Осенью 2017 года два перспективных IT-специалиста рассказывали журналу Akyl-kenes о своих больших IT-проектах: N17R и Zero To One Labs. Сегодня, Арман Сулейменов, один из авторов этих проектов, успешно работает в Индии. Алмас Туякбаев, генеральный директор ТОО «UXSTONE», рассказывает о судьбе IT-лаборатории и школьном лагере для перспективных программистов. За три года произошло немало изменений, а мир в значительной степени изменился. В условиях карантина люди, работающие в IT-отрасли, еще раз доказали, что их сфера деятельности остается одной из самых востребованных в настоящее время.
Начало
Три года назад в это время проходил третий набор летней школы программирования nFactorial Incubator 2017, а по соседству с ней завершала свою работу Международная выставка EXPO-2017. В 2018 году Алмас проводит еще один сезон в своей летней школе, но на этот раз она перемещается из столицы в г. Алматы, в стенах Евразийского технологического университета. В это время Арман Сулейменов вовсю уже работал в одном IT-стартапе в Индии. На данный момент друзья занимаются разными проектами, но поддерживают дружеские отношения, в каких-то моментах где-то даже сотрудничая. В настоящее время Арман запустил отдельную школу под названием «[nFactorial.School]». В части работы над этим проектом Алмас помог Арману с модулем по User Expeirence/User Interface-дизайну. Что касается компании «Zero to One Labs», то ее деятельность на данный момент приостановлена. В свою очередь, Алмас последние полтора года вместе со своим партнером Ильясом Жолдасбаевым занимается развитием компании «UXSTONE». Примечательно, что Ильяс ранее был его студентом в МУИТ. Вот так и должно быть! Ведь не зря в свое время школа обучала лучших специалистов.
Проекты UXSTONE
На данный момент Алмас полностью сфокусирован на своей компании, которая преимущественно занимается разработкой Business Design, UX/UI или Product Design. На самом деле, такая комбинация является довольно редкой в IT-индустрии, поскольку основной смысл в Business Design заключается в разработке продуктов для цифровой трансформации бизнесов. 2020 год оказался особенным, хотя бы тем, что он окончательно пробудил тех, кто был в стороне от цифровизации. Многие бизнесы оказались в сложной ситуации, убедившись, что цифровизация все-таки неизбежна. Пандемия и последовавший за ней кризис на практике показал всему рынку преимущества цифровизации.
За время пандемии компания успела закончить проектирование новой версии портала eGov. На данный момент доступна для скачивания его мобильная версия — eGov mobile. В планах имеется обновление веб-версии государственного портала. Был запущен сайт Gov.kz, над проектированием пользовательского интерфейса которого работала компания. На этот сайт уже успели перевести свои сервисы некоторые государственные органы.
Помимо этих проектов компания работала над новой концепцией сайта сети Kinopark, спроектировав для них новый веб-сайт. Теперь на этом сайте можно заранее заказать еду, подписаться на абонемент и получить доступ ко многим другим услугам, важность которых была обнаружена в ходе пользовательских исследований, проведенных с более, чем 1 200 клиентами этой сети кинотеатров. Также было запущено приложение Hajj & Umrah, предназначенное для мусульманских верующих. Это приложение имеет высокий потенциал для широкого охвата рынка и будет доступным на семи языках мира. Оно поможет миллионам паломников сделать свое времяпровождение во время Хаджа удобным. Для создания этого приложения были проведены исследования, по итогам которых было обнаружено множество возможностей для улучшения пользовательского опыта паломников во время священных Хаджа и Умры.
Недавно компания закончила реализацию проектов для телекоммуникационных компаний, которые осенью сами анонсируют о них.
Основное направление компании заключается в экспорте своих услуг. Процессы, выстроенные в компании, и методы, используемые в работе, соответствуют уровню мировых компаний. Этому способствовало обучение Алмаса Туякбаева в Carnegie Mellon University по программе Human-Computer Interaction. Там он изучал профессию дизайнера интерфейсов, а до этого учился в Казахстанско-Британском техническом университете по специальности Information Systems. Знание сотрудниками английского языка и работа с данными, 70-80% которых сформированы на английском языке, позволяет компании легко переориентировать бизнес на экспорт услуг для зарубежных клиентов. Китайский рынок является одним из интересных для UXSTONE, поскольку в Поднебесной все отлично с инженерией, а также там быстрее и дешевле многих в мире изготавливаются hardware-продукты. Обратной стороной этой медали являются низкое качество дизайна и неудобный интерфейс. Западный рынок привлекателен с точки зрения дальнейшего развития в долгосрочной перспективе. Этим летом в компании планировалось перенести всю работу в США, но, глобальная пандемия помещала этому плану.
В компании UXSTONE считают, что при поддержке государства процесс ориентирования казахстанских компаний на экспорт пошел бы быстрее. Ради справедливости стоит отметить, что большие заказы на реализацию локальных проектов в области цифровизации поступают в основном от государства, либо от компаний, работающих в банковской, горнорудной и нефтегазовой отраслях. Отсюда можно сделать вывод, что в нынешних ценовых реалиях и условиях работы казахстанской IT-отрасли сложно будет удерживать высококлассных отечественных специалистов. Не говоря уже об их развитии и привлечении к значимым проектам внутри страны.
IT-отрасль Казахстана
Алмас Туякбаев считает, что на данный момент можно выделить три направления, которые имеют хорошую основу для развития. К ним относятся цифровизация государственных органов и их сервисов, IT-продукты локальных компаний и аутсорсинг IT-услуг.
Что касается второго направления, то в бизнесе продуктовых компаний прорисовывается четкая тенденция, связанная с ростом конкурентоспособности отечественных IT-специалистов. В определенных сегментах они вполне могут заменять иностранных специалистов, которые ранее привлекались.
Речь идет об известных сервисных продуктах, которые быстро захватили часть казахстанского рынка, оказав серьезное конкурентное давление на местные компании. Присутствие налаженных сервисов подталкивает отечественные компании разрабатывать местные аналоги. Эта ситуация сродни палке о двух концах. С одной стороны, это хорошо, а с другой – плохо.
В случаях, когда казахстанские компании в состоянии достойно конкурировать, растет их зрелость и повышается качество оказываемых ими услуг. Но если отечественный рынок не будет защищен условными механизмами протекционизма, которые в свое время помогли многим ныне известным зарубежным грандам окрепнуть и усилить свои компетенции, то можно будет потерять некоторые отрасли экономики для своих же IT-специалистов. Далеко за примерами ходить не надо. В соседней России уже наблюдаются не очень хорошие тенденции, которые настораживают.
В третье направление входит аутсорсинг, обещающий немало возможностей заработать на арбитраже цен благодаря довольно сильной девальвации тенге. Текущие ценовые предложения на услуги по разработке различных приложений и программного обеспечения, выбрасываемые на рынок отечественными компаниями, довольно низкие в сравнении со среднемировыми. На текущий момент, в среднем, казахстанские компании готовы работать за 20-25 долларов США в час. Эта такса сопоставима с ценами во Вьетнаме. Следовательно, имеется хороший экспортный потенциал для продажи аутсорсинговых услуг и вывода казахстанских продуктов за пределы страны. Себестоимость разработки цифровых продуктов пока что держится на низком уровне в масштабах мировых цен, но, тем не менее, уже почти сравнялась с украинскими, белорусскими и российскими аналогами.
Уже сейчас становится очевидным тот факт, что для дальнейшего развития отечественной IT-индустрии в срочном порядке необходимо перестроиться под новые реалии, в которых казахстанский рынок стал интересным для зарубежных компаний. Они активно осваивают рынок Казахстана, открывая свои филиалы и запуская свои сервисы. Если в скорое время на рынок не попадут отечественные разработки высокого качества и эффективные цифровые продукты, завтра сложно будет удержать рынок в своих руках. К примеру, команда из холдинга Chocofamily прекрасно это понимает и предлагает свои новые сервисы. Учитывая текущую ситуацию, Алмас Туякбаев ставит перед своей компанией задачи по выводу своих услуг на экспорт, по развитию образования в сфере IT-дизайна и по запуску сервиса в сфере HoReCa.
Стратегия развития
Стратегия развития компании UXSTONE заключается в использовании своих сильных сторон. Под ними понимаются лучшие практики международного уровня в процессе работы, англоязычная команда, большой опыт работы над широким спектром проектов и годами наработанная клиентская сеть. При планировании будущих проектов Алмас Туякбаев использует свой предпринимательский опыт, берущий начало с 2008 года. С того времени реализованные проекты включали в себя создание интерактивных досок, рабочей онлайн-площадки в браузере, музыкального онлайн-аудиоплеера, облачного сервиса хранения контактных данных в телефоне, удаленного учета для мерчендайзеров и онлайн-системы обучения школьным предметам. Кстати, последнее подтвердило свою актуальность с момента объявления пандемии.
При формировании команды в компании обращают внимание на три составляющие: integrity – добропорядочность; intelligence – интеллект; culture – соответствие ДНК компании. Если кандидат соответствует всем трем пунктам, то он становится частью команды.
Вдобавок к этому, Алмас не теряет связь со своими учениками. За двенадцать лет через его школу прошло более 3 000 студентов из разных университетов Казахстана. Сам факт того, что он был с ними на заре их карьеры, дает комфортное положение в обсуждении проектов и отличного бонуса в виде доверия и уважения на рынке. Многие из этих выпускников сейчас работают за рубежом, а те, кто остался в Казахстане, представлены в практически каждой продуктовой или сервисной IT-компании.
О кибербезопасности
Вследствие резкого развития информационных технологий, ставших доступными для начинающих хакеров, вопросы кибергигиены день ото дня становятся все более актуальными. Неосведомленный в вопросах кибербезопасности человек может всего за пару кликов испортить себе жизнь. По-сути, чаще всего один пароль от аккаунта Google или Apple ID стоит на страже сотен паролей от множества других жизненно необходимых для людей сервисов. Риску подвергаются конфиденциальные данные, личная переписка и вся цифровая подноготная человека. Зачастую, люди не придают большого значения вопросам защиты собственной информационной безопасности. Существует одна концепция, согласно которой пробный или бесплатный продукт, которым пользовался человек, превращается в инструмент, сканирующий все личные данные пользователя. Возможно, сегодня пользование пробной версией этого продукта пройдет незаметно, но зато аукнется через некоторое время самым неожиданным образом.
Следовательно, помимо грамматической, финансовой и экологической грамотности, людей нужно обучать и киберграмотности. В наше время количество аферистов и мошенников растет в геометрической прогрессии. В первые месяцы после появления интернета люди говорили, что он будет использован террористами и киберпреступниками настолько часто, что находиться в сети будет крайне опасно. Но в тот момент этого не произошло, поскольку у них не было технологий и достаточных знаний. Сегодня эта ситуация кардинально изменилась. Большинство продуктовых команд очень хорошо понимает принципы работы психологии пользователей. Рядовому пользователю сложно представить весь арсенал уловок, которыми пользуются профессиональные продуктовые дизайнеры для удержания внимания клиента и формирования нужных для стартапа привычек.
Например, модель крючка, описанная в книге Нира Эяля «Hooked», рассказывает о планомерном создании зависимости у пользователя, гарантирующей высокий коэффициент удержания клиента. Опять-таки это палка о двух концах, поскольку одни создатели сервисов облегчают жизни людей и повышают долю комфорта, а другие — используют людей для своего обогащения.
Ақыл-кеңес Алмаса Туякбаева
В новых реалиях, мы начнем больше работать удаленно. Поскольку у нас появляется больше времени, которое мы не тратим на дорогу в офис, рекомендуется прочитать книгу «Жизнь как стартап», авторами которой являются Рейд Хоффман и Бен Касноча. Посмотрите на свою жизнь как на один большой стартап, в котором вы являетесь основателем и генеральным директором. Также к чтению рекомендуются следующие книги: «Принципы» (Рэй Далио), «Машины прогнозирования» (Аджай Агравал и др.), «Жизнь 3.0» (Макс Тегмарк), «Вдохновленные» (Марти Каган) и «Договориться можно обо всем» (Гэвин Кеннеди).