Практически каждый человек в мире хотя бы раз слышал о гонках Formula 1 или видел их по телевизору. Гонки проводятся в разных городах мира, но по другую сторону Каспийского моря, в соседнем Азербайджане, четыре раза проводились гонки Formula-1 Azerbaijan Grand Prix. Журнал Akyl—kenes совместно с организаторами гонок, компанией Baku City Circuit, подготовил материал об этом крупномасштабном мероприятии.
Весной этого года в столице страны огней были проведены очередные гонки Formula-1 Azerbaijan Grand Prix, по праву ставшие визитной карточкой Баку. За проведением этого зрелищного мероприятия стоят огромные деньги, высокая ответственность и большой профессионализм.
Merci, Baku
Азербайджан является динамично развивающейся страной, известной в мире, в основном, благодаря своим нефтегазовым ресурсам. За последние годы правительство страны активно развивает несырьевые секторы экономики, делая упор на развитие туризма и его продвижение за рубежом. До проведения гонок, в 2015 году, в стране были успешно проведены первые в истории Европейские игры и ряд других международных спортивных соревнований.
Идея проведения одного из этапов мирового чемпионата по автогонкам в серии Formula 1 преследовала, в первую очередь, цель по привлечению иностранных туристов в страну. Ведь этот турнир, за которым следят сотни миллионов болельщиков, входит в тройку самых популярных спортивных соревнований в мире. В отличие от Олимпийских игр, соревнования по Формуле-1 проходят ежегодно, что позволяет все большему количеству людей по всему миру узнавать об Азербайджане.
После того, как решение проводить гонки в Баку было принято, начался этап реализации и подготовки, что заняло определенное время. Изначально было решено, что трасса должна проходить по центральным улицам города, чтобы весь мир мог увидеть его основные достопримечательности. Наиболее сложной задачей было придумать маршрут городской трассы, которая была бы подходящей для гонок. Строительство уличных трасс для болидов усложняется тем, что команде необходимо подготовить гоночную трассу в пределах города с уже устоявшейся инфраструктурой.
Разработка проекта бакинской городской трассы была поручена архитектурному бюро Германа Тильке, который в прошлом был автогонщиком и является создателем практически всех современных гоночных трасс Formula 1. Протяженность бакинской городской трассы составила шесть километров, а болиды должны были проехать пятьдесят один круг против часовой стрелки. Стартуя на площади «Азадлыг», они объезжали монументальное здание Дома правительства, построенного в середине прошлого столетия.
Далее гонщики проезжали мимо утонченного здания национальной библиотеки, датированной 1923 годом, чтобы потом подняться вдоль крепостных стен Старого города «Ичеришехер». Этот участок считается самым узким участком трассы, ведущим к зданию филармонии с вековой историей и ансамблю архитектурных шедевров XIX века. После этого участка имелся крутой спуск в сторону Приморского бульвара, который далее уводил участников гонки на финишную прямую, растянувшуюся вдоль побережья Каспийского моря. С трассы всегда можно было увидеть Девичью башню, символ древней истории и культуры Азербайджана, а также оригинальные башни современной архитектуры «Flame Towers» олицетворяющие Азербайджан как Страну огней. Старое и современное здания демонстрируют богатую историю и современное развитие города.
Тем самым, телезрители и гости могли лицезреть не только гонку, но и любоваться достопримечательностями и красивейшими видами города в течение всего времени, пока идут соревнования. После того как конфигурация трассы была готова, начались переговоры с тогдашним руководством компании Formula One Group и Международной автомобильной федерацией (FIA), которая подтверждает готовность трассы к чемпионату и отвечает за вопросы безопасности, технический и спортивный регламенты соревнования.
28 апреля 2014 года правительство Азербайджана и руководство Formula 1 подписали соглашение о проведении первых в истории страны гонок Formula 1 Grand Prix в Баку. С этого момента началась подготовка необходимых технических документов. В конце 2015 года было получено окончательное одобрение проекта трассы со стороны Международной автомобильной федерации.
С момента одобрения проекта начались строительные работы. До того, как была проложена шестикилометровая трасса, на многих участках обновились подземные коммуникации и коммунальная инфраструктура. В то же время балконы в жилых домах, расположенных вдоль трассы, были проверены на прочность. На протяжении всего процесса подготовки вопросы безопасности были первоочередными, будь то безопасность пилотов, жителей столицы или инфраструктуры города.
Учитывая, что гонка проходила в центре города, что подразумевало перекрывание движения транспортных средств, на время соревнований был подготовлен специальный план по регулированию дорожного трафика и обеспечения беспрепятственного перемещения для пешеходов. В частности, ежегодно перед каждой гонкой строятся четыре наземных перехода, а вдоль всей трассы устанавливаются барьеры безопасности.
Обычно гоночный уик-энд длится всего четыре дня, но ежегодная подготовка к нему занимает время до нескольких месяцев. Конечно, самым напряженным и тяжелым был первый год, потому что он был самым ответственным. Большинство людей, занимавшихся организацией гонок, получили свой первый профессиональный опыт в проведении гонок Formula 1, проходивших 19 июня 2016 года в Баку.
Королевские гонки как бизнес-проект
Мир Formula 1 является отдельным и специфичным, и не все понимают и воспринимают его. Зачастую трансляция гонок, их анонс или подведение итогов проходят в меньшем масштабе, в сравнении с теми же футбольными или хоккейными матчами. Но в этом виде спорта идеально гармонируют спорт, бизнес и развлечения.
Каждый сезон Формулы-1, состоящий из двадцати одной гонки, является соревнованием за звание чемпиона мира в автогонках. Недаром их называют «королевскими гонками», так как Формула-1 считается самой престижной гоночной серией в мире. Участие и победа в ней являются апогеем славы и высшим карьерным достижением для большинства автогонщиков. Кроме того, это одно из немногих спортивных событий, на котором можно увидеть всемирных звезд кино, музыки, моды и влиятельных людей из других сфер. С одной стороны, гонки сочетают в себе микс спорта и светского раута, а с другой – места проведения гонок стали площадкой для ведения бизнес-переговоров и налаживания деловых связей.
Чемпионат Formula 1 проводится с 1950 года, а в следующем году будет отмечаться его 70-летний юбилей.
Formula 1 – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам, который проходит на ежегодной основе и состоит из этапов, именуемых Гран-при. По итогам каждого сезона определяются победители в личном и командном зачетах. Гонщику, занявшему первое место в личном зачете, присваивается титул чемпиона мира, а команде вручается Кубок конструкторов.
При создании болидов конструкторами применяются самые новейшие технологии автоиндустрии. Крупнейшие компании мира инвестируют большие финансовые средства в болиды и пилотов, чтобы из года в год автоспорт становился более зрелищным. Страны борются за право проведения автогонок, в силу того, что количество кандидатов жестко лимитировано. В 2020 году в календаре проведения гонок Formula 1 появятся новые города.
Организаторы автогонок Formula 1 относятся к ним как к бизнес-проекту. Перед проведением первой гонки в Баку проводилась обширная рекламная кампания, продвинувшая не только саму гонку, трассу Baku City Circuit, но и Азербайджан как страну-хозяйку гонки. Поскольку три года назад об Азербайджане знала лишь небольшая часть любителей автоспорта, компания Baku City Circuit приглашала именитых гонщиков и журналистов, чтобы они смогли рассказать о трассе и городе, где будет проходить гонка.
Благодаря Formula 1 многие узнали об Азербайджане и его столице, так как с каждым годом растет число фанатов, приезжающих посмотреть гонку воочию, а также телезрителей, наблюдающих за борьбой пилотов по телевизору.
По первичным данным Formula 1, в 2019 году бакинскую гонку посмотрели 90,2 млн человек по всему миру, что на 10% больше по сравнению с аналогичными показателями 2018 года. Прямая трансляция автогонок и репортажи с известными комментаторами на мировых телеканалах велись в ста девяноста странах мира, что положительно отразилось на имидже Азербайджана, как туристической дестинации. В любое другое время, подобная реклама обошлась бы стране значительно дороже.
В 2017 и 2018 г.г. мировые СМИ признали бакинскую гонку лучшей в сезоне.
Ежегодно для освещения Azerbaijan Grand Prix в Баку приезжают более трехсот профессиональных репортеров, фотографов и блогеров. Ведущие репортеры из США, Великобритании, Германии и других стран публикуют материалы про Гран-при Азербайджана, параллельно рассказывая о национальной культуре страны.
Бакинский этап Formula 1 становится достаточно популярным среди фанатов автогонок. В 2019 году 85 000 болельщиков посетили гоночный уик-энд, прошедший под новым титулом – Formula 1 SOCAR Azerbaijan Grand Prix 2019. Они стали свидетелями не только драматических событий на самом скоростном городском треке автогонок, но и зажигательных ночных концертов с участием мировых звезд.
В 2018 году Гран-при Азербайджана за четыре дня посетили 94 000 болельщиков, что на 31% больше, чем в 2017 году, в котором количество болельщиков составило 71 500 человек.
Значительно расширилась география гостей, приезжающих в Баку ради гонки. В этом году, по-прежнему, наблюдался высокий приток болельщиков из-за рубежа. Гости из 74 стран мира купили 22% всех проданных билетов. В 2018 году в Азербайджан пожаловали фанаты из 78 стран мира, в 2017 году – из 65, а в 2016 году – из 42 стран.
В этом году число гостей из Великобритании выросло на 41%, из Австрии — на 28%, Нидерландов — на 26%, из Китая – на 22% и Турции – на 11% по сравнению с прошлым годом. Эти цифры доказывают, что бакинский этап Formula 1 неуклонно становится популярным местом для истинных фанатов автогонок. В то же время выросло число местных любителей автоспорта, для которых в столице открылся первый городской картинг-центр.
Экономические дивиденды
В 2017 году аудиторская компания PWC подготовила аудиторское заключение по итогам деятельности за 2016-2017 г.г. Отчет показал, что доход экономики страны от проведения Гран-при за эти два года составил 277,3 млн долларов США. Эта сумма включает в себя прямые и косвенные доходы более тысячи компаний, которые были вовлечены в организацию автогонок в Баку.
Только за время пребывания в стране болельщиков, посетивших соревнования в этот период, ими было потрачено 10,8 млн долларов США. В основном, они тратили деньги на билеты, перелеты, проживание, питание, сувениры, общественный транспорт, развлечения и культурную программу. Последняя включала в себя посещение всех исторических достопримечательностей Баку.
Истинные любители автоспорта, купившие полные билеты на все дни, получали доступ на трассу, чтобы делать фотографии в самых красочных местах трассы. Им разрешалось прогуливаться по питлейну, что повышало их шансы увидеть приготовления команд к гоночным заездам, тренировки пит-стопов, а также встретить своих фаворитов.
Имел место и кумулятивный эффект, обеспечивший прирост доходов в строительный, транспортный, телекоммуникационный, туристический секторы, а также МСБ. При этом львиная доля доходов пришлась на туристический сектор, заработавшего 37,6 млн долларов США за первые два года проведения гонки в Баку.
В феврале 2019 года Формула-1 продлила соглашение с Азербайджаном до 2023 года, в рамках чего был также значительно пересмотрен ряд текущих коммерческих условий в пользу Азербайджана. После перехода чемпионата Formula 1 в структуру Liberty Media, перед национальными промоутерами открылись новые возможности для увеличения доходов от расширения спонсорских пакетов и рекламных кампаний.
У азербайджанских организаторов появились права на размещение рекламы вдоль трассы и по всей территории развлекательной зоны, привлечение спонсоров и организацию различных концертных программ. По предварительным прогнозам, все перечисленное должно принести стране порядка 50 млн долларов США в виде дополнительной прибыли и оптимизации расходов в течение последующих пяти лет.
Чудеса на виражах
Азербайджанские гонки заработали себе репутацию «непредсказуемых» из-за достаточно сложной трассы, которая не позволяет предугадать исход гонок. В первый год на бакинской трассе была развита скорость в 366 км/ч, что сделало ее самым скоростным городским треком современности. В последующие два года фанаты назвали ее одной из лучших гонок Формулы-1 благодаря жесткой борьбе пилотов на трассе. Зрители увидели высокое число обгонов и инцидентов во время гонки, о которых долгое время вспоминали участники гонок, организаторы и ведущие СМИ.
Наряду с Монако и Сингапуром, Баку стал третьим городом, принимающим уличную гонку, имеющей свои уникальные характеристики:
— Это единственная трасса, которая проходит рядом с историческим центром, являющимся достоянием всемирного наследия ЮНЕСКО, в связи с чем правительством страны были поставлены высокие требования по обеспечению безопасности крепостных стен Старого города.
— Наличие экстремально узкого и извилистого подъема вдоль стены Старого города шириной 7,6 м, расположенного между поворотами №8 и №10, что требует от пилотов высокой концентрации и точности маневрирования. Так, если до поворота №8 скорость может достигать до 200 км/ч, то после него она сразу снижается вдвое.
— На трассе вдоль приморского бульвара, проходит скоростная прямая длиной более 2 км, что делает ее самым длинным участком среди всех трасс Formula 1. Именно здесь в 2016 году был поставлен скоростной рекорд.
— В Баку имеется единственный на чемпионате участок с двусторонним движением, где болиды движутся на встречу друг другу.
— Трасса проходит по двум мощеным улицам, которые впервые в истории города и Формулы-1 покрывались специальным покрытием для сохранения брусчатки, чтобы по ним проложить асфальт.
— Наличие одной из самых больших развлекательных зон, которая простирается на 2 км по центральной части приморского бульвара. Здесь фанаты всех возрастов могут найти себе бесплатное развлечение.
Для этого был использован опыт проведения гонок в Абу-Даби и Сингапуре, где развлекательная программа была представлена в формате фестиваля, включавшего в себя концерты и зоны с различными развлекательными мероприятиями (симуляторы болидов Formula 1, музыкальные представления, аттракционы и т.д.).
За время проведения гонки Formula 1 в Баку свои концерты дали такие известные исполнители, как Фаррелл Уильямс, Энрике Иглесиас, Мэрайя Кэри, Таркан, Николь Шерзингер, Крис Браун, Кристина Агилера, Дуа Липа, группа «The Black Eyed Peas» и др.
Участники Formula 1 SOCAR Azerbaijan Grand Prix 2019
В чемпионате участвуют десять команд, каждая из которых представлена двумя пилотами. Таким образом, на каждом этапе Formula 1 соревнуются двадцать гонщиков. Лидером сезона является команда Mercedes Benz, за которой следует Scuderia Ferrari, а тройку лучших команд замыкает команда Red Bull Racing. Наиболее титулованными гонщиками являются Льюис Хэмилтон, пятикратный чемпион мира по автогонкам Formula 1 и Себастьян Феттель, четырехкратный чемпион мира.
У каждой команды есть свои основные спонсоры, чьи имена часто отражаются в названии команды. Логотипы других спонсоров наносятся на болиды и форму пилотов. Кроме того, у самой гонки могут быть свои спонсоры. Основным считается титульный спонсор, как, например, в этом году у бакинской гонки появился первый титульный спонсор в лице национальной нефтяной компании SOCAR. Это отразилось в официальном названии прошедшей гонки — Formula 1 SOCAR Azerbaijan Grand Prix 2019. Также был подписан трехлетний контракт с компанией Bakcell, одним из ведущих операторов мобильной связи; также были заключены контракты с национальными авиакомпаниями Azerbaijan Airlines и Silkway.
Планы на 2020 год
За последние четыре года были достигнуты значительные результаты в проведении гонок Formula 1 в Азербайджане. Благодаря их зрелищности бакинский этап стал одним из обязательных к посещению мест среди болельщиков из Европы, которые составляют основную фанатскую базу Formula 1.
Согласно распространенной информации, предстоящий гоночный уик-энд пройдет с 4 по 7 июня 2020 года. К тому же, в следующем году в Азербайджане будет проводиться пятая по счету гонка, которая будет организована на таком уровне, чтобы остаться в памяти любителей Формулы-1.
Для того, чтобы превратить это событие в масштабный праздник для жителей и гостей столицы, помимо официальных концертов был добавлен новый формат вечеринок с участием топовых диджеев, которые проходили под названием Baku City Sounds. Они проходили в концертном зале Elektra Events Hall с участием таких известных исполнителей электронной музыки, как Махмут Орхан, Робин Шульц, а также Lost Frequencies.
Ақыл-кеңес от Baku City Circuit
Поскольку в следующем году гонка Formula 1 будет проходить в летнее время года, которое выпадает на сезон отпусков, гостям из Казахстана рекомендуется приехать на более долгий срок для посещения всех достопримечательностей Азербайджана. Помимо этого, организаторы гонок советуют посетить Гобустанский государственный историко-художественный заповедник и грязевые вулканы Дилянгаз, Галандарахтарма, Торагай и др. Любители футбола вслед за Формулой-1 могут остаться на матчи группового этапа чемпионата Европы по футболу, которые будут проводиться 13, 17 и 21 июня 2020 года на Олимпийском стадионе в Баку.