В первом номере 2019 года мы поговорим о зарождении предпринимательства в нашей стране. О периоде, связанном с обретением независимости и становлением рыночных отношений, журнал Akyl-kenes беседует с Раимбеком Баталовым, предпринимателем, общественным деятелем, Председателем Совета директоров холдинга «Raimbek Group».
Сложность и романтика 90-х
Системно заниматься бизнесом я начал в конце 80-х, начале 90-х. Это было время развала Советского Союза и обретения страной независимости, и оно было уникальным. Тотальный дефицит с одной стороны, и перестройка, легализовавшая предпринимательство, с другой. Для нас, молодых, это было время драйва. Хотя внешне все это выглядело совсем не легким периодом. Челноки, барахолки, на которых торговали тысячи бывших врачей, учителей, инженеров. Людям приходилось нырять в омут с головой в непривычный для них вид деятельности. Так в стране появился малый бизнес — первые частные предприятия, небольшие производства, киоски и магазинчики.
Чем отличается то время от нынешнего? Ну, во-первых, тогда у нас под рукой не было интернета, бизнес-кейсов и каких-либо ориентиров, на которые можно было опираться перед принятием решений. Шли вслепую, по наитию. Каждый из нас учился на собственных ошибках. Во-вторых, было больше предпринимательской свободы – государство тогда не сильно вмешивалось в дела бизнеса. Не было толком ни налогового, ни таможенного контроля. Зато было большое влияние криминала. Порой не было ни дня, чтобы в приемной не сидели братки. Приходилось с ними разбираться. Но это не сильно напрягало, ведь когда тебе слегка за двадцать или даже за тридцать, все трудности кажутся легко преодолимыми. Мы были молодыми и, следовательно, были романтиками.
У нынешнего поколения свои проблемы и своя романтика. Если говорить о преимуществах, то это наличие хороших практических кейсов, на которые можно ориентироваться, богатой деловой библиотеки, которая доступна всем, а также наставников, желающих делиться своим опытом и советами. У нас, повторюсь, всего этого не было. Тем не менее, я твердо убежден в том, что у каждого времени есть свои герои. Нынешняя молодежь и предприниматели преодолевают свои трудности. И через 15-20 лет они, так же, как и мы, будут рассказывать, как им было трудно и интересно жить и работать.
Как начинался бизнес
Первых опытов в бизнесе было несколько. К примеру, в 1987 году, я вместе со старшим товарищем отправился в Новосибирск торговать яблоками. Та поездка стала незабываемой и принесла первые серьезные деньги. Хотя и раньше я старался быть финансово независимым — школьником работал почтальоном и дворником, а позже, как и многие, фарцевал, торговал по выходным на барахолке и т.д. Во время учебы в архитектурно-строительном институте я начал продавать электронику. Это был самый подходящий момент, поскольку появился большой спрос на печатные машинки, калькуляторы и оргтехнику.
Сначала, как и все, торговал за наличные, покупая товар у посредников. Позже, когда сообразил, что гораздо выгоднее иметь дело с производителями напрямую, заключил первые валютные контракты с сингапурскими бизнесменами. Позже мы наладили сотрудничество с компанией «Оливетти». В глазах зарубежных компаний мы выгодно отличались тем, что работали через «Внешэкономбанк», у которого была платежная система SWIFT, и деньги шли всего три дня. В то время деньги могли ходить месяцами или вообще застрять где-нибудь, так и не дойдя до своих получателей.
Чтобы ускорить проведение платежей мне часто приходилось летать в Москву, возя с собой авизо, официальное извещение об исполнении расчетной или товарной операции. Знакомые банкиры доверяли мне перевозку целых пачек авизо, среди которых были и мои собственные. Так и возили эти бумаги туда-сюда… Вообще, авизо легко подделать и этим, как я позже узнал, кое-кто тогда занимался. Но у меня и в мыслях такого не было. Главное было побыстрее провести платежи, и если для этого надо было лично лететь в Москву, мы так и делали.
Сегодня все эти трудности кажутся фантастикой. Провести платеж сегодня – плевое дело. Труднее, наверное, сходить в магазин за хлебом. Все онлайн, все одним кликом, что очень облегчает ведение бизнеса.
Фокус в одном направлении
Бизнес настолько захватил меня, что на последнем курсе института я решил взять «академ», чтобы полностью сосредоточится на деле. Я уже не мог полноценно уделять внимание учебе, поскольку пошли такие обороты, что отнимали все мои силы, время и энергию. Решение далось непросто, родители были не сильно рады такому повороту событий. Но позже все встало на свои места. И диплом я, в результате, получил и бизнес свой построил.
Учеба в Алматинском архитектурно-строительном институте (ныне КазГАСА) дала мне многое, и, прежде всего, умение работать с информацией. Когда ты изучаешь такие предметы, как «Сопротивление материалов», «Теоретическая механика» и «Общая архитектура», поневоле учишься анализировать и систематизировать большой объем информации. И это умение мне потом сильно помогло в бизнесе.
4 февраля 1992 года я зарегистрировал свое собственное предприятие МЧП «Раимбек», которое в течение двадцати семи лет меняло свою организационно-правовую форму — с МЧП в ТОО и далее в АО. При этом за все это время никогда не меняло своего названия. Оно, к слову, было выбрано почти случайно. Все названия, которые мне тогда нравились, оказались заняты, и я подумал, а может назвать фирму просто «Раимбек»? Имя хорошее, как у Раимбек Батыра. Так, с тех пор, мы с этим именем и идем своим путем, одни из немногих, кто начинал бизнес в Казахстане еще в 90-е.
Эволюция бизнеса
За эти почти тридцать лет чем мы только не занимались: и строительством, и управлением большими промышленными объектами (среди прочих: Ново-Джамбульский фосфорный завод, Шымкентская ТЭЦ-3, Степногорский ГОК, газовые системы), и торговыми сетями, и производством, и продуктами питания. Построили и удачно продали завод по производству соков в Китае, посадили интенсивный сад, развивали ретейл. Со временем из некоторых бизнесов вышли, решив сосредоточиться на двух-трех направлениях. Среди наших сегодняшних интересов – производство и дистрибуция продуктов питания, сельское хозяйство и др.
Двадцать лет назад мы запустили в Алматы линию по производству соков «Juicy» в упаковке Tetrapak, изначально отказавшись от услуг торговых посредников. Мы наладили прямое сотрудничество с мировыми производителями концентрированных соков, благодаря чему удалось выйти на рынок с широким ассортиментом соков по доступным ценам. Позже мы запустили завод по выпуску высококачественной молочной продукции, под брендом «Айналайын». Сегодня мы ведем бизнес не только в Казахстане, но также в Китае, России, на Кавказе и странах Центральной Азии.
Бизнесмен – это …
Как в мире не бывает одинаковых людей, так и не бывает одинаковых бизнесменов. Бизнесменами могут быть люди с совершенно противоположными характерами. Кому-то нравится быть на виду, кто-то предпочитает оставаться в тени. Я считаю, что не стоит осуждать кого-либо за то, что тот часто фигурирует в СМИ и хвалится своими достижениями. В конце концов, любой бизнесмен создает рабочие места, платит налоги, делает что-то полезное для людей.
В сухом остатке бизнесмен – это, прежде всего, человек со сложившимся характером, мировоззрением, со своими преимуществами и недостатками. Нельзя грести всех под одну гребенку. Но самое главное, что делает бизнесмена бизнесменом – это лидерство. Если ты хочешь заниматься бизнесом – будь лидером. Иначе – никак.
Enactus и с чем его едят
Мое участие в международной молодежной программе Enactus – это общественная нагрузка. Почему я принял решение помогать Enactus? Прежде всего, это хорошо выстроенная, оцифрованная, системно управляемая и международно-признанная платформа молодежного предпринимательства. Я считаю ее №1 в мире.
Что радует? То, что студентам дается возможность построить собственный бизнес без отрыва от учебы. И очень важно, что в рамках Enactus реализуются только социально значимые проекты. Это формирует и ответственность, и гражданскую позицию.
Каждый год команды-призеры национальных чемпионатов презентуют свои проекты на мировом кубке, в жюри которого находятся руководители таких крупных международных компаний, как KPMG, The Coca-Cola Company, Ford, Google, Unilever, AIG, Walmart, Wells Fargo, Robert Half и др. Стать участником мирового кубка, теоретически, может любая команда Enactus, из любого, даже самого небольшого города. Согласитесь, неплохой шанс «засветиться» перед величинами международного бизнеса.
Еще одно несомненное достоинство Enactus заключается в том, что его двигают и развивают очень идейные люди. В Казахстане это глава национального офиса Альбина Ержанова и весь Совет директоров, в который входят как известные бизнесмены, так и выпускники Enactus прошлых лет.
О других общественных проектах
Главное правило бизнеса заключается в том, чтобы заниматься тем, что тебя самого увлекает. А в общественной жизни – тем более. Будучи бизнесменом, я активно занимаюсь разными проектами по поддержке малого бизнеса, в рамках НПП «Атамекен» в том числе. Поскольку я сам лично очень люблю велоспорт, и давно и профессионально им занимаюсь, то несколько лет назад мы начали проект по поддержке массового и развитию детско-юношеского велоспорта — «VeloFriends».
В рамках него создан общественный фонд для развития велосообщества, внедрения в детских садах программы Беговело и организации соревнований. В прошлом году мы построили в Талгаре BMX-трассу мирового уровня.
Ақыл-кеңес Раимбека Баталова
Сегодня мир предлагает людям множество возможностей. Начинающим предпринимателям я советую хорошенько подумать, разложить плюсы и минусы проекта и разобраться в том, что им нравится в проекте, а что – нет. Прежде всего необходимо выбрать ту нишу или отрасль, к которой лежит душа. Если после этого все еще остаются внутренний драйв и тяга к делу, то это сигнализирует о том, что проектом можно заняться. Также необходимо постоянно учиться и искать ответы на вопросы. Благо, ресурсы интернета позволяют это делать легко и быстро.
Также я советую не бояться ошибаться. Считаю разумным определить план действий на два-три года и сосредоточиться на вещах, которые действительно интересны и мотивируют к действиям. Вполне возможно, что спустя некоторое время, столкнувшись с проблемами, вы можете остыть к своему проекту. Может выясниться, что дело требует больших человеческих, технических и финансовых ресурсов, чем ожидалось ранее. Поэтому, очень важно периодически делать остановки, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, сделать объективный анализ текущей ситуации и прогноз на будущее.
Посмотрите на свой бизнес трезвыми глазами и, если поймете, что зашли «не туда», поворачивайте в другую сторону. Ведь в конце концов, может оказаться так, что вы годами занимаетесь нелюбимым делом, а совсем рядом – та самая золотая жила, что приведет вас к успеху, которого я всем вам искренне и желаю!