Если провести маленький эксперимент и попробовать найти в интернет-пространстве произведения казахстанских художников, даже корифеев (особенно – корифеев), то вы будете разочарованы. Их попросту там нет или почти нет. Это очень обидно и несправедливо, поскольку наши шедевры – уникальны. Нам есть, чем гордиться и чем радовать себя и мир. Это произошло по причине того, что в 90-е годы ХХ века произошел разрыв поколений. Сегодня молодое поколение почти не знакомо с творческим наследием своих отцов, не говоря уже о наследии своих дедов.
Ольга Батурина,
кандидат искусствоведения,
профессор КазНАИ им.Т.Жургенова
Между тем, это наследие является бесценным и необъятным. Тем более ценен совместный проект картинной галереи «Жауһар», о котором предполагается рассказать, показав живопись классиков нашей страны из разных ее регионов. Сегодня речь пойдет о двух шедеврах кызылординской живописной школы.
Красавица Кызылорда, старинный форпост восточного Приаралья, расположенного на берегах легендарной реки Сырдарья, считается первой столицей современного Казахстана, богатой на таланты. Здесь открылся первый казахский музыкальный театр, где танцевала легендарная Шара Жиенкулова. Своим талантом восхищали публику Калибек Куанышбаев, Серке Кожамкулов и многие другие деятели.
Художник Кенжебаев Чингиз Бейсембаевич (1927–1996), родившийся в Кызыл-Орде, считается признанным мастером казахской живописи и графики. В 1954 году он закончил Алматинское художественное училище, после чего четыре года учился в Московском государственном художественном институте им. Сурикова. В 1961 году становится членом Союза художников СССР.
Его работа «Чай по-казахски» (1991), безусловно, относится к шедеврам казахской живописи, не случайно став символом галереи «Жауһар». В ней так емко и ярко сконцентрированы образ и тема любви к своей земле. В этой работе каждый элемент является неотъемлемой частью целого: темный профиль таинственного самовара, напоминающего очертаниями волшебную лампу Алладина; яркие привычные узоры старинного текемета; блюдо, лепешка и пиала, превращенные верхним ракурсом в круги. Все здесь выглядит праздничным, все пронизано радостным настроением, с которым всегда ждут и встречают гостей на казахской земле. Умение переходить от бытового к бытийному, отраженное в этой небольшой работе, выполненной в «простом» жанре, встречается редко и отличает настоящего большого художника.
Мамаков Койшыбек Искакович (1945-1992), казахстанский художник-живописец и график, тоже родился и всю жизнь прожил в Кызыл-Орде. Являлся членом Союза художников СССР. Основной темой его творчества являются пейзажи. И хотя казахская живопись богата талантливыми пейзажистами, его работы отличаются от всех и сразу запоминаются своей точностью, лаконичностью и графической выразительностью. Именно благодаря этим своим качествам они обладают особым символизмом. Картина «Алатау. Осень» (1989) - это типичный для художника пейзаж с крупным первым планом, с декоративной ясностью композиции, с форсированным цветом и стилизованной формой. Все его пейзажи написаны с натуры, но это не простое пассивное отражение реального природного мотива, это всегда его преобразование и преображение.
Чингиз Кенжебаев и Койшыбек Мамаков считаются художниками разных поколений, но их объединяет единое чувство радости жизни, которое особенно ярко проявляется в колорите кызылординской живописной школы. Несмотря на то, что оба этих шедевра написаны в трудные девяностые, в них содержится столько надежды и веры в светлое будущее, что нам сегодня впору этому поучиться. Прежде всего, поучиться видеть светлую сторону жизни, несмотря на все сложные жизненные обстоятельства.
Произведения этих живописцев хранятся в фонде Государственного музея искусств Казахстана им. А Кастеева, а также в коллекции картинной галереи «Жауһар».