В летнем выпуске (№18, май-июнь, 2020) журнала Akyl-kenes был опубликован лонгрид о Грэе Фредериксоне, легендарном оскароносном продюсере, который подарил миру известную трилогию «Крестный отец». В той статье шла речь не только о нем и об этом киношедевре, а также о людях, которые его окружают и о казахстанском-американском кинопроекте «GhostTown», над которым сейчас ведется работа. В середине этой осени в свой родной город приехал Питер Жмутский, ныне американский продюсер, режиссер, сценарист, актер, композитор и основатель премии для детей «Алтын Адам» в США. Продолжая начатую летом тему о намечающемся грандиозном кинопроекте, журнал Akyl—kenes предлагает беседу с человеком, двадцать два года работающего в киноиндустрии. Многочисленные международные заслуги, награды в области кино и интересное портфолио снятых фильмов сделали уроженца Алматы в глазах американской общественности экстраординарным и талантливым режиссером.
Казахстан – США: путь к мечте
Питер Жмутский родился в Алматы и жил в этом городе до 1998 года, когда переехал в США. После развала Советского Союза появился к доступ к голливудским фильмам, которые нравились как старшему, так и младшему поколениям. Если старшее поколение выросло на советских фильмах, то поколение 90-х выросло на голливудских фильмах и диснеевских мультфильмах.
Питер, относящийся к представителям поколения Х, многое впитал из американского кинематографа, что отразилось на его будущей профессии. Став поклонником Голливуда, он с детства начинает мечтать о карьере в киноиндустрии. Голливуд положительно повлиял на будущее становление Питера, поскольку как десятилетия назад, так и сейчас «фабрика грез» задает мировые стандарты в киноиндустрии.
С обретением независимости в Казахстане начался сложный кризисный период, который ударил по многим отраслям экономики. Трудности не обошли стороной и казахстанский кинематограф, который испытывал большие проблемы и переживал нелучшие времена. В тот период практически во всех странах постсоветского пространства наблюдалась «утечка мозгов», когда талантливые люди и профессионалы своего дела уезжали за границу, не найдя применения своим знаниям и навыкам в своей стране.
В конце 90-х Питеру посчастливилось работать с Абаем Карпыковым, казахстанским режиссером и продюсером, который в 1998 году выпустил фильм-драму «Фара». Производством картины занималась студия «Эй-Би-Эй» национального продюсерского центра кинематографии Республики Казахстан при участии Комитета РФ по кинематографии. В 1999 году «Фара» получил специальный приз жюри «за доброту и сердечность в воплощении человеческих отношений» на кинофестивале «Окно в Европу», который проводился в г. Выборг. Фильм получился очень искренним, тонко выстроив взаимоотношения и диалоги героев. В фильме по-настоящему показаны детские ощущения в повзрослевших людях и проведена связь с детством. Хороший сюжет и качественная музыка делают «Фару» лучшим фильмом своего времени. Это фильм о настоящей дружбе между людьми, рассказывающий о том как лучший друг Фары по имени Боб погибает, как бы клином шоковой ситуации выбивая клин причины болезни юного Фары. Трогательная и душевная история, которую рассказал Абай Карпыков, является не единственной его работой. Отечественному зрителю он также известен как продюсер первых казахстанских сериалов «Перекресток» и «Саранча». Питер Жмутский, также работавший над картиной «Фара», многому учился у своего наставника. Благодаря своему учителю, подарившему билет в кино, Питер полюбил киноискусство и профессию режиссера.
Питер с детства занимался музыкой и увлекался театром, когда жил в Алматы. Ребенком он постоянно участвовал в различных театральных постановках и снимался в детских передачах. В 1996 году попал на кастинг картины «Фара» Абая Карпыкова, и его игру на фортепиано как-то услышал режиссер. Он попросил сыграть композицию, написанную Питером для картины. Мелодия сильно понравилась будущему наставнику и стала основой будущей творческой дружбы между ним и Питером.
Каждый раз, когда Питер видел работу Абая Карпыкова на съемочной площадке, он постепенно влюблялся в кино. Абай Карпыков снимал хорошее кино, создавая новую реальность, в которую мог окунуться его зритель. Наблюдая за работой режиссера и являясь частью съемочного процесса, молодой Питер окончательно утверждается в решении освоить кинопрофессию.
В 1998 будущий режиссер уезжает на учебу в США, где было больше возможностей, чтобы начать снимать. После учебы Питер много работает, сначала снимая видеоклипы, социальные ролики, музыкальные клипы, рекламу, постепенно приближаясь непосредственно к самому кино. В 2002 году он закончил работу над своим первым полнометражным фильмом под названием «Братья навсегда», в котором он показал себя «универсальным солдатом». Он выступил в качестве сценариста, продюсера, режиссера и композитора. В дополнение ко всему он сыграл главную роль в своем фильме, который он сам же смонтировал и дистрибютировал.
Получив такой опыт, Питер снял еще немало короткометражных фильмов, впоследствии работая как актер и преподаватель киноискусства в Университете Оклахомы. Позже его приглашали работать продюсером в «Студию ХХI век», а позже он получает приглашение работать в Голливуде. Проработав там, Питер в конце концов переезжает в Оклахому, где он в настоящее время работает со своим другом и американским кинонаставником Грэем Фредериксоном.
Работа и творчество Питера не остаются незамеченными правительством США, которое выдает ему гражданство за заслуги в кинематографе. Сегодня, живя и работая в штате Оклахома, Питер создает кино, пишет музыку и владеет несколькими бизнесами, одним из которых являются технологии в сфере виртуальной реальности. Имея за плечами солидный опыт реализации более двадцати собственных проектов, он вносит свою лепту в развитие мирового кинематографа.
Непосредственно к использованию новых технологий в кино он пришел после продюсирования первого 3D-фильма, снятого в 2015 году в штате Оклахома со своим партнером Грэем Фредериксоном. В фильме, получившем название «Ratpocalypse», в русской версии именуемом «Крысы», в главных ролях снимались Каспер Ван Дин и Кэтрин Оксенберг. В фильме эффектно применялась 3D-графика, работа над которой понравилась Питеру. После приобретения этой картины американской развлекательной компанией «The Showtime Network» его приглашают принять участие в одном кинопроекте виртуальной реальности в качестве консультанта. Сегодня в кино привносится немало новшеств и инноваций, в которых Питер видит большой потенциал и отличные перспективы.
В кино мне нравится – то что кино и музыка это очень сильные инструменты. Мы не просто можем рассказывать какие-то свои истории, мы можем изменять мир, можем помогать людям, для кого-то создавать иную реальность, что человек если находится в каких-то буднях и стрессе, мог уходить в другую реальность, отвлекаться, реабилитироваться там. Когда человек смотрит картину, он может испытывать разные эмоции, получать заряд и мотивацию, испытывать счастье, любовь и ненависть. Вся эта палитра эмоций и чувств может передаваться через кино. Поэтому я работаю в этой индустрии.
Проект «Ghost Town»
На данный момент одним из главных проектов, над которым работает Питер Жмутский со своими партнерами и друзьями, является подготовка к съемкам фильма «Город призрак: врата в другие миры и реальности». Эта казахстанско-американская картина станет пилотом к одноименному сериалу, который будет сниматься впоследствии. В команду продюсерского дуэта Питера и Грэя Фредериксона также входит режиссер Саламат Мухаммед-Али.
Дружба и работа Питера с Грэем Фредериксоном длятся на протяжении последних двадцати лет. Вдвоем они спродюсировали несколько картин, включая один детский фильм под названием «Marwin’s Shining Star» («Сияющая звезда Марвина»), который успели снять в 2020 году до пандемии. В работе над этой картиной принимал участие Макс Вайценхоффер, являющийся по-своему легендарной личностью. Он является обладателем четырех премий «Тони», ежегодно присуждаемой за достижения в области американского театра. Официальное название этой премии, являющейся театральным аналогом кинематографического «Оскара» и телевизионной «Эмми», достаточно длинное — «Antoinette Perry Award for Excellence in Theatre». Также являясь владельцем ряда театров в Лондоне и на Бродвее, он известен профессиональной общественности как ценитель и покровитель театрального искусства.
Также в работе над этой картиной принимал участие казахстанский режиссер Саламат Мухаммед-Али, который работал в качестве продюсера визуальных эффектов. Питер и Саламат вместе выпустили пару картин и на сегодняшний день продолжают совместную реализацию нескольких кинопроектов. Одним из таких проектов, заслуживающим внимание, является кинопроект виртуальной реальности под названием «One Do». Несмотря на пандемию и карантин, которые внесли свои корректировки в план и график работ, все их проекты продолжают работу. На данный момент в Казахстане возобновлен начатый кастинг актеров для фильма «Город-призрак. Врата в другие реальности».
Перед приездом в Казахстан в начале октября 2020 года Питер уже был задействован в работе над голливудской биографической драмой «Рейган», в главных ролях в которой снимались Деннс Куэйд и Джон Войт. Питер работал в качестве эксперта по русским диалогам, непосредственно работая со всей актерской группой.
Вначале была идея…
Питер является одним из авторов кинопроекта «Город-призрак», основанного на реальных событиях, произошедших в штате Оклахома в мае 1999 года. В тот день на штат обрушилось множество торнадо, которое побило все рекорды по своему количеству, нанесенному ущербу и унесенных человеческих жизней. Один из вихрей проходил по территории города-призрака в Оклахоме. Следует отметить, что в этом штате имеется очень много городов-призраков со своими таинственными историями и неразрешенными загадками.
Согласно легенде один из таких смерчей, обрушившихся на «штат проворных», убивает двух героев, являвшихся ловцами торнадо. В этой истории так много было всего интересного и таинственного, что Питер со своей командой решили поведать о ней всему миру на языке кино. Они развили эту историю, продумали сценарий, по которому в городе-призраке существует некий портал в другие реальности, измерения и потусторонние миры.
Фильм расскажет о древних человеческих цивилизациях, артефактах, различных расах, космосе и других мирах. Фильм заставит задуматься о таких вопросах мироздания как: зачем мы здесь?, почему мы здесь?, что было до нас и что будет после?, куда уходит путешествовать наша душа?, какие миры человечество в состоянии познать? и т.д. Идея о фильме, который будет снят в жанре научной фантастики, несколько лет назад была поведана Питером Грэю Фредериксону, который, моментально вдохновившись, всецело ее поддержал. Мэтр увидел в будущей картине колоссальный потенциал, все элементы для успешной дистрибуции и качественные предпосылки для создания многосезонного сериала.
Уникальность проекта
В работе над фильмом «Город-призрак. Врата в другие реальности» Питера привлекает духовная сторона. Во время работы над сценарием и съемок продюсер видит возможность духовно расти, набираться знаний и развивать свой интеллект. Уникальность и особенность кинопроекта заключается в его контентной универсальности. Если один зритель сможет смотреть как фантастический экшн, то другой найдет в нем ответы на волнующие его духовные вопросы. То есть каждый извлечет что-то полезное для себя.
В фокусе фильма будут находиться восемь главных героев, каждый из которых является экстраординарной личностью. Персонажи не будут похожими друг на друга, как и все в картине не будет похоже на другие истории и ранее выпущенные фильмы.
В наше время считается, что невозможно или сложно создать что-то новое. Мол, все уже изобретено, придумано, рассказано, и каждое последующее творение будет являть собой некую пародию, либо похожее на что-то ранее сотворенное. Прелесть будущей картины заключается в наличии других миров, в которых все устроено по-другому. Помимо нашей реальности, существуют другие, о которых можно лишь только догадываться. Следовательно, что вещи такого рода описывать и подавать будет крайне сложно. Творческая группа, работающая над фильмом, будет с нуля создавать новые образы героев и формировать иные миры. Другими словами, предстоящая картина будет кардинально отличаться от других схожих и альтернативных историй.
Плюсы и минусы казахстанского кинематографа
Главное преимущество работы в казахстанской киноиндустрии заключается в наличии замечательных и просто волшебных локаций, где можно снимать фильмы. К плюсам можно отнести также низкую стоимость кинопроизводства и богатые традиции казахского народа. Казахстан также славится своей сильной каскадерской школой и профессиональными командами, которые работают как в Голливуде, так и по всему миру. Визитной карточкой Казахстана является его дружелюбный и гостеприимный народ, который тепло встречает своих гостей.
Мои друзья и коллеги по цеху, которые приезжали в Казахстан, всегда делились своим эмоциями и впечатлениями от поездок в Казахстан, которые в разы превосходили их ожидания. Когда Питер был в гостях у Стивена Сигала, тот с удовольствием рассказывал про то, как его встречали в Казахстане, как ни в какой другой стране. Такие же воспоминания и эмоции переполняют и других зарубежных актеров, спортсменов, бизнесменов и туристов, которые приезжали в Казахстан.
Что касается недостатков, то, по словам Питера Жмутского, в Казахстане до сих пор не перешли на системную работу по определенным стандартам. В кино все регламентировано четкими правилами, которые надлежит четко соблюдать. Во время съемок расписывается каждая минута съемочного дня, до тиына просчитан бюджет и четко распределены роли и обязанности каждого участника процесса. Люди, нарушающие правила или своевольно меняющие утвержденный график, подвергаются различным наказаниям: выговорам, денежным штрафам, увольнениям и вплоть до определенных юридических предписаний.
Для четкой работы съемочной группы необходимо знание кинематографического законодательства, норм и своих прав. В каждом коллективе должна работать гильдия, которая отслеживала бы работу и взаимоотношения во время работы. Как выяснилось, в Казахстане нет функционирующей гильдии актеров, которая заботилась бы об актерах, защищала бы их интересы и выступала бы от их имени. В обязанности гильдий также входят гарантия и предоставление социальных пакетов и льгот.
К примеру, Гильдия актеров Америки отслеживает уровень зарплаты актеров, меньше которой продюсеры не должны платить, следит за выполнением регламентов рабочего дня, за неисполнение которого следует хорошо платить за переработку. Также благодаря контролю со стороны гильдии актерам оплачиваются компенсации за поздний обед, не говоря уже о таких вещах, как яркий мерцающий свет или жидкости, которые могут намочить одежду актера. В Казахстане на такие вещи никто не обращает внимание.
Помимо гильдии актеров в идеале должны работать гильдии режиссеров, продюсеров и других членов съемочной команды. Для развития казахстанского кинематографа необходимо систематизировать и регламентировать процесс составления бюджета, составления контрактов и выплаты гонораров. Причем, эти стандарты должны не просто иметься на бумаге, но и эффективно и прозрачно работать. Ахиллесовой пятой в казахстанской киноиндустрии является неэффективное управление денежными средствами, которое зачастую приводит к кассовым разрывам, нехватке бюджета и прочим проблемам.
Руководитель съемочной группы должен быть отличным управленцем, умеющим расписывать работу своих подчиненных до секунды, до кадра и до последнего тиына. Другой проблемой является система дистрибуции казахстанских фильмов, которая не способствует нормальному зарабатыванию денег производителями кино. Каналы реализации билетов все еще нуждаются в развитии, поскольку наблюдается недостаточное количество монетизированных платформ, хорошо продающих результаты труда киношников.
В казахстанском кино имеются также и посредники, которые требуют неоправданно высокий процент за вознаграждение своего труда, заключающегося в поиске финансирования и решения каких-то вопросов. Опять же приходится ссылаться на примеры в США, где продюсерский блок получает максимум пять процентов вознаграждения от всего бюджета. И тут не имеют значения авторитет и регалии режиссера или продюсера. Какими бы именитыми и легендарными они ни были, на выходе они получат свои те же пять процентов. Посреднические услуги ограничены вознаграждением в пределах от 0,5 до 3,5%. В Казахстане же этот показатель колеблется в диапазоне от десяти до пятидесяти процентов.
В итоге, денег на само кино не остается или остается очень мало, поскольку промежуточные расходы, как правило, бывает неоправданными или взятыми с неба. Должно быть понимание, что если кино снимается честно, открыто и прозрачно, то оно с лихвой окупится. Выгоднее будет получить репутацию хорошего продюсера, снявшего качественный и прибыльный фильм. Тем же посредникам выгоднее будет получать свои три процента с большей суммы, чем тридцать процентов в начале процесса, когда фильм еще даже не начал сниматься.
Казахстанский кинематограф в состоянии хорошо зарабатывать и привлекать иностранные кинокомпании, предлагая для их съемок прекрасные локации в Казахстане. Питер Жмутский советует создать выгодные предложения с локациями и налогово-финансовыми преференциями и рекламировать Казахстан как интересный кинохаб. Международные киностудии вполне заинтересуются казахстанскими локациями и местными производственными мощностями. В свою очередь, наличие постоянного спроса со стороны иностранных кинокомпаний и проектов повлечет за собой качественную подготовку местных специалистов в специализированных учебных заведениях.
В Казахстане также наблюдается дефицит профессиональных актеров и команд, что является еще одной причиной, по которой вряд ли можно будет запустить большой проект для того же «Amazon» или «Netflix». Даже, если вдруг каким-то чудесным образом в Казахстан зайдет большой международный проект, сложно будет в одночасье найти достаточное количество специалистов с нужным уровнем компетенций. В этом случае вынужденно придется привлекать специалистов извне, что зачастую и делается в стране. Казахстану необходимо взращивать свои кадры, создавать для них все условия, чтобы они не уезжали при первой же возможности.
О досуге и хобби
В свободное от работы и поездок время Питер занимается спортом в тренажерном зале. Помимо спорта он любит путешествовать и часто выезжает на природу, чтобы развеяться. Вырвавшись на природу, он вместе с друзьями разбивает костер, ведет задушевные разговоры и поет песни под гитару. Минимум два-три раза в год ему удается выезжать в Лос-Анджелес, Лас-Вегас и посещать Гранд Каньон. По работе случается выезжать в Европу и в Казахстан.
Вечерами Питер играет на фортепиано и пишет музыку. На данный момент ведет несколько своих музыкальных проектов, одним из которых является создание нового стиля балета. Для него пишется музыка, в которой будут совмещаться классический балет, виртуальная реальность и новые визуальные технологии.
Находится время и для небольшого азарта, для чего Питер участвует в покерных турнирах, которые не подразумевают игру на деньги. Для этого Питер, состоящий в различных покерных клубах, каждый год приезжает в Лас-Вегас, чтобы сыграть на ежегодном чемпионате мира по покеру. Он уделяет особое внимание своему духовному развитию, также являясь наставником для многих студентов по духовным делам, проводя различные сеансы по ретритам, работе с энергиями и медитации.
Питер является большим фанатом американского футбола и болельщиком команды «Оклахома Сунерс», являющейся одной из топовых команд в США. Еще есть команда «Кливленд Браунс», выступающая в Национальной футбольной лиге и играющая в Северном дивизионе Американской футбольной конференции. В этой команде играет Бейкер Мэйфилд, друг Питера и звездный квотербек команды. Что касается баскетбола, то в нем предпочтение отдается команде «Оклахома-сити Тандер», до 2008 года больше известной как «Сиэтл Суперсоникс». Самыми ценными игроками NBA становились Кевин Дюрант в 2014 году и Расселл Уэстбрук в 2017 году.
Ақыл-кеңес Питера Жмутского
В наше время большинство людей любит желать другим счастье в той или иной форме. Если спросить их что они подразумевают под счастьем, то ответы будут разниться. Для одного счастье – это заработанная энная сумма, для второго оно заключается в наличии престижной работы, а для третьего женитьба и воспитание детей. Счастье является многогранной философской категорией, которая индивидуальна для каждого отдельно взятого человека.
Большинство людей объединяет то, что их счастье всегда зависит от какого-нибудь события в будущем или людей. Когда это событие наступает, человек забывает о своем обещании стать счастливым и начинает ставить перед собой новые цели и задачи, определяющие его счастливое состояние.
Чтобы быть по-настоящему счастливым, нужно научиться быть им каждый день, здесь и сейчас. Этому можно научиться, если задуматься о своей цели в жизни. При ее наличии можно делать небольшие шаги по направлению к ней. В этом случае человек будет ощущать свое приближение к своему счастью и видеть конкретные результаты. Отсутствие же цели можно компенсировать любимым занятием и приятным времяпровождением. Если это доставляет истинную и глубокую радость, то человек уже немного счастлив и не откладывает свое право быть счастливым на потом. Если же все же никак не получается выделить время для погружения себя в зону счастья, то можно визуализировать его в голове.