Довольно часто во дворах конца 90-х – начала 2000-х можно было услышать фразу ребятишек «Хочу правую ногу как у Бэкхэма, а левую как у Рекобы». Про правую ногу сказано предостаточно и интерес к Дэвиду не утихает до сих пор, но в этой статье хочется вспомнить о левой ноге, которая предназначалась отнюдь не для ходьбы. Она обладала филигранной точностью и могла застать врасплох даже самых матерых вратарей того времени. Принадлежал священный грааль уругвайскому футболисту, которого в простонародье называли «эль Чино» («китаец»)*. Знакомьтесь – Альваро Рекоба!
Роллан Сапышев
А́льваро Алекса́ндер Реко́ба Риве́ро (исп.: Álvaro Alexánder Recoba Rivero) – уругвайский футболист, родился 17 марта 1976 в г. Монтевидео. Свою карьеру нападающего начинал в клубе «Данубио (1993-1995). В период с 1996 по 1997 г.г. играл в клубе «Насьональ». С 1997 по 2008 г.г. выступал за итальянский клуб «Интернационале», на который приходится большая часть карьеры, не считая краткосрочной аренды в клубы «Венеция» и «Торино». В 2009 году он возвращается в Уругвай, где с 2009 по 2011 вновь играет за «Данубио», а с 2011 по 2015 г.г. играет в клубе «Насьонал», где и завершает карьеру игрока. 2015 году. С 1995 по 2007 г.г. выступал за сборную Уругвая, за которую сыграл 69 матчей. Участвовал в чемпионате мира по футболу, который в 2002 году проходил в Японии и Южной Корее. Мастер исполнения штрафных ударов и обладатель сильной левой ноги.
Любители спорта №1, знакомые с карьерой нашего героя, могут не безосновательно заметить о переоцененности игрока из-за возложенных надежд и зарплатной ведомости футболиста. При всем при этом, Альваро имел одно замечательное качество, заключавшееся в умении превращать абсолютно рядовой матч в представление с прописанными ролями и декорациями, а себе отводить роль персонажа второго акта. Он появлялся посреди спектакля и переворачивал вверх дном привычное стечение сценария, а своему снисхождению придавал элемент саспенса, что находило отклик в сердцах болельщиков. Ведь порой важны не сверхчеловечная рациональность и счет на табло, а красота, грациозность и спонтанность происходящего на поле. У Рекобы это блестяще получалось.
Подобный результат складывается от непринужденного отношения к делу, в котором имеется легкий оттенок иронии. При этом, критично наличие двух базовых условий в виде недюжинного таланта и непредсказуемого ума. Поэтому многие игроки не могут позволить себе расслабленное поведение и становятся заложниками рациональности. А у Рекобы это получалось. Важно учесть, что и футбол тех времен был менее закрученным в тактические установки, менее атлетичным и динамичным, что позволяло выделять грани таких самородков как Альваро.
Массимо Моратти, президент клуба «Интернационале», являвшийся его главным фанатом в футбольном мире, следующим образом отмечал качество игрока: «Рекоба — воплощение фантазии и креативности футбола. Он делал то, что по силам только великим игрокам. Мы не ожидали, что он окажется настолько силен. Я любил его больше, чем Роналдо, поскольку он был настоящим сюрпризом для меня».
Карьера и судьба молодого эль Чино всецело связаны с одним человеком по имени Рафаэль Перроне, уругвайским игроком, выступавшем за греческий «Олимпиакос». В свое время он не совладал с тоской по дому, долгое время находясь на европейском континенте. Возвращение блудного игрока не сулила ему больших перспектив из-за разорванного в одностороннем порядке контракта с греческим топ-клубом. Сей факт был взят «под карандаш» ФИФА, который объявил запрет на ведение деятельности в официальном футбольном мире, и наш герой второго плана искал свое место на скаутском поприще.
Здесь он был чрезвычайно успешен. Ведь перед его зорким глазом раскрывались такие алмазы уругвайского футбола как Хавьер Чевантон, Диего Палента и др. Но особым «трофеем» в его жизни стал Альваро Рекоба, сын обычного столичного таксиста, любившего свое дело и говорившего, что работает по выходным не ради заработка. Для того, чтобы разглядеть этот талант Перроне потребовался всего один матч.
На городском детском турнире мальчик по имени Альваро показывал зрелищный не по годам футбол, и его команда смогла дойти до финала турнира. Но Рекоба, в день решающего матча, вместе с отцом был на рыбалке, вдали от суеты дворовых баталий. Начало матча они пропустили, подоспев только к его второй половине. Ситуация на поле сложилась не из простых, ведь к тому времени команда эль Чино уже пропустила целых три мяча. Во втором тайме Альваро отгрузил целых пять голов и снова отправился на рыбалку, пропустив празднование чемпионства.
Аскетичность маленького мальчика отразилась в поведении повзрослевшего Альваро. Он не сторонился общества, но его отчужденность от коллектива происходила естественным образом. В качестве состоявшегося игрока эль Чино был «белой вороной» и в сборной Уругвая, где он играл в приставку вместо карт, пил сладкое молоко вместо мате и заменил живое общение на электронные письма. Для ребят из сборной его поведение казалось «диким».
Рафаэль Перроне, восхищенный вторым таймом финала уругвайского «кожаного мяча», решил взять опеку над мальчиком. Опекунство означало не только надзор на футбольном поле. Опытный Рафаэль понимал, что улица негативно повлияет на футбольную судьбу молодого гения. Поэтому было оговорено важное условие, заключавшееся в том, что несколько дней в неделю Альваро должен жить в его доме, вместе с его семьей.
Близкое общение мальчика со скаутом предопределило семейную жизнь эль Чино, выбравшего в качестве спутницы жизни дочь Рафаэля Перроне, которая, как никто другой, понимала психологическое нутро игрока, дав впоследствии самую точную характеристику плеймейкера: «Он — ленивый романтик».
Действительно, эль Чино был слишком странным для футбольного мира. Поговаривали, что на тренировочной базе «нерадзурри» существовал памятник лени футболиста в виде стола, на котором наш герой проводил большую часть тренировок. Пока его сокомандники, «с языком наперевес», соперничали на пробежках, Рекоба вальяжно отставал от всех и ожидал пелотон на своем постоянном месте. Но это было потом.
Эль Чино начал свой профессиональный футбольный путь в клубе «Данубио», сперва в его молодежном составе, а позже, в возрасте семнадцати лет, уже в его взрослом аналоге. Команду из небольшого городка называют уругвайской кузницей кадров. Еще свежи первые шаги Диего Форлана и Эдинсона Кавани на тренировочной базе этого маленького клуба. Кто знает, возможно и присутствие эль Чино в стане «монохромных» воодушевляла будущих гениев футбола.
За два года выступления он забивал почти в каждом матче, и в далеком 1996 году перешел в клуб «Насьональ», хотя его отец всем сердцем поддерживал клуб «Пеньяроль», извечного соперника выбранного нового клуба Альваро. Возможно, по этому случаю, позднее Альваро подарил отцу целый таксопарк, чтобы реабилитировать себя перед его презрительным взглядом после каждого удачного матча сына против любимой команды.
В новом клубе Рекоба в первый же год выполнил норматив подающего надежды футболиста на экспорт, завоевав титул лучшего игрока турнира, попутно забрав и чемпионство. В том календарном году один из мячей был исполнен на таком высоком техническом уровне, что его сравнивали с легендарным голом Марадоны в ворота сборной Англии на мексиканском мундиале. Гол попал на VHS-кассету, а кассета попала в руки не менее легендарного Сандро Маццолы, занимавшего на тот момент не последнюю должность в структуре «нерадзурри».
Маццола, воодушевленный нарезками голов молодого южноамериканца, пытался подготовить к покупке Массимо Моратти, президента «Интернационале». Голы разного покроя были просто на загляденье: со штрафных, из дальних дистанций, ювелирные «бильярдные» мячи и слаломные проходы по оборонительным редутам соперников. Неудивительно, что подписание игрока прошло в рекордно короткие сроки, хотя в то трансферное лето клуб знатно раскошелился на покупку Роналдо.
Рекоба был в тени Роналдо. В принципе, вся команда была в его тени. Футбольный мир наблюдал за каждым движением Феномена на тренировках и пытался предсказать как скоро «Интеру» удастся сместить иной миланский клуб, и наконец-то вернуть чемпионский титул, завоеванный в далеком 1989 году. А Рекобе это было под руку, ибо он мог спокойно вести свой тренировочный процесс, отрабатывать дальние удары и готовиться к новому чемпионату. Но вскоре его тайна была раскрыта.
В первом матче, на стадионе «Джузеппе Меацца», многотысячная толпа зрителей была приятно удивлена игрой новобранца. Хотя, начало игры не сулило восторженных эпитетов, гости первыми открыли счет после филигранной передачи молодого Андреа Пирло, после чего глубоко засели в оборону. Роналдо и Ко. еще не вкатилась в сезон, вследствие чего атаки «черно-синие» оказались беззубыми, а в их игре чувствовалась острая нехватка сыгранности.
Для последнего и ответственного момента был припасен уругвайский «патрон» в «обойме» Джиджи Симони. Рекоба быстро прочувствовал ритм игры и, как истинный индеец, учуял слабые зоны соперника, пустив в оборот удары из дальней дистанции, до того, как мяч увязнет в двухслойной обороне соперника. Ему удалось перевернуть игру и, по истечении решающих двадцати минут, дважды отличиться, чтобы навеки оставить отпечаток в сердцах болельщиков. Лучшего дебюта сложно придумать.
Фанаты недоумевали. Ожидания про бесконечные финты и рывки Зубастика были обрублены двумя томагавками уругвайца. Этот матч можно назвать определяющим в рождении новой звезды клуба. И потом было неважно, что до конца сезона эль Чино отличился лишь единожды. Он уже стал любимцем местной публики, обретя в ней безоговорочную и тотальную поддержку. Такую же, как и от Массимо Моратти, кавалера ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» и экс-владельца прославленного итальянского клуба.
В атакующей линии «Интера» в те годы творилось что-то невообразимое – что не имя, то легенда. Вдобавок к Феномену, в атаке фигурировали такие звездные игроки как Иван Саморано, Роберто Баджо и Юрий Джоркаефф. Ими можно объяснить частое засиживание молодого Альваро на лавке. К тому же, первый сезон был полностью адаптационным: к лучшему чемпионату, окружению и повышенному вниманию.
В дебютные годы Рекобы в составе «Интера» клубу удалось завоевать серебряные медали чемпионата Италии и блеснуть победой в Кубке УЕФА, но недостаток игрового времени погрузили Альваро в тяжелые думы относительно своего будущего. С одной стороны, поддержка президента и болельщиков, с другой — возможность поиска собственного «я». Игрок больше склонялся ко второму варианту. Благо, руководство клуба оценило желание подопечного иметь больше игрового времени, предоставив ему возможность до конца сезона поиграть в клубе «Венеция».
В новом клубе эль Чино сразу нашел себе применение. Широко известен случай, когда на первом предматчевом инструктаже главный тренер Венеции раздал каждому игроку по индивидуальному заданию, кроме Рекобы. Ему была отведена роль художника на поле и полная свобода в выборе позиции, чтобы, доверившись своим инстинктам, Альваро находил «Ахиллесову пяту» в стане соперника.
Конечно, такое избирательное отношение тренера могло настроить весь состав венецианцев против Альваро, но, благодаря этой тактике, клуб остался в высшем эшелоне итальянского футбола, а Рекоба отличился одиннадцать раз в девятнадцати матчах, отдав девять результативных передач. Знаменательно, что по окончанию сезона 1998/99 «Интер» смог оторваться от «Венеции» всего на четыре очка, что являет собой результат, который, несомненно, является заслугой Альваро. Скудетто в этом сезоне взял «Милан», в котором играли Паоло Мальдини, Алессандро Костакурта, Роберто Донадони, Оливер Бирхофф и Леонардо!
Второе пришествие «китайца» в «Интер» было весьма одиозным. Президент клуба сделал Альваро самым высокооплачиваемым игроком мира на тот момент. Он получал на руки чистый оклад в размере 4 млн долларов США. На столь невиданную щедрость повлияла не только беспросветная любовь Массимо Моратти, но и конкуренция со стороны «Милана» и каталонской «Барселоны», мечтавших заполучить плеймейкера.
Но недолго музыка играла. Спустя пару месяцев Рекоба был замешан в использовании поддельных паспортов в качестве гражданина Италии. Суд вынес строгое решение по профессиональной деятельности игрока, на год дисквалифицировав игрока. Впоследствии адвокаты клуба смогли смягчить наказание до четырех месяцев. Но и этого хватило, чтобы сбить игрока с намеченной колеи.
Зачастую главной проблемой Рекобы были бесконечные хронические травмы, а также все то же непонимание со стороны главных тренеров команды. Эль Чино можно было сравнить с Роберто Баджо, который также олицетворял вольнодумца на поле. Но если Робертино находился на своей земле и мог настроить против тренеров всю итальянскую общественность, то Альваро удерживали только отдельные персоналии.
Оттепель в судьбе Рекобы наступила после прихода из «Валенсии» невезучего Эктора Купера в 2001 году. При нем атакующая линия «нерадзурри» заиграла новыми красками, когда вместо Роналдо в команду был приглашен Эрнан Креспо, а в пару к нему был приставлен Кристиан Вьери по прозвищу «бизон». Таранное нападение требовало от игроков, находящихся под ними, качественного снабжения мяча. Именно этим снабженцем стал Альваро Рекоба. Трио имело успех и на внешней арене, где команда доходила до полуфинала Лиги чемпионов и сыграла с «Миланом» со счетом 1:1, уступив лишь по правилу гостевого гола. В сезоне 2002/03 в полуфинале играли аж три итальянских клуба, а в финале сыграли «Ювентус» и «Милан». Обладатель «ушастика» был выявлен в серии послематчевых пенальти, завершившейся со счетом 2:3 в пользу «россонери».
В следующие сезоны клуб планомерно скатывался из орбиты. После очередной неудачной серии «Интера» пошатнулся тренерский стул под Эктором Купером. Как это нередко бывает в современном футболе, наставник «нерадзурри» публично критиковал некоторых своих подопечных в слабой игре и в недостаточной отдаче. А где мы слышим слова «недостаточная отдача», значит неподалеку бродит Альваро Рекоба. Этой критики было достаточно чтобы игрок поник и аннулировал добрососедские отношения с тренером.
Сам игрок понимал, что лень является его главным тормозом в карьере. Как он однажды заметил, сравнивая себя с бессменным капитаном «нерадзурри»: «Если бы у меня была голова Хавьера Занетти, я точно стал бы настоящей звездой».
Доведя свое нахождение в миланском клубе до юбилейных десяти лет, Рекоба решил покинуть «Интер» и присоединиться к «Торино», середнячку итальянского футбола того времени.
В Турине его ждал Вальтер Новеллино – старый знакомый в его искрометном венецианском отрезке карьеры. Казалось бы, дуэт игрока и тренера воссоединен и стоит ожидать быстрых результатов. Но это был уже не тот Рекоба: уже не было той скорости и резкости, да и постоянные травмы сказывались на физических кондициях игрока. Оставалось лишь гадать как сложилась бы судьба игрока, останься он под руководством тренера с первой попытки.
Торино отказалась бесплатно подписывать Альваро и стороны договорились мирно завершить арендную сделку. Тогда на горизонте Альваро заблестел греческий «Панионис». Отыграв год, эль Чино согласился покинуть клуб. Грекам было затруднительно оплачивать зарплату игрока из-за мирового финансового кризиса, который беспощадно прошелся по земле эллинов в 2008 году.
После, возмужавший Альваро вернулся из Греции на родину, так же, как и в свое время его тесть. На родине он также мимолетно блеснул, а позже принял решение о завершении карьеры. В финальном матче футболиста сошлись старые знакомые из «Интера» и другие знаменитые латиноамериканские футболисты: Кристиан Вьери, Франческо Тольдо, Кили Гонсалес, Хуан Роман Рикельме и Карлос Вальдерама.
После окончания профессиональной карьеры главной игры его жизни, которой он посвятил лучшие свои годы, больше нет. Как признался Альваро: «Я не хожу на стадион и не смотрю футбол в телевизоре, предпочитая это прогулкам в парке».
Альваро не был обычным игроком, не был примерным атлетом и заряженным заводилой в команде, но он приковывал взгляды и завоевывал сердца. Скорее всего, Рекоба не нашел бы свое место в современном динамичном футболе. Это для него слишком быстро, чересчур сумбурно и крайне обычно. Ему была отведена иная роль, роль более творческая, нежели спортивная. Эль Чино стал олицетворением красоты и непринужденности, артистизма и высокого таланта. Именно этот синтез позволил ему достигнуть своей личностной вершины, которая и по сей день находит отклик в сердцах миллионов болельщиков по всему миру.