Бенджамин Франклин однажды сказал: «Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, то его уже никто не отнимет». В начале 90-х, в сложный исторический период для нашей страны, образование обесценилось, превратившись в разменную монету. В современном мире образование превратилось в бесценный капитал, который движет прогрессом и является источником благополучия и процветания. Сегодня лишь малая часть людей будет оспаривать аргумент, подтверждающий пользу качественного и прикладного образования. Великие мыслители и философы всех времен и народов посвятили немало своих трудов образованию и знаниям. Журнал Akyl-kenes беседовал с Талгатом Нарикбаевым, председателем правления АО «Университет КАЗГЮУ им. М.С.Нарикбаева», который поделился своим кейсом, связанным с формированием и развитием одного из ведущих университетов Казахстана.
Любой мальчик в детстве играет с друзьями в войну, а среди игрушек у него всегда найдутся игрушечные солдатики, оружие и модели боевой техники. Каждый из нас хотя бы раз в жизни надевал военную форму и в детском возрасте погружался в романтику, связанную с армией. Мой отец, Максут Нарикбаев, был творческим человеком. После окончания технического училища в Украине он заведовал клубом и работал в различных организациях в области культуры и информации. В нем жила любовь к журналистике, которую он в полной мере выражал, работая на радио и в качестве корреспондента-редактора.
Позже он получает юридическое образование в Казахском государственном университете им. С.М. Кирова и всю свою жизнь посвящает работе в правоохранительной системе страны. Начав свою карьеру с должности следователя, он доходит до должностей генерального прокурора и председателя Верховного суда Республики Казахстан. Возможно, профессия отца как-то и повлияла и на мою будущую профессиональную деятельность. Поскольку он был для меня примером, особого выбора в выборе профессии у меня не было. Скорее всего, свои немаловажные роли сыграли романтика и желание работать в правоохранительных органах.
В год, когда был осуществлен перенос столицы из Алматы в Акмолу, я учился в Алматинском государственном университете им. Абая, где я закончил юридический факультет. Вслед за своими родителями я переехал в столицу и устроился на работу в органы внутренних дел в качестве помощника следователя. Позже я был переведен на самостоятельную должность следователя в управление внутренних дел Алматинского района г. Астана. Проработав там один год, я перешел на службу в Комитет национальной безопасности, где проработал около семи лет. Во время службы я проходил курсы в Академии КНБ, а также в рамках выполнения своего профессионального долга получил дополнительное образование в Академии внешней разведки РФ, где я проучился два года. Возвратившись домой после учебы, я продолжил службу в Центральном аппарате КНБ. Карьеру государственного служащего закончил в МИД, проработав советником в департаменте Европы и Америки.
Идея отца
Сама идея строительства юридического университета пришла моему отцу в период, когда он по работе ездил в США, будучи заведующим отдела в Администрации президента Республики Казахстан. В Вашингтоне отец проводил ряд встреч в Министерстве юстиции, архитектура которого зародила у него мечту построить такое же здание для Верховного суда Республики Казахстан. Возглавив высший судебный орган страны, он попытался осуществить свою мечту во время переноса столицы. В то время здание Верховного суда находилось на правом берегу города, где сейчас дислоцируется военный суд. Тогда Максут Нарикбаев озвучил свою идею разместить у здания памятник трем казахским биям – Толе би, Казыбек би и Айтеке би. У казахов бии традиционно считались олицетворением мудрости и справедливости. Являясь выходцами из народа и представителями «черной кости» (қара сүйек), бии пользовались большим доверием, всеобщим уважением и непререкаемым авторитетом у народа. Бии вершили суд, поскольку люди всегда обращались к ним при возникновении различных спорных ситуаций и тяжб.
Одно время нас укоряли в отсутствии государственности. А ведь издревле у казахов была своя уникальная юридическая система, основанная на институте биев. Пусть она не была официально представлена в виде цельной системы права, но она в своеобразной форме существовала несколько столетий. По нему жили наши предки, кочевавшие по необъятной степи и сохранившие землю для своих потомков. Казахское право не предполагало тюрем, поскольку наказание носило справедливый характер возмещения нанесенного ущерба. Не было и залогов, поскольку существовал высокий уровень доверия, которое гарантировалось авторитетом или данным обещанием. Для казаха понятия чести и совести были превыше всего.
Мысль о возрождении института биев ни на секунду не покидала моего отца, который написал немало статей о важной роли совета биев в качестве медиаторов, которые исторически работали в формате обычного права казахов. Оно имеет ряд несомненных преимуществ хотя бы по той причине, что впитало в себя все богатство многовековой древней тюркской кочевой цивилизации. Я считаю, что нашу законодательную систему, основанную на романо-германском праве, можно частично дополнить и усилить элементами бийского правосудия. Необходимо лишь очертить рамки его применения, привести в соответствие с современностью и адаптировать под наше законодательство. У казахской системы права имелось достаточно положительных и сильных сторон.
Поэтому университет стал олицетворением имевшихся знаний, наработок и идей, в котором само здание является лишь оберткой, а знания, получаемые в нем – начинкой. Именно в ней заключается источник качественного образования. Эти мысли Максута Нарикбаева стали моим кредо, которые являются сильнейшей мотивацией в моей работе. Несомненно, обертка тоже должна быть красивой и привлекательной, ведь она также предполагает приятную рабочую обстановку, которая должна располагать студентов к учебе.
Строительство университета
В 2007 году отец предложил помочь ему по работе в Университете KAZGUU. Мне он доверил широкий фронт работы, назначив на ответственную должность президента университета. В то время нынешнего здания еще не было, но я участвовал в его проектировании и на всех этапах строительства. Вместе с архитекторами и дизайнерами мы долго определялись по цвету фасада здания. Предлагались различные цветовые оттенки, и на завершающем этапе нужно было выбирать между цветом неба и желто-золотистым цветом. Я настаивал на том, что яркий и сочный цвет Солнца будет украшать внешний облик города и считал его более предпочтительным среди остальных вариантов. В итоге мы остановились на том цвете, которым выкрашено здание на сегодняшний день.
Чтобы не обидеть архитекторов в голубой цвет был покрашен преподавательский корпус, который находится рядом с университетом. Сегодня мы видим отличие и преимущество золотисто-желтого цвета над голубым. В первые дни после открытия университет яркие солнечные лучи придавали зданию особый вид, благодаря чему оно буквально светилось на всю округу. Изначальные планы построить университетский городок постепенно реализуются. В дополнение к построенному главному учебному корпусу, преподавательскому дому и общежитию в будущем будет возводиться дополнительная учебная инфраструктура.
Здание университета было построено на кредитные средства в размере 35 млн долларов США. Заем под строительство был оформлен под личную гарантию моего отца. В случае нарушения кредитных обязательств все его имущество могло быть арестовано и изъято. Тем не менее, он пошел на эти риски, чтобы построить учебное заведение. Нашлись люди, которые обвиняли ректора в том, что он пытается нажиться на этом проекте, на что отец отвечал, что, имей он такие цели, на том участке, где сейчас находится университет, он построил бы большой торговый центр.
Тем временем, кредит погашался по графику, пока в 2008 году не разразился финансовый кризис, который спровоцировал на рынке различные финансовые проблемы. Несмотря на то, что тот кризис больно ударил по нам, мы продолжали выполнять свои налоговые, социальные и трудовые обязательства перед своими сотрудниками и бюджетом страны. Однако были приостановлены выплаты банку, что, в свою очередь, негативно отразилось и на финансовом институте. Ведь в сложной ситуации также оказались и другие компании, что вызвало цепную реакцию неплатежей и задержек.
Мы инициировали процедуру реструктуризации, которая в начале не получила поддержки. Взамен банк выставил требование полностью погасить задолженность, что было невыполнимо. Банк принял ответные меры, заморозив все счета университета, поставив под угрозу полноценную работу университета. В нас проснулись кризис-менеджеры, которым нужно было в течение трех месяцев рефинансировать долг и выполнить обязательства. Впоследствии мы полностью закрыли свой долг перед банком, который в итоге еще неплохо на нас заработал. Из всего этого следует, что здание университета и вся его образовательная инфраструктура не достались бесплатно, а дались с большим трудом в течение продолжительного периода времени.
Становление университета
Создав основу для системы образования в университете, Максут Нарикбаев в последние годы своей жизни уделял больше времени общественной работе. Он не боялся делегировать полномочия молодым, которым он всецело доверял. Под его руководством работали Нурлан Утешев в качестве проректора по воспитательной работе, Куаныш Жапаков в должности руководителя аппарата правления и декана гуманитарно-социального факультета. В то время такие назначения были шокирующими и относились к разряду чего-то непостижимого.
Когда мне было двадцать девять лет он доверил мне должность президента, при этом оставаясь ректором университета. Поскольку университет был учрежден в форме акционерного общества, для его полноценной работы, помимо академической части, необходимо было эффективно управлять финансами, хозяйством и т.д. Мне было немного непривычно и где-то даже страшно переходить из правоохранительной системы в образовательную. Но времени на раздумье и адаптацию не было, поскольку нужно было сразу вовлекаться в работу. В первую очередь, нужно было ставить во главу угла качество образования и повышение уровня академической среды в университете. Я начал с погружения в финансовые вопросы университета, а затем перешел к знакомству с хозяйственной деятельностью. Вместе с коллегами мы начали потихоньку вносить корректировки и изменения, необходимые для выравнивания и стабилизации бюджета университета. Уже после этого я начал постепенно вникать в академические вопросы.
Возвращение студентов в аудиторию
В одно время в народе бытовало мнение, что в KAZGUU University обучается исключительно привилегированный и статусный контингент. Более того, люди считали, что студенты хорошо проводят время и получают дипломы, не прикладывая для этого никаких усилий. Такие ассоциации с университетом наносили ущерб имиджу нового учебного заведения, на что необходимо было оперативно реагировать. Во-первых, я обратил внимание на низкую посещаемость занятий студентами. Эта проблема являлась серьезной и считается основной практически для всей образовательной системы страны, поскольку пропуск занятий приводит к коррупциогенности. В результате те, кто не учился в течение всего семестра, ищут всевозможные способы решить свои проблемы, вовлекая в этот процесс преподавателей и подключая влиятельных лиц.
Одной из мер по повышению качества образования стало правило пяти пропусков. Многие мои коллеги не соглашались со мной, считая, что это нововведение отпугнет студентов. Если смотреть на другую сторону медали, то многие студенты пропускали занятия из-за того, что им было неинтересно слушать преподавателей. В это время кто-то занимался самообразованием, кто-то подрабатывал, а кто-то бездельничал. Поэтому встал вопрос, насколько интересна подача учебных материалов. Но это другой вопрос, с которым мы впоследствии разобрались. Студентам мы не давали никаких послаблений: те, кто пять раз пропустили занятия, отправлялись на летний семестр. У них появлялась задолженность, за которую нужно было платить.
В это время студенты начали обвинять университет в том, что мы пытаемся на них заработать. Но они могли избежать этого, не допускай они пропусков без уважительной причины. В начале мы даже наказывали рублем. Стоимость каждого штрафного предмета во время летнего семестра возрастала в пять раз. Правда, потом мы начали постепенно снижать ее, и даже в какой-то момент в качестве эксперимента сделали летнее обучение бесплатным. Мы показали провинившимся студентам, что дело заключается не в стремлении получить дополнительную прибыль, хотя летом мы оплачивали работу преподавателей, выделявших свое время. В дополнение мы предоставляли студентам все ресурсы университета, чтобы они успешно закрыли свою задолженность. Данная мера являлась призывом полноценно учиться в течение учебного года. Наконец, студенты начали понимать, что внесенные за обучение деньги не гарантируют им легкой и вольготной жизни во время учебы и легкого получения диплома.
О качестве образования
Если рассматривать образование с точки зрения бизнеса, то его доходной статьей являются студенты. Поскольку они платят деньги, следовательно, ни в коем случае нельзя отчислять неуспевающих студентов, чтобы не лишиться денежных поступлений. В первое время мы увеличили набор студентов за счет снижения стоимости обучения, что было необходимо в период погашения кредита. Позже выяснилось, что большинство этих студентов оказалось слабыми, что негативно отражалось на репутации университета. В тот момент понимание социальной ответственности университета перед обществом вынесло окончательный вердикт, заключавшийся в том, что высшее образование не может быть бизнесом.
Качественное высшее образование должно быть социально направленным, так как оно априори не может быть дешевым. Вопрос в другом – кто платит за это образование. На развитом Западе расходы на образование полностью покрываются государством или им же частично субсидируются. К примеру, в Германии работает небольшое количество частных университетов, но в сравнении с государственными они, к удивлению, не такие успешные. В американской системе образования есть частные и государственные университеты. Во время переговоров с одним из ведущих университетов США выяснилось, что правительство выделяет порядка 2,5 млрд долларов США, финансируя обучение примерно 8 000 студентов. Часть средств они аккумулируют за счет специального целевого фонда, который привлекает средства со стороны бизнеса и меценатов. Взносы делаются и выпускниками университета в знак благодарности за полученное образование. Конечно, в свою очередь, бизнес получает определенные преференции за счет поддержки образования.
Частные университеты зарабатывают на НИОКР, под которые привлекаются заказы от частных и государственных структур. Львиная доля бюджета Стэнфордского университета, расположенного в Силиконовой долине, пополняется за счет выполнения научных исследований и различных изобретений. Вторую по значимости лепту в привлечение средств вносит эндаумент. И лишь десятая часть всех доходов поступает от студентов, оплачивающих свое обучение. В США высшее образование не относится к бизнесу, целью которого является привлечение и удержание студентов ради получения прибыли. Это позволяет университетам не зависеть от студентов и не потакать им во время учебы.
В случае, если ВУЗ планирует свой бюджет за счет абитуриентов, то он в корне не заинтересован отчислять их за неуспеваемость. Следовательно, в таких университетах качество образования становится второстепенным и не находится в приоритете. Наличие некой зависимости таких университетов от своих студентов приводит к тому, что на рынок выпускаются слабые дипломированные специалисты. И тут возникает палка о двух концах: с одной стороны, нерадивые студенты кормили университет, а с другой стороны, эти же студенты испортили имидж своему университету. Ведь работодатель явно будет не рад от присутствия некомпетентного и неграмотного сотрудника в своей компании.
Здесь напрашивается вопрос: «кто является клиентом университета — студент, работодатель или общество?».
В стенах KAZGUU University имеется четкое понимание, что нашим клиентом является будущий работодатель наших студентов, по которым будут судить о нашем университете. При поступлении со студентом заключается договор, согласно которого мы обязуемся сделать из него специалиста, которым будет интересоваться рынок труда. В свою очередь, студент должен будет выполнить определенный перечень требований, предъявляемых к его успеваемости.
Выдавая диплом своим выпускникам, любой университет берет на себя ответственность за них перед потенциальными работодателями. Рынок труда вполне справедливо может предъявить претензии университету, который выпустил специалистов, не соответствующих определенным критериям и нормам. Снижение доверия к запятнавшему свой имидж университету больно ударит по его будущим выпускникам, которых с меньшей вероятностью возьмут на работу. Ведь рынок все еще помнит тех горе-специалистов, на которых он обжегся.
В конце концов, в основе всего образовательного процесса лежит колоссальная социальная ответственность перед будущим поколением. Какой-то части будущей генерации предстоит столкнуться со своими некомпетентными предшественниками, которые когда-то получили слабое образование. Такие последствия будут чреваты для практически всех отраслей экономики, где будут работать люди с нарисованными оценками в дипломе. В случае, если какой-либо университет не в состоянии поступиться своими краткосрочными интересами и отодвигает качественное образование на второй план, то лучше таким учебным заведениям просто закрыться и сдать лицензию.
Креативное преподавание
Для улучшения качества преподавания и усиления преподавательского состава была введена ежегодная аттестация. Во время нее преподавателям предлагались различные теоретические, практические, ситуативные и общие вопросы, включая проверку на эрудицию и кругозор. Разносторонние вопросы позволяли рассмотреть потенциал и уровень преподавателя прежде, чем он вновь приступит к своей преподавательской деятельности. Была учреждена специальная комиссия по приему преподавателей на работу. Параллельно было введено правило АВС, согласно которого все преподаватели распределялись по трем категориям. В категорию «А» входят 20% лучших преподавателей, в категорию «В» — 70% преподавателей среднего уровня и в категорию «С» — 10% преподавателей с уровнем ниже среднего. Вдобавок к проводимой обязательной аттестации, ежемесячно студенты оценивают своих же преподавателей по этой шкале.
Для повышения мотивации преподавателей в категориях «А» и «В» повышалась заработная плата. Поэтому преподаватель прикладывал все усилия, чтобы лучше готовиться к урокам и быть интересным для своих слушателей. Эти правила позволили нам повысить уровень преподавания и выровнять преподавательский состав. Но мы не только оценивали преподавателей, но также всячески содействовали в повышении их уровня. Были открыты специальные школы, в которых преподаватели обучались ораторскому и актерскому мастерству, всячески прокачивались и приобретали различные полезные навыки.
Креативное преподавание должно было помочь вовлечь в учебный процесс даже самых заядлых «двоечников», чтобы они заинтересовались и втянулись в учебу. Совместными усилиями мы внедрили в предметы кейсовое обучение, которое успешно применяется с 2012 года. Преподавание через решение конкретных практических задач позволило повысить у студентов интерес к обучению и развитию у них навыков, которые могут пригодиться им в будущей работе. После этого мы постепенно перешли к изменению формы проведения экзаменов.
К примеру, мы начали иначе преподавать историю Казахстана. После изучения теоретического материала в аудиториях мы начали возить студентов по всей стране. Как нельзя полюбить девушку, ни разу не встретившись с ней, так и нельзя полюбить свою страну, не ознакомившись с достопримечательностями, не побывав в исторических местах нашей страны или не увидев всю красоту нашей природы. Побывав в разных регионах Казахстана, студенты начали по-другому все воспринимать. Историки и географы, сопровождающие студентов и преподавателей, рассказывают много интересных и познавательных вещей, которых не узнаешь в аудитории. По приезду студенты готовили всевозможные тематические театральные постановки, заново пропуская через себя увиденное и услышанное во время поездки. Такой формат обучения позволил многого добиться.
Экзаменационная революция
Предыдущий формат проведения экзаменов в виде тестирования не оправдал себя, поскольку в нем было немало недостатков и брешей. Была выявлена нечестность преподавателей, которые при формировании тестовых вопросов допускали их утечку, закрывали глаза на использование шпаргалок или подсказывали во время экзаменов. В итоге студенты плохо готовились или просто заучивали ответы, не зная при этом самого предмета. Соответственно, после успешной сдачи экзамена они тут же забывали то, что было заучено на краткосрочный период. К сожалению, эта серьезная проблема все еще имеет место быть во всей отечественной системе образования.
Для решения этой проблемы мы установили во всех аудиториях камеры наблюдения и создали отдельную базу тестовых вопросов с ограниченным доступом. Был определен узкий круг преподавателей, которые формировали тесты. Экзаменационные вопросы можно было загрузить только в строго отведенном месте, где преподаватели вручную набирали вопросы, используя необходимые учебные материалы и учебники. Компьютер не позволял ни закачивать готовые материалы, ни скачивать их. Камеры наблюдения фиксировали этот процесс. Поскольку данная работа преподавателей дополнительно оплачивалась, тестовые вопросы становились объектом коммерческой тайны. При этом авторы тестовых вопросов, подписывающие соответствующий документ о нераспространении информации, понимали всю серьезность своей персональной ответственности. За несколько минут до начала экзамена специально назначенный человек предоставлял экзаменаторам тестовые вопросы.
Эти меры стали четким сигналом от первого руководителя для преподавателей и студентов, который предупреждал всех о том, что процесс сдачи экзаменов находится на особом контроле. Студенты начали понимать, что никакие ухищрения не помогут и начали полноценно готовиться к экзаменам. Всяческие попытки в виде звонков извне и просьб о содействии пресекались на корню. Несмотря на принятые меры, оставалось убеждение, что от тестовых вопросов следует вообще отказаться. Анализ успеваемости студентов показал, что зазубривание ответов не дает никаких знаний и навыков. Некоторая часть студентов продолжала искать новые способы обойти правила вместо того, чтобы полноценно заниматься.
Поэтому мы вернулись к старой доброй форме – письменным экзаменам. Были проработаны все механизмы формирования вопросов, определены критерии оценивания, соблюдена конфиденциальность и установлена ответственность за нарушение правил проведения экзаменов. Каждый экзаменационный лист и данные студентов были зашифрованы, чтобы лица, проверяющие работы студентов, не были субъективны при выставлении оценок.
Любые шифровки и отсылки, отмеченные в работе студента, подсказывающие преподавателю имя студента, сразу фиксируются, а работа аннулируется. Такой студент автоматически уходит на летний семестр. Также строго наказывались студенты, которые оставляли в своих работах любые шифровки и отсылки, подсказывающие преподавателям имя человека, скрытого под шифром. Каждая работа проверялась тремя разными преподавателями независимо друг от друга. На основе трех оценок выводилась общая оценка. Экзаменационную пилюлю мы подсластили возможностью студентов использовать учебники и лекционные материалы во время экзамена. Формат «open book exam» позволял исключить фактор шпаргалок и был адаптирован под современные реалии. Если студент умеет пользоваться источниками и владеет информацией, то он должен использовать эти навыки во время экзамена.
Умение оперативно находить правильные ответы из нужных источников в ограниченный период времени позволял проверяющим преподавателям анализировать ход мыслей студентов и оценить их реальные знания. После экзаменационной сессии все письменные работы студентов сдавались в архив, чтобы оставался след каждого студента. Это позволяло вернуться к работам, в случае апелляции со стороны студентов или возникновения каких-либо спорных вопросов в будущем.
Кредитная система
Ранее KAZGUU University работал по линейной системе в рамках Болонского процесса. Впоследствии мы перешли на кредитную систему обучения, которая имеет ряд преимуществ. Она предоставляет студентам больше самостоятельности, способствует снижению уровня коррупциогенности, формирует здоровую конкуренцию среди преподавателей и улучшает коллаборацию между преподавателями и студентами.
Это позволило студентам самим выбирать интересные им предметы, из-за чего после каждого семестра менялся состав групп, в которых они учились. Преподаватели уже не могли по инерции ставить оценки своим любимчикам, как это было в прежние времена, когда первые два курса студент работал на зачетную книжку, а последние два курса — зачетка на студента. До 2005 года университет считался юридическим, но открытие Высшей школы экономики в дополнение к Высшей школе права изменило этот статус. Право всегда было связано с экономикой, поэтому у нас и работают эти две школы. Важным является выпуск студентов, одинаково разбирающихся в экономике и юриспруденции. Для юридического университета факультет экономики в начале казался неким чужеродным органом. Постепенно ВШЭ становилась сильной и конкурентоспособной. Казахстанским бенчмарком, на который мы изначально ориентировались, являлся КИМЭП, обучавший студентов с применением западных технологий и добившийся хороших результатов в образовательной сфере с 1992 года.
Кредитная технология изначально была апробирована в ВШЭ, после чего была масштабирована на весь университет. В течение пяти последних лет кредитная технология полностью доказала свою эффективность, отобрав право у университета решать за студентов как им учиться. Единственное, за студентами имеются закрепленные эдвайзеры, которые советуют им правильно определять траекторию обучения и составлять оптимальное расписание. Совместно они выбирают основные и второстепенные предметы. Применение кредитной технологии позволило университету приблизиться к западным стандартам образования. Были выстроены учебные бизнес-процессы в соответствии с требованиями и стандартами FIBAA, ведущего европейского аккредитационного агентства, специализирующегося на экспертизе качества высшего, последипломного, дополнительного и корпоративного образования в области экономики, менеджмента, юриспруденции и социальных наук. В 2021 году университет будет подтверждать свою аккредитацию, а вдобавок подаст заявку на получение институциональной аккредитации.
Одна голова – хорошо, а две – лучше
Аккредитация предполагала изменение всех управленческих бизнес-процессов. Пришло понимание, что ректор, ранее полностью управлявший университетом, не может знать обо всем, что происходит в alma mater. Руководитель университета не может быть универсальным солдатом. Какими бы компетенциями, знаниями и опытом он ни обладал, он должен отбирать в свою команду людей, которые будут на голову выше него. Он не должен отвечать за те вопросы, в которых он не является специалистом. Управленец должен исполнять роль опытного дирижера, который умеет правильно взаимодействовать с оркестром талантливых людей. Он всем сердцем и душой должен принимать любые изменения и постоянно улучшать бизнес-процессы.
В течение первых трех лет, пока шли преобразования, из университета были отчислены или по своей воле ушли около 3 000 студентов и более ста преподавателей. За это время был сформирован управленческий костяк, вызвавший доверие у преподавателей и у студентов. Работая над улучшениями, мы внедрили горизонтальное управление в Высшей школе экономики, в Высшей школе права, в Высшей гуманитарной школе и бизнес-школе MBA DBA. В рамках этого процесса были сформированы комитет академических качеств, комитет по этике и комитет по науке, отвечающие за все текущие операционные вопросы. Членами этих комитетов являются активные преподаватели и студенты, которые постоянно проходят через ротацию. Освободившись от энергозатратной и бесконечной рутины, деканы смогли сфокусироваться на решении стратегических задач, связанных с развитием школы, усилением кадровой работы и улучшением различных показателей. Окончательные решения принимаются на открытой коллегиальной основе, где учитывается мнение каждого члена комитетов.
Отказавшись от вертикального стиля управления университетом, мы создали академический и совет, являющийся высшим коллегиальным органом. Председателем совета является провост, обладающий правом голоса. За тринадцать лет активного развития мы децентрализовали управление, сделав его более гибким и адаптивным.
Оснащение
Решив академические и структурные вопросы, мы перешли к внутреннему оформлению и оснащению университета, чтобы сделать обучение более комфортным. Высвобожденные финансовые средства мы направили на обустройство университета и улучшение его материально-технической базы. Приоритет был отдан образовательному пространству. В первую очередь, были переоснащены ключевые аудитории, одной из которых являлся Зал трех биев.
Постепенно интерьер университета начал преображаться. Появились просторные коворкинг-центры, а в зимнем саду была установлена большая сцена, оборудованная звуковой и цветовой аппаратурой. Ее можно использовать для проведения таких мероприятий, как творческие вечера, выступления в формате TEDx Talks, дебатные турниры и т.д. В наше время ораторские навыки стали необходимыми, особенно для юристов. Они должны лаконично, но емко доносить свои аргументы. Они должны уметь логически и философски мыслить.
Хотя не все студенты любят «Логику» и «Философию», эти предметы учат человека размышлять обо всем, что его окружает. Это позволяет проявлять креативность в законотворчестве и использовать юриспруденцию в прикладном ключе, ведь все имеющееся в современном законодательстве, было взято из жизни. На самом деле, каждый человек должен быть немного юристом, а юрист – большим профессионалом. Именно юристы формируют и защищают независимость любого государства, начиная с выполнения норм Конституции и написания правильных законов, подлежащих неукоснительному соблюдению.
Эндаумент позволил нам оборудовать некоторые аудитории за счет спонсоров, которыми выступили ряд коммерческих банков, строительных компаний и иностранных посольств. За счет сэкономленных средств мы приобрели лучшие образовательные платформы, которые используются в ведущих зарубежных университетах. В начале мы думали над собственными IT-разработками, но в итоге не стали изобретать велосипед. В рамках этих платформ функционирует программное обеспечение, отслеживающее уровень академической честности среди студентов. Эта инициатива носит воспитательный характер, поскольку во время обучения студенты осознают, что за любой вид образовательного мошенничества можно понести наказание. Таким образом у человека со студенческой скамьи вырабатывается иммунитет ко любым проявлениям нечестности и плагиата. Если сегодня студенту сошло с рук списывание или присвоение чужого труда, то завтра для него станут нормой и другие правонарушения, которые в цивилизованном обществе всячески порицаются и отторгаются.
Ақыл-кеңес Талгата Нарикбаева
Жизнь дается человеку один раз. За этот короткий временной отрезок необходимо понимать, что все, что дано человеку является временным. Осознание того, что жизнь достаточно непредсказуема и ограничена во времени, приводит к кардинальной переоценке ценностей. Не только в конце жизненного пути, а каждый день следует задумываться о том объеме пользы, который приносит человек самому себе, своей семье, организации, обществу и государству. Неизмеримо сложным является воспитание будущего поколения страны, которое подвержено всевозможным течениям и трендам, многие из которых являются вредными и бесполезными. Если держать в голове ценности, ежедневно придерживаться их и транслировать свой пример в общество, то оно по принципу зеркальности также будет меняться в лучшую сторону.
Никакие лозунги, красивые слова и нравоучения не помогут, если человек не будет подтверждать каждое свое слово конкретными действиями. На сегодняшний день в нашем обществе честность и справедливость должны стать во главу угла, чтобы укреплять государственность. Если в каждой семье будут культивироваться эти ценности, завтра общество будет сплоченным и здоровым, что пойдет на благо для нашего будущего.