Этого человека я знаю с первого класса. Помимо того, что я учился с ним в одном классе, позже я с ним учился в одной группе в университете. Почему я решил написать об Айдаре Найзагарине? Дело в том, что, поступив на экономический факультет, он не стал делать карьеру экономиста. Уже на первом курсе он увидел в себе меломана, хотя все его называли «диджеем». Наши однокурсники помнят, как перед выходными он раздавал нам флаеры, приглашая на свои вечеринки, где он играл пластинки, которые он в 1998 году выписывал из Лондона. Спустя 15 лет со дня окончания КазГУ интересно вспомнить университетские дни, заодно, обсудив причины, по которым человек испытывает нелюбовь к изначально выбранной профессии, со временем выбирая ту, что по душе.
Дауржан Аугамбай
Что происходило в 1998 году, когда ты увлекся музыкой?
На самом деле, я изначально хотел поступить на факультет журналистики. Тогда родители отговорили меня, аргументируя тем, что на тот момент данная профессия была не в почете, а журналисты мало зарабатывали. Выбор пал на специальность «международные экономические отношения». Вынужденно поступив на экономический факультет, мне, тем не менее, хотелось двигаться в другом направлении.
Как у многих это бывает, со школы начал увлекаться музыкой, проводил школьные дискотеки. Со временем, это переросло в нечто большее. Как раз в тот период только-только зарождалась наша клубная сцена, свидетелями становления которой нам удалось стать. Появился интернет, с помощью которого можно было узнавать о новинках и трендах зарубежной клубной индустрии, скачивать новую музыку.
Мои родители дали мне возможность заниматься новоявленным хобби, сразу после окончания школы подарив мне профессиональные диджейские проигрыватели «Technics». Таких в городе насчитывалось всего несколько комплектов. Так что изначально удовольствие играть на винилах было не из дешевых. Потом все шло параллельно: учеба в университете и организация первых вечеринок в клубах и на открытом воздухе. Начиная с середины 90-х открывались и закрывались клубы, сменялись поколения клабберов, а мы с друзьями продолжали активно участвовать в ночной жизни города, продвигать электронную музыку в массы. В то время я успел поработать по специальности, при этом, продолжая писать статьи для сайтов и журналов. Я писал о музыке и клубной культуре, и мне это нравилось.
Первые свои вечеринки мы проводили в ночном клубе «Мотор», сейчас его мало кто вспомнит, но тогда он был одним из тех самых андерграундных мест (бывшая овощная база), где можно было услышать качественную электронную музыку. Были и такие клубы, как My Town, Tranzit, Cream, ну и небезызвестный Da Freak (царство ему небесное). Были и одни из первых мероприятий на открытом воздухе, организованные с другими диджеями и единомышленниками. Я могу долго рассказывать об этом периоде жизни, но это будет интересно только части аудитории журнала.
Где сейчас тот DJ, которого я помню с университета?
Я не считаю себя диджеем в прямом смысле этого слова. Я — скорее меломан, который иногда играет свою музыку. Для меня диджеями были те, кто регулярно играли в клубах, а я нигде не был резидентом. В то время я представлял себя по имени Айдар, хотя некоторые организаторы вечеринок в своих флаерах анонсировали меня как DJ Aidar.
В университетский период я вел передачу на радио. В течение шести лет я выходил в эфире передачи «Chill Out» на радио «31». После этого еще шесть лет вел передачу «12 дюймов» на «Energy FM». В общей сложности, на радио я проработал около 12 лет, если не учитывать мой первый опыт в виде трехмесячного эфира программы «City Nights», которая выходила на радио «City 104 FM». На ней мы просто ставили музыку, говорили всякую ерунду, без всякой подготовки выходя в эфир.
Мы считали, что для того, чтобы открыть передачу достаточно иметь много хорошей музыки, но это естественно оказалось не совсем так. Для того, чтобы быть ведущим на радио нужно иметь поставленную речь, хорошую эрудицию и тщательно готовиться к передачам. Если сейчас прослушать то, что тогда творилось в эфире, то у слушателей это вызвало бы, как минимум, недоумение, а у меня — стыд.
На дворе был 1999 год, а нам было всего 18 лет.
Каким теперь стал Айдар спустя годы?
Много чего изменилось. Если вкратце, то я постепенно отошел от клубной культуры и околомузыкальной тусовки, к тому же сейчас настали не самые лучшие её времена: нормальные клубы отсутствуют, а востребованы, в основном, диджеи, играющие коммерческую музыку. Если взглянуть назад, то наш край не избалован привозами интересных музыкальных проектов, исключение лишь составляет нынешний год проведения EXPO. Раньше я старался сам ездить туда, где происходило самое интересное. В середине 2000-х мне удалось прокатиться по всем крупнейшим европейским музыкальным фестивалям и переслушать своих любимых артистов и диджеев. Это неповторимый и бесценный опыт оказаться на мероприятии в качестве журналиста (с фотоаппаратом и специальным пропуском) среди десятков тысяч молодых и не очень людей, разделяющих твои музыкальные пристрастия. Со временем желание веселиться в толпе ушло, а меня потянуло к более камерной обстановке.
Да и музыкальная сцена кардинально изменилась, возобладали направления и тенденции, которые мне не совсем по душе. Возможно я рассуждаю, как старый ворчун, но прежние тусовки были намного интереснее, как в музыкальном, так и в эмоциональном плане. В этом виноваты музыкальные лейблы-гиганты, которые осознали, что на электронной музыке можно заработать кучу денег, практически ничего не вкладывая, в сравнении с рок или поп-музыкой. Когда этот продукт в виде музыкального направление EDM (electronic dance music) пошел в массы я потерял ко всему происходящему интерес.
Мне требовалось направить свою энергию в какое-то русло, так я ударился в outdoor. Под этим словом я подразумеваю активный отдых на открытом воздухе – треккинг, охоты, рыбалка и прочий рекреационный туризм. К тому же надо было как-то снимать стресс после работы.
Оттуда и появилась любовь к фотографии?
Когда я начал чаще выезжать на природу пришлось совершенно по другому взглянуть на край в котором мы живем. Ту красоту, что открывалась перед моими глазами трудно описать словами, легче сделать это с помощью фотографии. По началу я делал снимки на камеру сотового телефона и GoPro, но, к сожалению, они достаточно примитивные и имеют ограничения. В какой-то момент, я понял, что мне нужна более качественная техника. До определенных пор меня отпугивали размеры профессиональных зеркальных камер, их габариты и вес.
В прошлом году один хороший знакомый фотограф подсказал, что компания «Sony» начала выпускать компактные камеры, не уступающие профессиональным по качеству и не дорогие по цене. После ее приобретения пришлось приступить к изучению предмета фотографии. Существует множество жанров, но мне больше всего нравится фотографировать природу и ночное небо. Не скажу, что достиг в этом больших высот, считаю, что по прежнему нахожусь в любительской лиге, но могу с уверенностью сказать, что базовые знания я освоил.
Наверное, появились планы организовать свою выставку?
Никакую выставку я пока не планирую, не тот уровень. Я снимаю в свое удовольствие. В основном, сделанные снимки выкладываю в инстаграм и использую для продвижения своего нового бизнеса – экотуризма, ориентированного на иностранцев и наших соотечественников, которые любят нашу природу.
Получается, твоя основная деятельность сосредоточена на организации туров для иностранцев?
Не совсем. Опыт проведения всевозможных вечеринок, а так же образование в сфере маркетинга позволили мне в 2005 году уйти в сферу организации ивентов. Я сосредоточился на организации презентаций, PR-акций, конференций, форумов, рекламных и спортивных мероприятий. В этом сегменте мы работаем достаточно давно. Когда я говорю мы, то подразумеваю своего партнера Жанну Ахметову и компанию Bohemia Entertainment. Я занимюсь этим последние 12 лет, но в прошлом году мы решили открыть новое направление, ориентированное на въездной туризм, напрямую связанное с моим увлечением «аутдором».
Вспоминаю, как на первом курсе, во время перемены, ты подходишь ко мне со словами: «Послушай этот трек. Это композиция «The Night». Тогда же я впервые услышал хит группы «Moloko» под названием «Sing it back», который до сих пор многие помнят. Как ты нашел эти треки?
Тогда всё было гораздо проще: что-то черпал из эфиров программы «Пятница» на радио «31», которую вел Нариман Исенов, какие-то пластинки привозили родные и друзья из-за границы, что-то вычитывал в журналах, которые выписывал из Англии. Поиск информации в то время и сейчас – это разные вещи. В конце 90-х соотношение качественной и не очень музыки было примерно одинаковым: 40% составлял неплохой материал, а 60% — музыка уровня ниже среднего. Тогда было легче отбирать музыку, а для музыкантов, в свою очередь, были другие требования.
Прежние диджеи и продюсеры, которые создавали музыку, профессионально подходили к процессу написания. Чтобы выпустить композицию на музыкальном лейбле необходимо было сделать качественный продукт, иначе он не увидел бы свет. В итоге, до нас доходил уже отфильтрованный саунд. Остальное оседало на полках звукозаписывающих компаний и в головах, отслушавших все это людей.
С появлением интернета все сильно изменилось – для музыкантов и продюсеров стало легче заявить о себе, доставить свой продукт до конечного потребителя, раскрутиться без значительных затрат. Написание музыки теперь не требует дорогостоящей аппаратуры, достаточно установить музыкальный софт на свой компьютер, приобрести миди-клавиатуру и студийные мониторы, и ты уже имеешь возможность конкурировать с большинством продюсеров электронной музыки.
Самый яркий тому пример — дебютный альбом группы «Daft Punk» – Homework, который они написали буквально у себя дома. При этом стало гораздо сложнее отбирать хорошую музыку, поскольку её объем увеличился в разы, а качество нет. Теперь диджеи проводят дни и ночи, отслушивая тонны музыки, от которой уши в трубочку сворачиваются, и в этом тяжелом труде не помогают никакие чарты и хитрости.
Почему ты перестал играть на винилах?
Когда у меня родился ребенок, то встала дилемма: либо памперсы покупать, либо – виниловые пластинки. Выбор очевиден. От винила я окончательно отошел в 2006 году. Часть пластинок я продал, раздал, а часть — потерял. Но у меня есть несколько любимых винилов, которые я храню до сих пор. Среди них я бы отметил пластинку «Music sounds better with you» от проекта «Star Dust», за которым стоят те же ребята из Daft Punk.
Кстати, в августе вышла первая пластинка с моим треком на английском лейбле «Uber», который выпускает музыку в стиле lounge и new disco. У нас с другом есть музыкальный проект «The Wawawiwas», в рамках которого мы экспериментируем с электронным и инструментальным звучанием. За последние восемь лет у нас скопилось огромное количество музыкального материала в абсолютно разных направлениях, это – house, break beat, new disco, lounge, drum&bass и пр. Часть из этого материала мы смогли выпустить на разных музыкальных лейблах, кое-что даже попало в чарты крупнейших музыкальных магазинов, таких как beatport и juno. К сожалению, этому увлечению удается уделять недостаточно времени, поэтому моя карьера музыкального продюсера находится в вялотекущем состоянии.
Возвратимся к теме внутреннего туризма. Насколько ты им увлечен?
Несмотря на то, что я увлекался туризмом последние 6-8 лет, достаточно серьезно начал уделять ему внимание последние два года. Я хочу получить второе образование в сфере туризма, чтобы заниматься им на системной основе. Ведь, туризм тоже меняется. Если раньше это был классический туризм, каким мы привыкли его видеть, в формате совковых турагентств с их пакетами и авиакассами, то сейчас все уходит в онлайн. Люди реже покупают туры, не идут в агентства, чтобы не переплачивать им, и сами формируют свои поездки.
Что касается развития его в Казахстане, то считаю, что надо брать пример с наших соседей, кыргызов и узбеков, которые, несмотря на свою закрытость, давно обошли нас в развитии своего въездного туризма. Все говорят и знают, что у нас тоже имеется огромный потенциал, но мы избалованные высокими ценами на нефть, в этом направлении до сих пор ничего не предпринимали. Для достижения желаемых результатов мы еще не обладаем должной инфраструктурой: едешь на Кольсай, но там пока нет нормальных гостиниц. До последнего времени не было и нормальных дорог. Сразу вспоминается трасса Алматы-Астана. Многие люди хотят приехать к нам, но в интернете нет удобной и исчерпывающей информации о наших местах и интересных направлениях.В отрасли очень много проблем, о которых можно много и долго говорить. Я только начинаю изучать эту сферу, пытаюсь понять ее изнутри, иногда работая гидом в рамках организованных нами туров.
Это также подтолкнуло меня к улучшению своего знания казахского языка, ведь за пределами города — это основной язык общения, да и по определению я его должен знать. Жалею, что раньше не выучил родной язык, поскольку тогда у меня не было сферы его применения. Считаю, что никогда не поздно получать знания.
Каким будет твой ақыл-кеңес?
Я всегда советую жить по принципу «здесь и сейчас», проживать текущий момент по полной, смаковать его, не надеясь и откладывая на завтра. В жизни слишком много хороших вещей, чтобы зацикливаться на плохом. Считаю, что для того, чтобы полноценно ею наслаждаться, необходимо заниматься любимым делом, нужно найти себя в чем-то, что приносит истинное удовлетворение.