Фотография считается одним из видов изобразительного искусства, занимая ключевое и почти незаменимое место в современной культуре. Если на заре своего появления фотография являлась прерогативой избранных людей или специализированных организаций, с годами она становилась ближе к людям. Сегодня она является доступной широким слоям населения, позволяя каждому пробовать себя в этом достаточно легком на первый взгляд, но неимоверно сложном деле. Журнал Akyl—kenes беседует с Никитой Басовым, известным казахстанским фотографом, за плечами которого более двадцатилетний опыт в фотографии. Он провел несколько различных выставок, но экспозиция о профессиях является дебютной.
С 3 марта по 3 апреля 2022 года в Государственном музее искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева будет проводиться уникальная и очень познавательная выставка под простым, но очень емким названием «Профессия — …». На центральной площадке для художников и творческих людей будут выставлены сто фотокартин, на которых показаны важнейшие профессии.
Счастливое число «7»
Так совпало, что данная выставка является седьмой по счету. Первая выставка была посвящена спорту. Если быть точнее, то она рассказала о двух Олимпийских играх, которые проводились в Ванкувере в 2010 году и в Лондоне в 2012 году. В какой-то момент я стал больше фокусироваться футзалу. Последующие три выставки были посвящены именно этому виду спорта. При поддержке алматинского футзального клуба «Кайрат» удалось показать невидимые для болельщиков грани этого очень динамичного, умного и зрелищного спорта. Все фотографии для выставки были сделаны во время Финалов четырех (UEFA Futsal Champions League Finals), которые проводились в Алматы в 2011, 2017 и 2019 годах.
В рамках выставки, посвященной футзалу, я сделал множество портретов казахстанских футболистов, которые внесли большой вклад в развитие отечественного футзала. Именно они смогли доказать на престижных еврокубках, чемпионатах мира и Европы свой высокий уровень. Благодаря им и тренерскому штабу спортсмены смогли завоевать немало титулов в Лиге чемпионов УЕФА по футзалу и на европейском первенстве.
Футболисты АФК «Кайрат» дважды становились чемпионами Лиги чемпионов УЕФА в 2013 и 2015 годах, серебряными призерами в 2018 году и бронзовыми призерами в 2009, 2011 и 2017 годах.
В 2016 году в Сербии игроки сборной Казахстана в своем дебютном выступлении на Чемпионате Европы завоевали бронзовые медали. В 2018 году они вошли в четверку лучших команд Европы. В 2022 году дошли до четвертьфинальной стадии. На сегодняшний день сборная Казахстана является одной из титулованных и сильных команд мира, находясь на седьмом месте в мировом рейтинге и на четвертом месте в рейтинге сильнейших европейских команд.
Еще одна выставка была проведена в формате Love story, в которой на суд зрителей были выставлены лучшие фотографии из свадебных фотосессий. В 2016 году я организовал портретную выставку, содержавшей интересную коллекцию портретных снимков, которые мне довелось сделать. После этой экспозиции я начал думать над отдельным и совершенно неповторимым проектом. Хотелось бросить самому себе творческий вызов, который наполнил бы проект эмоционально, интеллектуально и где-то даже энергетически.
Предстоящая выставка, в которой будут показаны фотографии ста представителей различных профессий, является седьмой по счету и самой главной для меня. А таковой она является, поскольку она является самой масштабной по смыслу и объему, а также тяжелой в части ее подготовки. У меня ушло два года, чтобы продумать формат, подготовить список профессий, найти их представителей, договориться с ними о фотосессии, которую еще нужно было провести. Профессия – это разные люди, к которым был нужен особый и индивидуальный подход. В работе с людьми нужно суметь прочувствовать их настроение, текущее состояние, принять во внимание окружающую обстановку. Другими словами, нужно поймать удачный и соответствующий момент не с одним, а со всеми ста участниками. Учитывая эти и другие невидимые для глаз факторы, можно назвать этот проект технически и эмоционально очень тяжелым.
Все профессии важны
Когда формировался список профессий, я понял, что некоторые из них будет достаточно сложно отснять. Дело в том, что определенные профессии несколько сложно визуализировать, часть из них являются труднодоступной, а третьи и вовсе одинаково смотрятся на фотографии. Несомненно, абсолютно каждая профессия может быть интересной, но найдутся такие профессии, которые сложно отразить на фотографии. Для того, чтобы не наскучить посетителям выставки я постарался избежать того, чтобы некоторые профессии повторялись своей обстановкой. Речь идет о тех, что тесно связаны с работой за компьютером.
Я постарался уделить больше внимания тем редким и тяжелым профессиям, детали которых знакомы не всем людям. Чтобы сфотографировать шахтера, я спускался в шахту, находящуюся на глубине 1 200 м под землей. Это был сложный и тревожный спуск, который сопряжен с соблюдением множества требований и правил по технике безопасности. Вдобавок ко всему, мне не разрешили спуститься со своим оборудованием. Взамен мне дали простой фотоаппарат, на который пришлось снимать в кромешной тьме. Благо, выручил фонарик, закрепленный на шлеме, который в буквальном смысле стал «лучиком света в темном царстве». Я фотографировал хирурга, делавшего операцию на открытом сердце. Находясь в операционной, я не только увидел, но и почувствовал высокие уровни ответственности и неимоверного стресса, которые испытывает врач каждый раз, когда берет в руки скальпель.
Благодаря погружению в их среду я еще больше проникся к ним после проведенной фотосессии и сопряженного общения с такими людьми. Осознание того, что некоторые профессии оказались настолько закрытыми и недоступными для взора посторонних, заставило еще больше ценить такие профессии и людей, посвятивших свои жизни сложной работе. Сделанные фотографии являются не просто безмолвными снимками. В каждой из них содержатся миг длиной в жизнь, а также все мысли, эмоции и испытания, связанные с работой.
К сожалению, некоторые люди с пренебрежением относятся к профессии мусорщика. На первый взгляд может показаться, что его работа не представляет собой ничего ценного и сложного. Но, кроме физической выносливости, человек, работающий по этой профессии, должен быть морально устойчивым, аккуратным и внимательным человеком. Хотя для работы мусорщиком не требуется специального образования, но не стоит думать, что на эту должность принимают абсолютно всех. К примеру, на Западе и в Японии мусорщик является весьма уважаемой и высокооплачиваемой профессией. Нужно лишь просто на минуту представить последствия того, если эти люди перестанут приезжать во дворы и опустошать переполненные мусорные ящики. Их отсутствие может обернуться вполне ощутимой катастрофой локального масштаба.
С некоторыми героями было не так просто договориться по времени. Для того, чтобы сфотографировать музыканта Марата Бисенгалиева я ждал пока он приедет из Парижа в Алматы. Мы с ним знакомы, и он мне полностью доверяет. Режиссера Ермека Турсунова ждал, когда у него начнутся съемки фильма. График альпиниста Максута Жумаева был несопоставим с моим. Поэтому момент, когда мы наконец смогли со всеми договориться и встретиться, я ценю больше всего. Глядя на каждую фотографию, я вспоминаю, как я к ней шел, сколько времени было потрачено, чтобы ее сделать. На самом деле, это не та секунда, когда делается снимок, а все производное вокруг фотографии, включая внутренние миры фотографа и объекта фотографии. А ведь во время фотосессии необходим некий психологический контакт и способность расположить к себе человека.
С кем мне не получилось поработать в рамках этого проекта, так это с режиссером Аканом Сатаевым. У меня не было прямого выхода на него, поэтому я писал ему в социальных сетях. К сожалению, он так и не ответил ни на одно из моих сообщений. Ермек Турсунов ответил практически сразу же. С Димашем Кудайбергеном я тоже знаком и работал на его концертах. Но его поймать безумно сложно в связи с его просто сумасшедшим графиком. Была предпринята попытка сфотографировать певца Алибека Днишева. Проект оказался неинтересным для него. Вроде сказав «да», было сказано «нет»: не были предоставлены те условия, которые я запрашивал для надлежащей фотосессии. Пришлось сфотографировать одного неизвестного певца.
Доставило удовольствие поработать с певицей Динарой Султан. Через нее я попытался раскрыть профессию мамы. Это именно та профессия, которую считаю наиболее важной, сложной и ответственной одновременно. Динара воспитывает шестерых детей, не прибегая к услугам многочисленных нянек и помощниц. Я вижу, как моя жена занимается с нашими детьми, поэтому прекрасно понимаю насколько это большая работа. В общем, в работе над проектом имели место, как случайности, так и различные обстоятельства, которые внесли свою лепту в успешное завершение задуманного. Все вышло, как вышло; как должно было быть. И я считаю это правильным. Считаю, что если что-то идет не так, как нужно, значит это не мое. Вселенная сама знает, чему быть, а чему нет. Следовательно, нет причин лишний раз напрягаться, если определенные тонкие вибрации не совпадают.
Определенные сложности возникли с профессией патологоанатома, которого нужно было снимать в морге. Этот вопрос сложно было объяснить людям, работающим в этой сфере. Не все соглашались участвовать в проекте в качестве одного из героев. Врачам казалось, что они совершают что-то неправильное, приоткрывая завесы тайны, в которые никто лишний раз не желает заглядывать. К сожалению, в итоге мне не удалось убедить ни одного медработника в том, что я описываю все стороны жизни человека. Смерть также является неотъемлемой частью жизни, которая представлена не только торжествами, праздниками, внешним блеском и шиком. У жизни есть и обратная сторона.
В общем, я попытался затронуть как можно больше профессий, реально связанных с повседневной жизнью, включая те, на которые мы порой не обращаем внимания. Отсняв все запланированные профессии, я ощутил большую усталость от проделанной работы. В тот момент я уже не мог смотреть на сделанные фотографии. Лишь после того, когда я распечатал их на бумаге, я окончательно понял, что картины не стыдно будет показать широкой публике. Они будут интересны для тех, кому интересно узнать новое о профессиях. Возможно, основными посетителями станут школьники, которые уже сейчас задумываются о своем будущем призвании.
Начальная точка
Свой выбор профессии я сделал в 1999 году, когда поступил в институт на специальность «Бухгалтерский учет и аудит». В то же время я начал подрабатывать в фотосалоне, чтобы оплачивать свою учебу. Там я делал всю грязную работу, связанную с чисткой оборудования от химических реагентов, подготовкой к печати и прочими делами. Поскольку фотосалон работал в эпоху фотопленки, дел в нем было предостаточно. Профессию фотографа я начал осваивать с низов, поэтому я никогда не скажу, что стал профессиональным фотографом, только из-за того, что однажды взял в руки фотоаппарат.
C 2002 по 2006 год я находился в подмастерьях. Тогда я начал работать с камерой, ассистировал фотографу, у которого многому учился. Это позволило мне изучить свою профессию изнутри. В то время выходило много различных периодических изданий, для которых я много фотографировал. В день у меня выходило по семь различных съемок, поступавших от редакций. Набивая руку, я начинал понимать, что мне нужно работать самостоятельно. У меня начали появляться свои клиенты. При этом продолжались самоопределение и дальнейшее развитие навыков.
Постепенно я перешел в спортивную плоскость, которая привлекала меня в качестве хобби, а не ради заработка. Я получил большой опыт фотографирования на всевозможных спортивных мероприятиях. С 2012 года я понял, что нужно выставлять свои работы. В то время социальные сети были не столь развитыми и распространенными как сегодня. К тому же их формат не особо подходил для выставок и показов, которые стали весьма популярными.
Как фотограф, я не перестаю развиваться и постоянно нахожусь в поиске себя. Я провожу тщательный анализ того, над чем можно было бы еще поработать. В первую очередь, мне интересна портретная съемка людей, работа с которыми доставляет мне наибольшее удовольствие. Прелесть своих проектов заключается в том, что можно самостоятельно и независимо ни от кого работать над их содержанием и наполнением. В такие моменты я превращаюсь в некоего универсального солдата, который совмещает в себе роли заказчика, контент-мейкера и критика. Считаю, что умение целостно и всесторонне подходить к работе характеризует любого человека как сформировавшегося профессионала. Понимание того, что для достижения профессионализма необходимы усилия, время и терпение является очень важным аспектом. Это обретает особую актуальность в свете того, что многие люди, взявшие в руки фотоаппарат, априори считают себя настоящими фотографами.
Немного философии
Занимаясь фотографией на профессиональном уровне, я ставлю перед собой определенную цель. Я хочу, чтобы в нашей стране фотографию признали в качестве составляющей культуры, творчества и искусства. Парадокс заключается в том, что фотография на долгие годы запечатлевает видных деятелей искусства, культуры, спорта и бизнеса, но сама при этом остается непризнанной и безстатусной. Нужно показать людям всю глубину и грани фотографии. Нужно мотивировать казахстанских талантливых фотографов к организации собственных выставок. Люди должны выставлять свои работы и получать новые навыки.
Появление цифровых фотоаппаратов дало большой толчок развитию фотографии. Новые технологии позволили фотографии стать более массовой. По сути, сегодня каждый человек, у которого есть смартфон, является немного фотографом. Если говорить о профессионалах, то появилась необходимая и полезная конкуренция. Благодаря этому возросло количество талантливых фотографов, способствующих появлению альтернативных взглядов на казалось бы зафиксированные вещи.
Меньше людей стало работать с пленкой, работа с которой сопровождается взаимодействием с вредной химией. Меньше стали риски испортить фотографию во время ее проявления. Практически снизился уровень стресса, связанного со страхом испортить кадр при ограниченном количестве пленки. За бортом остались многочисленные технические нюансы, которые в наше динамичное время только отнимают время. Что бы ни говорили апологеты ретро и консервативных направлений, цифровые фотоаппараты значительно улучшили качество фотографии, подарив ей новые возможности. В конце концов, большинство эффектов, которые дает пленка можно наложить в виде специальных фильтров и воссоздать их с помощью профильного программного обеспечения. В этой связи я соглашусь с выражением «Снимает не фотоаппарат, а человек». В фотографии важно то, что передает фотограф.
Будучи сторонником смысловой нагрузки фотографии, в своем проекте, посвященному профессиям, я всех людей снимал на один и тот же объектив с одним и тем же освещением. Этот подход позволил мне стилистически свести весь проект к общему визуальному знаменателю. Менялись только люди и фоновая обстановка.
Люди, любующиеся фотографией, никогда не задумываются над тем, на каком оборудовании она была снята. Они смотрят на нее и видят в ней определенный смысл и композиционное содержание. В такие моменты между фотографией и человеком происходит немой зрительный диалог на языке смыслового содержания. Там нет места техническим аспектам и прочим заморочкам.
Будущие планы
Поставив точку над текущей выставкой, я думаю над следующим проектом. 3 апреля 2022 года выставка «Профессия — …» закончится, а люди, посетившие ее, будут переваривать ее смысл. Тем временем, я начну планировать реализацию своей следующей задумки. Когда я в тесном лифте вместе с сорока шахтерами спускался в темные угольные шахты, я запомнил яркие и чистые взгляды шахтеров. Мне хочется вновь вернуться к этой теме и отснять этих тружеников, ежедневно рискующих собой.
Также я хочу представить экспозицию с казахскими национальными костюмами. Это будет тяжелый проект, ведь нужно будет проделать большую работу по изучению их истории, многообразия и функциональности. Сложность будет заключаться не в самой съемке, а в подготовке к ней. Она будет включать в себя глубокий контент и содержание, которые, как я говорил выше, являются ключевыми и основополагающими. Уже потом надо будет продумать фон, обстановку и локацию, которые станут приятными специями. Именно они усилят и закрепят вкус нашего блюда.
В моих планах также вернуться к спорту. Я продумываю серию портретов с нашими известными и неизвестными спортсменами из разных видов спорта. Это будет долгий по протяженности проект, поскольку сейчас сложной застать спортсменов, постоянно находящихся на спортивных сборах и соревнованиях.
В будущем планирую проводить более мелкие проекты, которые будут меньше по объему, но сложнее технически. Они будут более точечными, но точно не такого размаха, как предстоящая выставка. Конечно, нельзя зарекаться, ведь всегда может появиться что-нибудь интересное. Поскольку подготовка к выставке практически завершена, я готовлюсь к ее открытию, после которого можно будет спокойно выдохнуть. В начале весны я поставлю точку в этом сложном проекте, которую я давно жду.
Немного о стиле
Я снимаю только людей. В процессе подготовки к фотосессии и во время съемок мне нравится с ними общаться и раскрывать их. Не каждый человек может полностью отдаться моменту, так и оставшись закрытым. Мне приходилось работать с членами бывшей президентской семьи и крупными бизнесменами. Было много личного контакта, в рамках которого я, как фотограф, давал им определенные команды и управлял процессом съемки. Эти люди, привыкшие руководить людьми, не могут подчиняться. Во время съемок я подсказывал, что надо делать. При этом мне нужно соблюсти границы, не перейти тонкую грань и разбить тонкий лед. В то же время нужно преодолеть ту невидимую грань, чтобы фотография получилась естественной и качественной.
Несмотря на то, что у меня есть хороший опыт, я не перестаю учиться новому. Я продолжаю посещать мастер-классы на разную тематику, чтобы привнести что-то новое в свой стиль. Говоря о нем, я считаю, что вредно копировать чужое. Беда современного поколения заключается в том, что лишь немногие могут адаптировать увиденное и полученное извне под себя. Мало кто отличается индивидуальностью и дарит миру новые и оригинальные идеи и вещи. Бóльшая часть людей не особо утруждается, чтобы отойти от того, что было сделано другими.
Ақыл-кеңес Никиты Басова
Любовь к делу является основополагающей в любом деле. Любое начинание будет успешным, если разобраться в направлении, которого действительно трогает за душу. Понравившееся направление нужно досконально изучить и довести его до конца. Большинство известных рестораторов и шеф-поваров начинали с посудомойщиков и официантов, что позволило им знать свою работу изнутри. В любом деле нельзя в мгновенье ока стать профессионалом. Для этого потребуется большое количество времени, терпения, падений и где-то даже разочарования в окружающем мире. Попробовав всю соль успеха, можно достичь определенных высот.
В работе, которая выбрана сердцем, никакие деньги не помогут. Нельзя любить свое дело пока оно является прибыльным, и разлюбить его, когда оно перестало приносить доход. Нельзя менять профессию на другую только из-за разницы в прибыли. Как бы это странно ни звучало, но на самом деле любой профессионал может зарабатывать большие деньги в своей отрасли, если приложит все свои усилия и выдержит все невзгоды. Ведь именно так доказывается стержень и сила. Иначе, какой ты профессионал, если ничего не смог доказать хотя бы самому себе?
Нужно постоянно развиваться, делать работу лучше всех и стремиться к совершенству. Пройти путь с низшей ступени до самого верха можно в партнерстве с искренним подходом к своему делу. Фальшь и притворство в работе рано или поздно вылезут наружу, неожиданно проявившись в незначительных и невербальных вещах, которые видны со стороны. Именно поэтому непризнанный при своей жизни гениальный художник Винсент Ван Гог смог нарисовать шедевры. Он является примером того, как нужно до конца любить свое дело несмотря ни на что.
Эти и другие фотографии Никиты Басова можно увидеть на выставке «Профессия — …» в период с 3 марта по 3 апреля 2022 года в Государственном музее искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева.