Если вы футбольный болельщик со стажем, то должны хорошо помнить почти 20-летнее доминирование итальянских команд в европейском клубном футболе, начавшееся с середины 80-х, и внезапно закончившееся в середине нулевых. У этого явления было свое имя, «кальчополи» — грандиозный коррупционный скандал, вспыхнувший в Серии А.
Евгений Атаров
Больше остальных досталось тогда ведущим клубам. Но если «Милан», «Фиорентина» и несколько других сумели отделаться штрафами и потерями очков, то «Ювентус», самый титулованный из них, огреб по полной программе. «Старую синьору» лишили двух выигранных скудетто и на год сослали в низший дивизион. Многие команды на ее месте могли запросто отдать концы после такого наказания, но только не туринцы. Удивительным образом это только пошло им на пользу, что позволило им за прошедшее десятилетие превратиться в настоящего гегемона.
С середины 80-х прошлого столетия почти все лучшие футболисты мира собрались в Италии. Начиналось все с Мишеля Платини, который вместе со своими друзьями-мушкетерами покорив Европу, выбрал для себя «Ювентус». Роберто Баджо, лидер сборной Италии, оказавшись в этом же клубе, чуть не вызвал революцию во Флоренции. Позже цвета черно-белых защищали Алессандро Дель Пьеро и Зинедин Зидан, считавшиеся одними из лучших игроков своего поколения.
В «Наполи» приехал Диего Марадона, который стал настоящим Богом для южан. Трио летучих голландцев в лице Рууда Гуллита, Марко Ван Бастена и Франка Райкарда осело в «Милане». Чемпионы мира 1990 года, немцы Лотар Маттеус, Юрген Клинсманн и Андреас Бреме, топили за «Интер».
Итальянская серия купалась тогда в деньгах, а боссы ведущих клубов могли тратить на трансферы немыслимые по тем временам суммы, которые сполна окупались. Ведь команды с Апеннин не только устраивали великолепное шоу на домашних аренах, но и год за годом собирали солидную коллекцию европейских трофеев (их отрыв в таблице коэффициентов УЕФА был сравним с показателями испанцев в наши дни). Помимо игроков в Италии, в то время работали еще лучшие тренеры мира, создававшие современный футбол. Чего стоит только волшебный «Милан» Арриго Сакки, заново открывший глаза на старую, как мир схему «4-4-2».
«Сладкая жизнь» продолжалась вплоть до середины нулевых. Итальянцы хоть и утеряли былое превосходство, по-прежнему продолжали брать трофеи Лиги чемпионов, наравне с Испанией и Англией пачками закупая звезд первой величины. И тут… бабахнуло!
22 апреля 2006 года самая популярная газета Италии «La Gazzetta dello Sport» «взорвала» страну распечатками телефонных разговоров босса «Ювентуса» Лучано Моджи с людьми из Ассоциации итальянских судей. Одного месяца разоблачительных публикаций хватило для того, чтобы со своего поста ушел Франко Карраро, Президент Федерации футбола. В грандиозном скандале оказались замешаны «Ювентус», «Лацио», «Милан» и «Фиорентина».
Для того, чтобы разрулить взрывоопасную ситуацию, федерацию в экстренном порядке возглавил Гвидо Росси. Уже к середине лета он навесил крепкие наказания, но потом великодушно смягчил их после апелляций клубов. «Милан», «Лацио», «Фиорентина» и «Реджина» начали сезон-2006/07 с дефицитом от восьми до пятнадцати очков. У флорентийцев и римлян отобрали право на участие в еврокубках, а миланцы недосчитались тридцати очков, завоеванных ими в предыдущем сезоне. Впрочем, это не помешало им квалифицироваться в Лигу чемпионов, и неожиданно победить в ней в мае 2007 года, взяв в финале реванш у «Ливерпуля» за стамбульское фиаско.
Но все это были цветочки на фоне гражданской казни Турина. «Юве» не только лишили двух подряд завоеванных титулов чемпионов, но и «по совокупности нарушений» отправили в Серию В, да еще и с дефицитом в девять очков. Конечно, спортивный регламент предусматривал такую возможность, но мало кто полагал, что дело дойдет до столь сурового наказания.
Единственным среди больших клубов, избежавшим наказания и, к слову, получившим скудетто вместо черно-белых, оказался «Интер». Любопытно, что боссом компании «Telecom Italia», которая организовала прослушку клубных боссов, оказался Марко Тронкетти Провера, крупнейший акционер компании «Pirelli», неизменного спонсора сине-черных. В Совете директоров этого концерна тогда заседал Массимо Моратти, владелец черно-синих. Как позже выяснилось, Росси спустя несколько месяцев после скандала вошел в состав топ-менеджеров Telecom Italia.
На суде Росси не предъявил в качестве доказательств ни одной аудиозаписи, а только — расшифровки, написать которые по силам среднему беллетристу. В этих записках, разумеется, «Интер» никоим образом не упоминался. Десять лет спустя Джулиано Тавароли, бывший шеф службы безопасности телекоммуникационного гиганта, поставил точку в истории, сообщив правосудию, что приказ о прослушке «Юве» отдал лично Моратти. Но все это случится только в 2016 году.
Главными организаторами сети договорных матчей в чемпионате Италии были признаны члены совета директоров «Ювентуса», так называемая «триада» в лице Антонио Джираудо, Роберто Беттеги и Лучано Моджи. Все трое незамедлительно ушли в отставку. Последний сделал это со слезами на глазах, попросив журналистов не мучить его вопросами: «У меня нет сил и желания разговаривать с вами. Я потерял свою душу, она была убита. С сегодняшнего дня мир футбола больше — не мой мир. Теперь я думаю только о том, как мне защитить себя от обвинений и злых намерений». Этому он посвятил последующие шесть лет своей жизни.
Чтобы лучше понимать, из кого итальянские футбольные власти решили сделать козла отпущения, перевернем несколько страниц профессиональной карьеры Моджи.
Прежде всего, Лучано был совершенно блистательным менеджером, трансферным Гуру, который как никто другой умел находить игроков «из ниоткуда». Его эпоха по праву считается одной из лучших в истории «Старой синьоры». Он почти никогда не ошибался в выборе нужного ему игрока и никогда не платил за них много.
В его команде не было дюжины футболистов с огромными зарплатами (пожалуй, за исключением легенды клуба Дель Пьеро, который в один момент был самым высокооплачиваемым игроком мира), но она из года в год была лучшей в Серии А. Именно этот «скупердяй» отдал в 2000 году, 22 млн евро за совсем еще юного Давида Трезеге, забивавшего по пятнадцать мячей за сезон и уже ставшего лучшим иностранцем в истории «Юве». Он же потом отдал больше 50 млн евро за Джанлуиджи Буффона, по-настоящему показав всему миру, кто на этой планете является первым номером.
Хотя итальянский голкипер уже тогда был первым номером в Италии, но все же всемирная слава пришла к нему чуть позже. Ему довелось обменять фактически запасного вратаря Карини на Фабио Каннаваро, который через два года выиграл «золотой мяч». Тут же происходит смешной трансфер Дзамбротты из «Бари» или Каморонези из «Вероны». Моджи чуть ли не навязал в свое время Марчелло Липпи «очкарика» Эдгара Давидса, а потом привел в команду еще неизвестного чеха Павла Недведа, который, как это водится, тоже доигрался до «золотого мяча». И это далеко не полный список феноменальных находок и удач итальянца.
Возможно, именно поэтому он немного и заигрался во власть, решив, что все, к чему он, как царь Мидас, прикасается, неизбежно должно превращаться в золото. Но, если совсем немного покопаться в тех самых расшифровках от компании «Telecom Italia», легко убедиться, что для Италии тех лет это было если не общей практикой, то хотя бы почти обычным явлением. А чем выше позицию занимал клуб, чем больше звездочек было на его фюзеляже, тем большей силой и влиянием он должен был обладать. Черт возьми, это же какой-то футбольный «спрут»!
Одной из линий поведения Моджи на многочисленных заседаниях стала мантра: «Либо виновны все, либо не виновен никто из нас!»
С этим трудно не согласиться, учитывая хотя бы масштаб опухоли, опутавшей итальянский футбол. Невозможно было четко определить, результат каких матчей был предопределен решением арбитров, а каких — нет.
Поскольку менеджеры остальных клубов вели себя так же, как и он, а его устремления были направлены во благо «Ювентуса», он не может быть «единственным дьяволом среди ангелов». Однако после пяти лет разбирательств Лучано все-таки был признан виновным в спортивном мошенничестве судом Неаполя и приговорен к пяти годам и четырем месяцам заключения. Но, учитывая мягкости правосудия и по истечении срока давности он так и не оказался за решеткой. Свои сроки получили и другие участники кальчополи.
Были признаны виновными и тоже получили сроки (без отбывания в тюрьме) владельцы «Фиорентины» Диего и Андреа Делла Валле, президент «Лацио» Клаудио Лотито и бывший президент «Реджины». Также свой приговор выслушали Паоло Бергамо, бывший глава судейского корпуса, его коллега Пьерлуиджи Пайретто и бывший арбитр ФИФА Массимо Де Сантис. Помимо них, была доказана виновность других семерых участников скандала, включая троих боковых судей. К слову, также был приговорен Инноченцо Маццини, бывший вице-президент федерации.
Впрочем, на этом история кальчополи не закончилась. В июле 2011 года, когда, казалось, ничего нового уже произойти не может, начался второй суд, на котором Стефано Палацци, главный прокурор федерации футбола, не обнародовал свое заявление о том, что «Интер» также виновен в «деятельности, направленной на обеспечение преимущества».
Это заявление вызвало шок среди всех причастных, поскольку первоначальный вердикт, широко критиковавшийся за необдуманность и избирательный подход, выставлял Моджи в качестве творца системы отношений между клубами и судейским корпусом.
Большинство новых фактов говорило о том, что бывший президент «Интера» Джачинто Факкетти вел тесное сотрудничество с судьями между 2004 и 2005 годами. Конечно же, это не стало доказательством невиновности Моджи и «Ювентуса», но явно шло вразрез с первоначальным приговором, в котором содержались слова про их «особенные отношения» с представителями судейского корпуса. По итогам дискуссий и изучения материалов дела суд пришел к выводу, что роль миланцев в системе коррупции была, пожалуй, наибольшей среди всех участников процесса. Но несмотря на это, сине-черные не понесли никакого существенного наказания. Ни дисквалификации, ни лишения очков, не говоря уже о спуске в низший дивизион. По стечению обстоятельств, Факкетти ушел из жизни еще до того, как новые доказательства стали достоянием общественности. Зато он успел порадоваться тому, как его «Интер» под руководством Жозе Мауриньо выносили Лигу чемпионов 2009/10.
К слову, спортивный суд не только карал, но и миловал. Так, «Лечче», «Болонья», «Брешиа», «Аталанта» и общество потребителей получили денежные возмещения из-за понесенных убытков. А вот иск «Ювентуса» был отклонен. Он достоин особого внимания.
Туринцы требовали возмещения в размере аж 444 млн евро. Эта сумма включает в себя обвал акций клуба на фондовой бирже, на котором клуб потерял 133 млн; лишение доходов от участия в Лиге чемпионов (79 млн); обесценивание «бренда» клуба (110 млн); убытки от ускоренной продажи Златана Ибрагимовича, Фабио Каннаваро, Джанлуки Дзамбротта, Патриса Виейра, Эмерсона и других футболистов по заниженным ценам (60 млн); снижение доходов от продажи прав на телетрансляции (42 млн); и даже задержка реализации проекта возведения нового стадиона (20 млн).
Впрочем, стоп-стоп… Можно было бы привести еще сотни других свидетельств, документов и обвинительных речей. Ведь в распоряжении суда одних только записанных разговоров было больше ста тысяч, но эта статья не о футбольной мафии. Она о духе, которым спортивная Италия всегда славилась гораздо больше пресловутой козаностры. История не только падения, но невероятного взлета одного из старейших и титулованного клуба и его игроков.
Италия считается страной, в которой семья является основой общества, где можно в один миг лишиться авторитета и уважения, будь ты хоть трижды чемпионом всего и вся. Скандал кальчополи лег тяжелым бременем на «Ювентус» и наложил свой негативный отпечаток на все аспекты жизни клуба, начиная с его отношений со спонсорами, разорвавших или сокративших контракты, заканчивая уровнем футболистов, большинство из которых тут же потянулось с тонущего корабля.
Если бы Жан-Клод Блан, новый генеральный директор, взявший бразды правления в свои руки, не сотворил «экономического чуда» и за каких-то два года не сумел восстановить структуру бизнеса, кто знает сколько лет мог бы продолжаться ренессанс «Юве». А когда спустя несколько лет, летом 2010 года, посты спортивного директора и главного селекционера заняли Андреа Аньелли и Беппе Маротта соответствено, то заработал и сам спортивный механизм.
Оглядываясь назад, стоит признать, что опыт сезона, проведенного в Серии B, стал настоящим подарком «Старой синьоре», позволивший ей фактически с нуля запустить новый проект. Того, прежнего, погрязшего в интригах и злоупотреблениях «Ювентуса», больше не было, а на его развалинах писалась новая история. Ссылка в низший дивизион (в самый разгар кальчополи речь шла чуть ли не об отправке в Серию С2), увела на второй план и сделала бессмысленными разговоры о заговоре. Это был единственный сезон в истории туринского клуба, проведенный им не в элитном дивизионе, и в нематериальном плане означал многое для всех тех, кто был и остается причастным к несгибаемому духу черно-белых.
Невозможно описать словами то, как истинные болельщики клуба приходили на все без исключения домашние матчи, и как игрокам высочайшего класса приходилось бороться с командами, о существовании которых всего год назад никто даже не подозревал.
Каким бы сильным профессионалом ты ни был, сменить великолепные арены на поля и стадионы, на которых едва умещалась пара сотен местных болельщиков, а «Реал» и «Манчестер Юнайтед» — на «Беневенто» и «Ливорно», мотивация явно покатится вниз.
Болельщики команд, которым посчастливилось живьем увидеть звезд «Юве», занимали буквально все доступные места, где было видно футбольное поле. Однажды таким местом стал коридор больницы, чьи окна выходили на крошечный стадион, в другой раз им оказалась парковка на заправочной станции с видом на зеленый прямоугольник. В тот год черно-белые для всей страны превратились во что-то схожее с баскетбольным «Гарлем Глобтроттерс».
Впрочем, как и американские комедианты, они растеряли приличную часть своей труппы. Кто-то, как Ибрагимович или Виейра, едва прознав о спуске в Серию B, сразу же потребовали их продать, — и были прокляты в Пьемонте. Кто-то, как Канноваро или Эмерсон отправились на повышение в «Реал» вместе с мистером Капелло. А кто-то, как Тюрам, Дзамбротта или Муту, невольно затыкая финансовые дыры для клуба, разбрелись по всей стране.
В итоге в команде осталось пятеро, четверо из которых только что сыграли в победном для Италии финале мундиаля 2006 года. Они навсегда нашли свое место в сердцах «бьянконери» со всего мира. Их назвали «самураями», хотя для этой ситуации вернее было бы окрестить их «ронинами». Алессандро Дель Пьеро, Джанлуиджи Буффон, Павел Недвед, Давид Трезеге и Джорджо Кьеллини под руководством тренера Дидье Дешама взвалили на себя большую ответственность за скорейшее восстановление былых позиций, вместо того, чтобы попрощаться…
Когда в июне 2006 года Дель Пьеро спросили, почему он не последовал на выход вслед за другими звездами клуба, Алессандро ответил: «Настоящий джентльмен никогда не оставит свою леди!». Наряду с другими парнями он стал легендой «Ювентуса».
Болельщики в Турине буквально носили на руках своих футболистов, которые вернули им не только привычную Серию А, но и чувство гордости, на чьем месте несколько месяцев тому назад были одни лишь боль и разочарование. Команда уступила всего в четырех матчах, дважды уже после выполнения спортивной задачи, установив массу рекордов: по количеству очков за сезон (94), серии из побед (8) и серии из гостевых побед (5). Ни дать, ни взять московский «Спартак», в 1977 году на год оказавшийся в первой лиге и вернувшийся другим.
Кстати, как и красно-белые, «Ювентус», вернувшись в группу сильнейших, в первый же сезон прорвался на пьедестал, а уже в 2012 году смог вернуть на свои футболки итальянский триколор, который носят на груди чемпионы страны. Став же чемпионом, он уже седьмой год подряд не желает покидать первую строчку, побив все мыслимые и немыслимые рекорды в Серии А. В этом же году они и вовсе могут пройти весь турнир без единого поражения.
Вы можете любить или не любить итальянский футбол, вы можете любить и не любить «Ювентус», главной звездой которого теперь стал Криштиану Роналду. Но не признать, что этот великий клуб стал символом перерождения, нельзя. Жизнь ведь как зебра, за черной полоской последует белая. Сегодня «Старая синьора» снова молода и привлекательна, как никогда!