История знает немало случаев, когда удачно пойманный кадр в спортивной фотографии приносил грандиозный успех ее автору. Можно только представить какое количество фотографий делается во время различных спортивных мероприятий, которые проводятся по всему миру. И только единицы действительно удачных фотографий мгновенно и по достоинству оцениваются любителями спорта. Андрей Ударцев, профессиональный казахстанский фотограф Федерации тенниса Казахстана и многолетний фото-контрибьютор сайта АТР, рассказывает о своей любви к теннису и о своей победе в номинации «За лучший фоторепортаж» на международном конкурсе спортивной журналистики.
Его фоторабота «Дуэт» была сделана на первом в истории Казахстана турнире серии WTA 250, который проводился в сентябре 2021 года. На ней запечатлен момент выхода в финал парного турнира теннисисток Ангелины Габуевой и Анастасии Захаровой.
Любовь к теннису
Андрей Ударцев изначально учился на юриста, но главным делом его жизни стал теннис. Им он занимался в юности на алматинской базе ЦСКА под руководством тренеров Андрея Егорова и Эльвиры Юсуповой. Снимать теннис он начал с 2003 года, снимая бóльшую часть фотографий для себя. Со временем он стал постоянным фотографом Федерации тенниса Казахстана. С 2016 года Андрей Ударцев работает на всех без исключения домашних и выездных кубковых матчах мужской и женской национальных сборных Казахстана по теннису.
Он является единственным в стране специалистом по фотосъемке тенниса международного уровня, что позволяет ему взаимодействовать со многими ведущими теннисными фотографами мира. Каждый турнир, вне зависимости от его статуса, он старается снимать по стандартам ITF и ведущих мировых агентств. Если абстрагироваться от профессиональной составляющей работы, то в творческой ее части он уделяет больше внимания эмоционально-психологическим аспектам игры. Особенностями его работы являются серьезное занятие черно-белой фотографией и фотографиями с двойной экспозицией.
Любопытно, что в век цифровых технологий, Андрей снимает на черно-белую пленку. При этом он никогда не делает «картинку ради картинки», поскольку в центре его фотографий всегда находится теннис. Порой случается так, что даже самая красивая фотография им бракуется, если теннисное содержание в ней не находится на должном уровне.
История кадра
Глядя на снимок, в голову приходит две мысли: этот кадр вышел случайно, либо его автор намеренно искал подходящий ракурс и ждал подходящего момента. На самом деле, фотография вышла совершенно случайно после завершения важного матча. Андрей чувствовал, что под занавес турнира может и должно произойти что-то значимое, но когда и в какой форме оно произойдет предугадать было нельзя. Все началось с того, что в день, когда должен был состояться матч между Ангелиной Габуевой и Анастасией Захаровой, у Андрея состоялась беседа с человеком, которого привлекли на турнир в качестве второго фотографа.
Во время разговора ассистенту говорилось о необходимости регулярно получать фотографии выставочного уровня в течение всего турнира. Коллега Андрея с недоверием слушал его, качая головой, а буквально через пару часов после этого разговора он увидел эту фотографию. Увиденное настолько поразило его, что он застыл и не мог вымолвить ни слова. После завершения турнира эта фотография еще долго обсуждалась между ними. Ведь Андрей сделал снимок, постоянно находясь с ним бок о бок во время работы.
Дело в том, что спортивный фотограф-профессионал работает в двух направлениях: на заказчика и в направлении своего собственного творчества. Профессионал в своих интересах всегда отдает приоритет заказчику. Андрей отлично знает и чувствует ожидания Федерации тенниса Казахстана. В первый момент после снимка его даже взяла досада, мол, столь важный момент не может быть использован федерацией в рабочих целях. Но позже пришла успокоительная мысль, что фотография вполне может пригодиться с творческой точки зрения.
Кто в кадре?
Этот снимок был сделан в Национальном теннисном центре в г. Нур-Султан 1 октября 2021 года. На нем изображены российские теннисистки Анастасия Захарова и Ангелина Габуева в момент их выхода в финал первого казахстанского турнира WTA в парном разряде. Примечательно, что для каждой из них тот финал также стал дебютным. Официальное название фотографии – «Дуэт», хотя у любителей тенниса и тех, кто ее видел, есть немало своих версий. Для Андрея эта так называемая «многорукость» символизирует организованную и слаженную работу теннисной пары как единого механизма, решающего общие задачи.
У каких-то парных комбинаций этот уровень организации выше, у каких-то он ниже. В парной игре присутствуют свои необъяснимые магия и химия.
Этим объясняется то, что некоторые игроки с определенными напарниками добиваются гораздо большего, чем с другими или, если бы игроки играли индивидуально. В таких случаях у них складывается особая организационная сущность на время парных матчей. В качестве примера можно привести успешные и победные выступления пары Ярослава Шведова / Ваня Кинг, которая в 2010 году одержала победу на Уимблдоне. Этот поразительный эффект на уровне теории рассматривался еще Александром Богдановым, одним из основных идеологов социализма начала ХХ века, который явился родоначальником организационной науки.
В итоге эта фотография стала победителем на фотоконкурсе «Энергия побед», который проводился в 2021 году. Он являлся самым крупным в области спортивной журналистики в СНГ, а его организаторами выступили Олимпийский комитет России и ПАО «Газпром». Номинация называлась «Премия им. Анатолия Бочинина за лучший фоторепортаж/фотоработу» среди иностранных русскоязычных СМИ. Помимо, Андрея, в шортлисте номинантов на победу оказались мастера своего дела: два фотографа Агентства France Press, один фотограф из Associated Press и один фотограф Национального олимпийского комитета Беларуси. Все они представляли свои олимпийские работы, так что попадание Андрея в эту компанию со своим черно-белым теннисом уже являлось большим достижением. На тот момент казалось, что победить у этих фотографов в год проведения Олимпийских игр в Токио практически невозможно. Здесь следует отметить, что на том конкурсе Андрей представлял Федерацию тенниса Казахстана, поэтому выигранная номинация является общим достижением.
Лучшее впереди
Андрей неизменно следует своему принципу, который заключается в том, что на каждом турнире любого уровня он старается получать работы выставочного уровня. Несмотря на то, что случайно сделанная фотография победила на международном конкурсе, такого рода фотографии не совсем приходятся Андрею по душе. Ему нравятся продуманные фотографии, которые прорабатываются в голове, нежели спонтанно выходят из камеры. В 2021 году у Андрея было немало таких работ, которые, на его взгляд, были куда удачнее «Дуэта» и представленных на конкурс «Энергия побед» работ с двойной экспозицией. Ведь именно это направление он считает одним из своих основных творческих направлений. Возможно, что рано или поздно настанет и их черед блистать в лучах славы.
Любимый игрок
Сербский теннисист Новак Джокович является любимым игроком Андрея Ударцева. В сто девятом по счету турнире теннисного Кубка Дэвиса, финальная стадия которого проводилась в Испании, принимала участие мужская сборная Казахстана по теннису. 1 декабря 2021 года сборная Казахстана играла против сборной Сербии в четвертьфинале Кубка Дэвиса. За сборную Сербии играет легендарный Новак Джокович, являющийся двадцатикратным победителем турнира «Большого шлема». В тот день исход встречи между сборными решался в заключительном парном матче.
Сербский дуэт Никола Чачич / Новак Джокович играл против казахстанской пары Андрей Голубев / Александр Недовесов. Два первых сета не выявили победителя и закончились с зеркальным счетом (6:2, 2:6). В решающей партии сербский дуэт сделал два брейка и вырвал победу, закончив сет со счетом 6:3. Поражение в парном матче в шестой раз остановило сборную Казахстана на четвертьфинальной стадии Кубка Дэвиса.