих слов начинался припев. Я отчетливо понимаю, что первое слово в припеве будет знаковым и поможет песне стать хитом. Работа с поэтом над текстом песни – это совершенно особый творческий процесс. Это то, чему я научился у своего отца, композитора Мансура Сагатова.
В этой работе содержится масса нюансов, о которых слушатель даже не подозревает. Например, казахский язык является очень непростым для пения, имея в себе множество горловых звуков, свои особенности ударения и т.д. Поэтому очень важно, чтобы на высокие ноты приходились открытые слоги. Я обычно бываю очень дотошным, когда рассматриваю новый текст на свою мелодию. Ведь песня будет записана и потом будет много лет исполняться, а менять что-то уже будет поздно. Мне повезло работать с такими корифеями казахской поэзии, как Кадыр Мырзалиев и Исраил Сапарбай, которые эти вещи знали и очень глубоко понимали.
Об известном международном проекте «No Mad Karma»…
Идея витала в воздухе давно. Мне всегда хотелось сделать уркеровские песни более глобальными в плане географии. Я считаю, что музыка представляет собой универсальный и абсолютно интернациональный язык. Мои песни, в том числе, могут звучать на разных языках. Мое счастье состоит в том, что я являюсь автором песен, которые сам же исполняю. Поэтому я могу быть гибким в плане подачи музыкального материала. Мне никто не сможет сказать, что что-то не так, поскольку это мое. Я это написал – соответственно делаю с этим что хочу. Поэтому, когда я встретил своего британского продюсера и поделился с ним своими идеями о том, чтобы песни группы «Urker» зазвучали на английском языке, я понимал, что придется многое менять в аранжировках, манере исполнения. Конечно, и смысл текстов соответственно стал другим. Ведь тамошняя публика совершенно иная.
Разумеется, мы с самого начала понимали, что мы будем стараться максимально сохранить казахские истоки, звучание казахских инструментов в аранжировках. Да и сами мои мелодии англичане нашли очень необычными и свежими, поскольку они тоже изначально базируются на казахском интонационном материале. В свое время я посвятил много времени изучению нашего фольклора. Скажем так, та самая «казахскость» в звучании моей музыки – это результат большой профессиональной аналитической работы, которую я проделал, еще будучи студентом консерватории. Да и в крови это, наверное, тоже присутствует.
Меня иногда удивляет полное отсутствие нашего мелоса во многих современных казахских поп-песнях, как будто песню писал иностранец. В песнях нет органики в сочетании казахского текста с музыкальной темой. Зачастую стилистически выходит что-то похожее на русский городской романс XIX века, только на казахском языке.
Первый сингл «No Mad Karma», который попал в «Music Week Pop Chart», мы посвятили так называемому клубу «27», так как наш солист и автор слов, Дэвид Сай, является кузеном Эми Уайнхаус. Эта ведущая британская певица была известна своим эксцентричным исполнением микса музыкальных жанров в стиле R&B, соул и джаза. В возрасте 27 лет она скончалась от сердечного приступа, спровоцированного алкогольной интоксикацией. Дэвид Сай вполне имел право написать слова к нашей песне. «Клуб 27» — это артисты, умершие в возрасте 27 лет: Курт Кобейн, Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Джими Хендрикс, Эми Уайнхаус и другие известные исполнители. А музыкальный материал этой песни — это ничто иное, как уркеровская «Арулар».
Когда я опубликовал новость о том, что песня моей английской группы попала в чарты Великобритании (кстати, исторически она является первой казахской песней в западном чарте), почему-то многие подумали, что я уехал из страны, забросив группу «Urker». Спешу в очередной раз сказать, что это не так. Я не стремлюсь обязательно уехать куда-то навсегда, ведь меня ничто не гонит отсюда, мне вполне комфортно пока и здесь. Я нахожусь там, где у меня больше работы. Когда ее где-то больше, я еду туда.
К счастью, мы живем в такое время, когда благодаря интернету можно одновременно заниматься несколькими проектами в разных частях света и, при этом, жить на Родине. Кстати, в прошлом году мне посчастливилось представить свой международный проект казахстанской публике в рамках международной выставки «Astana Expo-2017». Это было грандиозное представление с богатым мультимедийным шоу и спецэффектами. Приезжали мои коллеги из Англии, в числе которых есть такие люди, как гитарист группы «Bee Gees» Тим Кэнсфилд, свето-дизайнер группы «Blur» Дэйв Баерс, барабанщик Престон Хейман, игравший с Тиной Тернер, Полом Маккартни и кучей других звезд. Они все под большим впечатлением от нашей страны. По возвращении домой они написали очень много хорошего о Казахстане на всех своих социальных страницах. Я считаю, что это лучший ответ всяким Боратам.
Общественные проекты Айдоса Сагат…
В качестве эксперта ЮНЕСКО я принимал участие в разработке и создании Дорожной карты ЮНЕСКО, включавшей большой список рекомендаций для Министерства образования Республики Казахстан по проблемам художественно-эстетического воспитания детей и подростков. Я отвечал за вопросы, связанные с музыкальным образованием.
После Патрона я еще два года был Послом доброй воли УВКБ ООН. Это, в общем-то, никакая и не должность, а скорее почетная миссия, на которую ООН обычно выбирает людей из мира культуры и спорта для того, чтобы проводить в жизнь идеи и ценности ООН посредством общения со СМИ, государственными чиновниками и обществом, в целом. Это неоплачиваемая работа. Это больше благотворительная деятельность в рамках Устава ООН. В моем случае ко мне обратились представители УВКБ ООН, что косвенно породнило меня с такими людьми, как Анджелина Джоли, например.
Она тоже представляет УВКБ, но только во всем мире. У меня даже была идея организовать ее приезд в Казахстан, но этого не случилось, так как она в тот момент была в очередной раз беременна. Да и мой срок пребывания в качестве Посла к тому времени закончился.
Тем не менее, я рад, что был частью этого, поскольку я очень многое узнал о беженцах и их жизни в Казахстане. Эта тема, в принципе, не очень благодарная и непопулярная, но это не значит, что этой проблемы нет. Статус беженца ООН получить не так-то просто. Есть реальные люди, покинувшие свою родину по причине войны или катастрофы, а Казахстан стал для них новым домом. Есть беженцы, которым реально негде жить и работать, а мандат беженца каким-то образом помогает им устраиваться на работу. Есть немало тех, кто, используя этот статус, умудряется открывать кафе и рестораны и быть вполне успешным на новом месте.
Я занимался, в основном, детьми беженцев, пытаясь по мере возможности помогать им устроить свою жизнь в части художественного и творческого досуга. Это должно было помочь им чувствовать себя более комфортно в новом для них обществе.
Тренды в казахстанской эстраде
Сегодня наблюдается тотальный непрофессионализм везде и во всем. Люди часто находятся не на своем месте и не в той сфере, для работы в которой они получили образование. Я не говорю, что для того, чтобы стать эстрадным певцом нужно обязательно заканчивать консерваторию. Но элементарные базовые знания и навыки должны быть. И человек должен сам к этому стремиться ради себя самого.
У нас, к сожалению, создался пагубный стереотип работы поп-артиста, как некоего клоуна с микрофоном, просто открывающего рот под фанеру, поющего не важно какую песню и не важно какого качества, и ведущего исключительно светский и гламурный образ жизни, который затем тиражуется в соцсетях. Главное, как говорится, чтобы костюмчик сидел.
У очень многих представителей нашего «славного» шоубиза при всех остальных атрибутах успешности есть одна существенная проблема. Она заключается в отсутствии хотя бы одной узнаваемой и любимой народом песни. Нет хита, который был бы любим хотя бы несколько лет. Я знаю множество замечательных, талантливых артистов, реально способных хорошо петь, которых народ прекрасно знает по имени, но, к сожалению, никто не может напеть ни одной их песни.
Раньше было наоборот. Народ слышал песню по радио или ТВ, запоминал ее и уже потом начинал интересоваться именем и жизнью исполнителя. Сейчас народ знает об артисте практически все, кроме его основной деятельности — музыки. Это говорит о том, что артисты перестали стремиться создавать качественный продукт и хиты, которые надолго останутся. Они довольствуются лишь своей известностью в качестве celebrity. Забыто главное правило — «если ты называешь себя музыкантом, то ты должен делать музыку, по возможности, хорошую музыку». Нужно что-то такое, что останется, возможно, даже после тебя. Это вам, как говорится, «не шубу в трусы заправить».
В эстраде наблюдается непрофессионализм, и я считаю, что это, в целом, глобальная проблема нашего казахстанского общества на всех уровнях и отраслях, наряду с коррупцией. Наверное, это вторая по значимости проблема после коррупции.
О секрете молодости…
Мне пока 47 лет. Я думаю, что, в большей степени, причина кроется в моей конституции и родительских генах. Да, традиционный стереотип мужчины в возрасте старше 40 лет, сформированный в нашем обществе выглядит так. Это солидный дядька с неспешной поступью. Я же обычно прыгаю через ступеньку на лестницах.
Последние 4-5 лет я веду довольно здоровый образ жизни. Отказался от спиртного и мяса. Занимаюсь йогой.
Моя самая любимая песня…
Наверное, я буду банальным, если скажу, что песни – как дети. Если песня удалась, то она вырастает и живет своей самостоятельной жизнью. Ты как бы наблюдаешь за ней со стороны. Как ни странно, мы исполняем некоторые из них уже больше двадцати лет, а они нам не надоедают по той лишь простой причине, что живое исполнение всегда олицетворяет собой что-то новое. Это всегда новый опыт и переживание.
Поэтому люди, по идее, и приходят на концерты любимого исполнителя, чтобы услышать известные вещи как-то по-другому. Поэтому идея некоторых артистов о тотальной жизни «под фанеру» кажется мне абсурдной и не имеющей никакого будущего. Не говоря о том, что это просто надувательство с их стороны.
Urkerовский ақыл-кеңес…
Никогда не поздно изменить себя к лучшему!
Ссылка на клип «Я буду рядом»:
https://youtu.be/oaHWiygUZiY
Ссылка на сайт группы «Urker»: www.urker.org